Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации





В середине 50-х годов XX в. понятие "ментальность" вошло в научную сферу благодаря исследованиям французских ученых Ж. Любье и Р. Мандру. В 1958 г. этот термин появился в энциклопедических справочниках. Термином"ментальность" определяют социально-психологические явления, отображающие духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Категория "менталь­ность" дает возможность анализировать психический склад людей в социальном, политическом или этническом контексте. Ментальность охватывает различные уровни социальных ценностей. Таким образом, ментальность – важный этнопсихологический феномен, который является интегральным этнопсихологическим признаком индивида, народа, нации. В англоязычной психологической литературе менталитет определяется как "свойство разума, характеризующее отдельного индивида либо группу индивидов"; "обобщение всех характеристик, определяющих психику"; "способ мышления или характер размышлений". В зарубежной психологической литературе выделяют три структурных компонента ментальности:

¨ эмоциональный (мотивный);

¨ вербальный (когнитивный);

¨ поведенческий (конативный).

Эмоциональная подсистема ментальности включает в себя:

а) эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов. Они выступают, по мнению Л. Гутмана, импульсом к систематизации знаний, к определенному поведению.

б) переживания, связанные с наиболее важными вербальными элементами.

Вербальная подсистема ментальности состоит из знаний об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта в процессе обучения (самообучения).

Поведенческая система ментальности служит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентации, этнических ценностей. Ментальная установка* реализуется в действиях, поступках человека, так как именно поступок в отличие от таких категорий, как мотивация, интеллект, воля, характер, касается не отдельного аспекта психики индивида, а представляет собой единую структуру, соответствующую реальным целостным проявлениям самореализации человека как личности, индивидуальности, гражданина. Действительно, всякий поступок есть целостное явление, в котором в неразрывном единстве существуют субъективно-личностные (мотивы) и объективно значимые (результаты) элементы. Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных взаимоотношений, в конкретных фактах самоорганизации этноса.



Например, индивидуализм и предпринимательский дух американцев сформировался в историческом процессе этой страны, в ее сложной этнической и географической структуре. Важную роль в этнопсихологии играет ментальный инструментарий, т. е. понятия и категории этнокультуры, – языки, обряды, обычаи, верования, магия, мифы, искусство, мораль. Анализ мифологии, фольклора, архетипов и установок коллективного подсознательного позволяет изучить ценностно-смысловые образования этнических субъектов, так как именно они являются определяющими в структуре этнической ментальности. Ментальность представляет собой целостное выражение духовных направлений, которые не сводятся к сумме форм общественного сознания (религии, искусства), а есть специфическое отображение действительности, обусловленное процессом жизнедеятельности этноса в определенном географическом, историческом и культурном пространстве. Этническая же ментальность является по своей сути системой образов, представлений, стимулирующих и регулирующих поведение в данных культурных и социальных условиях. Характерные психологические черты этнических субъектов, по которым соответственно можно судить об их историческом и социальном процессах формирования, зафиксированы в их ментальности. Этническая ментальность на современном этапе приобретает самостоятельность и нередко становится определяющим социально-психологическим фактором, обусловливающим общественно-политические процессы и процессы этногенеза в большинстве стран бывшего СССР. Роль ментальности в этносе состоит в ориентации представителей этноса на определенное поведение, ценности, мировоззрение и носит мировоззренческо-практический характер.

Внутренние факторы определяются, с одной стороны, филогенетическим наследием, проявляющимся в форме врожденной интроверсии высших психических функций в восприятии окружающей действительности, в тенденции доминирования эмоций и чувств над волей и интеллектом, с другой стороны – объемом и глубиной жизненного опыта как результата процесса обучения, влияющего, в свою очередь, на уровень самоактуализации, т. е. стремления человека к наиболее полному выявлению и развитию своих индивидуальных возможностей. Развитие менталитета у отдельного индивида зависит от особенностей психических процессов или психических функций (память, эмоции, чувства, мышление, эмпатия, волевой момент), интегрирующих физический, интеллектуальный и духовный потенциал личности.

Среди внешних факторов необходимо выделить семейные традиции, а также содержание и формы взаимодействия индивида: с референтной группой; с исходным контактным коллективом в детском саду, школе; с педагогическим коллективом; со средствами массовой информации.

Исследователи национальной ментальности считают, что для украинцев приоритетными являются: отношение к земле как к Родине-матери, к своим культурно-историческим ценностям; толерантность к другим культурам, религиям; свободолюбие; стремление к "чистоте крови"; преобладание чувственности над рациональностью (философия "сердца"); ориентация на горизонтальное нивелирование. Такого мнения придерживались И. Мирчук, М. Шлемкевич и Д. Чижевский.

Опираясь на социально-психологические исследования истории и культуры украинского народа и труды М. Грушевского, Н. Костомарова, А. Кульчицкого, В. Липинского, приходим к выводу, что менталитет украинского народа характеризуют четыре системообразующих признака:

¨ интровертность высших психических функций в восприятии окружающей действительности, выражающаяся в концентрации лич­ности на фактах, проблемах внутреннего, личностно-индивидуального мира;

¨ проявление сентиментальности, чувственности, эмпатии, любви к природе, красочного эстетизма народного быта;

¨ анархичный индивидуализм, проявляющийся в различных формах опосредованного стремления к личной свободе при отсутствии организации, стойкости и дисциплины;

¨ доминирование эмоции и чувств над волей и интеллектом. Таким образом, менталитет является сложной иерархической системой, определяющей направленность человека, отдельных социальных групп, нации в социуме, их цели и мотивы жизнедеятельности.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.