Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуализм – коллективизм




Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее, если не более важны, чем групповые.

Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными.

В каждой культуре люди имеют как индивидуалистические, так и коллективистские тенденции сознания и поведения, однако относительно больший крен в сторону индивидуализма характерен для Запада, а в сторону коллективизма – для Востока и Юга (Африка).

Считается, что индивидуалистические культуры способствуют самореализации их членов.

Согласно иерархии потребностей А. Маслоу, главная цель жизни человека – это самоактуализация. Каждая личность рассматривается как обладающая индивидуальным набором талантов и возможностей. Актуализация этих возможностей рассматривается как высочайшая цель, которой человек должен посвятить свою жизнь. Стремление к самореализации обычно сопровождается субъективным чувством правоты и хорошего личностного самоощущения.

Ценности же коллективистской культуры иные. В этой системе групповая деятельность – доминирующая, ответственность разделяется между членами группы, каждый из которых подотчетен коллективу.

Считается, что в индивидуалистических культурах люди заботятся в первую очередь о себе и членах своей семьи, в то время как в коллективистских культурах люди принадлежат к определенным группам, которые, в свою очередь, должны заботиться о них в обмен на преданность членов группы ее интересам,

В индивидуалистических культурах личная, или Я-идентичность, превалирует над групповой, или МЫ-идентичностью, которая является определяющей для личностного поведения в коллективистских культурах.

При ответе на вопросы теста Куна и Макпартленда «Кто Я?» представители коллективистских культур склонны отвечать в терминах социальной принадлежности «я – сын, я – студент», а в индивидуалистических – в терминах личностных особенностей («я – творческий человек, я – добрый»). Доля ответов, указывающих на социальную принадлежность, колеблется в коллективистских культурах в пределах 30-60%, а в индивидуалистических – 15-20%.

В индивидуалистических культурах поведение личности определяется ее мотивацией к достижению, а в коллективистских – принадлежностью к группе.

Есть еще очень важное психологическое отличие между данными типами культур: для членов индивидуалистических культур характерной является универсальная шкала ценностей, которая используется при оценке как членов ингруппы (группы «своих», в которую входит индивид), так и членов аутгруппы (внешней по отношению к индивиду).

Представителям коллективистского типа культур, наоборот, свойственны частные системы ценностей: при оценке членов ингруппы – одни, при оценке членов аутгруппы – другие, которые могут весьма сильно различаться, как и поведение по отношению к «своим» и «чужим».

Например, коллективисты могут помогать и опекать членов своей группы и в то же время эксплуатировать членов аутгрупп. Если, например, вы приглашены в дом традиционного коллективиста, вам будет подано лучшее угощение – такое, какое редко видят члены его семьи в обычной жизни. Индивидуалист подаст такое угощение для нескольких близких друзей или соседей, когда же предполагается много не очень близких гостей, то угощение будет довольно скудным и ординарным. Но индивидуалист будет вежлив с незнакомыми, общаясь в метро или по телефону, тогда как коллективист может третировать незнакомца, воспринимая его как досадную помеху.

Члены индивидуалистических культур образуют собственные дружеские привязанности и отношения. Они формируют дружеские связи одного-единственного типа – по личному выбору. Когда американец встречает другого, кто восхищается тем же, что и он, тогда он делает попытки завязать дружбу. Подобные отношения, по-видимому, имеют три основных измерения: доверие (искренность), поддержание самоуважения и помогающее поведение. Доверие характерно для отношений, основанных на подлинных и искренних чувствах. Поддержание самоуважения характерно для отношений, основанных на признании и уважении социальной и личностной идентичности другого. Помогающее поведение характеризует отношения, основанные на взаимной помощи и поддержке в случае необходимости.

Члены коллективистских культур образуют дружеские отношения на основании тех, которые были сформированы в начале жизни, при участии родителей или других старших членов семьи или наставников. Пример межличностных связей, основанных на взаимных симпатиях, интересах, ценностях, взаимном притяжении, – это дружба одноклассников одного пола, и таким связям свойственно сохраняться всю жизнь. Количество личных друзей обычно небольшое, но им отводится очень важная функция в жизни индивида – с ними он может свободно и искренне обсуждать свои интересы и ценности, свои личные проблемы, что помогает индивиду «отводить душу» так, как он не сможет сделать нигде в строго регламентированном обществе.

Г. Триандис считает, что ингруппа в коллективистских культурах имеет большое значение и оказывает сильное влияние на жизнь индивида, в то время как индивидуалистическим культурам это несвойственно.

Коллективистские культуры ставят цели, потребности и взгляды ингруппы над индивидуальными; социальные нормы ингруппы ставятся выше, чем личная воля каждого; господствующие в группе убеждения выше, чем верования и убеждения отдельного индивида; ценность кооперации в ингруппе выше, чем самореализация индивидов.

Количество ингрупп и глубина влияния каждой ингруппы зависят от того, является ли данная культура индивидуалистической или коллективистской. Увеличение количества ингрупп ведет к снижению их влияния. В индивидуалистических культурах человек может входить в разнообразные группы, влияние которых может быть противоречиво, и он сам склонен решать, как ему поступить.

Когда отношения по вертикали (родители – дети) входят в конфликт с отношениями по горизонтали (между супругами), люди из коллективистских культур отдают предпочтение отношениям по вертикали, а из индивидуалистических – по горизонтали.

Поскольку индивидуалистические культуры имеют множество разнообразных ингрупп, то они оказывают меньшее влияние на индивидов, чем ингруппы в коллективистских культурах, в которых есть только несколько главных ингрупп. Возможно, поэтому в западных обществах, принадлежащих большей частью к индивидуалистическим культурам, множество политических партий, обществ, союзов и т. д. играет довольно слабую роль в детерминации поведения людей, которое больше зависит от их личных симпатий и склонностей.

Г. Триандис считает, что ингруппы в коллективистских культурах не равны по важности: в некоторых культурах, например, на первом месте стоит семья, а в других – компания.

Набор ингрупп может быть разным: семейная ингруппа, отношения с членами которой рассматриваются как очень близкие; ингруппа компании, в которой человек работает (сотрудники, коллеги), отношения с которыми также могут рассматриваться как очень близкие – «вторая семья»; университетская ингруппа (однокурсники –также «братья и сестры») и т. д. Аутгруппы в этом ряду представлены прежде всего иностранцами и членами других этнических групп.

Ингруппа становится особенно значимой, когда ее члены воспринимаются индивидом как имеющие общую судьбу. Такая группа воспринимается и трактуется индивидом как своя группа. Своя группа – это совокупность людей, сходных в важнейших особенностях: верованиях, убеждениях, установках, моделях поведения, воспринимающих друг друга близкими и едиными особенно в ситуации внешней угрозы. Ситуация опасности выявляет «общность судьбы» и делает принадлежность к данной группе регулятором поведения.

Некоторые исследователи выделяют личностное измерение, параллельное индивидуализму – коллективизму: это идиоцентризм – оллоцентризм (idiocentrism – allocentrism).

Идиоцентризм на психологическом уровне соотносим с индивидуализмом на уровне культурном, а оллоцентризм на психологическом уровне сопоставим с коллективизмом.

Было установлено, что оллоцентристские тенденции представлены тремя факторами:

¨ подчинение индивидуальных целей групповым,

¨ восприятие группы как продолжения себя,

¨ сильная внутригрупповая идентификация.

Отмечается также, что люди с выраженными оллоцентристскими тенденциями демонстрируют сильную внутригрупповую поддержку, в то время как люди с идиоцентристскими характеристиками выглядят более одинокими.

Измерение по линии индивидуализм – коллективизм играет ведущую роль и в других теориях культурной вариативности.

Гармония и сохранение мира – важные ценности коллективизма, поэтому любое несогласие в своей среде в данных культурах предпочитают тщательно скрывать («не выносить сор из избы»). В индивидуалистических культурах допускается конфронтация внутри группы, а иногда она воспринимается даже как желательная – необходимость «впустить свежий воздух».

Уверенность в себе – ценность, значимая в обоих типах культур, но в разных значениях: в коллективистских культурах это означает:

«Я не являюсь обузой для своей группы», а в индивидуалистических:

«Я могу делать то, что мне надо».

Современные исследования разделяют коллективизм на два типа: горизонтальный – характеризует взаимную зависимость людей друг от друга, и вертикальный – означает служение индивида группе. Оба типа коллективизма тесно коррелируют между собой.

Люди в индивидуалистических культурах часто отдают приоритет своим личным целям, даже когда они входят в конфликт с целями значимых групп (семья, рабочий коллектив, приятельская компания). Представители коллективистских культур, соответственно, отдают преимущество целям группы, что особенно заметно у тех, кто придерживается вертикального коллективизма.

Например, в коллективистских культурах люди могут жить рядом с состарившимися родителями, даже когда при этом страдает их работа, карьера или им не нравится климат данной местности. В индивидуалистических культурах взрослые дети выберут лучший климат или работу вне зависимости, близко это или далеко от их родителей. Людям из коллективистских культур такое поведение может представляться эгоистическим.

В коллективистских культурах личность определяется через принадлежность к определенным группам, которые влияют на разные

типы социального поведения.

Например, члены коллективистских культур часто (но не всегда) организованы в иерархическую структуру и имеют тенденцию:

¨ заботиться о своем влиянии на членов ингруппы;

¨ делиться с членами ингруппы;

¨ ощущать взаимную зависимость;

¨ чувствовать себя включенными в частную жизнь членов ингруппы;

¨ в сильной степени заботиться о целостности и сплоченности ингруппы.

Члены же индивидуалистических культур эмоционально абстрагируются от членов ингруппы и ощущают себя отдельными, независимыми, автономными личностями.

Коллективизм также влияет на различные стороны социальной жизни. Например, в автократических режимах государство может руководить наукой, искусством, политикой, религией, чего не наблюдается в индивидуалистических культурах.

Совсем недавно в нашей стране мы наблюдали вмешательство государства а эти сферы человеческой деятельности, сейчас это уже кажется нелепым – происходит то, что можно назвать «разгосударствливанием» жизни.

Главная предпосылка индивидуализма, по мнению Г. Триандиса – уровень благосостояния. Г. Хофстед выявил значимую корреляцию между долей валового национального продукта на душу населения и выраженностью индивидуализма. Считается, что финансовое благополучие ведет к социальной и психологической независимости. Наиболее состоятельные и образованные слои общества в любой культуре имеют тенденцию быть настроенными более индивидуалистически. Миграции, социальная мобильность и урбанизация также способствуют росту индивидуализма.

В то же время, проявление индивидуалистических или коллективистских тенденций зависит не только от культуры, но и от социального контекста: человек может демонстрировать коллективистские тенденции в семье и среди близких друзей, и индивидуалистическое поведение – на работе или с незнакомыми людьми.

Чем отличаются люди, придерживающиеся норм индивидуализма или коллективизма? Исследования показали, что в коллективистских культурах поведение людей трактуется с позиций норм, принятых в данной культуре, а в индивидуалистических – объясняется личностными особенностями и установками самого индивида. В коллективистских культурах успех человека чаще приписывается помощи других людей, богатству и т. д., а в индивидуалистических культурах успех приписывается способностям личности. Неудача, в свою очередь, в коллективистских культурах трактуется как следствие лени, а в индивидуалистических – как результат неблагоприятного стечения обстоятельств.

В коллективистских культурах человек чаще сам приспосабливается к ситуации, чем меняет ситуацию «под себя», а в индивидуалистических культурах – наоборот, стремится изменить ситуацию в «свою пользу». В коллективистских культурах людям свойственно знать (и рассказывать) больше о других, чем о себе, а в индивидуалистических культурах – наоборот, индивид больше склонен знать (и говорить) о себе, чем о других.

Согласно измерениям Г. Хофстеда, культурами индивидуалистического типа являются культуры Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Италии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Франции, Швеции и др.

Коллективистскими культурами, согласно этим же измерениям, можно считать культуры Венесуэлы, Гватемалы, Индонезии, Китая, Колумбии, Кореи, Коста-Рики, Пакистана, Перу, Португалии, Тайваня, Эквадора, Японии, и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...