Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этноцентризм и национализм. Их сущность и причины возникновения




Суть этноцентризма сводится к совокупности массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные. Эти представления являются психологическими образованиями массового сознания в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа, щедро наделенных положительными чертами в количествах, которые намного превосходят аналогичные черты в представлениях о других народах. Этноцентризм выливается в четко выраженную склонность рассматривать ценности любого другого народа сквозь призму ценностей своего собственного и отрицать их в оценках, при выработке решений, в деятельности и поведении, если они (реально или в воображении) не совпадают. В простейшем виде этноцентризм проявляется в удовлетворении, которое люди испытывают при восприятии и воспроизведении анекдотов, где в сюжете есть состязательное участие представителей различных национальностей, попавших в необычную ситуацию; при любых поворотах сюжета самый остроумный выход из нее находит представитель "своей" национальности. В более сложных формах этноцентризм проявляется в принятии важных политических решений без должного учета интересов других народов.

Психологический этноцентризм – это форма групповой идентификации в виде эмоционального и абсолютного разделения ценностей своей этнической или национальной группы. Такая идентификация сводится к процессу мысленного самопричисления индивида к социально-этнической общности и субъективного соотнесения себя со всем, что представляется ему положительным в его нации или народности. Подобное отождествление с ценностями этнической общности не обязательно проявляется лишь в форме этноцентризма. Оно лежит в основе и таких явлений, как национальное чувство и национальное самосознание. Одно из следствий такой идентификации с национальной группой – образование сложного комплекса чувств, образов и представлений, предшествующих и сопровождающих то состояние сознания людей и соответствующее ему поведение, которое обозначается понятием "патриотизм". Но в явлении этноцентризма групповая идентификация с ценностями своей этнической группы не сопровождается осознанием гражданских обязанностей и стремлением служить интересам своей нации, как это происходит в явлении патриотизма. В отличие от патриотизма в этноцентризме нет гражданского чувства любви к отечеству, нет осознанной преданности ему; он не выражается в рациональном стремлении людей к экономическому, социальному и культурному развитию общности. Его сопровождают иррациональные представления о социальной неполноценности других этнических групп и болезненно гипертрофированное национальное чувство.

Явление этноцентризма вместе с сопровождающей его гипертрофией национального чувства легко прослеживается в психологии любой угнетенной или дискриминируемой в социальном отношении народности. Идентификация с ценностями своей национальной или этнической общности в таком случае становится защитной функцией индивидов. В этноцентризме и стихийной гипертрофии своего национального чувства представители угнетенной или дискриминируемой группы видят компенсацию навязываемого им извне комплекса социальной неполноценности. На это, в частности, обращают внимание исследователи проблем этнических отношений. Они также отмечают аналогичную функцию у фольклора нации или народности, подвергаемой дискриминации, и не­редко приводят в качестве примера этой функции популярную среди американских негров пословицу: "Чем ягода чернее, тем слаще ее сок".

В общественных отношениях явление этноцентризма и побочные его продукты в виде этнических и националистических предрассудков становятся психологической основой национализма в политике и социальной практике. На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической замкнутости, к обострению чувствительности и повышению ранимости психики, когда речь идет о его национальной или этнической группе. На уровне социальной группы это явление дает осложнения в виде национальной нетерпимости.

Вместе с тем в определенных социально-экономических условиях гипертрофированное национальное чувство на основе этноцентрических образований в обыденном сознании людей, составляющих дискриминируемую нацию или народность, может совпасть по своей направленности с чувствами патриотическими. В истории украинцев, сербов, хорватов, греков, румын, болгар всеми исследователями отмечается деятельность идеологов-просветителей, чье творчество активно мешало ассимиляции этих народов турками и разрушению традиционной национальной культуры. Аналогично обостряли национальные чувства идеологи движения, возглавляемого Гарибальди в Италии против австрийцев, и деятели "Шин Фейна" в Ирландии против англичан. Вместе с тем этноцентризм как совокупность иррациональных представлений о собственной этнической общности становится психологической базой для проявления национального высокомерия в национализме дискриминирующей нации. Такой этноцентризм по отношению к "инородцам" всячески насаждался и поощрялся в дореволюционной России и в Австро-Венгрии. Он и сегодня культивируется в США, Великобритании и Германии для решения идеологических задач по обоснованию "права" на мировое господство или "руководство миром" для "ответственности за судьбы других народов".

Внешними условиями, благоприятствующими использованию этноцентризма в политических целях, являются конфликтная или кризисная ситуация в любой сфере общественных отношений, экономические трудности, нарушение законности, пограничный спор, преднамеренно разжигаемая рознь в связи с конфликтами в прошлом и т. д. В таких условиях посредством преднамеренного нагнетания национальных чувств культивируется этноцентризм национальности, составляющей большинство народа. В связи со стремлениями национального меньшинства к национальной и культурной автономии, особенно если это стремление сталкивается с искусственно воздвигаемыми препятствиями, стихийно расцветает этноцентризм национального меньшинства. Таким образом, этноцентризм выступает при определенных социально-экономических условиях в качестве основы появления националистической психологии.

В основе механизмов, превращающих национальные проявления в националистические на социально-психологическом уровне, лежат два элементарных психологических образования – установка и стереотип, а также процесс "перемещения", с помощью которого становится возможным направить эмоциональную реакцию на объект, причинно не связанный с возникновением такой реакции. Эти механизмы чаще всего преднамеренно используются в целях культивации этноцентризма, закрепления этнических предрассудков и побуждения людей к националистическим настроениям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...