Теоретико-методологические
ПРОБЛЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 18 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В. Г. Асеев (Москва) Среди многочисленных предрасполагающих условий психической устойчивости личности и успешного преодоления жизненных трудностей возрастного и профессионального развития следу- ет особо выделить структурные особенности сло- жившейся у человека ценностно-мотивационной структуры. Обобщая данные конкретных исследо- ваний различных видов деструктивного поведения, включая переживания и попытки суицидального типа, можно сделать вывод, что одним из важных предрасполагающих условий к возникновению внутриличностных трудностей является дисгар- моничность структуры ценностно-мотивационной системы личности в данный период жизни или в данном психическом состоянии. Истоки этой дис- гармоничности кроются в сложном, диалектически двойственном строении мотивационной системы. Типичная стратегия организации жизнеде- ятельности заключается в том, чтобы удовлетво- рять потребности, осуществлять жизненные планы и идеалы, то есть она заключается именно в том, чтобы преобразовать высокозначимые смысловые образования в низкозначимые, а в идеале свести, редуцировать эту значимость к нулю, чтобы осво- бодиться от негативного влияния актуальных моти- вационных установок типа потребности как нужды, необходимости. Это важно и для того, чтобы осво- бодить смысловое пространство личности для ак- туализации еще более значимых, объективно важ- ных – и более «интересных», достойных человека смысловых установок. Поэтому живая диалектика
смысловых стратегий поведения заключается в дан- ном случае в том, чтобы, с одной стороны, успешно и гарантированно удовлетворить одни побуждения, редуцировать их в значимости, а с другой – актуали- зировать новые побуждения, восстанавливая тем са- мым общее богатство смысловой системы личности и даже развивая смысловой потенциал. Он действи- тельно выполняет функцию потенциала, поскольку служит мотивационно-смысловым средством реа- лизации другого – деятельностно-динамического потенциала, актуализация которого невозможна без мотивационно-смыслового его обеспечения. Без та- кого двустороннего процесса может образоваться (и действительно при определенных неблагопри- ятных условиях образуется) своеобразный мотива- ционный вакуум, проявляющийся в том, что одно я «могу, но не хочу» (незначимо, неинтересно и т. д. ), а другое, наоборот, я «хочу, но не могу». Образо- вание такой типично невротической двухзональной структуры смысловой системы личности крайне опасно как на ситуативном уровне, так и особенно на общеличностном, поскольку создает потенци- альную возможность суицидальных тенденций. Одним из ключевых вопросов проблемы цен- ностных ориентаций личности в мотивационном аспекте является вопрос об истоках актуализации ценностных установок. Традиционная позиция по этому вопросу заключается в том, что ценностные установки актуализируются по типу фиксации вы- соко значимого желательного состояния действи- тельности, реализация которого требует обширного временного пространства и значительных усилий, обеспечивающих высокозначимый, идеальный ре- зультат, но выходящих нередко за пределы налич- ных возможностей человека. Однако существует и второй, дополнительный, и в некотором смысле прямо противоположный исток актуализации цен- ностных установок, когда фиксируется уже до-
стигнутый и достаточно гарантированный уровень реализации значимых ценностно-мотивационных установок, составляющий не менее важный компо- нент смыслового потенциала личности. Для чело- века значимо не только то, чего ему не хватает, но и то, что уже стало важным элементом его образа жизни и без чего он не мыслит себе сколько-нибудь благополучного существования. Это то, что функ- ционально вполне достижимо, а в мотивационном аспекте не просто абстрактно желательно, а совер- шенно необходимо. Соответствующие установки составляют u1074 важную часть ценностных ориентаций. В ходе социализации, обучения и освоения профессии происходит смещение ценностно-моти- вационных образований личности. Усвоение зна- ний, успешное овладение технологиями профессио- нальной деятельности, включение в корпоративную среду приводит к естественному снижению ряда первоначально высокозначимых мотивационных образований. Формирование эффективных алгорит- мов, штампов, автоматизация профессиональных действий, снижение функциональных и времен- ных затрат приводит к значительной девальвации многих ценностных установок. Но столкновение с трудными и невозможными пока для реализации за- дачами также приводит к снижению их субъектив- ной значимости. Таким образом формируются две области, в которых высокая объективная важность задач закономерно не соответствует их субъектив- ной значимости: с одной стороны то, что обходит- ся очень «дешево» по затратам и вполне успешно реализуется – а с другой – то, что хотя и важно, но пока невозможно для успешной реализации. Эти субъективные значимые образования могут не со- ответствовать объективным характеристикам. Че- ловек нередко преувеличивает трудности реализа- ции жизненных целей, недооценивает их, не прида- ет должного значения объективно важным задачам или явно преувеличивает значимость других задач. Трудности возрастного и профессионального раз- 19 Кострома, 16–18 мая 2007 г. вития, преодоление которых располагается в пре- делах функциональных возможностей личности, но за пределами необходимой психологической готов- ности, могут привести к разочарованию и приня-
тию деструктивных, саморазрушающих решений. Именно в этих случаях необходима помощь психо- лога-консультанта и психотерапевта. Наличие двух диалектически дополнительных истоков актуализации и блокирования ценностных ориентаций определяет и ряд существенно разных их функций, основными из них являются смысло- образующая и регулятивная. Смыслообразующая функция ценностных ориентаций, приближающая их к мотивационным образованиям типа мечты u1080 и идеала, включает в себя подфункции мотивацион- но-смысловой интеграции побуждений и психоте- рапевтическую. Регулятивная функция также неод- нозначна по назначению и включает в себя динами- ческую подфункцию функциональной и смысловой мобилизации и подфункцию непосредственной реа- лизации промежуточных установок целевого типа. Психотерапевтическая функция смысложиз- ненных установок - это смысловой резерв, перспек- тива, надежда, «светлый огонек», предмет эмоцио- нально-экспрессивных переживаний и существен- ная часть Я-концепции личности. Совладание личности с жизнеными трудностями: Активность, поведение, Деятельность Е. А. Белан (Краснодар) Современные исследования совладания лич- ности с трудными жизненными ситуациями нако- пили достаточно фактического материала, требу- ющего комплексного теоретического осмысления. Изучение феномена совладания личности находит- ся в стадии, когда возникла настоятельная необхо- димость обозначения теоретических контекстов та- кого рода исследований. Совладание личности с жизненными трудно- стями – многоаспектный феномен. Одной из глав- ных характеристик совладания является его соотно- симость с особого рода ситуациями осуществления жизнедеятельности личности, в целом обозначае- мыми как трудные (значимые). Вне контекста теоре- тической модели «субъект – ситуация» совладание как феномен личностной активности теряет свою определенность, поскольку остается неясной его функциональность. Если под трудными ситуация-
ми понимать такие ситуации, параметры которых переоцениваются личностью в сторону повышения их субъективной значимости (что ведет к превыше- нию обычных адаптивных возможностей субъекта), то главной функцией совладания будет выступать устранение (или, по крайней мере, уменьшение) рассогласования, неизбежно возникающего во вза- имодействии субъекта с жизненными трудностями (Белан, 2004). Тем самым, совладание может быть классифицировано как разновидность реализации личностью своих адаптивных возможностей, свое- образная форма взаимодействия субъекта с окружа- ющим миром. Широкий спектр исследований последних лет данного феномена показывает, что объем понятия «совладание» выходит за рамки содержания тра- диционно используемого термина «копинг-поведе- ние». В совладании личности раскрываются ее фун- кционально-динамические характеристики, способ ее самовыражения, отношение к миру в его опре- деленных качествах. Совладание – это и опреде- ленным образом организованная деятельность, имеющая свои внешние и внутренние структурные основания, посредством которой субъект реализу- ет свои жизненные отношения. Таким образом, в совладании личности с жизненными трудностями определяются активностные, поведенческие и де- ятельностные основания. Понимание совладания как совладающей ак- тивности базируется на соизмеримости содержа- тельных характеристик феномена с категориальны- ми признаками активности личности в качестве все- общей характеристики жизни, отношения человека к миру, деятельным состоянием живых существ как условия их существования (Петровский, Ярошевс- кий, 2003). Согласно К. А. Абульхановой, активность лич- ности определяется как функционально-динами- ческое качество, которое интегрирует всю ее психо- логическую структуру, что обеспечивает личности возможность по-своему структурировать жизнеде- ятельность. Активность – способ самовыражения личности в жизни, при котором сохраняется целос- тность, автономность, индивидуальность личности, обеспечивается возможность ее развития (Абульха- нова, 1999). Исходным для В. А. Петровского является представление об активности как движении, ха- рактеризующем деятельность и неотделимом от нее. Таким образом, активность – это совокупность обусловленных индивидом моментов движения де- ятельности (Петровский, 1992). Обусловленность индивидом своей активнос- ти можно понимать обобщенно: в таком ракурсе активность раскрывается как действительное со- отношение свободы и ответственности субъекта на
пути развертывания процесса его жизнедеятельнос- ти. (Абдульханова, 1999) Такое понимание u1076 должно быть дополнено инструментальными характерис- тиками активности, связанными с ее организаци- ей и проявлением в конкретном взаимодействии 20 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ субъекта с разного рода жизненными ситуациями. Это позволяет определять в организации субъект- ной активности влияние объективных, то есть, си- туативных переменных (через опосредствование их личностными основаниями, как образ ситуации). В зависимости от качественных характеристик ситуа- ции, переживаемой субъектом, активность во взаи- модействии изменяет свои характеристики, то есть, проявляется не только через собственно качество, но и как свойство личности. Модель взаимодействия «человек – мир» (в применимости к субъекту: «субъект – ситуация») представляется удобной «системой координат» и для понимания совладания в качестве поведения и деятельности. В контексте взаимосвязи организма со средой С. Л. Рубинштейн подразумевает под по- ведением определенным образом организованную деятельность (Рубинштейн, 2002). По мнению Б. Г. Ананьева, поведение человека в обществе можно считать родовой характеристикой, по отношению к которой все виды деятельности имеют частное значение. При этом поведение выступает как слож- ный комплекс деятельностей человека, с помощью которых опредмечивается окружающая его приро- да (Ананьев, 1968). Внутренняя динамика поведе- ния личности существует в комплексе с динамикой его окружения, поскольку не только внутри, но и вне субъекта содержатся истоки и ориентиры его поведения (Петровский, Ярошевский, 2003). Стра- тегическая организация совладающего поведения подразумевает координацию когнитивных, аффек- тивных и поведенческих усилий человека, направ- ленных на изменение ситуации наличной действи- тельности (например, проблемно-ориентированное совладание), либо, если это невозможно, на изме- нение качества взаимодействия с ситуационными переменными (например, эмоционально-ориенти- рованное совладание или избегание). Совладающая активность личности реали- зуется посредством деятельностных u1084 механизмов. А. Н. Леонтьев под деятельностью подразумевает процесс, в котором осуществляются взаимоперехо- ды между полюсами «субъект – объект» (Леонтьев, 2005). В работе А. В. Петровского и М. Г. Ярошевс- кого деятельность в качестве целостного мотивиро- ванного акта поведения названа наиболее крупной единицей анализа внешних проявлений активности (Петровский, Ярошевский, 2003). Как отмечает В. А. Петровский, нет деятельности вне активности и активности вне деятельности. Под деятельностью он понимает динамическую связь субъекта и объ- ектов окружающего мира, выступающую в виде необходимого и достаточного условия реализации жизненных отношений субъекта, единство целенап- равленной и целеполагающей активности человека, реализующей и развивающей систему его отноше- ний к миру (Петровский, 1992). Деятельность совладания инициируется пот- ребностью субъекта в установлении баланса лич- ностных и ситуационных переменных, в снятии «давления» ситуации. Деятельностные основания совладания прослеживаются в осознанности, мо- тивированности усилий личности, направляемых вполне определенной для личности целью. Совла- дание как деятельность характеризуется процессу- альностью, имеет свою структуру, динамику внут- ренней и внешней организации, системные основа- ния. Таким образом, можно выделить, по крайней мере, три аспекта теоретического анализа совлада- ния личности с жизненными трудностями: 1. Совладание как форма активности личности, где основополагающим моментом будут выступать общие, особенные и индивидуальные характерис- тики совладания личности как ее свойства, прояв- ляемого во взаимодействии с трудными жизненны- ми ситуациями. 2. Совладание как комплекс поведенческих усилий личности, где анализ феномена можно пре- имущественно сконцентрировать на внешних его проявлениях, позволяющих внести изменение в наличную ситуацию посредством трансформации собственно ситуативных параметров (и их конфи- гурации), или изменяющих само качество взаимо- действия личности с жизненной трудностью. 3. Совладание как деятельность, где совлада- ние может быть представлено как механизм реали- зации активности в совокупности своих структур- но-функциональных компонентов. Библиографический список 1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. труды. М., Воронеж, 1999. 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 3. Белан Е. А. Психология совладающего пове- дения. Краснодар, 2004. 4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. 5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теорети- ческая психология. М., 2003. 6. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психоло- гии. СПб., 2002. 21 Кострома, 16–18 мая 2007 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|