Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретико-методологические




ПРОБЛЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО

ПОВЕДЕНИЯ

18

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ

ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХИЧЕСКОЙ

УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

В. Г. Асеев (Москва)

Среди многочисленных предрасполагающих

условий психической устойчивости личности и

успешного преодоления жизненных трудностей

возрастного и профессионального развития следу-

ет особо выделить структурные особенности сло-

жившейся у человека ценностно-мотивационной

структуры. Обобщая данные конкретных исследо-

ваний различных видов деструктивного поведения,

включая переживания и попытки суицидального

типа, можно сделать вывод, что одним из важных

предрасполагающих условий к возникновению

внутриличностных трудностей является дисгар-

моничность структуры ценностно-мотивационной

системы личности в данный период жизни или в

данном психическом состоянии. Истоки этой дис-

гармоничности кроются в сложном, диалектически

двойственном строении мотивационной системы.

Типичная стратегия организации жизнеде-

ятельности заключается в том, чтобы удовлетво-

рять потребности, осуществлять жизненные планы

и идеалы, то есть она заключается именно в том,

чтобы преобразовать высокозначимые смысловые

образования в низкозначимые, а в идеале свести,

редуцировать эту значимость к нулю, чтобы осво-

бодиться от негативного влияния актуальных моти-

вационных установок типа потребности как нужды,

необходимости. Это важно и для того, чтобы осво-

бодить смысловое пространство личности для ак-

туализации еще более значимых, объективно важ-

ных – и более «интересных», достойных человека

смысловых установок. Поэтому живая диалектика

смысловых стратегий поведения заключается в дан-

ном случае в том, чтобы, с одной стороны, успешно

и гарантированно удовлетворить одни побуждения,

редуцировать их в значимости, а с другой – актуали-

зировать новые побуждения, восстанавливая тем са-

мым общее богатство смысловой системы личности

и даже развивая смысловой потенциал. Он действи-

тельно выполняет функцию потенциала, поскольку

служит мотивационно-смысловым средством реа-

лизации другого – деятельностно-динамического

потенциала, актуализация которого невозможна без

мотивационно-смыслового его обеспечения. Без та-

кого двустороннего процесса может образоваться

(и действительно при определенных неблагопри-

ятных условиях образуется) своеобразный мотива-

ционный вакуум, проявляющийся в том, что одно я

«могу, но не хочу» (незначимо, неинтересно и т. д.

), а другое, наоборот, я «хочу, но не могу». Образо-

вание такой типично невротической двухзональной

структуры смысловой системы личности крайне

опасно как на ситуативном уровне, так и особенно

на общеличностном, поскольку создает потенци-

альную возможность суицидальных тенденций.

Одним из ключевых вопросов проблемы цен-

ностных ориентаций личности в мотивационном

аспекте является вопрос об истоках актуализации

ценностных установок. Традиционная позиция по

этому вопросу заключается в том, что ценностные

установки актуализируются по типу фиксации вы-

соко значимого желательного состояния действи-

тельности, реализация которого требует обширного

временного пространства и значительных усилий,

обеспечивающих высокозначимый, идеальный ре-

зультат, но выходящих нередко за пределы налич-

ных возможностей человека. Однако существует

и второй, дополнительный, и в некотором смысле

прямо противоположный исток актуализации цен-

ностных установок, когда фиксируется уже до-

стигнутый и достаточно гарантированный уровень

реализации значимых ценностно-мотивационных

установок, составляющий не менее важный компо-

нент смыслового потенциала личности. Для чело-

века значимо не только то, чего ему не хватает, но

и то, что уже стало важным элементом его образа

жизни и без чего он не мыслит себе сколько-нибудь

благополучного существования. Это то, что функ-

ционально вполне достижимо, а в мотивационном

аспекте не просто абстрактно желательно, а совер-

шенно необходимо. Соответствующие установки

составляют u1074 важную часть ценностных ориентаций.

В ходе социализации, обучения и освоения

профессии происходит смещение ценностно-моти-

вационных образований личности. Усвоение зна-

ний, успешное овладение технологиями профессио-

нальной деятельности, включение в корпоративную

среду приводит к естественному снижению ряда

первоначально высокозначимых мотивационных

образований. Формирование эффективных алгорит-

мов, штампов, автоматизация профессиональных

действий, снижение функциональных и времен-

ных затрат приводит к значительной девальвации

многих ценностных установок. Но столкновение с

трудными и невозможными пока для реализации за-

дачами также приводит к снижению их субъектив-

ной значимости. Таким образом формируются две

области, в которых высокая объективная важность

задач закономерно не соответствует их субъектив-

ной значимости: с одной стороны то, что обходит-

ся очень «дешево» по затратам и вполне успешно

реализуется – а с другой – то, что хотя и важно, но

пока невозможно для успешной реализации. Эти

субъективные значимые образования могут не со-

ответствовать объективным характеристикам. Че-

ловек нередко преувеличивает трудности реализа-

ции жизненных целей, недооценивает их, не прида-

ет должного значения объективно важным задачам

или явно преувеличивает значимость других задач.

Трудности возрастного и профессионального раз-

19

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

вития, преодоление которых располагается в пре-

делах функциональных возможностей личности, но

за пределами необходимой психологической готов-

ности, могут привести к разочарованию и приня-

тию деструктивных, саморазрушающих решений.

Именно в этих случаях необходима помощь психо-

лога-консультанта и психотерапевта.

Наличие двух диалектически дополнительных

истоков актуализации и блокирования ценностных

ориентаций определяет и ряд существенно разных

их функций, основными из них являются смысло-

образующая и регулятивная. Смыслообразующая

функция ценностных ориентаций, приближающая

их к мотивационным образованиям типа мечты u1080 и

идеала, включает в себя подфункции мотивацион-

но-смысловой интеграции побуждений и психоте-

рапевтическую. Регулятивная функция также неод-

нозначна по назначению и включает в себя динами-

ческую подфункцию функциональной и смысловой

мобилизации и подфункцию непосредственной реа-

лизации промежуточных установок целевого типа.

Психотерапевтическая функция смысложиз-

ненных установок - это смысловой резерв, перспек-

тива, надежда, «светлый огонек», предмет эмоцио-

нально-экспрессивных переживаний и существен-

ная часть Я-концепции личности.

Совладание личности

с жизнеными трудностями:

Активность, поведение,

Деятельность

Е. А. Белан (Краснодар)

Современные исследования совладания лич-

ности с трудными жизненными ситуациями нако-

пили достаточно фактического материала, требу-

ющего комплексного теоретического осмысления.

Изучение феномена совладания личности находит-

ся в стадии, когда возникла настоятельная необхо-

димость обозначения теоретических контекстов та-

кого рода исследований.

Совладание личности с жизненными трудно-

стями – многоаспектный феномен. Одной из глав-

ных характеристик совладания является его соотно-

симость с особого рода ситуациями осуществления

жизнедеятельности личности, в целом обозначае-

мыми как трудные (значимые). Вне контекста теоре-

тической модели «субъект – ситуация» совладание

как феномен личностной активности теряет свою

определенность, поскольку остается неясной его

функциональность. Если под трудными ситуация-

ми понимать такие ситуации, параметры которых

переоцениваются личностью в сторону повышения

их субъективной значимости (что ведет к превыше-

нию обычных адаптивных возможностей субъекта),

то главной функцией совладания будет выступать

устранение (или, по крайней мере, уменьшение)

рассогласования, неизбежно возникающего во вза-

имодействии субъекта с жизненными трудностями

(Белан, 2004). Тем самым, совладание может быть

классифицировано как разновидность реализации

личностью своих адаптивных возможностей, свое-

образная форма взаимодействия субъекта с окружа-

ющим миром.

Широкий спектр исследований последних лет

данного феномена показывает, что объем понятия

«совладание» выходит за рамки содержания тра-

диционно используемого термина «копинг-поведе-

ние».

В совладании личности раскрываются ее фун-

кционально-динамические характеристики, способ

ее самовыражения, отношение к миру в его опре-

деленных качествах. Совладание – это и опреде-

ленным образом организованная деятельность,

имеющая свои внешние и внутренние структурные

основания, посредством которой субъект реализу-

ет свои жизненные отношения. Таким образом, в

совладании личности с жизненными трудностями

определяются активностные, поведенческие и де-

ятельностные основания.

Понимание совладания как совладающей ак-

тивности базируется на соизмеримости содержа-

тельных характеристик феномена с категориальны-

ми признаками активности личности в качестве все-

общей характеристики жизни, отношения человека

к миру, деятельным состоянием живых существ как

условия их существования (Петровский, Ярошевс-

кий, 2003).

Согласно К. А. Абульхановой, активность лич-

ности определяется как функционально-динами-

ческое качество, которое интегрирует всю ее психо-

логическую структуру, что обеспечивает личности

возможность по-своему структурировать жизнеде-

ятельность. Активность – способ самовыражения

личности в жизни, при котором сохраняется целос-

тность, автономность, индивидуальность личности,

обеспечивается возможность ее развития (Абульха-

нова, 1999).

Исходным для В. А. Петровского является

представление об активности как движении, ха-

рактеризующем деятельность и неотделимом от

нее. Таким образом, активность – это совокупность

обусловленных индивидом моментов движения де-

ятельности (Петровский, 1992).

Обусловленность индивидом своей активнос-

ти можно понимать обобщенно: в таком ракурсе

активность раскрывается как действительное со-

отношение свободы и ответственности субъекта на

пути развертывания процесса его жизнедеятельнос-

ти. (Абдульханова, 1999) Такое понимание u1076 должно

быть дополнено инструментальными характерис-

тиками активности, связанными с ее организаци-

ей и проявлением в конкретном взаимодействии

20

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

субъекта с разного рода жизненными ситуациями.

Это позволяет определять в организации субъект-

ной активности влияние объективных, то есть, си-

туативных переменных (через опосредствование их

личностными основаниями, как образ ситуации). В

зависимости от качественных характеристик ситуа-

ции, переживаемой субъектом, активность во взаи-

модействии изменяет свои характеристики, то есть,

проявляется не только через собственно качество,

но и как свойство личности.

Модель взаимодействия «человек – мир» (в

применимости к субъекту: «субъект – ситуация»)

представляется удобной «системой координат» и

для понимания совладания в качестве поведения и

деятельности. В контексте взаимосвязи организма

со средой С. Л. Рубинштейн подразумевает под по-

ведением определенным образом организованную

деятельность (Рубинштейн, 2002). По мнению Б. Г.

Ананьева, поведение человека в обществе можно

считать родовой характеристикой, по отношению

к которой все виды деятельности имеют частное

значение. При этом поведение выступает как слож-

ный комплекс деятельностей человека, с помощью

которых опредмечивается окружающая его приро-

да (Ананьев, 1968). Внутренняя динамика поведе-

ния личности существует в комплексе с динамикой

его окружения, поскольку не только внутри, но и

вне субъекта содержатся истоки и ориентиры его

поведения (Петровский, Ярошевский, 2003). Стра-

тегическая организация совладающего поведения

подразумевает координацию когнитивных, аффек-

тивных и поведенческих усилий человека, направ-

ленных на изменение ситуации наличной действи-

тельности (например, проблемно-ориентированное

совладание), либо, если это невозможно, на изме-

нение качества взаимодействия с ситуационными

переменными (например, эмоционально-ориенти-

рованное совладание или избегание).

Совладающая активность личности реали-

зуется посредством деятельностных u1084 механизмов.

А. Н. Леонтьев под деятельностью подразумевает

процесс, в котором осуществляются взаимоперехо-

ды между полюсами «субъект – объект» (Леонтьев,

2005). В работе А. В. Петровского и М. Г. Ярошевс-

кого деятельность в качестве целостного мотивиро-

ванного акта поведения названа наиболее крупной

единицей анализа внешних проявлений активности

(Петровский, Ярошевский, 2003). Как отмечает В.

А. Петровский, нет деятельности вне активности и

активности вне деятельности. Под деятельностью

он понимает динамическую связь субъекта и объ-

ектов окружающего мира, выступающую в виде

необходимого и достаточного условия реализации

жизненных отношений субъекта, единство целенап-

равленной и целеполагающей активности человека,

реализующей и развивающей систему его отноше-

ний к миру (Петровский, 1992).

Деятельность совладания инициируется пот-

ребностью субъекта в установлении баланса лич-

ностных и ситуационных переменных, в снятии

«давления» ситуации. Деятельностные основания

совладания прослеживаются в осознанности, мо-

тивированности усилий личности, направляемых

вполне определенной для личности целью. Совла-

дание как деятельность характеризуется процессу-

альностью, имеет свою структуру, динамику внут-

ренней и внешней организации, системные основа-

ния.

Таким образом, можно выделить, по крайней

мере, три аспекта теоретического анализа совлада-

ния личности с жизненными трудностями:

1. Совладание как форма активности личности,

где основополагающим моментом будут выступать

общие, особенные и индивидуальные характерис-

тики совладания личности как ее свойства, прояв-

ляемого во взаимодействии с трудными жизненны-

ми ситуациями.

2. Совладание как комплекс поведенческих

усилий личности, где анализ феномена можно пре-

имущественно сконцентрировать на внешних его

проявлениях, позволяющих внести изменение в

наличную ситуацию посредством трансформации

собственно ситуативных параметров (и их конфи-

гурации), или изменяющих само качество взаимо-

действия личности с жизненной трудностью.

3. Совладание как деятельность, где совлада-

ние может быть представлено как механизм реали-

зации активности в совокупности своих структур-

но-функциональных компонентов.

Библиографический список

1. Абульханова К. А. Психология и сознание

личности (Проблемы методологии, теории

и исследования реальной личности): Избр.

психол. труды. М., Воронеж, 1999.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.

Л., 1968.

3. Белан Е. А. Психология совладающего пове-

дения. Краснодар, 2004.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.

Личность. М., 2005.

5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теорети-

ческая психология. М., 2003.

6. Петровский В. А. Психология неадаптивной

активности. М., 1992.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психоло-

гии. СПб., 2002.

21

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...