Поведения в психологической
НАУКЕ Л. Л. Заика, Т. Н. Разуваева (Сургут) Изучение адаптивных механизмов личности в быстро меняющемся мире едва ли не самая ак- туальная задача в современной психологии в связи с возрастанием стрессовой нагрузки как на обще- ство, так и на отдельную личность. Возрастающий общественный интерес к проблеме преодоления жизненных стрессов нашел свое отражение в ог- ромном количестве публикаций как западных, так и отечественных исследователей. В частности, понятие «копинг» происходит от английского «to cope» (справляться, преодолевать). В российской психологии его переводят как «адап- тивное, совладающее поведение» или «u1087 психологи- ческое преодоление». Впервые термин копинг был использован L. Merphy в 1962 году в исследованиях способов пре- одоления детьми требований, выдвигаемых кризи- сами развития или проблемой. К ним относились активные усилия личности, направленные на овла- дение трудной ситуацией. Термин «coping» трак- туется автором как стремление индивида решить определенную проблему. Таким образом, «копинг» – это стремление к решению проблем, которое предпринимает человек, если требования имеют ог- ромное значение для его самочувствия, так как эти требования активизируют адаптивные механизмы. Постепенная смена модели стресса, разрабо- танной Г. Селье в 1956 году, произошла после вы- хода книги R. Lazarus «Psychological stress and the coping process». В последующем понимание механизмов сов- ладания было тесно связано с исследованиями пси- хологического стресса, где копинг рассматривался как центральное звено стресса, а именно, как ста- билизирующий фактор, который может помочь под- держивать психосоциальную адаптацию в период
воздействия стресса. Таким образом, понятие «ко- пинг» можно определить как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психоло- гической угрозы, в частности в условиях приспо- собления к болезни как к угрозе физическому, лич- ностному и социальному благополучию. Изучение проблемы совладания человека с трудными ситуациями в зарубежной психологии ведется в трех основных направлениях. Представители первого направления большое внимание уделяют анализу трудных ситуаций, спра- ведливо предполагая сильное влияние их контекста на стиль совладания (Allgood, Brim, Hyos, Holmts, и другие). Представляют интерес исследования T. Holmts, согласно которым, стрессогенность жизненных ситуаций пропорциональна изменениям в жизнен- ном паттерне индивида. Исследователь также пред- положил, что «общим свойством стрессогенных жизненных событий является то, что при их воз- никновении происходит запуск у индивида некото- рого адаптивного или преодолевающего трудности поведенческого стереотипа». Механизмы совладания могут изменяться в зависимости от u1089 сферы жизни, в которой они про- являются: в работе, семейных отношениях, заботе о собственном здоровье (Hagen). При этом набор жизненных ситуаций и репертуар способов их раз- решения существенно изменяется на протяжении жизненного пути человека (Rich). В рамках второго направления психологи делают акцент на влиянии личностных перемен- ных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий совладания со сложными обстоятельствами (Costa, McCrae, Dye и другие). Большой пласт работ посвящен изучению влияния возрастных, полоролевых особенностей и соци- альной среды на копинг-поведение. Важную роль в формировании и выборе способа совладания с жизненными трудностями играет принадлежность человека большому и малому социуму (Khalsa).
Здесь подразумевается принадлежность индивида к этнической группе и социальному слою, принятие им определенной социальной роли и социального опыта, приобретенного в разных сферах. Представители третьего направления (Lazarus, Folkman и другие) подчеркивают роль когнитивных конструктов, обуславливающих способы реагирова- ния на жизненные трудности. По мнению ученых, одним из перспективных направлений изучения психологических детерминант копинг-поведения личности в трудных жизненных условиях являет- ся изучение ее отношения к событию. Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие пове- 34 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ дения в стрессе на основе специфики отношения, выделяют два глобальных стиля реагирования. Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с сов- ладанием и выполнением плана разрешения труд- ной ситуации. Данный стиль проявляется в таких формах поведения как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъективно- ориентированный стиль является следствием эмо- ционального реагирования на ситуацию, не сопро- вождающегося конкретными действиями. Таким образом, изучение совладающего пове- дения в зарубежной психологии ведется в несколь- ких направлениях: u1080 изучение когнитивных механиз- мов совладания, анализ стрессовых ситуаций и изу- чение влияния личностных переменных. Отечественная наука располагает минималь- ным количеством исследований, направленных на изучение психологического совладания. Термин «совладающее поведение» появился в отечествен- ной психологии в 90-е годы. Исследование пережи- ваний и поведения людей в стрессе проводились в рамках психологии труда. Большое внимание уде- лялось изучению влияния стрессовых факторов на работоспособность и надежность производителей, а также на поведение человека в экстремальных си- туациях, связанных с профессиональной деятель- ностью. Большинство исследований отечественных психологов по проблемам совладания носит теоре- тико-аналитический характер. Основным содержа- нием работ является анализ зарубежных источни-
ков. В рамках ценностно-смысловой теории Л. И. Анцыферовой была описана динамика копинг- поведения. События, приносящие травму, неожи- данны. Человек реагирует сначала на сенсорном уровне – состояние оцепенения, которое быстро сменяется активностью личности – «когнитивным оцениванием». Это процесс распознания особен- ностей ситуации, выявления негативных и пози- тивных ее сторон, определения смысла и значения происходящего. От уровня развития данного меха- низма, от способности человека с разных точек зре- ния рассматривать трудную ситуацию и прибегать к приемам переоценки зависит правильный выбор стратегии совладания с травмирующим событием. Главным результатом «когнитивного оценивания» является заключение человека: «подконтрольна ли мне ситуация или я не смогу ее изменить». В слу- чае, когда субъект считает ситуацию подконтроль- ной, запускаются конструктивные стратегии совла- дания. А. Либиным, А. Либиной была создана струк- турно-функциональная модель поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Авторы в структу- ре совладающего поведения выделяют эмоциональ- ный компонент (эмоциональная компетентность) и подчеркивают важность позитивной роли эмоций в преодолении u1090 трудностей. Р.М. Грановская, И.М. Никольская проанализи- ровали специфику, раскрыли содержание основных копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у детей. Авторы ставили акцент на особен- ностях совладания детей в зависимости от возраст- ных, половых и личностных характеристик. В целом, несмотря на многочисленные серь- езные исследования, до сих пор имеются концеп- туальные и эмпирические трудности в объяснении совладающего поведения. Открытым остается воп- рос об эффективности копинга, продолжительнос- ти его действия, контекста и субъекта. Существуют также методологические и методические трудности изучения совладающего поведения. Следует особо отметить, что совладание – это процесс, в котором на разных этапах субъект использует различные
стратегии, иногда даже совмещая их. Не существу- ет таких стратегий, которые были бы эффективны во всех трудных ситуациях. Итак, анализ западных и отечественных иссле- дований по проблеме психологического совладания позволяет рассматривать совладание с жизненными трудностями как «постоянно изменяющиеся когни- тивные и поведенческие усилия с целью управле- ния специфическими внешними и (или) внутрен- ними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы». Задача совладания с негативными (проблемны- ми) жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Мы придерживаемся взгляда R. Lazarus, S. Folkman и определяем совладающее поведение как целе- направленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. К личностным и индивидуально-психологическим де- терминантам совладающего поведения принято от- носить психологический возраст, самооценку, локус контроля, эмпатию, социальный статус, самоэффек- тивность субъекта. Критерии эффективности совла- дающего u1087 поведения связаны с психологическим бла- гополучием субъекта. Совладающее поведение важно для социаль- ной адаптации здоровых людей. Библиографический список 1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жиз- ненных условиях: переосмысление, преобра- 35 Кострома, 16–18 мая 2007 г. зование жизненных ситуаций и психологи- ческая защита // Психологический журнал. – 1994. - Т. 15. - №1. – С. 3-18. 2. Бодров В. А. Информационный стресс. Уч. Пособие для вузов. – М.: ПЕР-СЭ, 2000 3. Детская психиатрия. Под ред. Э. Г. Эйдемил- лера – СПб: Питер, 2005. – С. 101-114. 4. Крюкова Т. Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладаю- щего (копинг) поведения // Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-мето- дический и практический журнал / Сост. М. К. Акимова и др. – 2005. - №2. – С. 65-78. 5. Крюкова Т. Л. О методике диагностики сти- лей психологического совладания (копинга) у подростков // Психологическое здоровье и социально-психологическая поддержка де- тей и подростков: состояние и перспективы / Сост. Т. Л. Крюкова и др. – Кострома, 2002. – С. 144-146. 6. Либин А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд., переработан- ное. М.: Смысл; 2000. – С. 431-450. 7. С амосознание и защитные механизмы лич-
ности. Хрестоматия. Самара: Издательство Дом «БАХРА Х-М», 2000. 8. Lazarus R. S., Kanner A. D., Folkman S. Emotions a cognitive phenomenological analysis // Emotion. Theory, Research and Experience. V. 1, N. Y., 1980. Р. 185 – 217.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|