Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведения в психологической




НАУКЕ

Л. Л. Заика, Т. Н. Разуваева (Сургут)

Изучение адаптивных механизмов личности

в быстро меняющемся мире едва ли не самая ак-

туальная задача в современной психологии в связи

с возрастанием стрессовой нагрузки как на обще-

ство, так и на отдельную личность. Возрастающий

общественный интерес к проблеме преодоления

жизненных стрессов нашел свое отражение в ог-

ромном количестве публикаций как западных, так и

отечественных исследователей.

В частности, понятие «копинг» происходит от

английского «to cope» (справляться, преодолевать).

В российской психологии его переводят как «адап-

тивное, совладающее поведение» или «u1087 психологи-

ческое преодоление».

Впервые термин копинг был использован L.

Merphy в 1962 году в исследованиях способов пре-

одоления детьми требований, выдвигаемых кризи-

сами развития или проблемой. К ним относились

активные усилия личности, направленные на овла-

дение трудной ситуацией. Термин «coping» трак-

туется автором как стремление индивида решить

определенную проблему. Таким образом, «копинг»

– это стремление к решению проблем, которое

предпринимает человек, если требования имеют ог-

ромное значение для его самочувствия, так как эти

требования активизируют адаптивные механизмы.

Постепенная смена модели стресса, разрабо-

танной Г. Селье в 1956 году, произошла после вы-

хода книги R. Lazarus «Psychological stress and the

coping process».

В последующем понимание механизмов сов-

ладания было тесно связано с исследованиями пси-

хологического стресса, где копинг рассматривался

как центральное звено стресса, а именно, как ста-

билизирующий фактор, который может помочь под-

держивать психосоциальную адаптацию в период

воздействия стресса. Таким образом, понятие «ко-

пинг» можно определить как стратегии действий,

предпринимаемые человеком в ситуации психоло-

гической угрозы, в частности в условиях приспо-

собления к болезни как к угрозе физическому, лич-

ностному и социальному благополучию.

Изучение проблемы совладания человека с

трудными ситуациями в зарубежной психологии

ведется в трех основных направлениях.

Представители первого направления большое

внимание уделяют анализу трудных ситуаций, спра-

ведливо предполагая сильное влияние их контекста

на стиль совладания (Allgood, Brim, Hyos, Holmts,

и другие).

Представляют интерес исследования T. Holmts,

согласно которым, стрессогенность жизненных

ситуаций пропорциональна изменениям в жизнен-

ном паттерне индивида. Исследователь также пред-

положил, что «общим свойством стрессогенных

жизненных событий является то, что при их воз-

никновении происходит запуск у индивида некото-

рого адаптивного или преодолевающего трудности

поведенческого стереотипа».

Механизмы совладания могут изменяться в

зависимости от u1089 сферы жизни, в которой они про-

являются: в работе, семейных отношениях, заботе

о собственном здоровье (Hagen). При этом набор

жизненных ситуаций и репертуар способов их раз-

решения существенно изменяется на протяжении

жизненного пути человека (Rich).

В рамках второго направления психологи

делают акцент на влиянии личностных перемен-

ных, детерминирующих предпочтение индивидом

тех или иных стратегий совладания со сложными

обстоятельствами (Costa, McCrae, Dye и другие).

Большой пласт работ посвящен изучению влияния

возрастных, полоролевых особенностей и соци-

альной среды на копинг-поведение. Важную роль

в формировании и выборе способа совладания с

жизненными трудностями играет принадлежность

человека большому и малому социуму (Khalsa).

Здесь подразумевается принадлежность индивида к

этнической группе и социальному слою, принятие

им определенной социальной роли и социального

опыта, приобретенного в разных сферах.

Представители третьего направления (Lazarus,

Folkman и другие) подчеркивают роль когнитивных

конструктов, обуславливающих способы реагирова-

ния на жизненные трудности. По мнению ученых,

одним из перспективных направлений изучения

психологических детерминант копинг-поведения

личности в трудных жизненных условиях являет-

ся изучение ее отношения к событию. Несмотря на

значительное индивидуальное разнообразие пове-

34

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

дения в стрессе на основе специфики отношения,

выделяют два глобальных стиля реагирования.

Проблемно-ориентированный стиль, направленный

на рациональный анализ проблемы, связан с сов-

ладанием и выполнением плана разрешения труд-

ной ситуации. Данный стиль проявляется в таких

формах поведения как самостоятельный анализ

случившегося, обращение за помощью к другим,

поиск дополнительной информации. Субъективно-

ориентированный стиль является следствием эмо-

ционального реагирования на ситуацию, не сопро-

вождающегося конкретными действиями.

Таким образом, изучение совладающего пове-

дения в зарубежной психологии ведется в несколь-

ких направлениях: u1080 изучение когнитивных механиз-

мов совладания, анализ стрессовых ситуаций и изу-

чение влияния личностных переменных.

Отечественная наука располагает минималь-

ным количеством исследований, направленных на

изучение психологического совладания. Термин

«совладающее поведение» появился в отечествен-

ной психологии в 90-е годы. Исследование пережи-

ваний и поведения людей в стрессе проводились в

рамках психологии труда. Большое внимание уде-

лялось изучению влияния стрессовых факторов на

работоспособность и надежность производителей,

а также на поведение человека в экстремальных си-

туациях, связанных с профессиональной деятель-

ностью.

Большинство исследований отечественных

психологов по проблемам совладания носит теоре-

тико-аналитический характер. Основным содержа-

нием работ является анализ зарубежных источни-

ков.

В рамках ценностно-смысловой теории Л.

И. Анцыферовой была описана динамика копинг-

поведения. События, приносящие травму, неожи-

данны. Человек реагирует сначала на сенсорном

уровне – состояние оцепенения, которое быстро

сменяется активностью личности – «когнитивным

оцениванием». Это процесс распознания особен-

ностей ситуации, выявления негативных и пози-

тивных ее сторон, определения смысла и значения

происходящего. От уровня развития данного меха-

низма, от способности человека с разных точек зре-

ния рассматривать трудную ситуацию и прибегать

к приемам переоценки зависит правильный выбор

стратегии совладания с травмирующим событием.

Главным результатом «когнитивного оценивания»

является заключение человека: «подконтрольна ли

мне ситуация или я не смогу ее изменить». В слу-

чае, когда субъект считает ситуацию подконтроль-

ной, запускаются конструктивные стратегии совла-

дания.

А. Либиным, А. Либиной была создана струк-

турно-функциональная модель поведения человека

в трудных жизненных ситуациях. Авторы в структу-

ре совладающего поведения выделяют эмоциональ-

ный компонент (эмоциональная компетентность) и

подчеркивают важность позитивной роли эмоций в

преодолении u1090 трудностей.

Р.М. Грановская, И.М. Никольская проанализи-

ровали специфику, раскрыли содержание основных

копинг-стратегий и механизмов психологической

защиты у детей. Авторы ставили акцент на особен-

ностях совладания детей в зависимости от возраст-

ных, половых и личностных характеристик.

В целом, несмотря на многочисленные серь-

езные исследования, до сих пор имеются концеп-

туальные и эмпирические трудности в объяснении

совладающего поведения. Открытым остается воп-

рос об эффективности копинга, продолжительнос-

ти его действия, контекста и субъекта. Существуют

также методологические и методические трудности

изучения совладающего поведения. Следует особо

отметить, что совладание – это процесс, в котором

на разных этапах субъект использует различные

стратегии, иногда даже совмещая их. Не существу-

ет таких стратегий, которые были бы эффективны

во всех трудных ситуациях.

Итак, анализ западных и отечественных иссле-

дований по проблеме психологического совладания

позволяет рассматривать совладание с жизненными

трудностями как «постоянно изменяющиеся когни-

тивные и поведенческие усилия с целью управле-

ния специфическими внешними и (или) внутрен-

ними требованиями, которые оцениваются им как

подвергающие его испытанию или превышающие

его ресурсы».

Задача совладания с негативными (проблемны-

ми) жизненными обстоятельствами состоит в том,

чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить

их отрицательные последствия, либо избежать этих

трудностей, либо вытерпеть их.

Мы придерживаемся взгляда R. Lazarus, S. Folkman

и определяем совладающее поведение как целе-

направленное социальное поведение, позволяющее

человеку справиться с трудной жизненной ситуацией

способами, адекватными личностным особенностям

и ситуации, через осознанные стратегии действий. К

личностным и индивидуально-психологическим де-

терминантам совладающего поведения принято от-

носить психологический возраст, самооценку, локус

контроля, эмпатию, социальный статус, самоэффек-

тивность субъекта. Критерии эффективности совла-

дающего u1087 поведения связаны с психологическим бла-

гополучием субъекта.

Совладающее поведение важно для социаль-

ной адаптации здоровых людей.

Библиографический список

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жиз-

ненных условиях: переосмысление, преобра-

35

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

зование жизненных ситуаций и психологи-

ческая защита // Психологический журнал.

– 1994. - Т. 15. - №1. – С. 3-18.

2. Бодров В. А. Информационный стресс. Уч.

Пособие для вузов. – М.: ПЕР-СЭ, 2000

3. Детская психиатрия. Под ред. Э. Г. Эйдемил-

лера – СПб: Питер, 2005. – С. 101-114.

4. Крюкова Т. Л. Методология исследования и

адаптация опросника диагностики совладаю-

щего (копинг) поведения // Психологическая

диагностика. Ежеквартальный научно-мето-

дический и практический журнал / Сост. М.

К. Акимова и др. – 2005. - №2. – С. 65-78.

5. Крюкова Т. Л. О методике диагностики сти-

лей психологического совладания (копинга)

у подростков // Психологическое здоровье и

социально-психологическая поддержка де-

тей и подростков: состояние и перспективы

/ Сост. Т. Л. Крюкова и др. – Кострома, 2002.

– С. 144-146.

6. Либин А. В. Дифференциальная психология:

На пересечении европейских, российских и

американских традиций. 2 изд., переработан-

ное. М.: Смысл; 2000. – С. 431-450.

7. С амосознание и защитные механизмы лич-

ности. Хрестоматия. Самара: Издательство

Дом «БАХРА Х-М», 2000.

8. Lazarus R. S., Kanner A. D., Folkman S. Emotions

a cognitive phenomenological analysis //

Emotion. Theory, Research and Experience. V.

1, N. Y., 1980. Р. 185 – 217.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...