Проблема взаимосвязи стресса,
АДАПТАЦИИ И ЛИЧНОСТИ В. А. Бодров (Москва) Развитие учения о преодолении стресса оп- ределяет необходимость анализа особенностей, закономерностей взаимосвязи таких категорий как стресс, адаптация и личностная детерминация. Теории развития стресса и других психичес- ких расстройств ориентированы, главным образом, на внутренние процессы как на источник психоло- гических проблем. Психоанализ, например, связы- вал психическую болезнь в основном с вытеснен- ным или неосознанным конфликтом между «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Факторы среды могут сыграть роль «пускового крючка», но главная проблема ле- жит внутри личности. Подобным образом биоме- дицинская теория пыталась соотносить симптомы заболеваний с нейромедиаторным дисбалансом, который считается причиной психологического дистресса. С другой стороны, социологи и антро- пологи указывают на важную роль, которую играют общество и культура в зарождении и развитии пси- хологического дистресса, в определении способов его преодоления. 23 Кострома, 16–18 мая 2007 г. Теории стресса и психологической адаптации могут стать связующим звеном между этими разо- бщенными точками зрения на истоки психических расстройств. Исследователи стресса признают важ- ность как факторов среды в изменении психичес- кого состояния, так и существующих индивидуаль- ных различий подверженности стрессу. Как показали исследования К. Олдвин и Т. Ре- венсона (1987), высокий уровень психологическо- го стресса у некоторых людей на начальном этапе экономического спада в большей степени вызывался состоянием экономики, даже если они не теряли ра- боту. В соответствии с позициями трансакционизма
нельзя забывать, что и установки личности по отно- шению к экономике могут углублять экономический кризис: тревожность за будущее, снижение покупа- тельной способности населения может вести к даль- нейшему экономическому спаду и росту безработи- цы. Так, экономические трудности могут приводить к ощущению уязвимости у потребителей. Понятие уязвимости к стрессу очень важно, так как позволяет связать воедино u1088 различные под- ходы к адаптации. Уязвимость к стрессу может воз- действовать на личностные особенности. Индиви- дуальная подверженность стрессу может происхо- дить из прошлого опыта личности (ранних травми- рующих ситуаций, угрозы неприятных событий) и психобиологической склонности к развитию небла- гоприятных психических состояний, но она может базироваться и на статусе личности в социуме, в частности, в случае бедности, расизма, терроризма, низкого уровня жизни и т. д. Подходы к стрессу и его преодолению в тео- рии психологической адаптации признают вклад в ее развитие личности и особенностей среды, а также стремятся к пониманию условий ситуации, умений и ресурсов личности, которые вместе обес- печивают оптимальную адаптацию. Кроме того, трансакционизм придает особое значение тому, что личность и среда не являются независимыми пере- менными в понимании стресса и его преодоления, но взаимно влияют друг на друга, обусловливая как сохранение здоровья, так и развитие функциональ- ных расстройств. Роль стресса в биомедицинской модели адап- тации обусловливается доказательствами того фак- та, что на сопротивляемость к воздействию вред- ных факторов влияет психологическое состояние человека: например, чрезмерный стресс или чувс- тво выраженной тревоги, которые могут повысить вероятность заболевания. Существуют и такие до- казательства, что недостаточное общение или от-
сутствие социальной поддержки могут также уве- личивать уровень заболеваемости и смертности. Преодоление стресса играет функцию го- меостаза, особенно в течение короткого периода времени, но оно может также иметь трансформа- ционные (адаптационные) функции с точки зрения продолжительных сроков и, особенно, отдаленных последствий. Частично эта гомеостатическая или трансформационная функция зависит от типа реак- ций и используемых стратегий преодоления. Если, как обычно при стрессе и его преодолении, последс- твиями являются отрицательные эмоции или сим- птомы, то некоторые стратегии могут выполнять функцию гомеостаза, но могут и усиливать стресс. Однако, если ожидаемыми результатами жизни и деятельности являются достижение социального статуса или самоутверждение, приобретение необ- ходимых навыков, самосовершенствование и т. п., то преодоление выполняет трансформирующую роль, то есть развитие и разрешение стресса ведут к некоторым функциональным и поведенческим из- менениям. Эти изменения могут быть незначитель- ными или явными, положительными или отрица- тельными, временными или постоянными. Стресс и его преодоление следует рассмат- ривать как стимул физиологического развития. В кросскультурных исследованиях показано, что фи- зическое состояние взрослых в тех культурах, где в детстве ребенок подвергается стрессу, отличается от состояния взрослых в тех культурах, в которых тщательно защищают младенцев от стресса. В литературе приводятся результаты не толь- ко отрицательного, но и положительного влияния стресса на человека. Имеются по крайней мере пять путей, по которым борьба со стрессом ведет к по- ложительному исходу. Они включают применение способов снятия стресса, рост мастерства и уверен- ности в себе, повышение физиологической и пси- хологической устойчивости к стрессу, изменение перспектив и переоценка ценностей, укрепление социальных связей. Дж. Елдер и Е. Клипп (1989) по результатам изучения стресса военного времени выделили 18 положительных и отрицательных его последствий. К первым относятся навыки преодоления трудно- стей, формирование самодисциплины, расширение
жизненных перспектив, проявление дружбы и по- нимание цены жизни, приобретаемые при разлуке с любимыми, потере друзей и постоянной тревоге. К отрицательным последствиям отнесены потери (смерть), негативные эмоции и др. В. Бидрсли (1989) в исследованиях установил, что у людей, которые в детстве пережили тяжелые психические и онкологические заболевания родите- лей, отмечается высокий уровень самопонимания, то есть выявлена причинная связь между травмиру- ющими событиями и внутренними переживаниями. Процесс познания себя ведет к развитию ценностей и смысловой u1089 структуры личности, оно требует не только осознанности и рефлексии своих мыслей и поступков, но и учета этой рефлексии в последу- ющих действиях. В итоге самопознание включает 24 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ важный эмоциональный компонент: человек при- знает ценность познания, относится к нему серьезно и прилагает усилия к его совершенствованию. Дру- гие аспекты самопознания включают реалистичес- кую оценку требований ситуации и индивидуальных возможностей человека при необходимости измене- ния или создания новых стратегий поведения. Преодоление стресса, как стремление челове- ка к своему благополучию требованиями среды и индивидуальными возможностями, многообразие которых отражает сверхдетерминированность по- ведения и предполагает гибкость адаптации. Лю- дям свойственно менять способы поведения в за- висимости от ситуации, так что надо принимать во внимание как средовые требования, так и предпоч- тения самой личности. Некоторые считают, что среди людей можно выделить тех, кто хорошо и кто плохо справляется с трудностями. Эта дифференциация людей зависит, в том числе, от типа умений, уровня компетентнос- ти в тех или других вопросах, которые они принес- ли из особенностей своей среды. Понятие «преодоление стресса» вносит сущес- твенный вклад в теорию стресса и расширяет его понимание с учетом психосоциальной адаптации по двум направлениям. Во-первых, введение понятия
«преодоление» в парадигму стресса указывает на значение активности личности: люди не реагируют пассивно на условия окружающей среды, люди мо- гут научиться адаптироваться и преодолевать труд- ности. Они не только изменяют себя, но и учатся трансформировать окружающую среду. Во-вторых, особенность действий по преодолению стресса включает в себя решение психологических проблем. Неспособность некоторых людей справиться с этими проблемами объясняется отсутствием необходимых навыков и стратегий поведения в подобных ситуа- циях. Психологическая адаптация делает доступной многим людям освоение навыков по преодолению, разрешению их проблем. Таким образом, понятие преодоления стресса остановится более гибким. Поскольку стресс возникает из взаимоотноше- ний личности и среды, то управление проблемой и негативным воздействием – также результат дейс- твия многих факторов. Адаптация может требовать как изменения среды, так и личности. Стратегии адаптации тоже подвижны – люди могут обучаться новым навыкам и способам противодействия стрес- су: самообладанию или управлению окружающими условиями, что позволит им выйти из трудной си- туации. Адаптация – это сложный процесс, вклю- чающий понятия защиты, приспособления, умения и стратегии преодоления. Это представление важно для различения общей адаптации и навыков сов- ладания, стратегии преодоления и эмоциональных реакций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|