Совладание с неопределенностью
И ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ Е. П. Белинская (Москва) Темпы и масштабы современной обществен- ной динамики, уже традиционно категоризуемые как ситуация быстрых социальных изменений, приводят к повсеместному возрастанию социаль- ной вариативности в самом широком смысле этого слова как многообразия принципов организации со- циальных общностей, возникновения новых видов деятельности, социальных ролей, групповых норм и ценностей. Закономерно трансформируется весь процесс социализации: требования повышенной социальной мобильности в сочетании с исчезно- вением многих привычных оснований социальной категоризации и самокатегоризации заставляют мыслить ее субъекта как активного, изменчивого, погруженного во множественные коммуникации, постоянно выходящего «за пределы» своего инди- видуального «Я», конструирующего свою идентич- ность. Проблема состоит в том, что процесс подоб- ного самоконструирования неизбежно протекает в ситуации неопределенности как с точки зрения ис- ходной вариативности возможностей, выборов, ре- шений и интерпретаций, служащих «основаниями» конструирования «Я», так и с точки зрения низкой субъективной возможности контролировать разви- тие событий своей жизни и прогнозировать личное будущее. Очевидно, что анализ динамики представле- ний u1095 человека о себе в этих условиях невозможен без рассмотрения той психологической реальности, которая отражает собственно сам процесс «встре- чи» человека с изменяющейся действительностью, требующие максимальной актуализации имеющих- ся в его распоряжении ресурсов для преодоления субъективной неопределенности ситуации. Пред-
ставляется, что эта психологическая реальность наиболее адекватно характеризуется с помощью понятия «совладание». Сегодня данная проблема- тика приобретает все более отчетливое социально- психологическое звучание. Это обусловлено двумя основными исследовательскими тенденциями в ее освоении: во-первых, смещением трактовок про- цесса совладания от поведенческого к когнитивно- му «полюсу», а во-вторых - переходом от понима- ния «трудной ситуации» как объективного стресса к ее интерпретации как имеющей сугубо личност- ное значение. Подчеркнем, что преимущественное внимание исследователей к когнитивной оценке ситуации обусловило существенный прорыв в ос- воении проблематики совладания, позволивший преодолеть известную фрагментарность в анализе ее феноменологии. Он реализуется сегодня в трех основных направлениях: 1) выделении процессу- альных закономерностей совладания; 2) анализе его прогностических эффектов; 3) рассмотрении совладания в перспективе развития личности, в том числе, ее социального развития. Этот прорыв в зна- чительной степени связан с исследованиями соци- ально-психологической адаптации на кросс-куль- турном материале. Заметим, что именно последнее направление исследований показало отсутствие однозначной связи личностных и социальных ре- сурсов совладания с успешностью ресоциализации. Соответственно, прогностическим с точки зрения конструктивности совладания в изменяющихся и нередко неопределенных ситуациях стало мыс- литься не столько наличие у человека тех или иных личностных качеств или возможностей социальной поддержки, сколько степень их соответствия нор- мам максимально высокого уровня общности. Тем самым принципиальным в понимании u1089 совладания оказывается не традиционное акцентирование осо- бенностей личности с одной стороны, и характерис-
тик воспринимаемой ситуации с другой, а анализ взаимодействия в системе «личность-ситуация». Подобное понимание представляется наибо- лее перспективным для анализа специфики процес- са совладания человека с субъективно переживае- мой неопределенностью и его взаимосвязи с конс- труируемой Я-концепцией. Данное взаимодействие состоит в формировании комплексной когнитив- ной оценки, включающей в себя как интерпрета- цию субъектом ситуации, так и его представления о себе в ней. Недостаточность и неоднозначность имеющихся эмпирических данных о взаимосвязи особенностей Я-концепции и стратегий совлада- ния позволяет выдвинуть предположение о том, что данная взаимосвязь может иметь различные моди- фикации как с точки зрения структурных составля- ющих «Я» (прежде всего, персональной и социаль- ной идентичности), так и в плане его динамических особенностей (гибкости и дифференцированности). Соответственно, необходимым становится эмпири- ческое освещение следующих вопросов: 1) зависи- мости характеристик совладания от особенностей интерпретации субъектом конкретной «трудной» жизненной ситуации; 2) взаимосвязи восприятия субъективно «трудных» ситуаций как неопределен- ных и применяемых в них стратегий совладания; 3) взаимосвязи структурно-динамических особеннос- тей «Я» и стратегий совладания. Изучение зависимости стратегий совладания от особенностей интерпретации конкретной труд- ной ситуации проводилось на материале ситуации потери работы. Анализ работ, посвященных про- блеме безработицы, позволяет утверждать, что в подобной ситуации человек утрачивает привычные ориентиры для социальной самокатегоризации, ис- пытывает дефицит информации об имеющихся у него возможностях и путях активности, затрудняет- ся с прогнозом ее дальнейшего развития при осоз- нании необходимости делать некоторый выбор, что 22 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ позволяет квалифицировать данную ситуацию u1082 как субъективно неопределенную. Полученные в ходе эмпирического исследо- вания данные свидетельствуют, что существует взаимосвязь между предпочтением тех или иных стратегий совладания и общими особенностями ка-
тегоризации жизненных трудностей: интерпретаци- исубъектом конкретной ситуации, требующей сов- ладания, опосредована общим когнитивным кон- текстом, в котором категоризируются субъективно трудные события. Также была отмечена содержа- тельная взаимосвязь между выбором тех или иных стратегий совладания и параметрами устойчивости к неопределенности. Активный вариант совладания (в когнитивном плане – «решение проблем», или в оценочном – «переоценка ситуации») оказался свя- зан с когнитивным и поведенческим компонентом устойчивости к неопределенности; пассивные стра- тегии («уход, избегание») – с аффективной и пове- денческой неустойчивостью к неопределенности. Взаимосвязь структурных составляющих Я- концепции и стратегий совладания с неопределен- ностью отражается в том, что общая недифферен- цированность и слабая выраженность стратегий совладания с неопределенностью связана с недиф- ференцированностью Я-концепции в целом, отра- жаясь в «невыпуклости» представлений о себе в си- туации, требующей совладания. Напротив, наличие у респондентов максимально широкого выражен- ного спектра стратегий совладания с неопределен- ностью, приводящее к категоризации ими ситуации неопределенности как субъективно простой и к общей устойчивости к неопределенности, связано с опорой при совладании на «Идеальное Я», наде- ляемое характеристиками активности. Анализ стратегий совладания с неопределен- ностью по параметрам «гибкость/ригидность» и «активность/пассивность» показывает, что исполь- зующие различные стратегии респонденты отли- чаются по параметрам самокатегоризации, причем эти различия касаются, прежде всего, параметров самокатегоризации в ситуации, требующей совла- дания. Респонденты, использующие какую-либо одну стратегию совладания с неопределенностью («ригидные»), характеризуют u1089 себя в такой ситуа- ции с крайних, полярных позиций, в то время, как у «гибких» респондентов, склонных к использованию
нескольких стратегий совладания, самокатегориза- ция оказывается более внедрена в общую структуру Я-концепции. Для респондентов, использующих активные стратегии совладания с неопределенностью и де- монстрирующих поведенческую и когнитивную устойчивость к ней, «Идеальное Я» служит точ- кой опоры при построении представлений о себе в подобной ситуации. Однако «активно-гибкие» в равной мере ориентируются при построении пред- ставлений о себе в неопределенности на идеализи- рованные и отраженные в социальных оценках об- разы себя, а респонденты, использующие лишь ка- кую-либо одну «активную» стратегию совладания («активно-ригидные»), – только на «Идеальное Я». Респонденты, использующие «пассивные» страте- гии совладания с неопределенностью и характери- зующиеся поведенческой неустойчивостью к ней, конструируют представления о себе в подобной ситуации «от противного» - как «зеркальные» по отношению либо к «Идеальному Я», либо к «Соци- альному Я». А именно: для «пассивно-ригидных» непринятие себя в такой ситуации, категоризация ее как требующей активности в сочетании с субъектив- но низкими возможностями контроля за возможны- ми следствиями, определяет представление о себе в неопределенности как образ, противоположный по своим характеристикам «Идеальному Я». Для респондентов, предпочитающих «пассивно-гиб- кие» стратегии совладания с неопределенностью, представление о себе в подобной ситуации, будучи противопоставлено всем остальным составляющим Я-концепции, в максимальной степени противопо- ложно «Социальному Я». Иными словами, конструирование представле- ний человека о себе в условиях актуальных соци- альных изменений опосредовано спецификой ког- нитивной, аффективной и поведенческой составля- ющей его устойчивости к ситуации переживаемой неопределенности в сочетании с динамическими характеристиками стратегий совладания с ней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|