Саморегуляция – одна из форм
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Г. Г. Вербина (Чебоксары) Копинг-поведение предполагает сформиро- ванное умение использовать определенные средс- тва для преодоления жизненных проблем. Это на- правленная форма поведения на приспособление к различным обстоятельствам. Теоретически конс- труируемая психологическая структура, в которой разворачивается процесс саморегуляции личнос- ти, оказывается снабженной чрезвычайно важным функциональным компонентом − звеном контроля, самооценивания текущих результатов активности личности. Некоторым функциональным аналогом переменной, которая в теоретической модели ре- гуляции деятельности выступает в виде функцио- нального звена критериев успешности деятельнос- ти, может стать такая личностная переменная, как уровень притязания или представление человека о своих возможностях. Наличие уровня притязаний отражает то обстоятельство, что деятельность ин- дивида предполагает постановку по крайней мере двух видов целей: реальной, которую он может реа- лизовать, и идеальной, которой он хотел бы достичь в идеале. Между этими целями может установиться большее или меньшее расхождение. Если расхож- дение особенно велико и уровень притязания не обеспечивает ориентации индивида u1074 в меняющихся условиях, это ведет к изменению самооценки, а за- тем и представления о себе. Индивид, не умеющий различать реальные и идеальные цели, потерпев по- ражение, относит его к краху высоких идеальных притязаний своего «Я», не учитывая того, что не- удача могла произойти лишь при выполнении имен- но данной деятельности. При формировании структуры личности про- исходит процесс усвоения человеком общественных
ценностей, социальных норм, ролей, обобщенных целей, типов мотивации, которые являются для него некоторыми ориентирами при освоении социально- го мира в мире культуры. Другую сторону включе- ния человека в жизнь социального мира характери- зует процесс становления структуры человеческого «Я», становления самосознания, выделение челове- ком себя из окружающего мира и осознание себя. Личность смотрит на мир, в том числе и на социаль- ный, через призму своих ценностных представле- ний, выработанных значений, смысловых структур, стереотипов. В данном случае ценностные ориен- тации личности оказываются уже функциональ- но связанными не только с идеалом, но и с таким структурным компонентом личности, как образ «Я». Образ «Я», или «Я-концепция», в контексте рассмотрения процессов саморегуляции личности в соотнесенности с идеалом может рассматривать- ся как представление о специфическом исходном материале преобразований и стабилизации. К. Род- 25 Кострома, 16–18 мая 2007 г. жерс показал, что слишком большое расхождение «Я – реального» и «Я – идеального» может служить серьезным источником внутриличностного конф- ликта. Однако в норме реальное расхождение этих образов как внутреннее противоречие включено в психологические механизмы, стимулирующие вы- работку программ активности личности, саморегу- ляцию личности, копинг-поведение. М. Розенберг выделяет несколько образов «Я»: 1) настоящее «Я» − каким индивид себя видит в действительности в данный момент; 2) динамическое «Я» − каким индивид поставил себе целью стать; 3) будущее или возможное «Я» − каким, по мне- нию человека, он мог бы стать; 4) фантастическое u171 «Я» − каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образцов; 5) идеализированное «Я» − каким приятно ви- деть себя; 6) ряд изображаемых «Я» − образы и маски,
которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними отрицательные и болезнен- ные черты, слабости своего настоящего «Я». В целостный процесс саморегуляции, в ко- пинг-поведение следует включить самооценку личности, являющуюся частью процесса самопоз- нания. Основная функция самооценки состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. На каждом конкретном этапе развития личности само- оценка отражает уровень развития самопознания и самоотношения и является важнейшим внутренним условием его развития. По мнению И. И. Чесноковой, через включе- ние самооценки в структуру мотивации деятель- ности личность осуществляет непрерывное соотно- шение своих возможностей, внутренних психичес- ких резервов с целями и средствами деятельности. Самооценка включает в себя умение оценить силы и возможности. Она позволяет индивиду примери- вать свои силы к требованиям окружающей среды, то есть способствует саморегуляции. Саморегуляция является необходимым компо- нентом любой деятельности современного челове- ка, его копинг-поведения. В содержание понятия «саморегуляция психических состояний» входят умение владеть собой, своими действиями и пос- тупками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое са- мочувствие и поведение в экстремальных ситуаци- ях. К. К. Платонов определял самообладание как «баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, взятых независимо от фактора времени». Волевой компо- нент включает здесь действия, связанные при их выполнении с более или менее выраженными внут- ренними, психическими усилиями. Каждое волевое действие проходит несколько этапов: определение цели и осознание самого стремления к ее достиже- нию, представление о спектре возможностей дости- жения цели; появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности; борьба и выбор мотивов, принятие одной из возможностей в качестве решения; реализация принятого решения. А. Маслоу рассматривал становление личнос- ти как работу самоактуализации, которая, требуя
максимальных творческих усилий, предполагает: адекватное, безоценочное принятие себя; честность и доверие по отношению к себе; принятие на себя ответственности за свои поступки и действия; спо- собность быть спонтанным, непосредственным и естественным; быть открытым новому опыту, про- исходящим изменениям; стремление к независи- мому, автономному существованию, определение собственной точки зрения на окружающий мир и философского взгляда на понятие добра и зла; раз- витие демократичности, чувства сопричастности, единения с другими людьми, способности к глубо- ким межличностным отношениям. Все эти компоненты становления личности тесно переплетаются с адаптацией, саморегуляцией и копинг-поведением. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправля- емой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчеркивая при этом ее системную организацию. Необходимо включить в формулировку данного понятия «потребности». Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, адапта- цию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружа- ющей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет инди- видууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятель- ности и поведения требованиям среды. В исследованиях, проведенных Дж. Вейллан- том, было показано, что уровень эффективности используемых индивидом копинг-стратегий напря- мую связан с достигаемым им в жизни благополу- чием, соотносимым с доходом, удовлетворенностью работой и семейными отношениями. Таким образом, наблюдается u1074 взаимозависи- мость уровня притязаний и самооценки личности. Психические компоненты личности выступают в виде определенной функциональной структуры,
каждая из составляющих которой (ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, аппарат самооценивания), хотя и не имеет статуса самосто- 26 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ятельного регулятора поведения и деятельности, однако вносит определенный вклад в целостный процесс саморегуляции личности, в ее копинг-по- ведение. Библиографический список 1. Акопов Г. В., Макеева Л. В. и др. Эмоциональ- ная саморегуляция. Самара. 2002. 2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001. 3. Ильин Е. П. Психология воли. – СПб., 2000. 4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2005. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ Р. М. Грановская (Санкт-Петербург) В книге «Психологическая защита» я сделала попытку представить ПСИХОЛОГ ИЧЕСКУЮ ЗА- ЩИТУ как целостную систему, последовательное становление которой предопределяют этапы раз- вития сознания. В рамках такого понимания совер- шенно иначе предстают и стратегии КОПИНГ-ПО- ВЕДЕНИЯ. Система защиты личности формируется в его Модели Мира. Накопление опыта и усвоение норм и ценностей общества делает Модель Мира не толь- ко все более эффективным кормчим человека, но и более инерционной. Инерционность не позволяет человеку принять СУДЬБОНОС НОЕ РЕШЕНИЕ, которое сразу и радикально изменило бы его жизнь. Ведь СУДЬБОНОС НОЕ РЕШЕНИЕ НЕ МО ЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНО, так как любое решение долж- но строиться поэтапно на фундаменте прошлого опыта. В этом плане любая радикальность опасна и может даже вести к психической смерти подобная ситуация в метафорической форме описана в кни- ге Т. Уайлдера «Мост короля Людовика Святого»). Вместе с тем, потребовать радикальной перестрой- ки ценностей и поведения может не только сам че- ловек, но и объективная чрезвычайная ситуация, и тогда требование полной реконструкции системы ценностей может стать непосильной и привести к слому Модели Мира. По представлению автора, ЦЕЛОСТ НАЯ СИСТ ЕМА ЗАЩИТЫ включает три психологи- ческих подсистемы и одну социально-психологи- ческую: КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССО ЗНАТ ЕЛЬНОЕ, ПОДСО ЗНАТ ЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ОСО ЗНАВАЕ- МЫЕ СТ ЕРЕОТ ИПЫ, формирующие КОПИГ-ПО- ВЕДЕНИЕ. Первые три линии защиты соотносятся с разными ипостасями человека: ИНДИВИД, ЛИЧ- НОСТЬ, ЧЛЕН ОБЩЕСТ ВА. По мере продвижения от первой подсистемы к третьей, снижается мощ- ность реакций, зато увеличивается ПРО ИЗВОЛЬ- НОСТЬ УПРА ВЛЕНИЯ поведением. Эти три ли- нии защиты: ОБЩЕСТ ВА, через принудительное изменение поведения данной личности, ИНДИВИ- ДА, путем сохранения ее психической целостности и дееспособности за счет изменения внутренней
среды и отношения к внешним событиям и ЛИЧ- НОСТ И, осознанно и активно добивающийся своих целей за счет изменения внешней среды. Мы исхо- дим из предположения, что последовательность возникновения и разнообразие ФОРМ ЗАЩИТЫ обусловлены развитием сознания при взаимодейс- твии ЧЕЛОВЕКА и его СО ЦИАЛЬНОЙ СР ЕДЫ. Изменение этого взаимодействия и в прошлом про- воцировало и в дальнейшем будет порождать новые формы защиты. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССО ЗНАТ ЕЛЬНОЕ (ар- хетипы) опирается на мощные инстинкты и поэто- му носит НЕУПРА ВЛЯЕМЫЙ характер. Оно фор- мирует стратегии преодоления экстремальных си- туаций, возникающих не столько в жизни личности, сколько ОБЩЕСТ ВА в целом, но реализуется через отдельную личность. Особенности этой защиты: вневременная ценность стратегий, НЕОТ ВРАТ И- МОСТЬ вторжения и специфическая ГИБКОСТЬ проявления. Существенно, что вторжение архети- пов в минимальной степени реализует ИНДИВИ- ДУАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ и может входить с ними в противоречие, обеспечивая решение не в пользу личности, а в пользу общества. Так как в современ- ной жизни в исходном виде использовать древние формы оживляемого архетипа невозможно, то это обуславливает развитие особой ГИБКОСТ И, когда древние стратегии реализуются через обновленные формы. И сегодня, если лидер имеет много АР ХИ- ТЕПИЧЕСКИХ черт, говорят, что он обладает ХА- РИЗМО Й, так как его призывы одинаково неотвра- тимо воспринимаются большинством людей. При родовом строе единицей защиты выступал род. Со временем ролевое расслоение рода сместило задачу защиты на индивида, породив ПОДСО ЗНА- ТЕЛЬНУЮ психологическую защиту. В дальней- шем процессы развития самосознания и углубления ИНДИВИДУАЛИЗМА привели к распространению ЗАЩИТЫ НА ЛИЧНОСТЬ, путем формирования ОСО ЗНАННЫХ СТ ЕРЕОТ ИПОВ и активных форм преобразования среды и самого себя. Однако удер- жание акцента защиты на личности может входить в противоречие с необходимостью защиты челове- ческого общества. Такие противоречия особенно заметны в ситуациях природных или экологических бедствий, когда спасение возможно только путем общественных усилий. В эти критические момен- ты автоматически активизируется КОЛЛЕКТИВ- НОЕ БЕССО ЗНАТ ЕЛЬНОЕ, меняющее поведение МАС людей через проявление и доминирование ИНЫХ ЦЕННОСТ ЕЙ. Однако этого может оказать- ся недостаточно. Поэтому в современном обществе для ПРЕДОТ ВРА ЩЕНИЯ подобных катастроф 27 Кострома, 16–18 мая 2007 г. необходимы и осознанные коллективные усилия. В настоящее время имеются ростки ЧЕТВЕРТО Й, социально-психологической ЛИНИИ ЗАЩИТЫ - развитие международных ЭКОЛОГ ИЧЕСКИХ ор- ганизаций, сознательно преодолевающих не только личные, но и государственные выгоды. Вторая линия защиты - ПОДСО ЗНАТ ЕЛЬ- НАЯ. Ее формы тоже включаются автоматически, но последствия их вторжения не столь неотврати- мы. Ее инструмент - ЦЕНЗУРА - препятствует по- рождению решений, эмоционально или ментально опасных для психического равновесия человека. Опасная информация поступает на переработку одной из форм подсознательной защиты и АВТО - МАТ ИЧЕСКИ преобразуется до потери травмиру- ющего воздействия. Эти формы защиты ОГРА Ж- ДАЮТ, ВЫКЛЮЧАЮТ, ДЕФОРМ ИРУЮТ и ПЕ- РЕАДРЕСУЮТ поступающую из внешней среды информацию с тем, чтобы НА ДАННЫЙ МОМ ЕНТ сохранить душевное равновесие, психическое здо- ровье и даже жизнь личности путем приспособле- ния ВНУТР ЕННЕЙ СР ЕДЫ. Все они направлены к защитному СУЖЕНИЮ поля сознания, и чем силь- нее травмирует u1089 ситуация, тем существеннее это сужение. Результат НЕОДНОЗНАЧЕН. ПОЗИТИВ- НЫЙ - ОБЕРЕГА ЮЩИЙ, так как включение, со- провождается субъективным ощущением СНЯТ ИЯ НАПРЯ ЖЕНИЯ, и человек может продолжать нор- мальное существование. НЕГАТ ИВНЫЙ – связан с тем, что во внешней среде ничего не изменилось и ее травмирующее воздействие через некоторое время снова может превысить порог! В отличие от коллективного бессознательного этот тип защиты ИЗМЕНЯЕТСЯ в течение жизни в зависимости от индивидуальных свойств человека и от возраста. УПРА ВЛЯЕМОСТЬ тревожным душевным состо- янием и эффективность его нормализации с помо- щью подсознательной защиты ОТ НОС ИТЕЛЬНА, поэтому ее негативный аспект ведет к формирова- нию третьей линии защиты – осознанным формам КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ. ТР ЕТЬЯ линия защиты – стратегии ОСО З- НАВАЕМЫХ форм. Они способны менять ВНЕ- ШНЮЮ СР ЕДУ. СО ВЛАДАНИЕ (копинг) позволя- ют организовать свое поведение и внешние обстоя- тельства таким образом, чтобы не только умерить, но и упредить травмирование, обусловленное как индивидуальными проблемами, так и социальным давлением на личность. ОСО ЗНАВАЕМЫЕ СТ Е- РЕОТ ИПЫ - продукт аккумуляции общественного опыта, полезного в СТА НДАРТ НЫХ ситуациях. Они позволяют сократить время выбора реакции, то есть сэкономить энергию и «не выпасть» из соци- ума. Стереотипы защищают личность НЕ СТО ЛЬ БЫСТРО и, безусловно, как подсознательные фор- мы. Вместе с тем использование стереотипов защи- щает НЕ ТО ЛЬКО ЛИЧНОСТЬ, но и стабильность общества, имеющего такие нормы, цели и ценнос- ти. А поскольку ЦЕЛИ и ЦЕННОСТ И в процессе воспитания и обучения формируются в значитель- ной степени осознанно, то это допускает ПРО ИЗ- ВОЛЬНОЕ УПРА ВЛЕНИЕ ими. КОПИНГ - ресурсы психики предстают как результат напряжения, возникающего от давления общественных норм на поведение личности и ее оценку ситуаций. Накапливаются они в более КО- РОТ КОМ интервале, чем жизнь, поскольку их фор- мирование предполагает СТА НОВЛЕНИЕ СО ЗНА- НИЯ, то есть некую зрелость Модели Мира. Сте- реотипы МОГ УТ БЫТЬ ОСО ЗНАННЫ (но не обя- зательно актуально осознаются в каждый данный момент), поэтому противодействие их вторжению может быть НЕПОСР ЕДСТ ВЕННЫМ и существен- но более УПРА ВЛЯЕМЫМ. Если подсознательные формы защиты, не меняя совокупного набора форм, приводят к возникновению ДОМ ИНИРУЮЩИХ форм, то ситуация с осознаваемыми стереотипами совсем иная – они более зависимы от пола, темпе- рамента и возраста, поскольку относительно этих критериев существуют традиционные социальные и групповые нормы. По представлению автора для общества сегод- ня наибольший практический интерес представляют ПЕРВАЯ и ЧЕТВЕРТАЯ линии защиты, поскольку они определяют ВЫЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТ ВА, однако для каждого отдельного человека важно пре- жде всего владение навыками управления ВТОРО Й и ТР ЕТЬ ЕЙ линией защиты, так как они определя- ют возможность оптимальной организации своего поведения и сохранения внутреннего равновесия. Последовательность исторического и онтоге- нетического развития этих форм защиты обуслав- ливает и разную организацию оптимальной работы систем ПРЕОДОЛЕНИЯ И КОПИНГА. Эффектив- ность стратегий копинга определена созреванием не только сознания, но и самосознания, не только представлений о возможности регулирования свое- го самочувствия, но и воспитанием НАВЫКОВ СА - МОР ЕГУЛИРО ВАНИЯ. Овладение палитрой ко- пинг-стратегий позволяет человеку смягчать свои проблемы и противостоять натиску МА НИПУЛЯ- ТОРО В. Необходимый тренинг социально-одобряе- мых стратегий КОПИНГА позволяет самостоятель- но справляться с напряжением и беспокойством в трудных жизненных ситуациях и ДОСТ ИГАТЬ СО ЗНАТ ЕЛЬНО поставленных ЦЕЛЕЙ путем ИЗ- МЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СР ЕДЫ. Появление воз- можности реализовать ЛИЧНЫЕ ЦЕЛИ, достичь стабильного БЛАГО ПОЛУЧИЯ вдохновляют чело- века и приводят к росту его творческой активнос- ти, но не способно наполнить его жизнь смыслом, побуждающим к развитию своих возможностей - к этому могут вести только ВЫСШИЕ ИДЕАЛЫ, связанные с общим благополучием. Так, состояние 28 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО u1055 ПОВЕДЕНИЯ СР ЕДЫ ОБИТА НИЯ и растущие ПОТР ЕБНОСТ И ЧЕЛОВЕКА входят в ПРОТ ИВОР ЕЧИЕ. Есть и другое ПРОТ ИВОР ЕЧИЕ. С одной сто- роны, КОПИНГ-стратегии помогают человеку впи- саться в общественные отношения и тем снизить свою напряженность, но только при уменьшении уровня своей уникальности и творческой активнос- ти. С другой стороны, прогресс общества требует новых, конструктивных подходов ко всем сферам жизни, то есть качеств и поступков, которые не пре- допределены социальными нормами. Вместе с тем, число форм защит и стратегий совладания зависит от культурных особенностей и религиозных тради- ций общества. По мере развития общества и роста ИНДИВИДУАЛИЗМА возрастает вероятность по- явления новых форм защиты, что, возможно, и по- рождает разнобой в различных перечнях психологи- ческих защит. Кроме того, христианские ценности обусловливают несколько иные формы защиты, чем исламские, буддистские или конфуцианские так как в разных странах преобладают отличные уровни КОЛЛЕКТИВИЗМА и ИНДИВИДУАЛИЗМА. Их особенности тоже накладывают свой отпечаток на специфику психологической защиты. Для нас важно, что с развитием общества ИН- ДИВИДУАЛИЗМ порождает ПРОТ ИВОР ЕЧИВЫЕ тенденции. С одной стороны, рост индивидуализма ведет к увеличению поводов возникновения кон- фликтов личности с обществом, и тогда начинает «свирепствовать» подсознательная защита, адапти- руя человека с помощью все более разнообразных ее форм, оберегающих и отделяющих человека от реального мира. С другой стороны, яркая индивиду- альность способна более продуктивно формировать сознательные стереотипы и эффективные стратегии преодоления давления общества и пробивать в ней некую индивидуальную брешь для личных твор- ческих прорывов. В свете подобных представлений умение пользоваться КОПИНГ-стратегиями имеет как теоретическое, так и большое ПРА КТИЧЕСКОЕ значение для родителей, воспитателей и лично для человека. Тем более что люди, предпочитающие в стрессовых ситуациях стратегии, КОНСТР УКТИВ- НО ПРЕОБРА ЗУЮЩИЕ внешнюю среду, чаще u1086 от- носятся к личностям с оптимистическим мировоз- зрением, устойчивой положительной самооценкой и сильно выраженной мотивацией достижения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|