Культурное наследие как ресурс
СОВЛАДАНИЯ (на примере русских пословиц) О. И. Даниленко (Санкт-Петербург) Проблема совладающего (копинг) поведения становится все более популярной в отечественной психологии. Это не случайно. Стрессовые нагруз- ки на общество и личность остаются, к сожале- нию, величиной почти постоянной, усиливаясь в определенные периоды жизни общества. Человек практически ежедневно сталкивается с необходи- мостью преодоления физических и эмоциональных нагрузок. Для обозначения этой проблемной облас- ти в западной психологии и применяется термин «копинг», который в настоящее время используется без перевода в публикациях отечественных авторов (Нартова - Бочавер, 1997). Недостаточная изученность проблемы копин- га на теоретическом уровне в отечественной пси- хологии дополняется отсутствием методического инструментария для исследования обозначенной проблемы. В немногочисленных публикациях оте- чественных авторов, посвященных исследованию копинга, можно найти ссылки на достаточно извес- тные в западной психологии методики, направлен- ные на диагностику способов совладания: опрос- ник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман и опросник «Индикатор стратегий преодоления» Д. Амирхана и др. Нами на протяжении ряда лет адаптируются две методики, направленные на диагностику соци- ального контекста копинга и стратегий совладания с объективно трудными или субъективно так пони- маемыми жизненными ситуациями. Первая из них – методика Пегги А. Тойтс (P.A. Thoits). Данная методика привлекла наше внимание, прежде всего потому, что с ее помощью могут быть одновременно реализованы две цели: диагностика
социальных модераторов стресса и копинг-страте- гий. Теоретической основой данной методики яв- ляется комплексная модель копинга, которая вклю- чает практически все техники копинга, описанные в англоязычной литературе, и совместима с предыду- щими работами о реакциях копинга. В методике П. Тойтс выделяются два блока стратегий, соответствующих теоретически выде- ленным ею двум «базовым режимам» решения или изменения проблемы – поведенческий и когнитив- ный (P.A. Thoits, 1991). К поведенческим реакциям относят действия, направленные непосредственно на стрессовую си- туацию для того, чтобы, либо изменить её, либо из- бежать. 29 Кострома, 16–18 мая 2007 г. Когнитивные стратегии связаны, прежде все- го, с изменением значения ситуации для человека, который оказался в этой ситуации. Таким образом, модель реакций копинга П. Тойтс выглядит следующим образом: трудную си- туацию (ситуации) человек может изменить (ре- шить) либо поведенчески, либо когнитивно. Эмоциональные переживания или потрясения также могут быть преобразованы двумя путями: когнитивно или поведенчески. Таким образом, существует, по меньшей мере, 4 типа реакций в ситуациях, вызывающих необхо- димость копинга, которые важно учитывать при ис- следовании копинг-стратегий. Нам представляются важными и весьма инте- ресными и полезными в методическом плане при изучении копинг - поведения исследовательские ас- пекты, которые выделила П. Тойтс при применении авторской методики. В собственной исследовательской практике на основе изучения работ указанного автора мы сфор- мулировали несколько положений, которые с нашей точки зрения, желательно учитывать при изучении стилей поведения в эмоционально трудных ситуа- циях. 1. С тиль поведения (выбор стратегии копин- га) может в существенной степени определяться в зависимости от того, осознает ли человек ситуацию
как подконтрольную ему или нет. 2. Фактором, влияющим на выбор стратегии копинга может служить специфика ситуации, кото- рая является объективно трудной или субъективно так понимаемой. Так, например, трудная для чело- века ситуация может выступать как событие (крат- ковременная ситуация, которая серьезно повлияла на человека), либо ситуация является трудной на протяжении достаточно длительного времени, вы- ступая как постоянный прессинг. 3. Эффективность выбираемых u1089 стратегий мо- жет зависеть от наличия-отсутствия несоответствия между объективной природой стрессора и его субъ- ективной оценкой. 4. С уществует взаимосвязь между выбором копинг - стратегий и особенностями восприятия события или ситуации. Так, в частности, фактора- ми выбора стратегий могут служить: ожидаемость события, его прогнозируемость, вера в то, что собы- тие можно было предотвратить; осознанность воз- можности изменить ситуацию, каузальная ответс- твенность и ответственность за решение ситуации. Вторая методика, которая активно нами ис- пользуется и апробируется на различных профес- сиональных, возрастных группах – это методика COPE, разработанная Карвером, Шайером и Вайнт- раубом (Carver, Scheier, Weintraub, 1989). Данная методика привлекла наше внимание тем, что она может быть использована как для оценки ситуативного копинга, так и для диспози- ционного копинга (типичные реакции человека на стрессоры), что значительно расширяет ее исследо- вательские и диагностические возможности. Отметим те ее аспекты и возможности, кото- рые выгодно отличают ее от уже более известных в нашей стране. 1. Возможность использования 2-х вариантов методики – диспозиционного и ситуативного. Благо- даря этому, исследователь может получить сведения о типичных способах поведения в трудных ситуаци- ях, выявить взаимосвязь между копинг - стратегия- ми и ситуацией (ситуациями), определить наиболее эффективные способы решения эмоциональных проблем и конструктивные способы реагирования на ту или иную ситуацию. Такая информация мо- жет послужить основой оказания индивидуально- ориентированной психологической помощи. Кроме того, существует возможность сравнительного ана-
лиза моделей копинга. 2. Возможность количественной обработки данных позволяет оценить степень использования каждой стратегии или способа поведения, а также построить индивидуальные профили копинг – стра- тегий. 3. С реди предложенных авторами копинг - стратегий можно выделить активные и пассивные стратегии, конструктивные и самопоражающие, связанные с поведением или u1082 когнитивной реинтер- претацией; то есть данная методика дает информа- цию о широком диапазоне типов копинг – стратегий и может весьма содержательно дополнять информа- цию, получаемую с помощью других техник. 4. Преимуществом данной методики является также наличие нескольких шкал для измерения ак- тивного копинга. Библиографический список 1. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. №5. – С.20-30. 2. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K., 1998.Assening Coping Strategies: A Theoretically Based Approach. Journal of Personality and Social Psychology. V. 56. P.267-283. 3. Thoits Peggy A. Gender Differences in Coping with Emotoinal Distress: The Social Context of Coping, Edited by John Eckenrode. Plenum Press, N. Y.: Plenum. 1991. Р. 107-139. 30 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ Л. И. Дементий, С. В. Щепоткин (Омск) Проблема совладающего (копинг) поведения становится все более популярной в отечественной психологии. Это не случайно. Стрессовые нагруз- ки на общество и личность остаются, к сожалению, величиной почти постоянной, усиливаясь в опреде- ленные периоды жизни общества. Человек практи- чески ежедневно сталкивается с необходимостью преодоления физических и эмоциональных нагру- зок. Для обозначения этой проблемной области в западной психологии и применяется термин «ко- пинг», который, в настоящее время, используется без перевода в публикациях отечественных авторов (Нартова - Бочавер, 1997). Недостаточная изученность проблемы копинга на теоретическом уровне в отечественной психоло- гии дополняется отсутствием методического инстру-
ментария для исследования обозначенной проблемы. В немногочисленных публикациях отечественных авторов, посвященных исследованию копинга, мож- но найти ссылки на достаточно известные в западной психологии методики, направленные на диагностику способов совладания – опросник способов совлада- ния Р. Лазаруса и С. Фолкман и опросник «индика- тор стратегий преодоления» Д. Амирхана и др. Нами на протяжении ряда лет адаптируются две методики, направленные на диагностику соци- ального контекста копинга и стратегий совладания с объективно u1090 трудными или субъективно так пони- маемыми жизненными ситуациями. Первая из них – методика Пегги Тойтс (Peggy, 1991). Данная методика привлекла наше внимание, прежде всего потому, что с ее помощью могут быть одновременно реализованы две цели: диагностика со- циальных модераторов стресса и копинг-стратегий. Теоретической основой данной методики яв- ляется комплексная модель копинга, которая вклю- чает практически все техники копинга, описанные в англоязычной литературе, и совместима с предыду- щими работами о реакциях копинга. В методике П. Тойтс выделяются два блока стратегий, соответствующих теоретическим выде- ленным ею двум «базовым режимам» решения или изменения проблемы – поведенческий и когнитив- ный. К поведенческим реакциям относят действия, направленные непосредственно на стрессовую си- туацию для того, чтобы, либо изменить ее, либо из- бежать. Когнитивные стратегии связаны, прежде все- го, с изменением значения ситуации для человека, который оказался в этой ситуации. Таким образом, модель реакций копинга П. Тойтс выглядит следующим образом: трудную си- туацию (ситуации) человек может изменить (ре- шить) либо поведенчески, либо когнитивно. Эмоциональные переживания или потрясения также могут быть преобразованы двумя путями: когнитивно или поведенчески. То есть, существует, по меньшей мере, 4 типа реакций в ситуациях, вызывающих необходимость копинга, которые и необходимо учитывать при ис- следовании конинг-стратегий. Нами представляются важными и весьма ин- тересными и полезными в методическом плане при изучении копинг - поведения исследовательские ас- пекты, которые выделила П. Тойтс при применении авторской методики. В собственной исследовательской практике на основе изучения работ указанного автора мы сфор- мулировали несколько положений, которые с нашей точки зрения, желательно учитывать при изучении стилей поведения в эмоционально трудных ситуа- циях. 1. С тиль поведения (выбор стратегии копин-
га) может в существенной степени определяться в зависимости от того, осознает ли человек ситуацию как подконтрольную ему или нет. 2. Фактором, влияющим на выбор стратегии копинга может служить специфика ситуации, кото- рая является объективно трудной или субъективно так понимаемой. Так, например, трудная для чело- века ситуация может выступать как событие (крат- ковременная ситуация, которая серьезно повлияла на человека), либо ситуация является трудной на протяжении достаточно длительного времени, вы- ступая как постоянный прессинг. 3. Эффективность выбираемых стратегий мо- жет зависеть от наличия-отсутствия несоответствия между объективной природой стрессора и его субъ- ективной оценкой. 4. С уществует взаимосвязь между выбором копинг - стратегий и особенностями восприятия события или ситуации. Так, в частности, фактора- ми выбора стратегий могут служить: ожидаемость события, его прогнозируемость, вера в то, что собы- тие можно было предотвратить; осознанность воз- можности изменить ситуацию, каузальная ответс- твенность и ответственность за решение ситуации. Вторая методика, которая активно нами ис- пользуется и апробируется на различных професси- ональных, возрастных группах – это методика, раз- работанная Карвером и его сотрудниками (Carver, Scheier, Weintraub, 1989). Данная методика привлекла наше внимание тем, что она может быть использована как для оценки ситуативного копинга, так и для диспози- ционного копинга (типичные реакции человека на 31 Кострома, 16–18 мая 2007 г. стрессоры), что значительно расширяет ее исследо- вательские и диагностические возможности. Отметим те ее аспекты и возможности, кото- рые выгодно отличают ее от уже более известных в нашей стране. 1. Возможность использования 2-х вариан- тов методики – диспозиционного и ситуативного. Благодаря этому, исследователь может получить сведения о типичных способах поведения в труд- ных ситуациях, выявить взаимосвязь между ко- пинг - стратегиями и ситуацией (ситуациями), оп- ределить наиболее эффективные способы решения эмоциональных проблем и конструктивные спосо- бы реагирования на ту или иную ситуацию. Такая информация может послужить основой оказания индивидуально- ориентированной психологичес- кой помощи. Кроме того, существует возможность сравнительного анализа моделей копинга. 2. Возможность количественной обработки данных позволяет оценить степень использования каждой стратегии или способа поведения, а также построить индивидуальные профили копинг – стра- тегий. 3. С реди предложенных авторами копинг - стратегий можно выделить активные и пассивные стратегии, конструктивные и самопоражающие, связанные с поведением или когнитивной реинтер- претацией. То есть данная методика дает информа- цию о широком диапазоне типов копинг – стратегий и может весьма содержательно дополнять информа- цию, получаемую с помощью других техник. 4. Преимуществом данной методики является также наличие нескольких шкал для измерения ак- тивного копинга. Библиографический список 1. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - С. 20-30. 2. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assening Coping Strategies: A Theoretically Based Approach. Yournal of Personality and Social Psychology. - 1998. 3. Peggy A. Thoits. Gender Differences in Coping with Emotoinal Distress: The Social of Coping, Edited by John Eckenrode. Plenum Press, New York. - 1991. Р. 107-139.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|