Копинг - подход к изучению
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И. А. Красильников (Саратов) Успешность психологической адаптации лич- ности определяется ее способностью осуществлять конструктивные стратегии поведения в затруднен- ных и трудных жизненных ситуациях. В настоящее время проблема адаптации рассматривается через призму тактик совладающего поведения, под кото- рым понимается индивидуальный тип реагирова- ния на изменившиеся условия среды (Нартова-Бо- чавер, 1997). В современной зарубежной психологии гово- рят о «coping» -преодолевающем поведении психо- логически трудной ситуации, техниках совладания. Предназначение «coping» заключается в том, чтобы лучше адаптировать человека к требованиям ситуа- ции (Анцыферова, 1982, 1993). Так, Н. Weber (1992) считает, что «coping» направлен на поддержание физического, психического здоровья и удовлетво- ренности социальными отношениями. К. Хорни понимала совладание как возможность справиться с угрозой и тревожным состоянием. Она выделяет гибкость/ригидность стратегии поведения как ин- дикатор душевного здоровья и психической адап- тации. Исходя из психоаналитических позиций и ког- нитивно-ориентированных концепций, R. S. Lazarus (1984; 1991) и S. Folkman (1984) связывают адап- тированность с отсутствием переживания угрозы, выделяя в адаптационном процессе две стратегии совладающего поведения: а) решение проблемы (проблемно-ориентиро- ванное поведение); б) изменение собственных установок в отноше- нии к ситуации (когнитивное переструктури- рование). Стратегию адаптации А. А. Налчаджян (1988) соотносит с типом поведения, которое приводит к разрешению проблемной ситуации. Он ставит в
центр рассмотрения вопрос о том, способна ли лич- ность разрешить свою проблему и отмечает важ- ность изучения истоков силы и природы адаптив- ных стратегий личности. В связи с этим исследова- тель выделяет следующие виды адаптации: а) путем преобразования проблемной ситуа- ции; б) адаптация с сохранением ситуации (здесь нет самоактуализации). Адаптация путем преобразования или полного устранения проблемной ситуации осуществляется, по его мнению, в основном с помощью незащит- ных адаптационных механизмов, то есть с опорой на сознательно принятое решение. При адаптации с сохранением u1087 проблемной ситуации происходит активизация механизмов психологической защиты. А. А. Налчаджян считает, что процесс преодоле- ния проблемных ситуаций можно считать процес- сом социально-психической адаптации личности, в ходе которого открываются новые способы пове- дения, новые программы и планы внутриличнос- тных процессов. Автор называет такие признаки дезадаптированной личности как переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм пове- дения, необходимых для их развития. Речь идет о субъективной неразрешимости внутренних конф- ликтов, вызванных проблемной ситуацией. Работающий в рамках процессуально-дина- мического подхода Н. Thomae рассматривает изме- нение жизненной ситуации и самой личности через 40 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ использование «техник-действий» для утверждения той или иной «темы жизни». Всю совокупность «техник бытия» он называет системами приспособ- ления, под которыми понимаются не только требуе- мые обстоятельствами изменения человеком себя, но и преобразование ситуаций в соответствии с собс- твенными возможностями и целями. Под стратегией совладания он понимает сознательно регулируемое действие личности, составляющее лишь небольшую
часть ее проявлений в ответ на жизненные трудности. Проведя подробный анализ теоретических взглядов Н. Thomae, Л. И. Анцыферова (1993) рассмотрела процессы адаптации в контексте преодоления лич- ностью трудной жизненной ситуации. Изменение ус- ловий жизнедеятельности (утрата тех или иных цен- ностей), по ее мнению, дезорганизует психическую деятельность и вызывает необходимость в новом совладающем поведении. Ею сформулировано важ- ное методологическое положение о необходимости учета предшествующего жизненного опыта субъекта (личностный потенциал) при исследовании совлада- ющих форм поведения. Под другим углом зрения совладающую актив- ность личности рассматривает Ф. Е. Василюк (1984; 1988). Он описывает стратегию преодоления кри- тических ситуаций (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) как ценностное переживание. Пережива- ние трактуется им как деятельность. Исследователь считает, что человек обладает «свободой пережива- ния», которое рассматривается им в контексте цен- ностно-смыслового переживания проблемы. В гуманистической психологии имеется раз- ное понимание сути, роли и места конструктив- ных/неконструктивных реакций в адаптационном процессе. К. Роджерс относит неконструктивные реакции к проявлениям психологических механиз- мов эмоциональных нарушений. Другой гуманис- тически ориентированный психолог А. Маслоу счи- тает, что они свойственны и здоровым людям. Он приводит критерии конструктивных реакций: учет требований социальной среды, направленность на решение определенных проблем, четкое представ- ление о цели, осознанность поведения. Признака- ми неконструктивных реакций А. Маслоу считает агрессию, регрессию, фиксацию и т. п., которые не осознаются и направлены на устранение неприят- ных переживаний из сознания. Адаптация личности, по мнению социаль- но-ориентированного психоаналитика А. Адлера, должна идти по пути развития «социального инте- реса» и выработки собственного стиля жизни как индивидуального способа взаимодействия челове- ка с миром. Стиль жизни проявляет себя через пути и способы решения жизненных проблем. Отечественные исследователи С. А. Шапкин и
Л. Г. Дикая (1996) считают, что процесс адаптации содержательно представляет собой активное фор- мирование стратегий совладания со стрессогенной ситуацией посредством механизмов разных уровней регуляции. В своих исследованиях они показали, что мотивационно-волевые стратегии выступают в качестве системообразующего фактора адаптации, определяющего интенсивность и направленность активационно-энергетических, когнитивных и эмо- ционально-оценочных процессов, обеспечивающих деятельность личности. В. Н. Григорьевой и В. Н. Тхостовым (2004) предложена достаточно полная и непротиворечи- вая когнитивно-поведенческая модель реакций на стрессогенные раздражители, в которой выделены четыре группы адаптивных u1082 когнитивно-поведен- ческих реакций человека на стрессовое воздейс- твие: 1. подавление человеком агрессии (бегство, уход) и мирное разобщение (самоудаление) с «противником»; 2. поведенческое выражение агрессии и насиль- ственное расставание с сопротивляющимся «противником»; 3. поведенческое выражение агрессии и сбли- жение с сопротивляющимся «противником» (наступление, нападение, завоевание), завер- шающееся его насильственным преобразова- нием; 4. подавление человеком своей агрессии (сти- мулирование перемен в себе), проявление благорасположения к тревожащему объекту. Каждый из типов поведенческих реакций име- ет множество вариантов. В свою очередь, В. Д. Менделевич (2001) вы- делил пять видов взаимодействия реальности и ин- дивида: приспособление, борьба (противостояние), болезненное противостояние, уход, игнорирование. Гармоничный человек, по его мнению, выбирает приспособление в плане принятия групповых цен- ностей, однако, не исключается, что личность может прибегнуть к стратегии «ухода», если социум навя- зывает ценности, которые она не может принять. Несколько под другим углом зрения рассмат- ривает социально-психологическую адаптацию А. А. Налчаджян (1988), используя понятия внешних и внутренних конфликтов. Он характеризует ее как
такое взаимоотношение личности и группы, когда личность без длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные соци- альные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния само- утверждения и свободного выражения своих твор- ческих способностей. Максимально широко проблему социальной адаптации исследовал М. В. Ромм (2002). Он особо 41 Кострома, 16–18 мая 2007 г. акцентирует внимание на информационно-интел- лектуальной адаптации, когда решающее значение имеет семантическая адекватность индивидуальной интерпретации информации. Любое существенное изменение параметров среды и деятельности тре- бует переосмысления ситуации и мотивирует субъ- екта на поиск новой информации как основы для интерпретации ситуации и конструирования при- емлемой адаптивной стратегии. Последняя являет- ся системой социальных, психологических, инфор- мационных приемов, с помощью которых личность получает возможность интерпретативного констру- ирования адаптационного пространства. Заслуживает особого внимания модель адап- тационных жизненных стратегий, предложенная А. А. Реаном. Им выделены следующие виды: - активное изменение ситуации; - активное изменение свойств своей личности; - активный поиск новой социальной среды с более высоким адаптационным потенциалом для данной личности и для ее развития; - вероятностно-комбинированный (включает в себя компоненты вариантов вышеприведен- ных «чистых» типов); - пассивная дезадаптация (пассивное приня- тие требований, норм, установок, ценностей социальной среды без включения процесса самоизменения, самокоррекции и саморазви- тия). Автор считает, что при выборе стратегии адап- тации личностью оцениваются: а) требования социальной среды (сила, степень враждебности, степень ограничений потреб- ностей и т. п.); б) собственный потенциал личности в плане са- моизменения (адаптационный потенциал); в) цена усилий (физиологическая, психологи- ческая). Современные исследователи выделяют боль- шое разнообразие копинг-механизмов, начиная от механизмов психологической защиты и индивиду- альных реакций до жизненных стратегий. Однако ввиду многочисленности различных взглядов ис- черпывающе решить проблему определения едино- го конституирующего признака успешного копинг- поведения как критерия психологической адапта- ции личности в настоящее время пока не удается.
На наш взгляд перспективным при изучении успешности психологической адаптации личнос- ти может быть анализ связей различных стратегий совладающего поведения с внутриличностными конфликтами. Внутриличностная адаптация в пер- вую очередь связана с возможностями субъекта разрешать свои интрапсихологические конфлик- ты. Понимание же структуры и иерархии ценнос- тно-мотивационной сферы личности как сферы ее внутренних конфликтов с методологических по- зиций современной отечественной и зарубежной психологии определяет понимание высших регу- ляторно-поведенческих адаптивных механизмов жизнедеятельности человека. Субъективная недо- стижимость или утрата (конфликтность) тех или иных ценностей, к которым стремится личность в процессе жизненного пути, может привести к нару- шению механизмов эмоциональной саморегуляции, что с необходимостью отразится на вариативности совладающего поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|