Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Копинг - подход к изучению




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

ЛИЧНОСТИ

И. А. Красильников (Саратов)

Успешность психологической адаптации лич-

ности определяется ее способностью осуществлять

конструктивные стратегии поведения в затруднен-

ных и трудных жизненных ситуациях. В настоящее

время проблема адаптации рассматривается через

призму тактик совладающего поведения, под кото-

рым понимается индивидуальный тип реагирова-

ния на изменившиеся условия среды (Нартова-Бо-

чавер, 1997).

В современной зарубежной психологии гово-

рят о «coping» -преодолевающем поведении психо-

логически трудной ситуации, техниках совладания.

Предназначение «coping» заключается в том, чтобы

лучше адаптировать человека к требованиям ситуа-

ции (Анцыферова, 1982, 1993). Так, Н. Weber (1992)

считает, что «coping» направлен на поддержание

физического, психического здоровья и удовлетво-

ренности социальными отношениями. К. Хорни

понимала совладание как возможность справиться

с угрозой и тревожным состоянием. Она выделяет

гибкость/ригидность стратегии поведения как ин-

дикатор душевного здоровья и психической адап-

тации.

Исходя из психоаналитических позиций и ког-

нитивно-ориентированных концепций, R. S. Lazarus

(1984; 1991) и S. Folkman (1984) связывают адап-

тированность с отсутствием переживания угрозы,

выделяя в адаптационном процессе две стратегии

совладающего поведения:

а) решение проблемы (проблемно-ориентиро-

ванное поведение);

б) изменение собственных установок в отноше-

нии к ситуации (когнитивное переструктури-

рование).

Стратегию адаптации А. А. Налчаджян (1988)

соотносит с типом поведения, которое приводит

к разрешению проблемной ситуации. Он ставит в

центр рассмотрения вопрос о том, способна ли лич-

ность разрешить свою проблему и отмечает важ-

ность изучения истоков силы и природы адаптив-

ных стратегий личности. В связи с этим исследова-

тель выделяет следующие виды адаптации:

а) путем преобразования проблемной ситуа-

ции;

б) адаптация с сохранением ситуации (здесь нет

самоактуализации).

Адаптация путем преобразования или полного

устранения проблемной ситуации осуществляется,

по его мнению, в основном с помощью незащит-

ных адаптационных механизмов, то есть с опорой

на сознательно принятое решение. При адаптации

с сохранением u1087 проблемной ситуации происходит

активизация механизмов психологической защиты.

А. А. Налчаджян считает, что процесс преодоле-

ния проблемных ситуаций можно считать процес-

сом социально-психической адаптации личности,

в ходе которого открываются новые способы пове-

дения, новые программы и планы внутриличнос-

тных процессов. Автор называет такие признаки

дезадаптированной личности как переживание ею

длительных внутренних и внешних конфликтов без

нахождения психических механизмов и форм пове-

дения, необходимых для их развития. Речь идет о

субъективной неразрешимости внутренних конф-

ликтов, вызванных проблемной ситуацией.

Работающий в рамках процессуально-дина-

мического подхода Н. Thomae рассматривает изме-

нение жизненной ситуации и самой личности через

40

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

использование «техник-действий» для утверждения

той или иной «темы жизни». Всю совокупность

«техник бытия» он называет системами приспособ-

ления, под которыми понимаются не только требуе-

мые обстоятельствами изменения человеком себя, но

и преобразование ситуаций в соответствии с собс-

твенными возможностями и целями. Под стратегией

совладания он понимает сознательно регулируемое

действие личности, составляющее лишь небольшую

часть ее проявлений в ответ на жизненные трудности.

Проведя подробный анализ теоретических взглядов

Н. Thomae, Л. И. Анцыферова (1993) рассмотрела

процессы адаптации в контексте преодоления лич-

ностью трудной жизненной ситуации. Изменение ус-

ловий жизнедеятельности (утрата тех или иных цен-

ностей), по ее мнению, дезорганизует психическую

деятельность и вызывает необходимость в новом

совладающем поведении. Ею сформулировано важ-

ное методологическое положение о необходимости

учета предшествующего жизненного опыта субъекта

(личностный потенциал) при исследовании совлада-

ющих форм поведения.

Под другим углом зрения совладающую актив-

ность личности рассматривает Ф. Е. Василюк (1984;

1988). Он описывает стратегию преодоления кри-

тических ситуаций (стресс, фрустрация, конфликт,

кризис) как ценностное переживание. Пережива-

ние трактуется им как деятельность. Исследователь

считает, что человек обладает «свободой пережива-

ния», которое рассматривается им в контексте цен-

ностно-смыслового переживания проблемы.

В гуманистической психологии имеется раз-

ное понимание сути, роли и места конструктив-

ных/неконструктивных реакций в адаптационном

процессе. К. Роджерс относит неконструктивные

реакции к проявлениям психологических механиз-

мов эмоциональных нарушений. Другой гуманис-

тически ориентированный психолог А. Маслоу счи-

тает, что они свойственны и здоровым людям. Он

приводит критерии конструктивных реакций: учет

требований социальной среды, направленность на

решение определенных проблем, четкое представ-

ление о цели, осознанность поведения. Признака-

ми неконструктивных реакций А. Маслоу считает

агрессию, регрессию, фиксацию и т. п., которые не

осознаются и направлены на устранение неприят-

ных переживаний из сознания.

Адаптация личности, по мнению социаль-

но-ориентированного психоаналитика А. Адлера,

должна идти по пути развития «социального инте-

реса» и выработки собственного стиля жизни как

индивидуального способа взаимодействия челове-

ка с миром. Стиль жизни проявляет себя через пути

и способы решения жизненных проблем.

Отечественные исследователи С. А. Шапкин и

Л. Г. Дикая (1996) считают, что процесс адаптации

содержательно представляет собой активное фор-

мирование стратегий совладания со стрессогенной

ситуацией посредством механизмов разных уровней

регуляции. В своих исследованиях они показали,

что мотивационно-волевые стратегии выступают в

качестве системообразующего фактора адаптации,

определяющего интенсивность и направленность

активационно-энергетических, когнитивных и эмо-

ционально-оценочных процессов, обеспечивающих

деятельность личности.

В. Н. Григорьевой и В. Н. Тхостовым (2004)

предложена достаточно полная и непротиворечи-

вая когнитивно-поведенческая модель реакций на

стрессогенные раздражители, в которой выделены

четыре группы адаптивных u1082 когнитивно-поведен-

ческих реакций человека на стрессовое воздейс-

твие:

1. подавление человеком агрессии (бегство,

уход) и мирное разобщение (самоудаление) с

«противником»;

2. поведенческое выражение агрессии и насиль-

ственное расставание с сопротивляющимся

«противником»;

3. поведенческое выражение агрессии и сбли-

жение с сопротивляющимся «противником»

(наступление, нападение, завоевание), завер-

шающееся его насильственным преобразова-

нием;

4. подавление человеком своей агрессии (сти-

мулирование перемен в себе), проявление

благорасположения к тревожащему объекту.

Каждый из типов поведенческих реакций име-

ет множество вариантов.

В свою очередь, В. Д. Менделевич (2001) вы-

делил пять видов взаимодействия реальности и ин-

дивида: приспособление, борьба (противостояние),

болезненное противостояние, уход, игнорирование.

Гармоничный человек, по его мнению, выбирает

приспособление в плане принятия групповых цен-

ностей, однако, не исключается, что личность может

прибегнуть к стратегии «ухода», если социум навя-

зывает ценности, которые она не может принять.

Несколько под другим углом зрения рассмат-

ривает социально-психологическую адаптацию А.

А. Налчаджян (1988), используя понятия внешних

и внутренних конфликтов. Он характеризует ее как

такое взаимоотношение личности и группы, когда

личность без длительных внутренних и внешних

конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую

деятельность, удовлетворяет свои основные соци-

альные потребности, в полной мере идет навстречу

тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к

ней эталонная группа, переживает состояния само-

утверждения и свободного выражения своих твор-

ческих способностей.

Максимально широко проблему социальной

адаптации исследовал М. В. Ромм (2002). Он особо

41

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

акцентирует внимание на информационно-интел-

лектуальной адаптации, когда решающее значение

имеет семантическая адекватность индивидуальной

интерпретации информации. Любое существенное

изменение параметров среды и деятельности тре-

бует переосмысления ситуации и мотивирует субъ-

екта на поиск новой информации как основы для

интерпретации ситуации и конструирования при-

емлемой адаптивной стратегии. Последняя являет-

ся системой социальных, психологических, инфор-

мационных приемов, с помощью которых личность

получает возможность интерпретативного констру-

ирования адаптационного пространства.

Заслуживает особого внимания модель адап-

тационных жизненных стратегий, предложенная А.

А. Реаном. Им выделены следующие виды:

- активное изменение ситуации;

- активное изменение свойств своей личности;

- активный поиск новой социальной среды с

более высоким адаптационным потенциалом

для данной личности и для ее развития;

- вероятностно-комбинированный (включает в

себя компоненты вариантов вышеприведен-

ных «чистых» типов);

- пассивная дезадаптация (пассивное приня-

тие требований, норм, установок, ценностей

социальной среды без включения процесса

самоизменения, самокоррекции и саморазви-

тия).

Автор считает, что при выборе стратегии адап-

тации личностью оцениваются:

а) требования социальной среды (сила, степень

враждебности, степень ограничений потреб-

ностей и т. п.);

б) собственный потенциал личности в плане са-

моизменения (адаптационный потенциал);

в) цена усилий (физиологическая, психологи-

ческая).

Современные исследователи выделяют боль-

шое разнообразие копинг-механизмов, начиная от

механизмов психологической защиты и индивиду-

альных реакций до жизненных стратегий. Однако

ввиду многочисленности различных взглядов ис-

черпывающе решить проблему определения едино-

го конституирующего признака успешного копинг-

поведения как критерия психологической адапта-

ции личности в настоящее время пока не удается.

На наш взгляд перспективным при изучении

успешности психологической адаптации личнос-

ти может быть анализ связей различных стратегий

совладающего поведения с внутриличностными

конфликтами. Внутриличностная адаптация в пер-

вую очередь связана с возможностями субъекта

разрешать свои интрапсихологические конфлик-

ты. Понимание же структуры и иерархии ценнос-

тно-мотивационной сферы личности как сферы ее

внутренних конфликтов с методологических по-

зиций современной отечественной и зарубежной

психологии определяет понимание высших регу-

ляторно-поведенческих адаптивных механизмов

жизнедеятельности человека. Субъективная недо-

стижимость или утрата (конфликтность) тех или

иных ценностей, к которым стремится личность в

процессе жизненного пути, может привести к нару-

шению механизмов эмоциональной саморегуляции,

что с необходимостью отразится на вариативности

совладающего поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...