в политике и общественном секторе 10 глава
Опыт показывает, что «грязные технологии», как правило, отличаются крайне низким профессиональным уровнем. Применяющие их люди могут даже не быть квалифицированными специалистами в области PR: для того, чтобы написать грязнейшую заказную статью, достаточно просто уметь выражать свои мысли. Наряду с этим «грязные технологии» дают слишком большое число побочных эффектов, которых часто в несколько раз больше, чем основных. В этой связи остается признать — такой «черный пиар» на самом деле не имеет с профессиональным «пиаром» ничего общего. Можно ли считать профессионалом человека, который не способен убить муху, не угробив при этом человек десять из находящихся поблизости и не разрушив то помещение, в котором находится? То, чем действительно занимаются PR-специалисты, не важно, этичны или нет их действия, — это блок негативных технологий. И разница не только в названии. Негативизация имиджа с помощью средств PR — это комплекс сложнейших и высокоточных профессиональных технологий, а никак не хулиганство или уголовщина. Самое важное в применение негативных технологий (НТ) — это адекватная постановка целей, а также определение технологических приоритетов планируемой кампании. Возьмем такой пример. Вы являетесь кандидатом, допустим, в депутаты местного Законодательного Собрания. Из всех конкурентов более всего вас беспокоит один: предположим, это некто Феликс Эдмундович Человечных, личность даже более известная и уважаемая, чем вы сами. Понятно, что простой демонстрацией личных преимуществ кандидата здесь не ограничиться: у г-на Человечных их гораздо больше, и в сравнении с вами он безусловно выигрывает. Его имидж объективно лучше, да и PR-служба, работающая на него, гораздо мощнее; проблем с финансами он тоже не испытывает. Налицо необходимость в негативизации его имиджа, поскольку иначе у вас просто не остается шансов.
Если вы обратитесь к кому-то из тех, кто с гордостью именует себя «черными политтехнологами», можно заранее предсказать, что вам предложат. Скорее всего вам порекомендуют постановку цели вроде полностью «размазать» конкурента, чтобы у него уже никогда не возникало желания куда-либо выдвигаться. И чаще всего заказчик, окрыленный такой заманчивой перспективой, соглашается именно с такой формулировкой. Но задумаемся, что лично вы имеете против г-на Человечных? Зачастую оказывается, что совершенно ничего. Тем не менее в результате применения «грязных технологий» этот человек после выборов не сможет даже показаться на улице; от него может уйти жена, он потеряет свой бизнес, а возможно — просто сопьется. И это — лишь самое малое; с помощью «чернухи» почти любого можно довести до инфаркта или помещения в психиатрическую больницу, полностью разрушить жизнь человека. Пусть даже г-н Человечных вам глубоко неприятен лично, но кто дал вам право и моральные основания, чтобы столь кардинально воздействовать на него? Даже не затрагивая нравственного аспекта проблемы, задайтесь другим вопросом — зачем вам все это нужно? Что вы выиграете от каждого из этих побочных эффектов? Как правило, ничего, но ведь каждый из них будет оплачен вашими деньгами... На самом деле задача, которую вам необходимо решить, совершенно конкретна и укладывается в гораздо более узкие рамки: вам нужно только, чтобы г-н Человечных проиграл эти выборы, а вы, соответственно, их выиграли. Так при чем же здесь его жена, бизнес и больное сердце? Поэтому настоящий профессионал в области негативных технологий ставит лишь одну конечную цель: объект должен проиграть выборы. Кто-то скажет, что для этого «все средства хороши». Но, пардон, зачем же тогда вообще нанимать специалиста, идти на какие-то расходы? Не проще ли взять топор-колун, пойти и зарубить своего конкурента?
Вас почему-то не прельщает такой вариант? Считаете, что это заурядная «уголовщина», не хотите рисковать? Так вот, вариант с тотальным применением «грязных технологий» — это та же самая «уголовщина», да и риска предостаточно. Если вы претендуете на звание цивилизованного современного человека, от подобных любительских методов пора уходить. «Проиграть выборы» — результат весьма обобщенный; к нему можно прийти самыми различными дорогами. Поэтому первая задача специалиста в области НТ — определить «цель-максимум» и «цель-минимум», каждая из которых предельно реальна, а достижение любой из них в значительной мере способствует обеспечению конечного результата. Допустим, «цель-максимум» — чтобы г-н Человечных снял свою кандидатуру, а «цель-минимум» — чтобы вообще не проводил личных встреч с избирателями. Но важно, чтобы каждая из этих целей соответствовала только обеспечению конечного результата с минимумом побочных эффектов, поэтому формулировка вроде «цель-максимум — помещение в психиатрическую больницу, цель-минимум — шумный развод с женой» свидетельствует только о том, что вам нужно сменить PR-специалиста. Ваши действия должны препятствовать г-ну Человечных победить на выборах, но не мешать ему жить вообще. Затем определяются технологические приоритеты кампании, позволяющие добиться наибольшей эффективности. Например, возьмем вариант снятия своей кандидатуры. Это может произойти в результате скандального судебного процесса, серии порочащих публикаций, осложнений со здоровьем, элементарного шантажа и множества других факторов. Но в вашем случае важно то, чтобы эффект достигнут был лишь с помощью применения профессиональных технологий, поскольку только тогда можно гарантировать, что результат будет именно таким. Таких технологий немало, но наилучший вариант — чтобы г-н Человечных самостоятельно принял решение сойти с дистанции, даже не заподозрив, что к этому его кто-то вынудил. А еще лучше — если, снимая свою кандидатуру, он искренне призовет свой электорат голосовать за вас. И добиться этого можно, для чего используются манипулятивные технологии высших уровней, позволяющие незримо направлять действия объекта и его окружения. В итоге, как говорится, «и овцы целы, и волки сыты»: вы побеждаете на выборах, а г-н Человечных спокойно, без эксцессов сходит с дистанции, будучи твердо уверенным, что принял такое решение сам и оно — единственно правильное. Немаловажно и то, что и у вас теперь нет оснований для угрызений совести, и сам конкурент не подвергся психологическому травмированию, так же как и его близкие.
То же самое относится и к законности применяемых технологий. Только очень недалекий человек не в состоянии провести негативную кампанию без нарушений закона, не подвергая опасности ее заказчика и исполнителей. Что делать? Невольно задуматься над вопросами законности и нравственной стороной проблемы заставляет и то, что чаще всего вам приходится выступать не в качестве заказчика «черного пиара», а в качестве его жертвы. Уж слишком много сил, которым ваша общественная деятельность мешает: от основных конкурентов и идейных противников до собственных соратников, втайне желающих занять ваше место. Нейтрализация «черного пиара» — одна из самых сложных задач, и справиться с ней в состоянии не каждый. Опыт показывает, что наибольшими возможностями в этом случае обладают специалисты, которые сами имеют опыт применения негативных технологий, поскольку для определения направлений нейтрализации нужно как можно более ясно понять природу того, что против вас применили. Некоторые из отечественных школ «пиарщиков» вообще придерживаются идеи о том, что подготовка любого PR-специалиста должна включать в себя изучение всех видов негативных технологий в качестве неотъемлемого компонента профессии. Возможно, что-то в этом и есть — как бороться с противником, не зная его возможностей, сильных и слабых сторон? Нередко главным средством нейтрализации «черного пиара» становится его ответное применение в отношении первичного источника, только с использованием других коммуникативных каналов и в рамках закона. Обычно практически любые воздействия можно нейтрализовать через каналы неформальной коммуникации, применяя технологии манипулирования и другие средства повышенной эффективности.
Первейшей задачей здесь становится выявление источника примененного к вам «черного пиара», после чего уже выбирается соответствующая стратегия действий. Как правило, такие стратегии остаются личными ноу-хау специалистов в области нейтрализации негативных технологий. Но большинство из них базируется на принципе «персонификации источника», когда в ваш имидж в качестве составляющей включается конкретизированное обозначение силы, которой невыгодна ваша деятельность; в принципе, это всего лишь корректировка и усиление «образа врага». Достаточно оригинальна и стратегия «предвосхищения негативных воздействий», при которой все возможные негативные события максимально «озвучиваются» еще до того, как они произошли, что почти на 95% исключает их в будущем. Административный ресурс: как не стать жертвой? Гораздо большую опасность таит в себе дочернее явление — так называемый «административный ресурс» (АР), когда «черный пиар» применяется органами власти в сочетании со всеми имеющимися у них рычагами административного давления. В итоге жертва оказывается в самой настоящей политической и информационной изоляции: СМИ полностью отказываются освещать ее деятельность (по крайней мере положительно), а любое повседневное действие превращается в серьезную проблему. Общественное объединение, против которого применен административный ресурс, может столкнуться с огромными сложностями при поиске помещения под офис, при установке телефона и т. п. На встречи в трудовых коллективах его представителей просто не пустят; контролирующие органы будут осуществлять проверки его деятельности чуть ли не еженедельно, а на прием к какому-либо чиновнику его руководитель не попадет вообще никогда. Своего апогея административный ресурс достигает на выборах различного уровня. Против него оказывается бессильным все: «черный» и «белый» PR, деньги, личная популярность, общественность, идеология. Его применение позволяет «партии власти» проводить на выборные должности полностью лояльных к ней кандидатов вне зависимости от степени их «раскрученности» и наличия собственного «политического лица». Выделим основные особенности АР, дающие ему наиболее явные преимущества: 1) Как правило, АР используется не самим кандидатом или общественным объединением, а лишь в его интересах. Органы власти, формально не участвуя в политической борьбе, преподносят своему протеже победу «на блюдечке», не заставляя его хоть сколько-нибудь напрягаться для достижения целей. Понятно, что это экономит и финансовые ресурсы, и собственный политический капитал, а кроме того, позволяет избежать негативных воздействий на имидж в результате участия в борьбе.
2) Протеже АР имеет в своем распоряжении все средства, которые другому субъекту общественного сектора приходится нарабатывать. Власть предоставляет в его распоряжение СМИ, финансы, людские ресурсы, организационную структуру и многое другое, чем располагает сама. 3) Использование АР имеет монополистический характер. Как правило, административная поддержка не может быть оказана одновременно двум и более конкурирующим силам. 4) Считанные единицы общественных объединений располагают эффективными методиками противодействия административному ресурсу. Когда вам противостоит нечто всесильное и непобедимое, это вряд ли вселит оптимизм и будет способствовать формированию рабочей атмосферы в рядах объединения. А попытки бороться с административным ресурсом обычно приводят лишь к усилению его воздействия, при этом жертва так и остается жертвой. Что же делать? Самая распространенная из совершаемых в данном случае ошибок — то, что жертва начинает бороться с тем кандидатом (объединением), в поддержку которого применен АР. Для многих выбор такой стратегии кажется самоочевидным, но это неверно. На самом деле ваш конкурент не является первоисточником, от которого исходит АР, — он лишь одна из послушных марионеток в руках тех, кто стоит за ним на самом деле. Соответственно его персона не имеет особого значения, что бы вы с ней ни делали, — это лишь подставная фигура, отвлекающая ваше внимание. На самом деле тот, кому выгодно вас «закопать», — это какой-либо орган власти, а чаще всего одно из должностных лиц (допустим, губернатор). Но и вступать в «благородную борьбу» с существующей властью либо с имеющим неограниченный авторитет в регионе губернатором по силам не каждому общественному деятелю, и со стороны может напоминать «битву с ветряными мельницами». Хотя эта стратегия также достаточно распространена. Тем не менее специалисты в области нейтрализации административного ресурса сегодня есть, хотя их услуги относятся к разряду самых высокооплачиваемых. Не раскрывая деталей их работы, отметим лишь, что она строится на двух основных принципах: персонификации источника АР и превращении АР в равноправного участника политической борьбы. При персонификации в качестве «источника» обозначается не главный заказчик, а основной координатор работы (который соответственно имеет гораздо меньший политический капитал и менее защищен от посторонних воздействий). Например, сам губернатор лишь дает общую «установку», а деталями ее воплощения все равно будет заниматься кто-то из нижестоящих — например один из заместителей. Таким образом, ключевым звеном, которое вам нужно «отключить», является не сам заказчик, а тот самый заместитель губернатора, на которого замкнута вся реализация «установок». А он доступен и для технологий «черного пиара», и для различного рода манипуляций, так как является всего лишь назначаемым чиновником. Превращение в участника политической борьбы основывается на игнорировании подставной фигуры, поддержанной АР, и озвучивании противостояния именно с персонифицированным административным ресурсом. Таким образом, власть после насильственной коррекции ее имиджа превращается из некоего «объективного арбитра», определяющего, кто достоин поддержки, а кто нет, всего лишь в одну из сил, отстаивающих свои интересы, и, как и все остальные силы, становится уязвимой для PR-технологий. Технологии, применяемые здесь, очень сложны, однако, как показывает опыт, дают блестящие результаты Кадровая основа работы Идейные сторонники или профессионалы? Начнем с простого, казалось бы, вопроса: почему оппозиция так часто проигрывает выборы? Мало ли причин, да и какой смысл о них сейчас говорить? Оказывается, смысл все-таки есть. Возьмем в качестве примера крупнейшую оппозиционную силу — КПРФ вместе со всеми находящимся «при ней» левыми блоками. Что, мало россиян сегодня разделяют социалистические ценности? Вроде бы, нет. Что, слабая организационная структура? Тоже нет — парторганизации КПРФ есть практически в каждом районе, включая самые отдаленные. Слишком авторитетны конкуренты? Опять же нет: никто не станет спорить, что по количеству собственного идейного электората ни одна из имеющихся политических партий даже близко не подходит к коммунистам. У партии совсем нет денег? Если вникнуть в вопрос получше, выходит, что деньги есть, и немалые. Так почему же Президент РФ — не Зюганов, большинство губернаторов — не коммунисты, да и парламентского большинства у этой партии тоже нет? Никто не станет спорить, что на момент утверждения В. Путина в должности премьера Г. Зюганов являлся гораздо более «раскрученной» и авторитетной политической фигурой; интересно, что эта ситуация сохранялась и на момент президентских выборов, которые, тем не менее, Путин выиграл со значительным перевесом. И уже сегодня их рейтинги просто несопоставимы, и вряд ли кто-то теперь назовет лидера коммунистов «реальным конкурентом действующему Президенту». Феномен? Нельзя сказать даже, чтобы у Путина была особенно интенсивная предвыборная кампания. По крайней мере, ничего даже отдаленно похожего на бронебойные «пиаровские» шедевры, примененные на выборах Ельцина, здесь не было и в помине. Да и «Единство» в том виде, в каком оно существовало на тот момент, вряд ли могло претендовать на название «политической партии»: кроме финансов и административного ресурса в его распоряжении не было вообще ничего. Так все-таки почему Зюганов не стал президентом (и вряд ли уже станет)? Сделаем парадоксальное, на первый взгляд, заявление — можно считать, что Путин стал президентом благодаря коммунистам. Именно лидеры оппозиции как в общероссийском масштабе, так и в регионах, несмотря на немалый начальный политический капитал, сделали из своей партии силу, неспособную заменить нынешнюю власть (по крайней мере, ее имидж на протяжении всех этих лет остается именно таким). Таким образом, на самом деле выборы были безальтернативными, но не из-за нарушений закона, а ввиду того, что среди кандидатов не было ни одной фигуры, имидж которой позволял электорату представить ее руководителем страны. Путин же на тот момент уже исполнял обязанности президента, поэтому его в этой роли представлять не требовалось — факт был налицо. В чем же дело? Только в том, что имидж «лидера оппозиции», хотя и позволял ему на определенном этапе быть одной из ключевых политических фигур, не предусматривал конструктивного начала, не нес в себе характеристики «потенциального президента». Он был создан только как образ «лидера оппозиции», человека, который всегда выступает «против власти», что само по себе подразумевало, что у власти он не окажется никогда. Это не значит, что на самом деле из Зюганова не получился бы президент, а говорит лишь об одном — с имиджмейкерами ему откровенно не повезло. Но как это могло случиться, учитывая все материальные ресурсы и политический капитал компартии? Мы сделали небольшой экскурс в высокую политику не для того, чтобы и дальше продолжать разговор о ней. Высокая ли, низкая — принципы в любом случае одни, а рассматривать проблемы имиджа лучше все-таки на более близких примерах. Эту иллюстрацию мы привели лишь с одной целью — показать, как много значит подход к кадровой политике и к каким результатам он может привести даже в самых глобальных масштабах. Это наглядно показывает, насколько важен заданный нами вопрос: идейные сторонники или профессионалы? Понятно, что реально возглавлять объединение должны главные выразители его идей. Мы же говорим не о проблеме лидеров, а о проблеме функционеров — тех, кто в меньшей степени находится на виду, но от кого порой зависит гораздо больше. Кстати, это касается и людей, отвечающих за имидж объединения. Ошибка оппозиционных объединений — в том, что они предъявляют завышенные идейные требования практически ко всем. Если кому-то поручается ведение предвыборной кампании — это чаще всего какой-нибудь «секретарь по идеологии» или «начальник орготдела», человек «с большим партийным стажем» и, естественно, «идейно проверенный». Но тот, кто полностью разделяет идеи объединения, не в состоянии адекватно оценить ситуацию, в первую очередь — его реальные возможности и место на политической арене. Для него не имеет смысла корректировать имидж объединения, ведь он верит, что его идеи и так — самые лучшие, не сомневается, что электорат должен понять и поддержать их. Но вот ведь незадача — электорат на самом деле никому и ничего не должен... Эта ситуация — аналог той, когда кандидат на выборную должность пытается выполнять роль своего же имиджмейкера; поражение гарантировано процентов на девяносто (оставшиеся десять — фактор случайности, играющий в нашей стране не последнюю роль). Функционер, которому доверили заниматься имиджем из идейных соображений, должен в достаточной мере убедить руководство в том, что искренне разделяет эти самые идеи. Если он их разделяет на самом деле, то он не может заниматься адекватным PR-обслуживанием; но даже если он лишь делает вид, что верит в них, — это тоже не дает ему никаких шансов. Раз человек смог продвинуться, симулируя фанатичную преданность каким-то идеям, — значит у него не нашлось иных достоинств, которые бы способствовали его карьере. А из «посредственности» имиджмейкер не получится. Таким образом, мы снова приходим к очевидному: PR-обслуживание вашего объединения должны осуществлять профессионалы в области PR вне зависимости от их убеждений и политических предпочтений (кстати, выраженных предпочтений они обычно не имеют, так как лучше всех понимают, что выбирать приходится лишь между образами). Исходя из тех же соображений, получается следующее распределение по уровням: идейными сторонниками объединения должны быть его лидеры, низовые исполнители и рядовые члены, а функционеры всех уровней, специалисты и технические работники должны являться в первую очередь профессионалами своего дела. Система мотиваций Система мотиваций больше относится к научной организации управления, чем к PR-обслуживанию объединения. С точки зрения влияния на имидж выделим лишь основные приоритеты в данной сфере: В общественном объединении соотношение материального и нематериального стимулирования должно иметь абсолютный перевес в сторону нематериальных стимулов. Материальные стимулы сами по себе применяются крайне редко, а если и применяются, то не отдельно, а в сочетании с нематериальными (например премирование по итогам работы, подарок к празднику и т. п.). Негативная мотивация в общественном секторе сведена до минимума и используется лишь в нематериальном стимулировании (взыскание, исключение из объединения, понижение статуса). Помимо единой системы мотиваций важную роль играет создание индивидуальной системы для каждого члена объединения. При отсутствии индивидуальной системы мотиваций существование объединения в долгосрочной перспективе невозможно. Преемственность, возрастной ценз и молодежная политика Как известно, старение любого организма приближает его смерть. Это верно и в отношении общественного объединения, только не его идей или имиджа, а чисто физической стороны — возраста его членов. Возьмем первое попавшееся региональное общественно-политическое объединение. Все его члены гордятся, какой у них молодой и энергичный лидер, хотя и слегка осуждают его «горячность, свойственную молодости»; он к тому же, депутат Законодательного Собрания. «Кстати, скоро у него юбилей», — радостно сообщают вам. Оказывается, исполняется ровно шестьдесят пять. «Видимо, насчет молодости — это у них такой юмор», — думаете вы. Вас знакомят с другим функционером, отвечающим за организационную работу, и вы начинаете подозревать, что это не было шуткой. Того только недавно повысили, переведя на эту должность, что тоже совпало с его днем рождения. Вы даже боитесь спросить, сколько ему лет; но он сам бодро рассказывает, что всего восемьдесят семь. Слава Богу, хоть он не считает себя молодым. Зато он знакомит вас с координатором по работе с молодежью — «действительно молодым человеком», которому «всего пятьдесят девять лет». Видимо, что-то в этом объединении не так... Возможно, впоследствии вы узнаете, что в объединении есть и более молодые люди, но тех, кому еще нет пятидесяти пяти, не назначают на ответственную работу и не рассматривают в качестве кандидатов на выборные должности ввиду их «незрелости». Кстати, и выборы в органы власти многие объединения проигрывают из-за слишком преклонного возраста кандидатов. Не будем рассуждать о том, как воспринимается «слишком старый» или «слишком молодой» общественный деятель. Посмотрим на проблему с другой стороны. В Российской Федерации пенсионный возраст для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет. Почему? Как ни странно, отнюдь не из-за того, что в этом возрасте работник начинает раздражать окружающих или как-то не так воспринимается руководством. Причины — в элементарных физиологических процессах, происходящих в организме вне зависимости от политической и экономической ситуаций в стране. Доказано, что именно в этом возрасте у среднего россиянина активизируются процессы старения и отмирания мозговых клеток, ухудшается память, снижается адекватность реакции на внешние раздражители. То есть человек просто все в большей мере перестает соответствовать выполняемой работе. Конечно, это не говорит о том, что каждый человек с шестидесяти лет ни на что уже не годен, — этому противоречит огромное количество работающих пенсионеров, которые не хуже других справляются со своими обязанностями. Просто это возраст, по достижении которого начинают возникать определенные типичные проблемы. Рассмотрим возрастные цензы для различных уровней иерархии в общественном объединении. Если говорить о лидерах и главных идеологах объединения, то возраст здесь не помеха. Наоборот, наличие у руля «аксакала», человека, стоявшего у истоков создания объединения и помнящего, как все начиналось, в имиджевом плане скорее плюс. Но не стоит переводить тот же подход на функционеров. Желательно, чтобы здесь применялся тот же принцип, что и во всех других видах организаций (имеется в виду граница пенсионного возраста). Если в постоянном штате вашего объединения большинство пенсионеров, это, увы, лишь повредит вашему имиджу, — получается, что более молодые люди работать у вас просто не хотят. Особо следует уделить внимание подвижным видам работы, которые требуют большой энергии и быстроты в принятии решений: в первую очередь это касается организационной работы. Не стоит доверять человеку, которому уже восемьдесят семь лет, узкоспециальные виды деятельности: PR-обслуживание, юридические вопросы, бухгалтерию, а тем более — работу с молодежью. Как показывает опыт, наилучший вариант — когда возрастные цензы в объединении вообще отсутствуют, в итоге чего продвижение по иерархической лестнице определяется лишь личными качествами и способностями вашего сторонника. Чтобы вашу организацию не постигла «политическая смерть» по причине физического старения, обязательной частью идеологии должна являться и собственная молодежная политика. Сразу уточним, что молодежная политика — это не меры по раздаче представителям молодежи каких-нибудь идиотских листовок и пропаганда заумных партийных концепций, а профессиональная работа с применением PR-технологий по обеспечению преемственности в объединении. При формировании молодежной политики нужно учесть следующее: - Цели. То есть сколько именно молодежи вам нужно, какой, для чего и что вы будете с ней делать. - Аудитория. Важнейший имиджевый признак, определяющий, какие категории молодежи представляют для вашего объединения интерес. Кто-то предпочитает работать с интеллектуалами, ориентируясь на молодых специалистов и студенчество, другие — с люмпенизированной молодежью, третьи — с представителями неформальных группировок, четвертые — со спортсменами и т. п. - Организационные формы работы. Существуют различные варианты: создание дочерних молодежных объединений, выделение в своем объединении «молодежной секции», использование существующих формирований, работа с молодежью как с равноправными членами объединения и т. п. - Методы работы. От самого простого — привлечения через благотворительность до сложных вроде использования молодежи в качестве одной из основных политических сил объединения. Обычно предусматривают и собственную систему подготовки кадров. 6. Адаптационный PR Почему вы должны адаптироваться? Понятие объективного кризиса Одно дело — когда ваши проблемы созданы по вашей же вине, а другое — когда вы не имеете к их возникновению ни малейшего отношения. Допустим, все у вас хорошо, все службы работают как часы, PR-обслуживание — на высочайшем уровне, но все равно что-то не дает вам жить спокойно. Объективный кризис — это широкомасштабный кризис, вызванный обстоятельствами, находящимися вне вашего контроля. При этом отнюдь не все кризисы, вызванные внешними причинами, относятся к «объективным». Допустим, на вас ополчился высокий чиновник местной администрации; вы можете даже не знать, чем это вызвано, а причины могут быть самими тривиальными — например, на банкете пять лет назад вы проигнорировали предложение выпить за его здоровье. Но это — еще не объективный кризис; хотя бы косвенно, но вызвавшие его обстоятельства имеют к вам самое прямое отношение: то, что вы пошли на тот банкет, то, что имеете привычку пропускать некоторые тосты, то, что не сумели установить с этим чиновником нормальные отношения. Другое дело, если ваши проблемы вызваны, скажем, избранием нового губернатора, а вы не являетесь ключевым фактором, от которого зависит исход выборов. То же касается стихийных явлений: наводнений, засух, пожаров, землетрясений, а также действий федерального правительства и Госдумы (иногда они, кстати, тоже носят чисто стихийный характер). Понятно, что сюда же относятся теракты, вооруженные конфликты, изменения международной обстановки. Обычно одним из признаков объективного кризиса является то, что он негативно сказывается на довольно широкой аудитории, а вы являетесь лишь ее частью (т. е. первоначальные действия не направлены непосредственно против вас). К признакам такого кризиса относится также неожиданность, паническое состояние жертв воздействий и кажущаяся безысходность. Ситуация довольно неприятная, не так ли?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|