Практикум
ОТ 3 ДО 10 В возрасте 2–7 лет у ребенка появляются символические функции, свя- занные с усвоением речевых навыков. Его мышление пока что магическое и функционирует в основном на интуитивном уровне. Подобному мыш- лению свойственны следующие особенности: • глобальность и алогичность мышления; • мыслительные процессы не подвержены влиянию логики и доводам других; • глубокий эгоцентризм в видении себя и других; • речевая коммуникация осуществляется преимущественно в режиме монолога;
• неспособность проявлять подлинное сопереживание; • плохой контроль аффективных проявлений в стрессовой ситуации. Ребенок верит в то, что неодушевленные предметы являются живыми, имеют чувства и намерения. Он считает, что мысли и желания могут во- площаться сами собой, убежден в неизбежности наказания за плохие по- ступки и даже помыслы. Если таков и менталитет воспитателей, человек вырастает суеверным и тяготеет к мистике. Наблюдается кризис 3 лет, связанный с регулированием враждебных и агрессивных чувств (стадия независимости). Решается конфликт: ини- циатива против чувства вины за свои желания и потребности. Инициатива возникает в связи с задачами, требующими как двигательной, так и интел- лектуальной активности. Чувство вины возникает в связи с побуждения- ми, главным образом агрессивными. Ребенок начинает проверять любовь окружающих к себе в условиях проявления своей независимости, при этом он проявляет следующие чер- ты. При негативизме ребенок поступает наперекор определенному челове- ку и собственному желанию. Упрямство заключается в готовности насто- ять на своем решении только потому, что уже высказал его. Строптивость является скрытым бунтом против правил, которые до этого определяли поведение ребенка. Своеволие проявляется в том, что ребенок стремит- ся делать по-своему даже то, что еще не умеет. Протест-бунт выражает- ся в постоянных ссорах с родителями. Обесценивание распространяется на любимые прежде игрушки, книги, которые он ломает и рвет, называет бранными словами. Деспотизм характеризуется стремлением доминиро- вать в семье. Мотивация поведения — идентификация с агрессором.
Позиция родителей: «Мы любим тебя таким, какой ты есть» помогает ребенку сформировать механизмы самоутверждающего поведения и само- стоятельного совладения с фрустрациями.
В 3–5 лет формируется половая идентификация. Ребенок различает пол окружающих, осознает свою половую принадлежность и ее необра- тимость. Центром интереса, стимуляции и возбуждения становятся гени- талии (фаллическая фаза). Характерна мастурбация. Пенис представляет
интерес для обоих полов, у девочек в этой фазе может появиться зависть к пенису. Возникает страх утраты или повреждения гениталий (кастраци- онная тревога). Развивается Эдипов комплекс: желание ребенка вступить в половой контакт и брак с родителем противоположного пола и одновременно из- бавиться от родителя того же пола. В норме Эдипово влечение сдержи- вается у мальчиков кастрационной тревогой, а у девочек — материнским осуждением и невозможностью подчинить отца. В обоих случаях это ведет к периоду более выраженной идентификации с родителем того же пола. Неразрешенные детские проблемы во взаимоотношениях с родителем дру- гого пола впоследствии вызывают страх одиночества и расставания, из- быточное ожидание ответных чувств любви от партнера, приводят к кон- фликтам в браке. Желание подражать миру взрослых, вовлеченность в борьбу, связанную с Эдиповым комплексом, приводит к его устранению путем идентифика- ции с какой-либо социальной ролью. У ребенка развиваются фантазирова- ние, изобретательность, ролевое экспериментирование, может возникнуть ролевая фиксация. Если он не научился привлекать и удерживать, у него развиваются установки на выпрашивание, поддразнивание, схватывание. В 4–6 лет решается конфликт: инициатива против чувства вины за свои желания и потребности. Инициатива возникает в связи с задачами, требу- ющими как двигательной, так и интеллектуальной активности. Чувство вины возникает в связи с побуждениями, о которых думает ребенок (глав-
ным образом агрессивными). В 5–10 лет наступает состояние относительного покоя сексуального влечения и разрешение Эдипова комплекса. Формируется Суперэго, от- вечающее за моральное и этическое развитие, включая совесть. Сексуаль- ная энергия направляется на достижение социально приемлемых целей: успеха в играх и учебе. Вырабатываются полоролевые (гендерные) уста- новки, в играх происходит обучение полоролевому поведению. В резуль- тате ослабления зависимости от родителей и менее выраженной внутри- семейной конкуренции, связанной с Эдиповым комплексом, развиваются дружеские отношения. 5–10 лет — возраст принятия социальных решений. В этот период у ре- бенка возникает логическое (причинно-следственное) мышление, способ- ность к расположению событий в определенном порядке. Ребенок запоми- нает такие характеристики предмета, как номер, длина, масса и объем. Он способен принять другую точку зрения, понять классификации и взаимо- связь частного и общего. У ребенка появляется осмысленная ориентировка в собственных пере- живаниях, самолюбие, устойчивая самооценка. Ребенок занят строитель- ством, творчеством, совершенствованием. Он получает систематические указания и обучается основам технологии. Укрепляет идентификацию в играх и через связь с родителем того же пола, а также путем более ши- рокого взаимодействия со сверстниками. У него включается дух соревно- вания. Часто отмечается соперничество между братьями и сестрами. Оно начи- нается в период до 6 месяцев после рождения младшего брата или сестры
и заключается в резко отрицательной установке по отношению к младенцу. Наблюдаются признаки возрастной регрессии, вспышки гнева, раздражи- тельность, нарушения сна, оппозиционное поведение по отношению к од- ному или обоим родителям, попытки добиться их внимания.
Стремление ребенка к свободе и его негативная реакция на родитель- ский авторитет приводит к развитию кризиса 7 лет. Решается конфликт: прилежание и компетентность против чувства неполноценности. Имеется опасность чувства собственной неполноценности и унижения, если ребе- нок разочаровывается в своих возможностях и навыках, проявляющихся в среде сверстников. От взаимодействия ребенка с родителями, учителями и сверстниками зависит, будет ли отмечаться удовлетворение достижениями или появится чувство неполноценности. Помогающая позиция матери: «Я люблю тебя, и когда мы разные». Удачное прохождение кризиса способствует формиро- ванию эффективного полоролевого поведения, сексуальной привлекатель- ности. Нарушения на данной стадии приводят к повышенной тревожно- сти, размытости образа «Я» и неустойчивости самооценки. У недостаточно любимого ребенка, воспитывающегося по методу стро- гих наказаний за непослушание и вознаграждений за деловые успехи, по- буждения переориентируются на замещающие объекты и формируется вы- сокий уровень ожиданий и притязаний. Уровень ожиданий определяется целью, на достижение которой рассчитывает ребенок. Уровень притязаний относится к родителям. Ребенок, воспитывающийся в атмосфере сочувствия и разумных огра- ничений, имеет высокий уровень ожиданий и умеренный уровень притяза- ний. Чрезмерные запреты и необоснованные отказы приводят к тому, что ребенок растет капризным, он имеет низкий уровень ожиданий и компен- саторно — высокий уровень притязаний, которые чаще всего не реализу- ются. Реакция оппозиции возникает в ситуации лишения привычной любви и заботы или при непомерных требованиях со стороны мате- ри и других близких. Возможны уходы из дома, прогулы школы и дру- гие нарушения правил и порядка, а также демонстративное суицидаль- ное поведение. Социальная дезадаптация, продолжающаяся больше года,
приводит к формированию антисоциального расстройства личности с кри- минальным поведением.
Девочки и мальчики ПРАКТИКУМ Ответьте «Да» или «Нет». 1. Девочки более послушны, чем мальчики. 2. Девочки лучше относятся к природе. 3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически. 4. Мальчики испытывают большее желание отличиться. 5. Мальчики более одарены в математике. 6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой живут, тяже- лее переносят боль, страдание. 7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли. 8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая. 9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве. 10. Мальчики агрессивнее. 11. Девочки менее активны. 12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компа- нии, а не узкому кругу друзей. 13. Девочки более ласковы. 14. Девочки легче подпадают под чужое влияние. 15. Мальчики более предприимчивы. 16. Девочки более трусливы. 17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности. 18. Девочки реже соперничают между собой. 19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|