Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Горькие плоды воспитания. Родительские послания. Решения ребенка




ГОРЬКИЕ ПЛОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Нередко ребенка из обеспеченной семьи учат читать в 2–3 года, играть на фортепиано или скрипке в 4 года. Затем он учится в спецшколе с дву- мя иностранными языками, да еще и в музыкальной, но по-настоящему интересуется лишь жвачкой, компьютерными играми и праздным досугом с подростками противоположного пола. Искренний интерес к тому, чему его учат, и мировой культуре вообще у него отсутствует, хотя он уже по- бывал и в Париже, и в Вене, и в Венеции.

У некоторых детей уже в двухлетнем возрасте отмечается отвращение ко всему, что напоминает учебные пособия. Дело в том, что «перекарм- ливание» насильственно введенными знаниями, если это не синхронизи- ровано с эмоциональными потребностями ребенка, делает его равнодуш- ным к красоте природы и искусства, неспособным к творческому познанию мира.

У детей, вынужденных в течение долгого времени заниматься зубреж- кой, не остается времени на исследование окружающего их мира, обще- ние с другими детьми и окружающими взрослыми; самые очевидные вещи остаются для них загадкой. Дети могут стать неуверенными в себе, излиш- не зависимыми от родителей.

 

 

 

Нарушается эмоциональное развитие детей, так как им не хватает вре- мени для игр, у них угасает интерес к неформальному общению. У ребен- ка развивается неукротимая жажда превзойти своих сверстников в ущерб дружеским отношениям с ними. Наиболее распространенные причины, по которым не удается осуществить позитивные изменения в семье:

1. Родители выбирают неудачное время для разговора; они по-прежнему напоминают ребенку, что и когда ему делать; они продолжают при- дираться или угрожать; и они по-прежнему разговаривают с детьми без должного уважения.

2. Один или оба родителя не могут перестать жалеть кого-то из детей, постоянно оказывают «помощь» этому ребенку и таким образом от- талкивают от себя других детей.

3. Родители непоследовательны. Они выполняют рекомендации кон- сультанта только тогда, когда они в хорошем настроении или бодры, но возвращаются к своим прежним методам воспитания детей, когда они устают или не видят немедленных результатов.


 

4. Родители нетерпеливы. Они не дают ребенку достаточно времени для выполнения его обязанностей и начинают все делать за него.

5. Родители могут по 10 раз на дню приниматься рассказывать ребен- ку о недостойных мотивах его поведения, вызывая тем самым недо- вольство или делая его глухим к их речам.

 

Родительские послания

• Ты должен соответствовать нашим ожиданиям.

• Ты должен быть лучше всех.

• Чтобы выглядеть лучше других, ты должен раньше других научиться тому, что они не умеют, и делать это в совершенстве.

• Если ты не соответствуешь нашим требованиям, то ты ничтожество.

• Если ты не соответствуешь нашим ожиданиям, ты расстраиваешь нас, и ты недостоин нашей любви.

• Не высовывайся, чтобы над тобой не смеялись. Ты не достоин ува- жения, ты ничтожество.

Решения ребенка

• Раз я не могу выполнять то, что они от меня требуют, значит, я не- полноценный.

• Любят только умных, умелых, успешных людей.

• Мне очень нужна любовь, но я ее недостоин.

• Чтобы меньше сердить родителей, я буду заранее предупреждать их о возможности моих неудач.

• Чем реже я что-то делаю, тем меньше на меня сердятся. Лучше не про- являть инициативу и свести к минимуму все дела.

• Мои успехи — дело случая, потом я еще больше разочаровываю роди- телей. Надо следить, чтобы мои успехи не были слишком заметными.

Результаты: эгоцентризм, неуверенность в себе, застенчивость, высокий уровень требований к себе, стремление привлечь симпатию окружающих посредством жалости к себе, постоянное чувство вины и стыда, страх не- удачи, страх успеха, обидчивость, тайная мстительность, болезненное вос- приятие критики, избегание конфликтных ситуаций даже в ущерб себе, невозможность выразить свое мнение и постоять за себя. Стремление пе- редать ответственность за важные решения и свою судьбу другим людям, склонность выбирать доминирующих партнеров для руководства своей жизнью, склонность выбирать критикующих и унижающих его партнеров (по модели родительской семьи), хроническая неудовлетворенность жиз- нью, склонность к депрессии.

Поведение детей, которое чаще всего провоцирует родительский гнев:

• Непослушание ребенка.

• Родитель видит, что ребенок допускает те же самые ошибки, что и он сам.


 

• Соперничество братьев и сестер.

• Вторжение ребенка в личную жизнь родителей.

• Родитель устал от ребенка, который постоянно суетится и предъяв- ляет какие-то требования.

• Незрелые действия ребенка.

• Ребенок отвергает родителя или пытается избегать общения с ним.

• Ребенок проявляет характер — либо в действиях, либо эмоционально.

• Ревность, вызванная тем, что ребенок делает что-то лучше, чем сам родитель.

Своим поведением в общественном месте ребенок ставит родителя в неловкое положение.

 

 

 


 

 

Отец семейства


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...