Горькие плоды воспитания. Родительские послания. Решения ребенка
ГОРЬКИЕ ПЛОДЫ ВОСПИТАНИЯ Нередко ребенка из обеспеченной семьи учат читать в 2–3 года, играть на фортепиано или скрипке в 4 года. Затем он учится в спецшколе с дву- мя иностранными языками, да еще и в музыкальной, но по-настоящему интересуется лишь жвачкой, компьютерными играми и праздным досугом с подростками противоположного пола. Искренний интерес к тому, чему его учат, и мировой культуре вообще у него отсутствует, хотя он уже по- бывал и в Париже, и в Вене, и в Венеции. У некоторых детей уже в двухлетнем возрасте отмечается отвращение ко всему, что напоминает учебные пособия. Дело в том, что «перекарм- ливание» насильственно введенными знаниями, если это не синхронизи- ровано с эмоциональными потребностями ребенка, делает его равнодуш- ным к красоте природы и искусства, неспособным к творческому познанию мира. У детей, вынужденных в течение долгого времени заниматься зубреж- кой, не остается времени на исследование окружающего их мира, обще- ние с другими детьми и окружающими взрослыми; самые очевидные вещи остаются для них загадкой. Дети могут стать неуверенными в себе, излиш- не зависимыми от родителей.
Нарушается эмоциональное развитие детей, так как им не хватает вре- мени для игр, у них угасает интерес к неформальному общению. У ребен- ка развивается неукротимая жажда превзойти своих сверстников в ущерб дружеским отношениям с ними. Наиболее распространенные причины, по которым не удается осуществить позитивные изменения в семье: 1. Родители выбирают неудачное время для разговора; они по-прежнему напоминают ребенку, что и когда ему делать; они продолжают при- дираться или угрожать; и они по-прежнему разговаривают с детьми без должного уважения.
2. Один или оба родителя не могут перестать жалеть кого-то из детей, постоянно оказывают «помощь» этому ребенку и таким образом от- талкивают от себя других детей. 3. Родители непоследовательны. Они выполняют рекомендации кон- сультанта только тогда, когда они в хорошем настроении или бодры, но возвращаются к своим прежним методам воспитания детей, когда они устают или не видят немедленных результатов.
4. Родители нетерпеливы. Они не дают ребенку достаточно времени для выполнения его обязанностей и начинают все делать за него. 5. Родители могут по 10 раз на дню приниматься рассказывать ребен- ку о недостойных мотивах его поведения, вызывая тем самым недо- вольство или делая его глухим к их речам.
Родительские послания • Ты должен соответствовать нашим ожиданиям. • Ты должен быть лучше всех. • Чтобы выглядеть лучше других, ты должен раньше других научиться тому, что они не умеют, и делать это в совершенстве. • Если ты не соответствуешь нашим требованиям, то ты ничтожество. • Если ты не соответствуешь нашим ожиданиям, ты расстраиваешь нас, и ты недостоин нашей любви. • Не высовывайся, чтобы над тобой не смеялись. Ты не достоин ува- жения, ты ничтожество. Решения ребенка • Раз я не могу выполнять то, что они от меня требуют, значит, я не- полноценный. • Любят только умных, умелых, успешных людей. • Мне очень нужна любовь, но я ее недостоин. • Чтобы меньше сердить родителей, я буду заранее предупреждать их о возможности моих неудач. • Чем реже я что-то делаю, тем меньше на меня сердятся. Лучше не про- являть инициативу и свести к минимуму все дела. • Мои успехи — дело случая, потом я еще больше разочаровываю роди- телей. Надо следить, чтобы мои успехи не были слишком заметными. Результаты: эгоцентризм, неуверенность в себе, застенчивость, высокий уровень требований к себе, стремление привлечь симпатию окружающих посредством жалости к себе, постоянное чувство вины и стыда, страх не- удачи, страх успеха, обидчивость, тайная мстительность, болезненное вос- приятие критики, избегание конфликтных ситуаций даже в ущерб себе, невозможность выразить свое мнение и постоять за себя. Стремление пе- редать ответственность за важные решения и свою судьбу другим людям, склонность выбирать доминирующих партнеров для руководства своей жизнью, склонность выбирать критикующих и унижающих его партнеров (по модели родительской семьи), хроническая неудовлетворенность жиз- нью, склонность к депрессии.
Поведение детей, которое чаще всего провоцирует родительский гнев: • Непослушание ребенка. • Родитель видит, что ребенок допускает те же самые ошибки, что и он сам.
• Соперничество братьев и сестер. • Вторжение ребенка в личную жизнь родителей. • Родитель устал от ребенка, который постоянно суетится и предъяв- ляет какие-то требования. • Незрелые действия ребенка. • Ребенок отвергает родителя или пытается избегать общения с ним. • Ребенок проявляет характер — либо в действиях, либо эмоционально. • Ревность, вызванная тем, что ребенок делает что-то лучше, чем сам родитель. • Своим поведением в общественном месте ребенок ставит родителя в неловкое положение.
Отец семейства
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|