Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хорошее воспитание. Искусство кнута и пряника. На формирование стиля воспитания могут оказывать влияние следую- щие факторы.




ХОРОШЕЕ ВОСПИТАНИЕ

Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.

Евгений Шварц

ИСКУССТВО КНУТА И ПРЯНИКА

Даша усаживается с дочерью на диван: «Ну, малыш, давай! » Аня возмущается:

«Отец, тот хоть называет малышкой! » Правда, и он считает, что дочь мужиковата, не взял ее на свой концерт, так как она ярко накрасилась в свои 13 лет и выряди- лась, как цыганка. Было обидно до слез, хны-хны… Зачем маме нужно оставлять ее маленькой? Такую легче любить? А зачем одевает, как мальчика? Может, чтобы не занимала женское место в семье? Зачем ее вообще завели?

Отец вернулся из Греции с девушкой. Мать сняла ему квартиру, собрала чемо- даны, вызвала машину и выставила его. На другой день отец позвонил Ане, пожало- вался, что остался без угла, и заявил, что было бы справедливо отдать ему вложен- ную им когда-то часть стоимости их квартиры. Аня предложила матери пожалеть отца. Мать написала ему, чтобы он не втягивал дочь в обсуждение материальных проблем и выполнял свое обещание полностью их содержать после ухода. Отец позвонил Ане и сухо пообещал, что не будет обсуждать с ней подобные вопро- сы. Аня обиделась на мать за то, что та выдала ее отцу. Девушка Саши поселилась у него. Через две недели он с трудом выставил ее и теперь переживает, что посту- пил с ней по-свински. Аня спросила его, почему он не переживает, что с ней и ма- терью поступил так же?

Даша считает, что уделяет дочери достаточно внимания, даже не смотрит те- левизор после работы. Аня возражает, что если бы не ужин, мать не общалась бы с ней. С другой стороны, мать вынуждена много работать и устает. Но у Ани впе- чатление, что она никому не нужна. У нее с детства фантазия, что отец «нагулял» ее, типа она родилась у него не от этой матери. Мать всегда с тяжелым вздохом вспо- минает, как трудно ей было сидеть с дочкой. Отец же, напротив, с умилением вспо- минает все эти пеленки, бутылочки, кашки…

Даша оправдывается: они с Сашей не планировали ребенка, надо было вначале стать на ноги. Саша после института пошел в рекламу, но гораздо больше зараба- тывал концертами. Даша поступила на второе высшее, решила стать юристом. Ко- гда родилась дочь, Даша не узнала в ней себя и относилась к ней как к обузе. Она раздраженно оставляла ребенка плакать и уходила в другую комнату. Даша устро- ила дочь на пятидневку к бабке, у которой росла сама. Бабка очень энергичная, все делает очень быстро и хорошо, учит всему, но все должно быть «по ее».

Даша соглашается, что ведет себя то как вездесущая бабка, доставая дочку сво- им тревожным контролем, то как затюканная внучка с цыганистой бабкой. Я пред- полагаю, что недоласканная Даша сделала из дочери свое маленькое подобие и по- своему старается быть для нее идеальной мамой. Аня сочувственно трогает руку матери.


 

Потакание отличается низким уровнем контроля и теплыми отношени- ями. Ребенку предоставлен избыток свободы, дети вырастают непослуш- ными и агрессивными, ведут себя неадекватно и импульсивно, игнорируют этические нормы, страдают от чувства неполноценности. Безразличие пред- полагает низкий уровень контроля и холодные отношения. Если безразли- чие сочетается с враждебностью, ребенок ведет себя агрессивно, склонен к отклоняющемуся поведению и наркотизации.

Суровое воспитание характеризуется высоким уровнем контроля и хо- лодными отношениями. Родители устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь крайне малую степень независимости от них и постоянно применяют эмоциональ- ное насилие:

• предъявляют к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и при- водит к фрустрации;

• чрезмерно сурово наказывают ребенка;

• чрезвычайно критичны по отношению к ребенку, обвиняют его;

• злятся и ведут себя устрашающе.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отно- шению к ребенку:

• «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

• запугивание наказанием («получишь двойку — получишь ремня»);

• угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

• неоднократное оскорбление ребенка словами, брань, издевки;

• поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

• лишение ребенка нормального социального общения;

• принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или нар- котиков.

 

На формирование стиля воспитания могут оказывать влияние следую- щие факторы.

• Собственный детский опыт родителя. Так, отец может применять к ребенку телесные наказания, «потому что меня тоже пороли, и я вырос нормальным человеком».

• Личностные особенности родителя. Например, доминирующая жена предпочитает стиль воспитания по типу доминирующей гиперпро- текции.

• Возраст родителей и особенности их семейных отношений. Не полу- чая внимания от мужа, жена строит отношения с ребенком по типу симбиоза.

• Религиозные и культурные особенности семьи. Например, традици- онно авторитарное и жестко контролирующее воспитание.


 

Описаны типы родителей, связанные с определенными воспитательны- ми подходами.

Профессиональная мать существует в первую очередь для детей.

Кукольная мать любит только маленьких детей.

Мать-жертва вначале забывает о себе, но от выросших детей ждет благодарности.

Сверхосторожная мать оберегает детей от мнимых опасностей.

Чужая мать прячет свою любовь за рациональным, педантичным стилем воспитания.

Ходячий книжный шкаф выполняет свой материнский долг в точном соответствии с педагогической литературой.

Ревнивая мать не дает выросшему ребенку отделиться, контролиру- ет и критикует его, упрекает в невнимании.

Мать-подруга безотказная приятельница своих детей, откладываю- щая воспитание «на потом».

Временной матери по целым дням нет дома, зато вечером она осыпа- ет детей ласками и игрушками.

Упрямый отец жестко регламентирует время ребенка, требуя от него достижений и лишая игр.

Теоретик воспитывает в духе теории, не замечая индивидуальности ребенка.

Ангел терпения проявляет тепло и заботу, не вникая в проблемы ре- бенка.

Диктатор требует от ребенка беспрекословного послушания и пун- ктуального соблюдения установленного порядка.

Волшебник играет роль товарища детей по играм, оставляя матери от- ветственность за их воспитание.

Суверенный не хвалит и не порицает детей, считая, что для воспита- ния достаточно лишь его присутствия в качестве образца.

 

Перечисленные типы родителей соотносятся с тремя формами воспи- тания:

1) воспитание с преувеличенным акцентированием вторичных способ- ностей — ходячий книжный шкаф, чужая мать; упрямый отец, тео- ретик, диктатор;

2) наивно-первичное воспитание — мать-жертва, профессиональная, ку- кольная и сверхосторожная мать; ангел терпения;

3) двойственное воспитание — временная и ревнивая мать, мать- подруга; волшебник и суверенный.

В российской семье, часто трехъярусной, большую роль в воспитании детей играют прародители, которые осуществляют следующие функции:

а) сохранение семейной истории — обеспечивают преемственность и мифологию семьи;


 

б) присутствие — как символ стабильности и интеграции семьи; в) арбитры — разрешают семейные конфликты;

г) скорая семейная помощь — приходят на выручку в кризисной ситу- ации.

Прародители выполняют определенные роли:

• источник семейной мудрости — осуществляют связь с семейными корнями;

• формальные — строят отношения в соответствии с традиционными представлениями о роли старшего в семье;

• суррогатные родители — берут на себя ответственность и заботу о внуках;

• затейники — организуют отдых и досуг детей;

• отстраненные — ограниченно или редко включаются в эмоциональ- ную жизнь детей.

Родители часто соперничают друг с другом за любовь ребенка, что мо- жет вызвать трения между ними и создать ситуацию, когда ребенок «ис- пользует» одного родителя против другого. Ребенок нередко сильно пе- реживает из-за раздоров между родителями и может чувствовать свою ответственность за это. Ребенок может жить в страхе, что, если что-то слу- чится с родителями, он останется один во всем мире. У ребенка могут по- явиться трудности в принятии решений, потому что все решения прини- маются за него. У ребенка могут возникнуть трудности в установлении взаимоотношений с одноклассниками, так как у него мало опыта обще- ния с другими детьми. Он может испытывать чувство социальной изоля- ции из-за того, что у него нет ни брата, ни сестры.

Если у отца нет эмоционального и в то же время спокойного, уверенно- го контакта с детьми, то мать чрезмерно тревожно опекает их. Постоянное нахождение рядом матери, предупреждающей каждый самостоятельный шаг ребенка, формирует у него выученную беспомощность. Нерешитель- ные родители, постоянно сомневающиеся в правильности своих действий и непоследовательные в своих решениях и требованиях, заражают ребен- ка своей тревожной мнительностью и неуверенностью. Он не видит в них надежных защитников и остается со своим страхом один на один. Ребенок чувствует себя слабым и беззащитным перед окружающим миром, пол- ным неизвестности и опасности. Дети, имеющие возможность общаться со сверстниками, более самостоятельны и уверенны за счет приобретен- ных навыков защиты от страха, адекватного восприятия неудачи и гибко- сти поведения в целом.

Отсутствие в семье отца в значительной мере сказывается на развитии

мальчика, что связано с отсутствием эталона для подражания, образцов

«мужского» поведения. В семье, где безгранично главенствует мать, дети малоинициативны, ждут указаний и решений от других. Чувство ответ- ственности и самостоятельности формируется у ребенка в том случае, ко- гда в семье всем заправляет родитель его же пола. Мальчики более ответ- ственны, если за дисциплиной в семье следит отец, девочки более активны,


 

если авторитетом в семье является мать. Самостоятельность детей обоих полов выше при одинаково высокой воспитательной активности обоих ро- дителей, причем они распределяют свои функции: один выполняет дисци- плинарную, другой — поддерживающую функцию.

Ребенок, особенно если он единственный, попадает в сложную систему отношений взрослых людей, каждый из которых что-то дает ему для раз- вития личности. Особенно сложная ситуация возникает тогда, когда се- мья большая, включает бабушку и дедушку. И каждый из родных пытает- ся воспитывать ребенка по-своему, не сообразуясь с мнениями и усилиями остальных. В этом случае, особенно если у ребенка сильный темперамент и база для самостоятельного характера, подопечный сам занимается сво- им воспитанием, будучи не в силах примирить противоречивые требова- ния окружающих.

Единственному ребенку родители обычно могут дать больше матери- альных благ, чем нескольким детям. У родителей больше времени на ре- бенка. Родители проявляют к ребенку больше внимания. Ребенку не грозят переживания из-за того, что его место любимчика занял другой ребенок. Ребенку никогда не придется соперничать с братьями и сестрами. Ребенок может находиться в центре внимания семейного клана.

Родители могут проявлять излишнее усердие, чтобы защитить своего единственного ребенка от любого возможного физического ущерба. Ребе- нок может расти в условиях гиперопеки и запрета на ведение физически активной жизни, какую ведут большинство детей. Такой «счастливый» ре- бенок может испытывать одиночество.

Если же ребенка безмерно любят и балуют, он становится домашним тираном и манипулирует мамой и папой, бабушкой и дедушкой в своих интересах. В этом случае есть опасность, что вырастет нарцисс, который любит только себя, не умеет считаться с интересами окружающих людей и везде избирает позицию «центра мира». Вряд ли он сможет построить гармоничные отношения в браке и семье.

Если родители выглядят в глазах ребенка несчастными, он может пы- таться самоотверженно заботиться о них, а при неудаче чувствует себя неудачником, особенно если они обвиняют его в своем неблагополучии. Если родители не заботятся о ребенке, но требуют от него уважения и за- боты, у него вырабатывается депрессивная установка с тенденцией боль- ше давать, чем получать. Если родители постоянно ругают ребенка за эго- изм, хвастовство или недомыслие, он усваивает представление о себе как о дурном и глупом человеке и соответственно себя ведет.

Если родители ведут себя с ребенком непоследовательно и непредска- зуемо, он постоянно чувствует себя в опасности и становится сверхбди- тельным. Если родители не защищают ребенка от угроз, с которыми он сам не может справиться, ребенок считает себя не заслуживающим защи- ты и становится замкнутым и тревожным.

Если один из родителей — алкоголик, ребенок чувствует, с одной сто- роны, беспокойство о нем, а с другой — отвержение им. Он испытывает чувство стыда, тем более если семья скрывает факт алкоголизма. Кроме того, он начинает сомневаться в своей способности адекватно восприни- мать реальность.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...