Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Транспортный комплекс России – единая транспортная система

Аннотация

Настоящий конспект лекций разработан в целях подготовки курсантов по специальности 43.02.06 «Сервис на транспорте (воздушном)

Учебная дисциплина входит в ПМ 01. «Бронирование и продажа перевозок и услуг», МДК 01.02 «Тарифное регулирование»

Конспект лекций по учебной дисциплины разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 470 от 07 мая 2014 года, зарегистрированная Министерством юстиции /рег. № 32767 от 18 мая 2014 года по специальности 43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)»

 

Настоящий конспект лекций содержит материалы в объеме, соответствующем утвержденной в СПАТК ГА рабочей программе к выше указанному курсу и предназначен для курсантов очного и заочного обучения.

Содержание

Введение........................................................................................................ 5

1.Транспортный комплекс России – единая транспортная система..... 6

1.1. Основные понятия, термины и определения......................................... 7

1.2. Цели и задачи транспорта...................................................................... 10

1.3. Состав транспортного комплекса.......................................................... 11

1.4.Управление единой транспортной системой.......................................... 15

2. Виды транспорта и сферы их применения........................................... 20

2.1.Железнодорожный транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития....................................................................................... 20

2.2.Морской транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития......................................................................................................... 24

2.3.Внутренний водный транспорт. Сфера применения,

преимущества, недостатки, тенденции развития.......................................... 29

2.4.Автомобильный транспорт. Сфера применения,

преимущества, недостатки, тенденции развития.......................................... 33

2.5.Воздушный транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития........................................................................................................... 36

2.6.Трубопроводный транспорт. Сфера применения, преимущества, недостатки, тенденции развития....................................................................................... 48

2.7.Промышленный транспорт..................................................................... 55

2.8. Городской транспорт............................................................................. 64

3. Взаимодействие различных видов транспорта................................... 77

3.1. Критерии выбора транспорта................................................................ 77

3.2. Показатели работы транспорта............................................................. 90

Список использованной литературы............................................................ 98

Приложение 1................................................................................................ 99

Федеральные округа РФ.Субъекты федеральныхокругов РФ.Межрегиональные территориальные агентства ВТ

ФАВТ, расположенные на территории ФО РФ. Главные аэропорты РФ.

Введение.

Цель, основные задачи курса, связь предмета с другими учебными дисциплинами

 

Предметом изучения данного курса является транспортная система Российской Федерации как совокупность различных видов транспорта страны, их комплексное развитие, взаимосвязь и взаимодействие.

Особое внимание уделено роли транспортного рынка в экономике страны, характеристике современного состояния транспортно-дорожного комплекса России, технико-экономическим показателям работы различных видов транспорта. Рассмотрены формы и методы мультимодального взаимодействия и конкуренции между различными видами транспорта, формирование спроса на транспортные услуги и планирование перевозок, маркетинговые принципы управления на транспорте, разработка тарифной политики и направлений повышения эффективности транспортной системы и качества транспортного обслуживания потребителей в современных условиях.

Изучение этой дисциплины позволяет студентам получить целостное представление о структуре транспортной системы страны, дает возможность глубже осознать роль и значение системы в огромном географическом, экономическоми социальном пространстве России, ее органическую взаимосвязьс транспортной системой мира.

Современные рыночные условия ведения хозяйства, расширение международных связей и связей внутри страны требуют специалистов высокой квалификации, с широким кругозором, знаниями не только в области одного вида транспорта, но и с пониманием специфики каждого вида и возможностей совместной работы, особеннов мульти- и интермодальных перевозках.

Глава 1. Транспортный комплекс России – единая транспортная система

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг,в том числе от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта в отечественном народно хозяйственном комплексе свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны – 27 %. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте – 8 %. Транспорт в Российской Федерации потребляет примерно дизельного топлива 18 %, электроэнергии – 6 %, лесоматериалов – 10 %, черных металлов – 4 %.

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми

элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будет только возрастать.

 

Основные понятия, термины и определения

 

Транспорт (от латинского transport – перемещаю) – отрасль производства, обеспечивающая жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, прицепы, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т. д.)

Пути сообщения – это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и т. д.).

Технические устройства и сооружения – это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а, с другой стороны, он сам, как субъект рынка, продает свои услуги, перевозя товары и население.

Транспорт – это отрасль материального производства, предназначенная для перевозки пассажира, груза, багажа и почты из пункта отправки в пункт назначения.

Существуют различные значения слова «транспорт»:

- собственно сам процесс перемещения коммерческих единиц;

- поток единиц осуществляющих движение;

- род человеческой деятельности;

- комплекс технических средств, которые обеспечивают перемещение груза и пассажиров.

 

Особенности транспорта

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающиеего от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки, который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров неотъемлема от процесса транспортного производства, ее нельзянакопить (создать ее запасы), поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитиетранспорта, отличается от промышленности и сельского хозяйства –на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качествуработы транспортной системы относятся не только к его рыночнойпродукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.

Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень ее цивилизации. Он способен существенно влиять наэкономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы. Транспорт активно воздействует на окружающую среду – его доля в общемваловом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственнойдеятельности составляет почти 40 %. Основную долю загрязненности дает автомобильный транспорт (около 80 %).

 

Значение транспорта

1. Экономическое значение заключается в обеспечении сообщения между отдельными регионами мира (как внутри одной страны, между отдельными ее регионами, так и в международном сообщении, между отдельными государствами или их регионами друг сдругом). При этом транспорт выступает одновременно работодателем для множества людей (по разным оценкам в транспортной отрасли задействовано до 10 % трудоспособного населения планеты, поэтому перевозочный процесс расценивается как самый трудоемкий),и потребителем материальных ресурсов (до 60 % нефтепродуктов,20 % мирового производства стали, 70 % синтетического каучука, 80 %свинца, 40 % лакокрасочных изделий потребляется именно транспортом). Транспортные средства выполняют роль «склада на колесах», в любой момент времени на них аккумулировано порядка25–30 миллионов тонн различных грузов.

2. Социальное значение сводится к повышению работоспособностии производительности труда граждан за счет снижений транспортной усталости при ежедневных поездках (как показывает практика, производительность труда снижается до 10-15%, если время поездки превышает 40 минут, и еще больше, если время ожидания транспорта более 15 минут). Развитие транспорта повышает подвижностьнаселения, улучшает культурный уровень и общественное настроение. Транспортная доступность мест досуга повышает уровень культуры и образованности населения, способствует лучшему восстановлению после работы (с большей вероятностью человек отправитсяв театр или кино, чем останется дома, если до пункта назначенияможно будет комфортно и быстро добраться).

3. Оборонное значение заключается в переброске войск, продуктов снабжения, а также населения и производственных мощностейв военное время. 95 % воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.

4. Политическое значение состоит в том, что транспорт физическиобъединяет нацию, формируя экономические связи между отдельными регионами страны и народами, проживающими на ее территории.

Развитие транспортных систем, в т. ч. международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций.

5. Научное значение проявляется в постановке перед наукой новых задач и требований в области совершенствования техники и технологий.

 

Цели и задачи транспорта

Основные задачи транспорта:

 

1. Общесоциальные задачи:

- удовлетворение потребностей населения в перевозке;

- доступность транспортных услуг;

- объем уровня жизни населения;

- снижение аварийности, рисков и угроз передвижения;

- снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды

 

2. Общеэкономические задачи:

- повышение коммерческой скорости передвижения партии товара;

- проведение эффективной государственной тарифной политики;

- использование современных технологий для содержания транспортной отрасли;

- координация экономической политики транспортной отрасли с другими смежными отраслями;

 

3. Общетранспортные задачи:

- развитие транспорта в соответствии с развитием общества и экономики;

- повышение производительности и рентабельности транспорта;

-снижение энергоемкости;

- привлечение инвестиций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...