Сферы рационального использования различных видов транспорта
Практика эксплуатации различных видов транспорта накопила значительную аналитическую информацию о преимущественных сферах их использования. В основном это преимущество основано на: – технико-экономических особенностях различных видов транспорта; – стоимостных характеристиках перевозок; – размещении транспортной инфраструктуры на путях сообщения; – характеристике и объемах грузов; – возможных схемах транспортировки; – видах сообщений и условиях перевозки. При этом речь идет о сферах, устанавливаемых конкурирующимитранспортными линиями на основе расчетов сравнительной эффективности нескольких вариантов перевозок. В некоторых же случаяхсуществует естественная монополия отдельных видов транспорта. Так, массовые грузовые межконтинентальные перевозки осуществляет в основном морской транспорт. Для перевозки срочных и ценныхгрузов используется преимущественно воздушный транспорт. Вместе с тем при планировании и организации перевозок частоприходится делать выбор между конкурирующими вариантами доставки грузов и перемещения пассажиров. Поскольку не всегда имеется возможность делать подробные сравнительные расчеты, для грузовых перевозок используют заранее обоснованные типовые сферыэффективного использования видов транспорта. Они различаютсяпо родам грузов, возможным схемам транспортировки, видам сообщения и условиям перевозок. Ориентировочно определены следующие сферы целесообразностииспользования различных видов транспорта для грузовых перевозок,основанные на следующей классификации расстояний перевозок: 1) до 100–200 км – короткие; 2) от 200 до 800 км – средние; 3) от 800 до 1500 – дальние;
4) свыше 1500–2000 км – сверхдальние.
Железнодорожный транспорт наиболее эффективно используетсяпри перевозках грузов на средние и дальние расстояния, а при наличии у грузоотправителей и грузополучателей подъездных железнодорожных путей – и на короткие расстояния. При перевозках массовыхгрузов (уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, строительные и лесные материалы) железнодорожный транспорт выгодно использовать на сверхдальних расстояниях. Наличие железнодорожныхподъездных путей в пунктах грузоотправителей и грузополучателейс одновременным значительным потоком мелкопартионных грузовзначительно расширяет сферы эффективного использования железнодорожного транспорта и создает условия для комплексной механизации и автоматизации грузовых операций, повышения качестваперевозки и сохранности грузов.
Автомобильный транспорт традиционно используется на короткие расстояния перевозки грузов, как правило, в промышленныхрайонах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах. Приотсутствии альтернативных способов доставки грузов может бытьэффективно использован на средних и дальних расстояниях. Грузовые автомобили активно используются при перевозке грузов к магистральному транспорту и доставке их грузополучателем от пунктовназначения магистрального транспорта.
Водный внутренний транспорт преимущественно используетсяпри перевозке массовых грузов на средние и дальние расстояния между пунктами, расположенными на одних и тех же судоходных речных путях. Речной транспорт применяется в районах, в которых отсутствуют другие виды транспорта, а также в смешанном сообщениис другими видами по направлениям, где он более эффективен посравнению с прямыми перевозками грузов одним видом транспорта без перевалок. Сферу использования речного транспорта значительно расширяет применение судов смешанного плавания – речного и морского транспорта.
Морской транспорт используется при перевозке в основномэкспортно-импортной внешнеторговой продукции на средние, дальние и сверхдальние расстояния, а также при внутренней перевозке массовых грузов в отдаленные территориальные образования.
Воздушный транспорт может быть эффективно использован надальних и сверхдальних расстояниях при перевозке дорогостоящей, срочной и скоропортящейся продукции в промышленные центрыи отдаленные территориальные образования.
В практике перевозочного процесса достаточно часто встречаются варианты, при которых использование одного вида транспорта при перевозке грузов невозможно по ряду объективных обстоятельств или неприемлемо по субъективным причинам с позицииэффективности доставки грузов. Поэтому используются смешанные перевозки грузов, при которых доставка грузов осуществляетсяпоследовательно несколькими видами транспорта с передачей грузав пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой. Наибольшее распространение получили такие виды смешанных перевозок,как железнодорожно-водные, речные, морские и железнодорожно-автомобильные. Смешанные железнодорожно-водные перевозки применяютсяв ряде случаев: – при невозможности доставки грузов в порт назначения однимвидом транспорта; – при экономической целесообразности перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, когда суммарные затраты на перевозку в смешанном сообщении оказываются ниже, чем в прямом железнодорожном или водном; – при высокой загрузке железнодорожных участков, в связи с чемприменение прямой железнодорожной перевозки оказывается невозможным. Эффективность смешанных железнодорожно-водных перевозок вомногом определяется затратами на перевалку – чем меньше затратна перевалку грузов, тем большее количество грузов может быть отправлено в смешанном сообщении. При этом снижение затрат наперевалку обеспечивается рациональной концентрацией грузопотоков смешанного сообщения в нескольких крупных воднотранспортных узлах. При смешанном речном-морском сообщении грузы, следующие изморского порта в речной или в обратном направлении, перевозятв специальных судах, приспособленных для плавания в морскихи речных условиях. При этом перегрузка груза из морского суднав речное полностью исключается, в результате сокращается время оборота транспортных средств и повышается их производительность. Суда смешанного плавания имеют различные технические
и эксплуатационные характеристики, которые зависят от назначенияи района плавания. Значительная часть этих судов эксплуатируется практически круглый год, а в навигацию они осуществляют безперегрузочные перевозки грузов между морскими и речными портами. Суда смешанного плавания широко используются при перевозках грузов внешней торговли. При смешанных железнодорожно-автомобильных сообщениях перевозочный процесс, начатый на железнодорожном транспорте,продолжается после передачи груза на автомобильный транспорт. Основными факторами, повышающими эффективность смешанныхжелезнодорожно-автомобильных перевозок, являются: во-первых,применение централизованной системы завоза и вывоза грузов автотранспортом; во-вторых, контейнеризация и пакетизация перевозок; в-третьих, концентрация перевозочных, складских и других грузовыхопераций на небольшом количестве оснащенных станций и контейнерных пунктов с созданием терминалов, выполняющих распределительные функции. Централизованный завоз и вывоз грузов автомобильным транспортом остается эффективной формой координациии улучшения показателей работы различных видов транспорта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|