Классификация трубопроводов
По назначению трубопроводы делятся на следующие группы: внутренние – соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах; местные – соединяют нефтепромыслы или нефтеперерабатывающие заводы с головной станцией магистрального нефтепровода илис пунктами налива на железной дороге или в наливные суда; магистральные – характеризуются большей протяженностью, перекачка ведется несколькими станциями, расположенными по трассе. В зависимости от транспортируемой среды трубопроводы подразделяют на: газопроводы – предназначаются для транспортировки попутногонефтяного и природного газа. Стратегические газопроводы предназначаются для передачи на дальние расстояния больших объемов газа –на экспорт и предприятиям, осуществляющим газовый синтез; нефтепроводы – предназначаются для транспортировки сырой нефти. Нефть при этом подвергается подогреву, препятствующему затвердеванию входящих в ее состав парафинов; нефтепродуктопроводы – транспортировка нефтепродуктов, в том числе бензина и керосина, полученных в результате крекинга. Осуществляется до предприятий, предназначенных для производства нефтепродуктов более высокого передела; аммиакопроводы – предназначаются для транспортировки аммиака. В России и на Украине функционирует экспортный магистральный аммиакопровод Тольятти – Одесса; этиленопроводы – инфраструктура, предназначенная для транспортировки; мазутопроводы – трубопроводы, осуществляющие транспортировку тяжелых нефтепродуктов, отходов крекинга. Такие продуктымогут использоваться в качестве топочного мазута, а также для переработки в дизельное топливо или даже для дальнейшего отделениялегких углеводородов;
пульпопроводы – трубопроводы для перемещения (под давлением) пульпы (в частности, руды, угля, шлака с водой). В зависимостиот перемещаемого материала пульпопровод называют также углепроводом, золопроводом и рудопроводом; водопроводы – предназначены для обеспечения водой населения и промышленности. При этом вода для бытовых и промышленных нужд может различаться по органолептическим свойствам; пригодности для питья, бытовых и промышленных нужд; воздухопроводы – часто создаются в рамках промышленного предприятия для обеспечения производства сжатым воздухом; паропроводы – технологические трубопроводы, предназначенныедля передачи под давлением пара, используемого для отопления илиработы сторонних механизмов; пневматическая почта – использование воздуха под давлением дляперемещения по трубам физических объектов, чаще всего стандартизированных капсул с объектами небольшой массы и объема.
В зависимости от условного диаметра трубы магистральные нефтепроводы подразделяются на четыре класса: 1) 1000–1420 мм; 2) 500–1000 мм; 3) 300–500 мм; 4) менее 300 мм. По своему назначению нефте- и нефтепродуктопроводы можно разделить на следующие группы: – промысловые – соединяющие скважины с различными объектами и установками подготовки нефти на промыслах; – магистральные – предназначенные для транспортировки товарной нефти и нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсатаи бензина) из районов их добычи (от промыслов), производства илихранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктовналива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий и НПЗ). Они характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопровода от 219 до 1400 мми избыточным давлением от 1,2 до 10 МПа; – технологические – предназначенные для транспортировкив пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий различных веществ (сырья, полуфабрикатов, реагентов, а такжепромежуточных или конечных продуктов, полученных или используемых в технологическом процессе и др.), необходимых для ведениятехнологического процесса или эксплуатации оборудования.
Промышленный транспорт. Промышленный транспорт – это совокупность транспортных средств, сооружений, путей промышленных предприятий для обслуживания производственных процессов, перемещения топлива, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции натерритории обслуживаемого предприятия. К промышленному относят транспорт, обслуживающий карьеры, угольные шахты, промышленные предприятия, объекты строительства и торговли и т. д. Промышленный транспорт необщего пользования относится к ведомственному и является частью инфраструктуры предприятия. Промышленный транспорт можно условно разделить на внешнийи внутренний. Внутренний транспорт – это подземный, карьерный,транспортный, межцеховой и т. д. Как правило, он не связан с технологическим процессом, обеспечивает лишь перемещение материалови товаров между цехами, складами и другими объектами. Внешний промышленный транспорт используется для доставки напредприятие сырья, оборудования и других грузов. Кроме того, вывоз готовой продукции с территории производства также осуществляется внешним транспортом. В состав промышленного транспорта входят все виды транспорта периодического действия (железнодорожный, автомобильный,водный, воздушный, лифты) и непрерывного действия (трубопроводный, конвейеры, пневмо- и гидротранспорт, канатно-подвесныеи монорельсовые дороги). Основными промышленными видами транспорта являются автомобильный и железнодорожный. На железную дорогу приходится 32 %,а на автомобильный транспорт – 56 %, остальные 12 % приходятсяна транспорт трубопроводный и непрерывного действия.
Железнодорожный промышленный транспорт выполняет объем перевозок в 3 раза больше, чем магистральный, и обслуживает в основном крупные предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности. Время нахождения вагона на путях промышленноготранспорта в общем времени оборота вагона составляет 20–22 %.
Большая доля работы приходится на открытые разработки в карьерах, шахтах, рудниках. Пути сообщения отличаются большой криволинейностью участков с малым радиусом кривой. На заводских территориях используются в основном тепловозымощностью 150 до 4000 л. с., но на некоторых открытых разработкахгорно-обогатительных комбинатов используются электровозы. Длявывоза грузов из глубоких карьеров созданы специальные электропоезда или тяговые агрегаты. Для перевозки грузов создан специализированный подвижнойсостав: – чугуновозы для перевозки расплавленного металла; – шлаковозы для перевозки расплавленного шлака температурой 1400–1500 градусов; – думпкары и вагоны-хопперы для насыпных грузов; – платформы для горячих слитков массой 160 т; – цистерны для жидких, вязких, порошкообразных и газообразных грузов (аммиак, хлор, пропан, бутан) и др.
Автомобильный промышленный транспорт в России представлен,прежде всего, самосвалами большой и особо большой грузоподъемности (75–240 т). За рубежом для работы в карьерах используют самосвалы грузоподъемностью 300–600 т. В последние годы расширилась номенклатура специализированных автотранспортных средств, к которым относятся: – шлаковозы для жидкого шлака в чашах грузоподъемностью45–100 т; – автомобили-самопогрузчики для перевозки и обработки контейнеров и поддонов грузоподъемностью 60 т; – слябовозы для горячих слябов и заготовок грузоподъемностью 64 т; – троллейвозы грузоподъемностью до 65 т для работы в карьерах на электротяге от контактных путей. Используются и другие типы универсальных и специализированных автомобилей. Подъездные внешние автомобильные дороги промышленныхпредприятий проектируются и сооружаются по нормам и требованиям для сети автомобильных дорог общего пользования. При перевозке горячих, жидких и тяжеловесных грузов к ровности покрытияпредъявляют дополнительные требования (его делают в основномкапитальным цементобетонным). Внутризаводские и карьерные дороги являются частью схем технологических транспортных комму-
никаций по обслуживанию производственного процесса предприятия и характеризуются специфическими условиями эксплуатации особенностями конструкции. Карьерные дороги определяются горнотехническими условиями разрабатываемых месторождений и выполняются в виде прямых,спиральных, петлевых и комбинированных съездов. Ширина проезжей части карьерных автодорог может быть 7,5–30 м. Внутризаводские автомобильные дороги являются элементом планировочных решений территории промплощадки.
Особенностью специальных видов промышленного транспорта является их стационарность (за редким случаем есть переносные устройства), более узкая специализация по виду груза и одностороннегопотока, поэтому на территории предприятия целесообразно использовать различные виды промышленного транспорта в комплексе. Издержки на транспортировку грузов при этом значительно ниже, чемна других видах транспорта. Главным направлением развития специального промышленного транспорта следует считать развитие конвейерной системы, которая характеризуется высокой производительностью труда и низкимирасходами на транспортировку. При подземном заложении она позволяет значительно сократить производственные площади. Общаядлина конвейерных линий в России – более 3000 км. Основным классификационным признаком конвейера (транспортера) является тип тягового и грузонесущего органа. Различают конвейеры с ленточным, цепным, канатным и другими тяговыми органами (винтовые, инерционные, вибрационные, роликовые). По типугрузонесущего органа конвейеры могут быть ленточными, пластинчатыми, скребковыми, тележечными и др. Наиболее распространены ленточные конвейеры с грузонесущей резиновой или стальнойлентой, движущейся со скоростью 1–7 м/с.
Специальные виды промышленного транспорта могут быть стационарными, передвижными и переносными, на магнитной подвеске, воздушной подушке, с волновым движителем и др. Транспортное средство с волновым движителем создано для перевозки труб прикомплексном освоении нефтяных газов и других природных месторождений Западной Сибири и Крайнего Севера. В некоторых технологиях для подъема и транспортировки крупногабаритного тяжеловесного груза на незначительные расстояния применяют специальныеподъемно-транспортные устройства на воздушной подушке. Широко используются монорельсовые подвесные дороги. Их конструкция проста и надежна, они требуют незначительных эксплуатационных затрат, больших первоначальных капиталовложений. Такие дороги в цехах монтируются на кронштейнах и тягах, а на открытыхучастках – на эстакадах под навесом. Транспортный процесс и перегрузочные работы полностью механизированы.
При использовании трубопроводного гидравлического транспортаисключаются перегрузочные работы, и транспортно-технологическийпроцесс делается непрерывным. Общая длина трубопроводного гидравлического транспорта России – более 2000 км. Этот вид транспорта отличается экологической чистотой, так как отсутствуютпылеобразование и потери грузов. Он позволяет прокладывать трубопровод по кратчайшему расстоянию, полностью автоматизироватьработы, а при подземной укладке экономить производственные площади, однако требует большого расхода воды и создает трудности пообезвоживанию груза для потребителя.
Трубопроводный пневмотранспорт с диаметром трубы 200–1200 используется для перевозки контейнеров и вагонеток на расстояния от10 до 30–50 км при стационарных пунктах погрузки-выгрузки. Приобъемах перевозки 1 млн т в год и расстояниях перевозки 25 км производительность его выше, чем конвейерного и канатно-подвесного. Для движения груза в потоке воздуха используются компрессор, воздуходувка и вентилятор или всасывающее устройство-вакуумнасоси вентилятор (при разгрузке). При использовании канатно-подвесного транспорта груз размещают в вагонетках. Преимущество этого вида транспорта заключается в том, что он не зависит от рельефа местности, так как строитсяна опорах; может преодолевать уклоны 50 ‰, мало зависит от атмосферных условий и имеет полную автоматизацию всего процесса транспортировки. Лифты используются при больших пассажиропотоках, например в метро вместо эскалаторов (опыт Западной Европы), а такжев учреждениях, в гостиницах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|