Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация видов городского транспорта

Современный городской транспорт по своему назначению подразделяется на следующие категории:

а) пассажирский – электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры,мотоциклы, велосипеды, речной трамвай, вертолеты;

б) грузовой – грузовые автомобили, трамваи, троллейбусы, мотороллеры;

в) специальный – санитарные и пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т. п.

 

В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимости от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделен на три группы:

1) общественный массовый общего пользования – электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорти вертолеты;

2) общественный индивидуального пользования – такси, легковые автомобили проката и ведомственный;

3) уличный индивидуального пользования – легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды.

 

Общественный и личный транспорт индивидуального пользования по условиям организации движения можно объединить под общим названием – легковой автомобильный транспорт. Массовый транспорт общего пользования отличается значительной по сравнению с индивидуальным транспортом вместимостью и большой провозной способностью. Характерной особенностью массового транспорта является то, что он работает на установленных маршрутах.

 

Городской пассажирский транспорт классифицируется по следующим признакам.

По характеру путевых устройств:

– рельсовый (монорельс, метрополитен, трамвай);

– безрельсовый (автобус, троллейбус).

 

По виду тяги:

– электрический;

– с двигателем внутреннего сгорания (автомобильный).

 

По отношению к территории города:

– уличный (наземный) пассажирский транспорт, к нему относится трамвай, троллейбус, автобус, такси, легковые автомобили;

– на обособленном полотне;

– внеуличный (городская железная дорога, метрополитен, монорельсовая дорога).

 

По скорости:

– обычный;

– сверхскоростной;

– скоростной.

 

По технологии организации маршрутов:

– обычный;

– полуэкспресс;

– экспресс.

 

По провозной способности:

– низкая;

– малая;

– средняя;

– высокая.

 

Единая транспортная система любого города, как правило, состоит из нескольких видов транспорта. Основными показателями, характеризующими работу конкретного вида транспорта, следует считать провозную способность и скорость движения.

В России городские пассажирские перевозки выполняются всеми видами современного транспорта. В последние годы возрослиперевозки частным автотранспортом. Распределение пассажирскихперевозок между видами транспорта следующее: автобус – 42 %;

троллейбус – 12,5 %;

трамвай – 10,2 %;

 метрополитен – 6 %;

такси,ведомственный и частный автотранспорт – 29 %.

Объем работы пассажирского транспорта зависит от следующихосновных факторов: численности населения, характера расселения жителей, планировки города, условий рельефа, взаиморасположения

жилых и промышленных зон

Главной характеристикой городского транспорта является провозная способность, т. е. максимальное количество пассажиров, котороеможет быть перевезено в час в одном направлении по одной линии.

Важнейшей характеристикой городской транспортной сети является ее плотность. Большая плотность сети создает удобства подходак остановкам транспорта. Плотность сети должна обеспечивать время подхода пассажира в пределах 5 мин.

Основными условиями выбора видов городского пассажирскоготранспорта являются:

– соответствие его провозной способности мощности пассажиропотоков;

– скорость;

– форма и размер территории города;

– соблюдение норм времени на передвижение пассажира.

При наличии конкурирующих видов транспорта выбирается наиболее экологичный и экономичный.

 

Сферы применения городского транспорта:

Электрифицированные железные дороги

Электрифицированные железные дороги используется как основнойвид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров пригородаи их корреспонденции с городской зоной. Головные участки железнодорожных линий широко используются как городской транспортв крупных городах нашей страны и за рубежом. В Москве внутригородскими железными дорогами перевозится 15 % пассажиров. Пригородные поезда функционируют в зоне 100–200 км.

Преимущества – низкая себестоимость, большая пропускная способность, высокие скорости.

 

Метрополитен

Метрополитен строится в городах, численность населения которых превышает один миллион человек. В противном случае строительство метрополитена нерентабельно, так как капиталовложенияв него самые большие из всех городских видов транспорта.

Метрополитен является внеуличным электрическим транспортом, полностью изолированным от общего движения благодаря строительству его сооружений в тоннелях, на эстакадах или на обособленном участке земли без доступа пешеходов и транспортных средств.

Различают подземный, надземный и наземный метрополитен.

Линии подземного метрополитена могут быть глубокого (более12 метров) или мелкого (6–12 метров) заложения от поверхности земли. Расстояние между станциями от 0,5–2 км. На отдельных линияхметрополитена возможно автоматическое ведение поездов или регулирование скорости.

В ряде стран существует скоростной метрополитен (иногда параллельно существующим линиям для их разгрузки), например, в Париже, Сан-Франциско. Обычно скоростной метрополитен работает напневматических шинах, что значительно уменьшает уровень шумаи сечение тоннеля, увеличивает скорость и позволяет преодолеватьболее крутые подъемы.

За рубежом существует грузовой метрополитен. Например, в Лондоне метрополитен связывает два почтамта с предприятиями связи.

В Чикаго грузовой метрополитен протяженностью 100 км включает в себя углепогрузочные станции, подъемники для вертикальноготранспортирования грузов, он соединен со складами, станциями ж. д.

Преимущества метрополитена:

– высокая провозная способность;

– высокая скорость доставки;

– комфортность перемещения пассажиров;

– незанятость территории города.

Недостатки – дороговизна данного вида транспорта (стоимость1 км глубокого заложения 70 млн дол., мелкого – 30–40 млн дол.).

 

Трамвай

Трамвай используется в городах с населением от 500 тыс. при стабильном пассажиропотоке более 9 тыс. пас/ч. Он может быть основным или вспомогательным видом транспорта.

К новым условиям работы трамвая можно отнести:

– вынос трамвайных путей на обособленное от других транспортных потоков и пешеходов полотно;

– совершенствование подвижного состава;

– повышение комфортности перевозки;

– повышение скорости;

– устройство подземных линий на пересечении улиц в крупныхгородах.

При удаленности промышленных зон от жилых районов возможно строительство скоростного трамвая, маршруты которого пройдутчастично под землей или на обособленном полотне по типу железнодорожного пути. Скоростной трамвай используется в Волгограде, Казани. Преимущества скоростного трамвая состоят не тольков скорости и повышенной провозной способности, но и в возможности организовать движение на базе уже существующих трамвайных путей.

Преимущества:

– высокая провозная способность (10–15 тыс. пас/ч);

– низкая себестоимость;138

– небольшой расход электроэнергии;

– экологически чистый транспорт.

Недостатки:

– привязка к колее;

– ограниченная маневренность;

– занятие городской территории;

– большие начальные капитальные вложения;

– шумность;

– неудобная посадка-высадка пассажиров, т. к. производится по-

среди улицы (на проезжей части).

 

Из-за этих недостатков некоторые города мира сняли трамвайноедвижение совсем (Париж – 1937 г., Лондон – 1952 г.) В Москве трамвайное движение снято в центральной части города.

 

Троллейбус

Троллейбус – это электрический наземный безрельсовый транспорт.Троллейбус используется в городах с населением свыше 300 тыс.жителей и пассажиропотоком 6–9 тыс. пас/ч, в основном как вспомогательный (подвозящий) транспорт. Троллейбус объединил достоинства трамвая и автобуса. В курортных районах троллейбусноедвижение целесообразно как экологически чистое, могут быть организованы и междугородные линии для сохранения экологическойчастоты региона, например, Симферополь – Алушта – Ялта.

Преимущества:

– большая маневренность;

– удобство посадки и высадки;

– малошумность;

– экологически чистый транспорт;

– более дешевый в эксплуатации.

Недостатки:

– сложность двухпроводной контактной сети и тяговых подстанций;

– необходимость ровного дорожного покрытия.

 

Автобус

Автобус для городов с населением до 250 тыс. жителей являетсяосновным, а некоторых городах – единственным видом городскоготранспорта. Автобус в России осуществляет примерно половину всех перевозок пассажиров. Большое значение автобус имеет для пригородного и междугородного сообщения. Автобус является наиболеепростым, широко распространенным и маневренным видом наземного транспорта. За рубежом применяется скоростное автобусноесообщение на специально отведенной полосе (Вашингтон, Париж,Брюссель и др.) или в тоннеле (Бостон). Благодаря такой технологииперевозок скорость повышается. В Лос-Анджелесе на 20 километровой трассе скорость автобусного сообщения составляет 80 км/ч.

Преимущества:

– большая маневренность;

– автономность;

– более простая организация экстренной перевозки по любомунаправлению.

Недостатки:

– небольшая провозная способность;

– высокая себестоимость;

– загрязнение воздуха;

– большой расход топлива.

Маршрутное такси

Маршрутное такси является разновидностью автобусного сообщения. Работает оно на фиксированных маршрутах для связи станций городского транспорта с микрорайонами, крупными магазинами, стадионами, рынками и др.

 

Монорельсовый внеуличный транспорт

Этот вид является одним из старых видов городского транспорта.В мире в настоящее время работает более 40 монорельсовых дорог.Монорельсовый транспорт используется для связи крупных жилыхрайонов с отдаленными от них промышленными зонами, пригородами, аэропортами, зонами отдыха.

Эксплуатация этого вида транспорта в застроенных частях города нецелесообразна (иногда невозможна), осложняется из-за большого шума, вибрационного воздействия на здания, больших радиусов закруглений монорельсовых дорог, громоздких опор, а такженевозможности в целях безопасности глубже вкапывать опоры из-заразличных подземных городских коммуникаций. По мнению многих специалистов, монорельс в чистом виде не целесообразно применять в дальнейшем. Однако его идея широко используется сейчас в новых городских транспортных системах. Первая монорельсоваядорога в России была введена в эксплуатацию в 2004 году в Москве.

Современная монорельсовая дорога состоит из металлической балки, опирающейся на бетонные опоры, и подвижного состава с колесами на пневматическом ходу. Известны дороги системы «Альвег»(Германия), у которых ПС находится сверху балки, и система «Сафеже» с вагонами, подвешенными к тележкам снизу балки.

Преимущества:

– не занимает место на перегруженных магистралях города каки метрополитен, но, в отличие от метро, гораздо дешевле в строительстве;

– монорельсовый состав может преодолевать более крутые вертикальные уклоны по сравнению с любым двурельсовым транспортом;

– высокая степень безопасности;

– высокая провозная способность (50 тыс. чел/ч);

– меньшая стоимость сооружения по сравнению с другими внеуличными видами транспорта.

Недостатки:

– сложность конструкции стрелочных переводов, время перевода монорельсовой стрелки – 30 с, в отличие от обычных железнодорожных (в том числе трамвайных) стрелок, которые переводятся за долю секунды;

– нарушение архитектурного ансамбля города;

– шум и вибрация;

– содержание монорельсовой линии гораздо дороже, чем линии любого другого общественного транспорта, и оправдывает себя только, если линия способна обслужить большой пассажиропоток.

 

Движущийся тротуар

Движущийся тротуар (траволатор) – это устройство для перемещения пешеходов, представляющее собой, как правило, ленту или тяговую цепь с пластинами (рис. 4.2). Рабочее полотно – это сталерезиновая или резинотросовая лента шириной 600–2500 мм, движущаяся соскоростью до 1 м/с. Пропускная способность тротуара 8–10 тыс. чел/ч.Он относится к системам массового транспорта, ускоряющим пешеходное движение, является альтернативным в центральных деловыхрайонах города, где массовый транспорт запрещен, а человек вынужден передвигаться на значительные для пешехода расстояния – до3,5 км.Применяется движущейся тротуар также на локальных территориях, например в зоне аэропорта, на пересадочных станциях метрополитена, в крупных торговых помещениях.

Преимущества:

– абсолютная безопасность;

– минимум шума;142

– непрерывность движения без времени ожидания для пассажиров;

– экологическая чистота, поскольку работает на электроэнергии;

– полная автоматизация процесса движения.

Недостатки:

– ограниченная протяженность;

– низкая скорость перемещения.

 

Движущийся тротуар имеет постоянные и переменные скоростидвижения, не превышающие, как правило, 12–15 км/ч. Со временем встал вопрос об увеличении скоростей, но при этом возникла проблема безопасной посадки и высадки пассажиров.

Проблемы экологии

В городах транспорт является основным источником загрязнения. Транспортные сооружения в городах занимают до 20–30 % территории, поэтому первой экологической проблемой является загрязнение земли.

Большой экологической проблемой можно считать нарушениегидросистемы почвы при строительстве транспортных сооружений,что наносит вред почве и самим сооружениям из-за большой разрушительности силы воды.

Острой проблемой считается загрязнение почвы бензином, маслами, солями и др. отходами.

Второй экологической проблемой является загрязнение воды.

Третья проблема – загрязнение атмосферы.

Следующее загрязнение – шумовое. Шумовое загрязнение считается относительно новой проблемой. Шум, наносящий вред здоровью людей, называют невидимым ядом. Шум, как и вибрацию,электромагнитное и радиоактивное излучения, относят к физическому загрязнению. По медицинским данным, уровень шума для сна иотдыха людей не должен превышать 30 дБ ночью, 35 дБ днем. Уровень шума при простом разговоре достигает 60 дБ, шум реактивногодвигателя 160 дБ. Шум более 150 дБ дает необратимую потерю слуха, при шуме более 200 дБ может наступить смерть.

Подземный метрополитен дает нулевой уровень шума для города,скоростной трамвай 80–90 дБ; ж.-д. транспорт – 100–110 дБ.Шумовое загрязнение является причиной нервных расстройств,желудочных заболеваний, потери слуха и других болезней.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...