Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Взаимодействие различных видов транспорта.

Критерии выбора видов транспорта

 

Задача выбора вида транспорта является основополагающейв транспортной логистике, причем решается она в тесной

взаимосвязи с другими задачами. При этом следует различатьусловия выбора вида транспорта: текущее и перспективное. При текущем планировании потребители транспортных услуг делают выбор из существующих в стране или регионе видов транспорта. Приперспективном планировании – учитывая возможное их развитиеи создание новых способов перемещения товаров и людей.

Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должен учитывать менеджер при выборе способа транспортировки, транспортного средства и конкретного перевозчика.

 

К основным принципам выбора видов транспорта относятся:

1 принцип – выбор вида транспорта осуществляют сами потребители транспортных услуг в отличие от ранее существовавшего в области перевозок грузов централизованного распределения. Это означает, что транспортники должны научиться продавать транспортныеуслуги на транспортном рынке.

2 принцип – основным критерием выбора вида транспорта являются затраты потребителей на транспортные услуги. Дополнительнымикритериями могут быть минимальные сроки доставки, безопасность,надежность, сохранность, экологичность и другие показатели.

3 принцип – обеспечение сопоставимости стоимостных и натуральных показателей сравнимых вариантов перевозок. Сопоставляются все элементы затрат на всем пути следования груза от складаотправителя до склада получателя. Расчет вариантов перевозки необходимо выполнять для одинакового объема перевозок между одними и теми же пунктами перемещения.

4 принцип – обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг, в частности через рекламу, о качестве и стоимости транспортных услуг по облуживанию клиентов. Объективная информация позволяет потребителямпроводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат натранспорт, рационализировать перевозку, определять более выгодные рынки сбыта своей продукции, управлять транспортной составляющей в цене товара.

 

Перечисленные принципы предопределяют методы выбора транспорта, которые различаются между собой способами учета тех илииных показателей. В связи с тем, что одновременно учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на выбор вида транспорта, очень трудно, на практике сначала рассчитывают обобщенные стоимостные показатели, а затем сопоставляют натуральныеи технико-эксплуатационные.

 

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор видатранспорта:

- Время доставки

- Частота отправлений

- Надежность соблюдения графика доставки

- Способностьперевозить разные грузы

- Способностьдоставить грузв любую точкутерритории

- Стоимостьперевозки

Выбор способа транспортировки грузов является одной из важных задач, решаемых грузовладельцами. При этом альтернативныеварианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, новзаимосвязанных направления:

1) выбор вида или видов транспорта;

2) выбор определенных транспортных средств конкретного вида

транспорта;

3) выбор перевозчика, осуществляющего доставку груза.

 

Возможность выбора способа доставки грузов определяется существующими в конкретном территориальном образовании видамитранспорта, которые потребители транспортных услуг имеют возможность выбирать. Соответственно, учет затрат на перемещениегруза в текущей возможности при выборе транспортных каналов товародвижения осуществляется по установленным в данном территориальном образовании тарифным платам за перевозки и другиеуслуги, включая сервисные.

Варианты по ограничению выбора способа транспортировки зависят от географических и производственных особенностей отдельныхтерриториальных образований, например, массовая доставка грузовв отдаленные районы возможна, в основном, речным транспортомтолько в период навигации. Также доставка угля на тепловые электростанции или железорудного сырья на металлургические комбинаты осуществляется, как правило, по железным дорогам с использованием подъездных железнодорожных путей. Поэтому в приведенныхвариантах выбор способа перевозки грузов существенно ограничен.

Что касается мелкопартийных грузов, доставляемых потребителямв территориальных образованиях с развитой сетью путей сообщения,то выбор видов транспорта весьма широк – железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, воздушный транспорт.

 

Принципы выбора.

При рассмотрении стоимостных и натуральных показателей сравниваемых вариантов сопоставляются элементы

затрат на всем пути перемещения груза – от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, включая возможные промежуточныеперевалки грузов. Одновременно приводятся в сопоставимый видразличия в структуре затрат по видам транспорта и операциям перевозочного процесса, а расчеты по вариантам перевозок выполняются для одинакового объема грузов между одними и теми же пунктами перемещения. Принцип обеспечения достоверной и достаточной

информированности потребителей транспортных услуг является важной позицией при принятии решения о выборе способа транспортировки.

Объективная информация о транспортных услугах позволяетпотребителям проводить сравнительный анализ и оптимизацию затрат по различным вариантам перевозок.

Перечисленные принципы в значительной мере предопределяютметоды выбора транспорта, которые различаются между собой способами или полнотой учета тех или иных сопоставляемых показателей – полный учет практически всех сопоставляемых показателей поразличным видам транспорта или ограниченный учет обобщающихсопоставляемых показателей по видам транспортировки.

Показатели при выборе вида транспорта, участвующего в перевозочном процессе, подразделяются на количественные и качественные,которые, в свою очередь, классифицируются на общие для всех видовтранспорта и частные, присущие отдельным видам транспорта.

 

Факторы выбора способа транспортировки включают в свой состав:

- формы собственности транспортных предприятий и транспортных средств – перевозчиков;

- принятые системы страхования грузов– страхование груза на случай его физической утраты или повреждения, страхование ответственности.

 

Критерии выбора способа перевозки груза классифицируются на:

– экономические показатели, включающие тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себестоимость перевозок,прибыль, рентабельность, удельные капитальные вложения, фондоемкость, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, процентные ставки по кредитам, налогам, акцизы, таможенные сборы;

– натуральные показатели – объем и дальность перевозок, величина спроса на транспортные услуги, грузооборот, грузонапряженность, потребность в рабочей силе, производительность труда, потребность в топливно-энергетических ресурсах и материалах;

– технико-эксплуатационные характеристики видов транспорта;

– скорость подвижного состава, дальность перевозки, грузоподъемность транспортного средства, провозная способность транспортапроизводительная сила транспортных средств.

 

Наиболее простой схемой транспортировки является использование автомобильного транспорта, при которой доставка грузов осуществляется, как правило, непосредственно от склада грузовладельца до склада грузополучателя без перегрузки, и железнодорожноготранспорта при наличии подъездных путей у грузоотправителя и грузополучателя. При выборе варианта между автомобильным и железнодорожным транспортом в этом случае используются предельныерасстояния.

Более сложными являются схемы транспортировки по железнодорожному варианту и особенно по смешанному варианту. В смешанных железнодорожно-автомобильных перевозках существуетнесколько вариантов, а именно: «автомобиль – железная дорога –автомобиль», «подъездные железнодорожные пути – железная дорога – автомобиль» и другие. Естественно, что при этих вариантахпредполагаются дополнительные перегрузочные операции, следовательно, и дополнительные затраты на их выполнение. Так, схемаперевозки «автомобиль – подъездные железнодорожные пути – железная дорога – подъездные железнодорожные пути – автомобиль»предполагает шесть грузовых операций, в том числе четыре перегрузочные операции.

В смешанных железнодорожно-водных сообщениях также существует ряд схем перевозок, а именно: «железная дорога – вода»и «вода – железная дорога» с одной перевалкой грузов; «вода – железная дорога – вода» и «железная дорога – вода – железная дорога»с двумя перевалками. При этом расчеты показывают, что перевозкив смешанном сообщении с несколькими перевалками по затратамвыше, чем доставка грузов прямым сообщениям одним видом транспорта. Однако на практике организация перевозок грузов по схемепрямого сообщения не всегда может быть осуществлена.

Способность доставки грузов в любую точку территориальногообразования для каждого вида транспорта ограничена: для железнодорожного транспорта – сетью железных дорог; для автомобильноготранспорта – сетью автодорог; для внутреннего водного транспорта –наличием судоходных рек; для воздушного транспорта – наличиемаэродромов. Следовательно, выбор вида транспорта по данномукритерию, как правило, состоит в поиске наиболее оптимального варианта смешанной перевозки грузов.

На практике выбор вида транспорта для перевозки груза зависит от вида груза, расстояния перевозки, времени доставки и стоимости перевозки.

Вид груза.

Иногда как таковой выбор отсутствует. К примеру,быстропортящиеся грузы на большие расстояния перевозят авиатранспортом, и достойной альтернативы здесь не существует. В тоже время авиаперевозки недопустимы при легковоспламеняющихся, взрывоопасных грузах. Международные морские перевозки незаменимы при транспортировке больших партий наливных и навалочных грузов: нефти и нефтепродуктов, железной руды, каменногоугля, зерна.

Расстояние и маршрут.

Выбор вида транспорта также зависит отконечного пункта назначения грузов. При внутриконтинентальныхперевозках используют железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт. При межконтинентальных перевозках – авиационный и морской транспорт.

Фактор времени.

Наиболее быстрый способ доставки грузов – авиаперевозки. Однако, он требует существенных материальных затрат,а потому применяется в особых случаях, когда груз необходимо доставить как можно раньше.

Стоимость перевозки.

Не существует каких-то конкретных правил,которые позволяют определить точный процент стоимости транспортных расходов относительно стоимости товара. Здравый смыслподсказывает, что процент должен быть минимальным, за исключением тех случаев, когда выбор отсутствует и есть единственно возможный маршрут. На сегодняшний день наиболее дешевымиявляются морские грузоперевозки, наиболее дорогими – авиационные.

Однако стоимость транспортировки зависит от большогоколичества факторов, и выбор транспорта – лишь один из них. К примеру,небольшие и средние по объему партии грузов в некоторых случаяхможно перевозить и воздухом, и сушей с приблизительно одинаковыми материальными затратами.

Безопасность транспортировки.

Хрупкие и дорогие предметы лучше всего перевозить авиатранспортом, даже если поставка данногогруза не является срочной. Товары, для которых высок риск, доставляют, как правило, традиционным способом – морем, в основном

в контейнерах. Контейнер станет дополнительной статьей расходов, но обеспечит сохранность груза, а на безопасности экономитьне стоит.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...