Невозможно развить высшую любовь к Богу, оставив хоть одну даже ничтожную привязанность. Это взаимоисключающие вещи.
О Дхруве Махарадже. Рассмотрим пример Дхрувы Махараджа. Поскольку он вошёл в Шримад Бхагаватам, это особая личность, великий преданный, но для себя мы можем рассмотреть некоторые его, так сказать, ошибки. Дхрува обратился к Богу не просто с материальным желанием, а с привязанностью. (Привязанность — это желание + ПЧ). В желании Дхрувы иметь небывалое царство не было радости или любви, а лишь обида и желание мести. Он довёл дело до того, что вся вселенная чуть не задохнулась, и Дхруве не было до этого дела. Вначале он впал в одну крайность — жажда мести, гордыня, потом, когда явился Господь Вишну, в другую — отказался от всего. Но Господь, прекрасно понимая его состояние, дал ему возможность править, мол, "Не надо крайностей, держись золотой середины, ты — кшатрий, и твоё дело царствовать". Но и это ещё не всё. Вначале Дхрува завидовал брату из-за того, что тому разрешали забираться на колени к отцу, а ему нет. Потом он полюбил брата, но материальной любовью. Когда якши убили его, Дхрува Махарадж впал в ярость и стал убивать якшей без разбора. Опять мстительность, загнанная внутрь. Вы скажите, что для кшатрия это нормально. Нет. На поле боя срочно прибыл Сваямбхува Ману и сказал, что для кшатрия беспричинный гнев, затмевающий разум, — дорога в ад. У настоящих кшатриев очень высокий этикет и сильное сострадание, а лучше сказать, милосердие, у них все ПЧ снаружи. Вспомним битву на Курукшетре. После захода солнца все воины складывали оружие и пировали вместе. Т.е. для большинства (исключая Дурьодхану и его единомышленников) битва была игрой. (О милосердии кшатриев будет подробно рассказываться дальше в главе "Сострадание и милосердие").
Ещё пример непривязанности. Возле универсама преданные распространяли книги и собирали пожертвования. Один инициированный преданный за несколько часов не достиг ничего, хотя прикладывал большие усилия. Ушёл ни с чем. Вслед за ним пришёл другой, намного моложе и неинициированный. Примерно за то же время он распространил немало книг и собрал около ста долларов (причём пожертвовал не один человек всю сумму, а много людей понемногу). Оказывается, первый преданный (родом из небогатой семьи) был привязан к деньгам. (Позже, когда у него появились крупные деньги, пошли проблемы, и он понял, в чём была его привязанность.) А второй преданный (родом из богатой семьи) был непривязан. Не понимая, чем отличаются желания и привязанности, преданные придают чрезмерное значение отречению. За что потом и страдают. Вот выдержка из Бхагаватам 3.22.34 (ком.): "Движение Сознания Кришны предоставляет людям возможность исполнить миссию человеческой жизни, не отказываясь от материальных удовольствий. Не требуется подавить в себе полностью стремление к наслаждениям, нужно лишь упорядочить их". Думая, что желания и любовь к Богу несовместимы, преданные часто недоумевают, читая о Кардаме Муни: "Если он такой чистый преданный, зачем ему нужен был летающий дворец, секс в девяти формах и т.д.?" Но давайте взглянем по-другому. Если такой преданный удовлетворял чувства (в рамках варнашрамы), то что говорить о нас? Господу не нужно сухое отречение Своих слуг. Ему нужна наша жизнь во имя Его. И каждый выбирает сам, прибавить к такой жизни отречение, или нет, и в какой степени. Для современных людей, приходящих в ИСККОН, самый лучший вариант такой: на время ограничиться, подняться в духовной практике, а потом вернуться к разумным наслаждениям, но с правильным сознанием. Это — золотая середина, без крайностей.
У кого Кришна забирает богатство?
В 10-й Песни Бхагаватам есть такое высказывание: "Господь Вишну даёт богатство Своим преданным, а Господь Кришна забирает его у Своих слуг". Когда преданные проповедуют индийцам, многие из них и слушать не хотят о Кришне, ссылаясь на это высказывание. Но здесь не всё однозначно, и чтобы понять тонкости, не нужно спешить. У таких индийцев нет проблем, всё равно они поклоняются Богу. Проблемы могут быть у преданных, которые однобоко понимают это выражение. В одном из комментариев к 4-й Песни Бхагаватам Прабхупада пишет: "Кришна забирает у преданного то, что ему мешает предаться, а хорошему преданному он все даёт". Что значит мешает предаться? 6-й пункт предания — смирение, т.е. отсутствие гордыни и ПЧ. От богатства очень большая гордыня, вот Бог и забирает его у тех, кто привязан. Но преданный, лишившись чего-то ценного, цитирует Кришну: "У Своего любимого слуги Я забираю всё, чтобы явить ему Свою милость" и т.д. Получается, что какой-то привязанный неофит — любимый слуга. Замечательно! Гордыня продолжает бить ключом даже без богатства! Заголовок в крупнейших газетах: "Сенсация!!! Неофит обвёл Кришну и Майю вокруг пальца!" (Тема для вечера юмора). Когда Кришна забирал что-то у Прабхупады в США, это был хороший пример для нас. И есть ещё один случай. Если преданный поднялся очень высоко и хочет войти во вриндаванские игры Кришны, где всё очень просто, то ему нужно отказаться от роскоши и жить как санньяси. Не то будет раса-бхаса, смешение вкусов. Если по какой-то причине преданный не отказался от богатства сам, то Господь может помочь ему в этом. Это уже действительно милость к любимому слуге. Вспомним пример Лакшми. Она однажды хотела участвовать в танце раса, но не отказалась от роскоши своего образа. Её не пустили.
Итак, Господь забирает богатство: 1) у привязанных людей; 2) у тех, кто показывает пример; 3) у тех, кто хочет войти во вриндаванские игры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|