Технология адаптации персонала в организации
Адаптация — процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды. Адаптация – взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. По мнению М.Армстронга, первое впечатление от компании, которое можно условно обозначить первым месяцем работы, очень важно для поддержания интереса к ней нового сотрудника. Если уделить больше внимания введению работника, это, как правило, окупается. В противном случае возникает вероятность того, что новый работник покинет организацию, не адаптировавшись к работе в ней. Необходимость адаптации связана с намерением: Во-первых, снизить прямые и косвенные издержки, сопряженные с наймом. Во-вторых, важно сформировать у работника положительное отношение к организации и преданность ее традициям, так как первые дни работы новичка являются в этом отношении наиболее благоприятными. В-третьих, привлечение уже работающих сотрудников к работе по адаптации нового персонала позволяет повысить их включенность в жизнь коллектива, корпоративную культуру организации, раскрыть таланты и способности.
Таблица 1 - Основные причины увольнения работников из организации, по мнению опрашиваемых
Двусторонний характер процесса адаптации персонала позволяет определить его цели со стороны организации и со стороны работника. Цель адаптации работника со стороны работодателя: • во-первых, желание получить лояльного, максимально управляемого сотрудника;
• во-вторых, максимально полное, быстрое и эффективное его Задачи адаптации сотрудников с точки зрения работодателя: · повышение эффективности организации, рост ее прибыли; · повышение эффективности трудовой деятельности сотрудника; · снижение возможности его увольнения; · формирование у сотрудника лояльности к организации; · снижение у него уровня стресса, тревожности; · формирование у сотрудника чувства удовлетворенности работой; · обеспечение работника теоретическими и практическими знаниями об организации и выполняемой работе; · установление у работника оптимальных для деятельности организации партнерских отношений в коллективе. Цель адаптации со стороны работника — максимально полное, быстрое и эффективное приспособление к организации, создание в максимально короткие сроки имиджа профессионала, желание в течение длительного времени оставаться сотрудником организации, Задачи адаптации с точки зрения работника: · получение знаний об организации, организационной культуре, информационных потоках, формальных и неформальных связях; · знакомство со стилем управления; · получение теоретических и практических знаний о специфике работы; · снижение уровня стресса, тревожности; · продолжение трудовых отношений с организацией; · установление партнерских отношений с коллегами; · формирование и рост чувства удовлетворенности от работы
Основные принципы формирования адаптации работников в организации: 1. непрерывность 2. прогрессивность 3. перспективность 4. комплексность 5. оперативность 6. оптимальность 7. простота 8. научность 9. преемственность 10. прозрачность 11. экономичность 12. устойчивость 13. согласованность
Таблица 2 - Классификация видов адаптации
Производственная:
· профессиональная; · психофизиологическая · социально-психологическая · организационно-административная · экономическая · санитарно-гигиеническая
Непроизводственная
Профессиональная адаптация — совершенствование профессиональных способностей на основе дополнительного освоения знаний и навыков, формирования профессионально необходимых личностных качеств, положительного отношения к своей работе. Существенно ускоряют профессиональную адаптацию профессиональное обучение на рабочем месте (наставничество) и вне рабочего места (семинары, курсы), наличие подробного описания работы и т.д. Психофизиологическая адаптация — освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. Такими условиями являются: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.). Составляющей психофизиологической адаптации является климатическая адаптация ~ приспособление работника к экологической среде предприятия и региона, в котором оно расположено (влажность, температура, часовой пояс и т.д.). Облегчают психофизиологическую адаптацию научная организация рабочего места и рабочего процесса, производственная гимнастика (например гимнастика для глаз для оператора ЭВМ). Социально-психологическая адаптация — приспособление работника к руководителю, коллективу и организации, включение его в систему взаимоотношений членов коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Составляющей социально-психологической является культурно-бытовая адаптация — освоение особенностей организации, ее быта, традиций проведения свободного времени в коллективе1.
Существенно способствуют социально-психологической адаптации работника знакомство с традициями, нормами жизни, представление коллегам, участие в тренингах, ролевых играх, привлечение к выполнению общественной работы (например подготовка корпоративного праздника), приглашение к совместному общению вне работы и т.д. Организационно-административная адаптация ~ усвоение работником особенностей организационного механизма управления, понимание места и роли своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. Важная и специфическая сторона организационно-административной адаптации — подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера). Организационно-административная адаптация существенно облегчается, когда нового работника знакомят с историей организации, клиентами и партнерами, разъясняют особенности организационной структуры, ключевые процедуры компании. Часто эта информация предоставляется в форме печатных материалов (положения, стандарты). Экономическая адаптация — знакомство с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, привыкание к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат. Способствуют успешной экономической адаптации работника разъяснение особенностей начисления заработной платы, знакомство с мотивационными программами. Санитарно-гигиеническая адаптация — освоение работником требований трудовой, производственной и технологической дисциплины, правил трудового распорядка, санитарных и гигиенических норм. Проблем, связанных с санитарно-гигиенической адаптацией, можно избежать, если в первые же дни работы ознакомить нового сотрудника с правилами трудового распорядка, рассказать о требованиях, предъявляемых к организации рабочего места, приема пищи.
Выделяют первичную и вторичную адаптацию (несколько взглядов). Первичная адаптация – осуществляется сразу после приема человека в фирму.
Вторичная адаптация – проводится в результате внутреннего перевода работника на новое рабочее место. С другой стороны ряд авторов считает, что первичная адаптация – это адаптация молодых специалистов, еще не имеющих трудового опыта, а вторичная адаптация – адаптация людей, которые меняют работу (фирму на фирму). Третий взгляд на первичную и вторичную адаптация просто делит их с точки зрения мероприятий, которые будут осуществляться первоначально и которые в первую очередь важны и тех мероприятий, которые вторичны и необходимость в которых возникает несколько позже. Например: первичная социальная адаптация – знакомство новичка с представителями того подразделения, в котором он будет работать; вторичная социальная адаптация – постепенное включение новичка в социальную структуру подразделения через привлечение к подготовке различных праздничных мероприятий. В процессе адаптации в организации работник проходит ряд стадий. Мнения специалистов относительно количества, длительности и содержания стадий различны. Классической является точка зрения, в соответствии с которой в процессе адаптации работник проходит стадии: · ориентации (ознакомления), · приспособления, · ассимиляции и · идентификации. Продолжительность стадии ориентации (начального ознакомления) — от одного до нескольких месяцев. Работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения. На стадии приспособления происходит постепенное усвоение работником организационных стандартов, правил и стереотипов, установление конструктивных отношений с коллегами. Однако на этом этапе работник еще продолжает сохранять многие свои установки. Продолжительность этого этапа — от нескольких месяцев до одного года. Стадия ассимиляции предусматривает приспособление к среде, принятие ее традиций, норм, системы ценностей. Происходит постепенная интеграция работника в организацию. На стадии идентификации работник полностью отождествляет личные цели с целями коллектива и организации в целом. В зависимости от характера идентификации различают три категории работников: безразличные, частично идентифицированные и полностью идентифицированные. Полностью идентифицированные работники — «ядро» любой организации, они являются наиболее добросовестными и преданными.
Рисунок 1 – Факторы адаптации персонала
Выделение факторов адаптации персонала, инициированных работником, обусловлено результатами многочисленных исследований, проведенных психологами и физиологами в рамках изучения связанных с ней проблем1. Факторы разделяются на личностные и поведенческие. Первые являются относительно устойчивыми характеристиками работника; ко времени найма человек уже обладает определенным уровнем выраженности личностных особенностей, которые оказывают влияние на ход процесса адаптации и в целом на его результат. Поведенческие факторы адаптации проявляются непосредственно в трудовой деятельности работника. Они представляют достаточно широкий спектр активности, направленной на преодоление возникающих трудностей и поиск эффективной модели поведения в трудовой среде. Дискуссионным остается вопрос о влиянии социально-демографических характеристик (стаж, возраст, образование, квалификация, пол, социальный статус, семейное положение и т.д.) на адаптацию. Так, согласно М. Мейгану3, молодые сотрудники адаптируются существенно быстрее, чем пожилые. Однако исследования немецкого ученого М.-Л. Рейн3 статистически значимой связи возраста работника и его способности к адаптации не установили. Ключевым фактором адаптации персонала, относящимся к организации, является отработанность организационного механизма управления ее процессом. Однако этот фактор не является единственным, что в очередной раз отражает взаимосвязь и взаимовлияние не только разных направлений деятельности службы персонала, но особенностей организации в целом. Существенное влияние на течение, темпы и результаты адаптации оказывают факторы-раздражители, воздействующие на работников непосредственно на рабочих местах (неприятные запахи; коллеги, не отвечающие на телефонные звонки; частые разговоры в офисе и по телефону; регулярно опаздывающие работники; беспорядок на рабочем месте; коллеги, льстящие руководителю; коллеги, постоянно напоминающие о том, что они задерживаются на работе; работники, которые никогда не нуждаются в небольшом перерыве. Приведенные факторы показывают, что при разработке и оптимизации системы адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия и самого сотрудника; необходимо также учитывать различия на новом и прежнем местах работы, особенности новой и прежней профессий, так как существенные различия могут стать серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения результативной кадровой политики предприятия. Управление процессом адаптации — это активное воздействие на различные аспекты введения нового работника в организацию, должность и коллектив (профессиональный, социально-психологический, психофизиологический и т.д.) с целью влияния на ход адаптации, сокращения сроков, снижения неблагоприятных последствий и т.д. Понятие «адаптация персонала» часто подменяют «терминами «испытательный срок» или «ориентация», однако эти понятия существенно различаются. Механизм управления адаптацией включает три элемента: 1) структурное закрепление функций управления адаптацией, 2)технологии организации процесса адаптации (комплекс мероприятий, направленных на введение сотрудника в организацию. 3) организация информационного обеспечения процесса адаптации, т.е. определение критериев успешности адаптации, методов Структурное закрепление функций управления адаптацией. Основные функции лиц, ответственных за управление адаптацией: 1) профессиональная консультация работников организации; 2) знакомство сотрудника с основными обязанностями, требованиями; 3) организация обучения; 4)обеспечение соблюдения работником правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности; 5) формирование необходимых для эффективной подготовки кадров условий; 6) разработка индивидуального плана занятий на весь адаптационный период; 7) организация деятельности сотрудника; 8) оказание необходимой помощи работнику; 9) демонстрация образца исполнения должностных обязанностей на собственном примере; 10) изучение профессиональных и личных качеств сотрудника; 11) введение его в коллектив организации, оказание помощи в поддержании деловых взаимоотношений с коллегами и руководителями различных уровней; 12)контроль и оценка выполнения сотрудником заданий в течение всего адаптационного периода. Возможные варианты закрепления функций управления адаптацией: • выделение соответствующего подразделения (группы, отдела) в оргструктуре системы управления персоналом (подразделение по управлению адаптацией). Чаще всего функции по управлению адаптацией выполняет отдел (бюро) по обучению и развитию персонала, иногда — служба, занимающаяся подбором персонала; • распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по подразделениям (цехам, отделам) или группам Специалистом по управлению адаптацией может быть как сотрудник • развитие наставничества. Основными требованиями, предъявляемыми к наставнику, как правило, являются его желание выполнять данные обязанности, наличие опыта работы, позитивный настрой по отношению к организации. Кроме того, предъявляются требования к личностным качествам наставника: терпимость, спокойствие, организованность, тактичность. Прежде чем приступить к выполнению обязанностей, наставники проходят специальное обучение, в • развитие структурных взаимосвязей системы управления персоналом (в частности подразделения управления адаптацией) Мероприятия, составляющие технологию организации процесса адаптации можно условно разделить на три группы: 1) предварительные (презентационные и подготовительные); 2) вступительные; 3) сквозные.
1. Предварительные мероприятия, т.е. мероприятия, которые проводятся прежде чем работник приступил к выполнению должностных обязанностей, можно разделить на презентационные и подготовительные, К презентационным относятся мероприятия по снабжению кандидатов информацией о самой организации, ее миссии, цели, производимом продукте или оказываемых услугах, а также о корпоративной политике и отношении к персоналу. В отдельных компаниях практикуется работа со студентами, которых привлекают на стажировки или для прохождения практики; они также получают необходимую общую информацию о компании, условиях труда, а также нормах и ценностях организации Методика позволяет определить испытываемый новыми сотрудниками дефицит информации об организации и рабочем месте перед первым рабочим днем. Проведенные М.-Л. Рейн обследования выборочной совокупности предприятий Германии дали следующие результаты: 5/4 новых сотрудников перед началом работы не знали, есть ли в организации программы по введению «новичков»; более '/3 из них не видели своего рабочего места и не знали, с каким количеством коллег им предстоит работать; более 2/з респондентов не имели представления, как минимум, о четырех из семи упомянутых в анкете элементах информации. Ожидания новых работников в первый рабочий день и в первую неделю представлены на рис. 5.18 и 5.19, соответственно: результатом оказались очень большие разрывы при ответах респондентов в первом и втором случаях. Наиболее значимыми для опрошенных стали дружелюбие, приветливость, предупредительность коллег и руководителя, снисходительность и внимание к новичкам. Однако самым трудным или, по мнению руководства компании, самым незначительным для первого дня работы нового работника в кадровой политике явились знакомство новых сотрудников с коллегами, оповещениесотрудников об их приходе и беседа руководителя с новичками в момент их трудоустройства. Ожидания, которые имелись у них по прошествии первой недели трудовой деятельности, наименее оправдались относительно помощи коллег, бесед с руководителем на предмет порученных заданий, а также внимания коллег к наличию пока еще небольшой компетентности. Подготовительные мероприятия, осуществляемые ответственными за управление адаптацией работниками — это: · подготовка рабочего места; · оповещение и подготовка руководителя, коллег о приходе нового сотрудника; · назначение наставника; · внесение персональных данных нового сотрудника в обычные для компании списки (телефонный справочник, веб-сайт); · подготовка комплекта визиток для нового сотрудника; · формирование пакета документов, связанных с оформлением сотрудника; · оформление пропускных документов; · осведомление у сотрудника накануне его официального выхода на работу по телефону, не возникло ли новых вопросов или проблем. 2. Вступительные мероприятия осуществляются в первый день работы сотрудника. Их цель — создать положительный настрой у новичка, позитивное отношение к компании и новому рабочему месту. Наиболее важные мероприятия: · встреча нового работника с сотрудником отдела управления · подготовка справочника сотрудника; · оформление документов, связанных с приемом новичка; · организация встречи работника с непосредственным руководителем; · составление плана работы на период испытательного срока; · осуществление общего знакомства сотрудника с предприятием, его особенностями, коллективным договором; · проведение инструктажа по технике безопасности, противопожарной безопасности, охране труда; · представление работника коллективу организации. Часто представляет новичка руководитель, что придает его появлению большую значимость; · разъяснение бытовых вопросов работы подразделения; · размещение приветственного сообщения на страницах корпоративной газеты, стенгазеты, веб-сайте или пересылка его по электронной почте; · просвещение нового работника относительно размещения основных подразделений, служб (в том числе, столовой и др.); · вручение визитных карточек, пропускных документов. Кроме того, новому работнику будет приятно получить в подарок сувенир с логотипом компании, а также поздравление от представителя вышестоящего руководства, В первый день целесообразно назначить выход новичка на работу на один-два часа позже общепринятого в организации, когда все сотрудники уже будут находиться на рабочих местах. 3. Сквозные мероприятия осуществляются на протяжении всего периода адаптации. Эффективными могут быть следующие из них: · организация семинаров, курсов ит.п. по различным аспектам адаптации; · проведение плановых встреч с руководителем, менеджером по персоналу, основная цель которых — определить, с какими трудностями сталкивается работник, вся ли необходимая · постепенное усложнение заданий, выполняемых новым работником; · выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; · выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.); · проведение в коллективе специальных ролевых игр, тренингов по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики; · разработка индивидуального плана обучения. Информационное обеспечение процесса адаптации базируется на мониторинге и оценке показателей ее длительности и эффективности, в качестве которой иногда используется действующая в организации система оценки персонала. Однако более обоснованным является использование в качестве критерия успешности адаптации объективных и субъективных показателей различных аспектов производственной адаптации (табл. 5.34), Объективные показатели поддаются объективной регистрации с помощью различных методов (специальной аппаратуры, экспертной оценки, наблюдения) и характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Субъективные показатели эффективности адаптации характеризуют отношение сотрудника к работе в целом или отдельным ее проявлениям. Они изучаются с помощью анкетирования сотрудника и психологического тестирования. Оценка нового сотрудника носит комплектный характер. Элементами оценки являются результаты анонимного опроса коллег и клиентов, отзывы работников, осуществлявших ориентационную работу (руководителя, наставника, менеджера по персоналу), результаты работы оцениваемого сотрудника, зафиксированные в плане работы на испытательный срок. Сбор и обработку информации об уровне и длительности адаптации целесообразно проводить в рамках текущей деловой оценки персонала. По отношению к новым сотрудникам процедура деловой оценки должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации. На основе оценки работника в конце испытательного срока обычно коллегиально принимается решение о его дальнейшей работе в компании. Если результаты оценки неудовлетворительны, оценивается потенциал новичка и определяется, каковы у него шансы на успех в будущем. В качестве признаков наличия потенциала нового работника можно использовать следующие показатели: • профессиональный рост сотрудника со времени его прихода; • желание учиться, умение слушать и задавать вопросы; • учет замечаний о результатах своей деятельности; • умение адаптироваться к нестандартным ситуациям; • наличие предложений по совершенствованию работы; • инициативность; • конструктивные, партнерские отношения с коллегами. Управление адаптацией персонала будет более эффективным, если предполагает учет индивидуальных особенностей адаптируемого сотрудника (табл. 5.35). В заключении следует сказать, что адаптационный период и испытательный срок – разные понятия. Испытательный срок – период времени, который организация устанавливает для каждой должности, чтобы окончательно определиться с вопросом – брать или нет конкретного человека на должность или нет. Испытательный срок и адаптационный период могут совпадать или не совпадать – все зависит от конкретной фирмы и должности. Однако установление слишком длительного испытательного срока может отрицательно сказаться на психологическом состоянии новичка, а маленький испытательный срок не даст объективной информации для решения вопроса «брать или не брать».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|