Управление движением и увольнением персонала.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Движение персонала внутри организации предусматривает смену работником занимаемой должности. Оно может быть горизонтальным (перевод работника с одной должности на другую, того же уровня) и вертикальным (повышение или понижение в должности). Ира-пи работодателя, связанные с переводом работника па другую постоянную работу, регулируются Трудовым кодексом РФ. Причинами внутренних перемещений персонала могут быть: 1.Обеспечение потребности организации в работниках нужной квалификации. 2.Желание администрации предоставить работнику работу, более соответствующую его квалификации. 3.Предоставление работнику работы, более соответствующей его требованиям, интересам или состоянию здоровья. 4.Обеспечение занятости работника в случае структурных ре 5.Социальные причины (оптимизация социального взаимодействия). Перевод работника осуществляется по соглашению сторон, с внесением соответствующих изменений в трудовой договор. Наличие понятных персоналу правил продвижения по служебной лестнице способствует сохранению конструктивных рабочих отношений в коллективе, которые могут быть нарушены в связи с возникновением вакантной должности. Понижение в должности регламентируется положениями главы 12 ТК РФ, ст. 73. Оно оформляется как перевод на другую работу. Понижение может решать следующие задачи: обеспечивать сохранение соответствия квалификации работника выполняемым им функциям; может являться производственной необходимостью и осуществляться по медицинским показаниям (ухудшение здоровья вследствие возраста или наличия заболеваний). Для снижения вероятности конфликта следует продумать систему мероприятий, позволяющих сделать такой перевод менее болезненным, особенно для работников, имеющих заслуги перед организацией. Тем самым администрация обеспечивает реализацию принципа уважения личности и формирует чувство защищенности у остальных работников. К числу таких мероприятий относят: сохранение заработной платы, компенсацию ее сокращения дополнительными льготами, предоставление благоприятного режима труда. Для финансирования дополнительных затрат возможно создание специальных фондов.
Еще одно направление менеджмента персонала — управление увольнением сотрудников. Каждый уволенный или уволившийся является значимым источником информации для тех, кто ищет работу. Учитывая это, компания, предающая большое значение формированию бренда, заинтересованная в привлечении эффективных работников, должна заботиться о своей репутации на рынке труда. Поэтому любые виды увольнения должны сопровождаться комплексом мер, обеспечивающих не только соблюдение действующих правовых норм, но и социально-психологическую поддержу увольняемого работника. Стратегическое планирование потребности в персонале дает возможность своевременно принять меры но сокращению числа увольняемых работников (сокращение объемов найма, переобучение персонала и т. д.). Увольнения, не связанные с производственной необходимостью, должны тщательно анализироваться. Приемлемый для организации уровень текучести кадров определяется путем сопоставления затрат и потерь, обусловленных сменой работников, с «экономией» на персонале. Затраты складываются из средств, идущих на дополнительный наем работников, их адаптацию, обучение, из потерь, связанных с недостаточной эффективностью работы новых работников, возможного ухудшения имиджа предприятия. Экономия достигается за счет более низкого уровня оплаты труда новых работников, экономии на комфортности условий труда, социальных программах и проч. Уровень текучести кадров, превышающий запланированный норматив, требует разработки специальных программ по закреплению работников. Их формирование осуществляется с учетом информации о факторах неудовлетворенности персонала, накапливаемой в базе данных организации. Источником информации является анализ потенциальной и фактической текучести кадров. Потенциальная текучесть кадров изучается путем исследования характеристик работы, способных повлиять на принятие решения об увольнении, и проведения специальных опросов работающего персонала.
Комплекс мероприятий по управлению процессом увольнений ' дифференцируется в зависимости от видов увольнения. Различают увольнения: по инициативе работника, по инициативе администрации, выход на пенсию. Увольнение по инициативе работника. С увольняющимся работником целесообразно проведение собеседования, целью которого является раскрытие истинных причин увольнения. Кроме того, выясняются возможные формы помощи, оказываемые организацией работнику в решении возникающих в связи с увольнением проблем. В процессе собеседования необходимо получить ответы на следующие вопросы: 1. Что не нравилось работнику па предприятии? 2. Что, на его взгляд, может помочь решению проблемы? 3. Как это можно сделать? По результатам собеседования заполняется специальная форма и пишется заключение. Собранная информация накапливается и обрабатывается. На основе этого определяются причины текучести кадров. Увольнение по инициативе администрации, его причинами могут быть: сокращение штата и несоответствие работника установленным требованиям. В первом случае разрабатывается специальная программа, которая наряду с мероприятиями, предусмотренными действующим законодательством, может включать меры социальной реабилитации увольняемого, смягчающие негативные профессиональные и социально-психологические последствия увольнения. Разновидность услуг в области реабилитационной помощи увольняемым носит название «аутплейсмент», обозначающий процесс оказания психологической поддержки и профессиональной помощи работникам в период смены места работы. Аутплейсмент предусматривает психологическую адаптацию работника к предстоящим изменениям, связанным с потерей работы, и содействие в дальнейшем развитии его карьеры. К нему прибегают, как правило, крупные работодатели с развитой практикой корпоративной социальной ответственности. Несмотря на дополнительные затраты денежных средств, связанные с реализацией дополнительных мероприятий, аутплейсмент способствует росту имиджа предприятия, улучшает морально-психологический климат в коллективе, так как оставшийся персонал видит заботу администрации о тех, кто теряет работу, в числе которых может оказаться любой сотрудник.
К наиболее типичным услугам аутплейсмента относятся: —консультирование по профессиональному развитию и развитию —помощь в трудоустройстве (предоставление возможности для —переобучение; —психологическая поддержка (иногда не только самого работника, но и членов его семьи); ~- техническая и юридическая поддержка (обучение технике поиска места работы, помощь в написании резюме и заявления о приеме на работу, составлении трудового договора, овладении навыками собеседования и проч.). При осуществлении массовых увольнений, связанных с закрытием крупных предприятий торговли: супермаркетов, универмагов, торговых комплексов, мероприятия по трудоустройству работников осуществляются администрацией совместно со Службой занятости. Увольнения в результате несоответствия работника установленным требованиям также подлежат тщательному изучению со стороны администрации. В процессе собеседования важно выяснить причины такого несоответствия. Оно может быть результатом неэффективной системы найма, адаптации, обучения, стимулирования, обусловлено рядом других факторов. По результатам собеседования также составляется заключение.
Для того чтобы процедура увольнения не наносила человеку глубокой моральной травмы, следует придерживаться нескольких правил: 1. Не рекомендуется извещать работника об увольнении в начале рабочего дня, перед праздничными и выходными днями. 2. Целесообразно делать это конфиденциально, предоставив работнику возможность изложить коллегам свою версию увольнения, 3. Не следует рассматривать увольнение работника в качестве 3. Нельзя доказывать работнику целесообразность его увольнения с точки зрения его интересов. Истинная причина увольнения не должна скрываться от работника. Это поможет ему сделать для себя правильные выводы на будущее и не повторять своих ошибок. Выход на пенсию. Особое внимание следует уделить увольнению лиц пенсионного возраста, как правило, нуждающихся в особой материальной и моральной поддержке. Основное внимание в системе управления этим процессом уделяется постепенной подготовке работника к новой социальной роли и условиям жизни. Для этого разрабатывается специальная программа. В нее могут быть включены следующие мероприятия: — постепенное сокращение занятости работника с момента наступления пенсионного возраста и до окончательного ухода на пенсию (перевод на неполную рабочую неделю или день); — дополнительные выплаты, обеспечивающие работнику достойные условия существования после ухода на пенсию: надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам тру-ла, выплата дивидендов пенсионерам — владельцам акций или долей и капитале организации; — реализация мероприятий, обеспечивающих частичное сохранение социальной активности работника, ушедшего на пенсию: привлечение на временную работу в периоды сезонного повышения спроса на товары реализуемого ассортимента, использование его в качестве консультанта, наставника, участие в обучении персонала, в общественной жизни организации и проч.
Планирование социального развития коллектива предприятия
Социальные процессы на предприятии должны управляться, этим целям служит социальное планирование или планирование социального развития трудовых коллективов. Однако необходимо отметить, что социально-экономическая нестабильность в обществе, характерная для России 90-х годов, борьба предприятий за выживание в новой рыночной среде отодвинули вопросы планирования социального развития на предприятиях на второй план. Тем не менее, это не означает, что необходимость такой работы потеряла свою актуальность. Усиление стабилизационных процессов в стране неизбежно поставит проблемы управления социальным развитием в ряд приоритетных. Об этом свидетельствует опыт экономически развитых стран мира. Поэтому целесообразно рассмотреть вопросы организации управления социальным развитием на предприятиях.
Социальное планирование - это система методов и средств планомерного управления развитием трудового коллектива как социальной общности, целенаправленное регулирование социальных процессов и развития социальных отношений на уровне коллективов. Социальная политика администрации обеспечивает формирование условий для наиболее полной реализации трудового потенциала персонала. Она способствует: · развитию профессиональных характеристик работников (рост образования, квалификации, развитие профессиональных навыков); · формированию условий для эффективного социального взаимодействия; · формированию корпоративного духа организации, приверженности, преданности се ценностям; · формированию благоприятного социально-психологического · рациональной организации труда; · поддержке персонала в решении социально-бытовых проблем · созданию условий для обеспечения и сохранения работоспособности персонала (укрепление и профилактика здоровья, физическое развитие работника, психологическая поддержка); · повышению культурного уровня, развития способностей, Социальная политика является составной частью кадровой политики предприятия. Ее принципы направлены на обеспечение интересов организации с учетом интересов отдельного работника. Они отражаются В плане социального развития организации. План социального развития - совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу социальных проблем, реализация которых способствует наиболее эффективному функционированию коллектива. В центре их не производимая продукция, а человек как производитель и потребитель, как социально активная личность. Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа. На первом - подготовительном этапе: · принимается решение о разработке плана социального развития, · формируются рабочие группы, · заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, · уточняется структура плана, · составляются календарные графики выполнения работ, · определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; · разрабатываются формы рабочей документации, · определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), · проводятся инструктаж и информирование коллектива. На втором - аналитическом этапе: · определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития, · изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. · собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. · собирается первичная социальная информация, · проводятся конкретные социологические исследования. · Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской. На третьем - разработочном этапе: · проектируются мероприятия, предложения и рекомендации, · определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми. · Составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, · определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. · Эти мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана. Последний, согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия. На четвертом - контрольном этапе: · разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности. При разработке разделов плана социального развития учитываются внешние и внутренние регламентирующие документы (ТК РФ, трудовые соглашения, коллективные договоры). Разработка проекта плана осуществляется работниками кадровых служб, экономистами с привлечением представителей трудового коллектива в лице профсоюзных либо других общественных групп, обеспечивающих защиту интересов работников. План, утвержденный руководителем предприятия, принимает форму директивы, обязательной для исполнения. Исходной информацией для составления плана являются: · внешняя и внутренняя документация, регламентирующая · планы развития предприятия на планируемый год и перспективу (корпоративный бизнес-план); · результаты анализа развития трудового потенциала организации (анализ статистических данных, документации, отражающей · пособия и методические рекомендации по разработке социальных программ; · обобщенные данные наблюдений за социальной жизнью трудового коллектива; · результаты анализа материалов анкетных опросов и интервьюирования работников организации, проводимых с целью выяснения оценок, мнений о эффективности проводимой администрацией социальной политики и предпочтений персонала на будущее; · анализ существующего опыта планирования социального раз Структура плана социального развития может иметь следующую форму: Титульный лист Наименование предприятия, наименование и объем финансирования социальных программ, фамилии ответственного и составителей, подпись руководителя предприятия и главного бухгалтера. Резюме Излагаются наиболее важные положения основных разделов плана: · кадровая политика, · цели и стратегия социального развития персонала, · перечень и основные положения социальных программ, · финансовые ресурсы, направляемые на их осуществление, · источники финансирования, · планируемая эффективность проводимых мероприятий. Планирование социальной структуры коллектива. Социальная структура коллектива организации представляет собой соотношение различных социальных групп работников, реализующих определенные социальные функции в процессе трудовой деятельности. 1.1. Планирование социально-демографической и квалификационной структуры. Решение о социально-демографической и квалификационной структуре персонала определяется корпоративной стратегией с учетом опыта работы, стилевого имиджа организации, условий функционирования (особенностей торгового процесса, форм продажи, технической оснащенности и ряда других факторов). Наряду с ними важную роль играют культурные нормы и традиции. В разделе следует привести данные о численности и составе профессионально-квалификационых групп в разрезе пола и возраста. В соответствии с профессиональным составом выделяют три основные группы: —административно-управленческий персонал (менеджеры —торгово-оперативный персонал (работники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: менеджеры товарных —вспомогательный персонал (работники, обслуживающие процесс продажи: складские работники, фасовщики, комплектовщики). Продавцов в зависимости от квалификации и сложности выполняемых функций можно подразделить на разряды (от 1-го до 5-го). Им могут соответствовать уровни (старший продавец, продавец, младший продавец, ученик продавца). В разрезе профессионально-квалификационных групп приводятся данные о половозрастной структуре работников. По возрасту работники могут группироваться следующим образом: до 20 лет, 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49, 50 и старше. Напредприятиях с небольшой численностью персонала или выраженным стилевым преобладанием определенных возрастных групп данная структура может быть изменена. В соответствии с характером отношения к собственности предприятия выделяют работников, владеющих акциями предприятия или долями в уставном капитале и наемных работников. Состав работников на планируемый период времени определяется с учетом тенденции изменения этих показателей за предшествующие годы, корпоративной стратегии, естественного движения персонала, На его основе планируются дополнительная потребность в работниках в разрезе квалификационных групп, источники ее удовлетворения и конкретный перечень мероприятий, обеспечивающих их использование. 1.2. Работа с молодежью. Этот раздел вводится с учетом значимости привлечения молодежи для работы в отрасли. Он включает в себя комплекс мероприятий по найму, адаптации и развитию наиболее перспективных работников. Крупные и средние предприятия торговли планируют мероприятия по набору молодежи среди учащихся высших, средних специальных учебных заведений, колледжей и школ. Работа с молодежью заключается в информировании учащихся о специфике работы на данном предприятии, характере работы по основным профессиям, предоставлении рабочих мест во время каникул, 1.3. Программа повышения квалификации персонала. Она определяется стратегией организации, ее кадровой политикой, перспективами технического развития и внедрения новых форм торгового В разрезе профессиональных групп приводится сложившийся уровень общего и специального образования работников, По уровню образования можно выделить следующие группы работников: с высшим профессиональным образованием, со средним профессиональным образованием (техникум, колледж), с начальным профессиональным образованием (технические училища, лицеи), с общим средним образованием. В разрезе перечисленных групп выделяются работники, прошедшие дополнительную специальную подготовку по установленной программе. Далее определяется соответствие образовательной структуры должностным требованиям и квалификационным разрядам планируемого периода. В соответствии с отклонениями разрабатывается программа обучения и повышения квалификации персонала. С учетом перечня смежных специальностей разрабатывается программа обучения второй (совмещаемой) профессии. Программы должны содержать описание приобретаемой квалификации, перечень кандидатур для ее приобретения, название форм обучения, продолжительность и график обучения, финансовые и материальные затраты, источники финансирования. Организациями могут разрабатываться программы неспециализированного обучения персонала - повышения общеобразовательного уровня, экономического обучения и т. д. 1.4. План движения персонала организации. Под движением персонала понимается смена места работы, должности или изменение квалификационного уровня работника. План движения разрабатывается исходя из потребностей организации на планируемый период, с учетом внутрипрофессионального и межпрофессионального движения персонала. Выделяются: · планы служебно-профессионального продвижения, · планирование кадрового резерва, представленного системой персональных продвижений сотрудников. · составляется прогноз структуры руководящих кадров на планируемый период, · отбор кандидатов из кадрового резерва на замещение вакантных должностей. Наиболее распространенной формой внешнего перемещения персонала является увольнение. Планирование высвобождения персонала осуществляется по следующим группам: · увольнение по собственному желанию, · увольнение по инициативе работодателя, · выход на пенсию. 2. Условия труда и охрана здоровья. В этот раздел целесообразно включить следующие подразделы: 2.1. Программа улучшения условий труда. Перечень и содержание мероприятий определяются на основе информации о состоянии условий труда, опросов персонала, рекомендаций специалистов и исходя из имеющихся на планируемый год ресурсов. Планируемые мероприятия следует разделить на следующие: · совершенствование технической оснащенности труда; · совершенствование организации труда; · мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда (температура, влажность, обмен и скорость движения · улучшение санитарно-бытовых условий (душевые, комнаты · мероприятия по улучшению планировки служебных помещений 2.2. Режим труба и отдыха. Продолжительность рабочей смены, длительность и периодичность перерывов планируются по категориям персонала и периодам времени с учетом неравномерности покупательских потоков в течение дня, по дням недели и по месяцам. 2.3. Программа сокращения профессионального травматизма. Разработка комплекса мероприятий основывается на изучении фактов 2.4. Программа профилактики общих и профессиональных заболеваний. Перечень планируемых мероприятий по профилактике общих заболеваний разрабатывается с учетом степени распространения 2.5. Программа добровольного медицинского и социального страхования. Ее актуальность обусловлена достаточно низким уровнем бесплатного медицинского обслуживания и дороговизной платных медицинских услуг. По опросам персонала, помощь в обеспечении качественными Программа может предусматривать дополнительную оплату по больничным листам, заключение договоров с лечебными учреждениями на проведение профилактических обследований и лечение работников предприятия, а также оплату специальных медицинских страховок. Их перечень 3. Стимулирование труда и совершенствование социально-бытовых условий. Раздел состоит из следующих подразделов: 3.1. Программа совершенствования оплаты труда. В основе программы лежит положение об оплате труда, регламентирующее формирование выплат на планируемый период времени. 3.2. Система социальных выплат и льгот. В разделе приводится 3.3, Программа поддержки персонала и предоставления социально-бытовых услуг. В программе приводятся перечень мероприятий по Программа регламентирует полномочия, состав и порядок функционирования комиссии по социально-бытовым вопросам, состоящей из представителей администрации и работников предприятия. Помощь оказывается в виде ссуд или безвозмездной материальной помощи, льготного режима труда, дополнительного отпуска, предоставления на льготной или безвозмездной основе услуг, например юридических. 3.4. Совершенствование системы морального поощрения. В подразделе следует указать перечень используемых для поощрения лучших работников и групп, средств и методов, таких как проведение соревнований и конкурсов на звание «Лучший продавец», «Лучший отдел», «Лучший менеджер». Дается их подробное описание. В разрезе планируемых мероприятий следует указать работников, ответственных за их проведение, объемы и структуру финансирования, источники. 4. Организационная культура, развитие персонала и стимулирование его трудовой активности. 4.1. Организационная культура и программа мероприятий, направленных па воспитание корпоративного духа. В этом подразделе декларируются основные организационные ценности, их знаковые символы, дается описание модели поведения персонала Программа предусматривает перечень мероприятий по воспитанию персонала в духе корпоративных ценностей. Далее приводится внутренняя документация — положения, правила, нормативы, регламентирующие поведение персонала (например, декларация корпоративных ценностей). 4.2. Программа развития персонала и стимулирования трудовой активности. В ней приводится перечень конкретных мероприятий, способствующих повышению уровня зрелости персонала. Развитию персонала будет способствовать делегирование полномочий, использование различных форм участия работников а управлении. Участие в управлении может осуществляться в форме создания специализированных групп, занимающихся вопросами совершенствования торговых и технологических процессов. Привлечение работников к управлению может осуществляться в форме включения их представителей в комиссии, осуществляющие контроль над деятельностью администрации, советы директоров. Функции управления могут реализовываться в форме участия в собственности, через владение акциями или долями в капитале торговой организации. В программе следует предусмотреть мероприятия по совершенствованию подготовки и проведения собраний и совещаний, механизм учета мнений работников при принятии решений, разработки повестки дня, контролю над исполнением принятых решений. Программа включает в себя также систему дополнительных мероприятий, не предусмотренных программами материального и морального поощрения работников. Перечень форм согласуется с требованиями главы 8 ТК РФ, ст. 53. 4.3. Укрепление трудовой дисциплины и профилактика внутренних хищений. Разработка мероприятий по укреплению трудовой дисциплины и профилактики внутренних хищений осуществляется на основе анализа состояния данной проблемы, выявления наиболее острых моментов в этой области и причин их возникновения. Информационной базой являются отчетность, материалы внутреннего управленческого учета, анкетные обследования персонала, опросы работников и специалистов, статистика нарушений в разрезе подразделений организации. Перечень мероприятий специализированных программ включает в себя действия организационного и воспитательного характера, меры административного и общественного воздействия. 4.4. Культурно-массовая работа. Программа мероприятий в области культурно-массовой работы разрабатывается с учетом интересов работников, их предпочтений. В программе даются описание материальной базы культурно-массовой работы, перечень и порядок проведения основных мероприятий, называются организаторы и ответственные за исполнение, их участники, объем и источники финансирования. При планировании отдельных мероприятий указывается их цель, степень охвата работников различных категорий. В плане приводятся методы сбора мнений работников о качестве проводимых мероприятий. 4.5. Физическая культура и спорт. Мероприятия, включаемые в программу, группируются по направлениям работы; оздоровительно-профилактические, учебно-спортивные, агитационно-массовые. Потребность в проведении отдельных мероприятий определяется на основе опросов персонала, 5. Система контроля над реализацией плана социального развития. 6. Стратегия финансирования и эффективность плана социального развития. При разработке стратегии финансирования следует · Сколько средств необходимо для реализации разделов и отдельных программ плана? · Каковы источники и формы финансирования? · Каков порядок формирования отчислений? Раздел содержит сводную информацию о финансировании всего комплекса мероприятий по социальному планированию развития трудового коллектива на планируемый период времени. В разделе приводится описание направлений и источников финансирования, перечень и порядок формирования создаваемых для этого фондов и резервов (например, фонд социальной сферы, корпоративный фонд, фонд директора, фонд руководителя структурного подразделения), которые образуются в соответствии с действующим законодательством и внутренними положениями организации. Для оценки эффективности разработанного плана социального развития используются частные критерии эффективности по отдельным направлениям социального развития (например, обучения персонала), Обобщающим показателем роли, значимости планов социального развития в системе управления организацией является Показатель удельных затрат на социальное развитие персонала в валовой прибыли организации (Оа|): Затраты на реализацию социальной программы Валовая прибыль организации Анализируя динамику этого показателя, администрация может определить влияние составляющих программы на формирование трудового поведения персонала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|