Определять в персональной форме области произошедших улучшений и области дальнейшего развития сотрудника на следующий период.
Цикл прохождения программы должен состоять из следующих этапов: Первый этап – планирование индивидуальных бизнес-целей и целей обучения и развития сотрудника. Второй этап – выполнение бизнес-целей и целей обучения и развития Третий этап – оценка деятельности и результатов обучения и развития за установленный период Четвертый этап - вознаграждение по итогам оценки деятельности за установленный период Индивидуальные бизнес-цели устанавливаются на основе приоритетных направлений работы отдела/службы/предприятия в текущем году. Цели по профессиональному обучению и развитию устанавливаются на основе потребностей в развитии поведенческих и функциональных навыков и знаний, выявленных на этапе оценки результатов прошлого года и/или тех потребностей, которые являются необходимым условием успешного достижения бизнес-целей текущего/следующего года. В обоих случаях цели профессионального развития включают в себя цели развития корпоративных и профессиональных компетенций и цели развития функциональных знаний и навыков. Достоинства метода: связь планируемого обучения с практической деятельностью, очевидность потребности для трех сторон: для сотрудника, его руководителя, отдела обучения, высокая достоверность. Критические точки: трудоемкость процедуры, отлаженность ее протекания, HR-компетентность линейных руководителей, степень автоматизации обработки результатов оценки и прозрачности внутре Основные критерии оценки метода выявления потребности в обучении: Достоверность (полученная информация предельно объективна) Связь с реальной практической деятельностью (потребность в знаниях напрямую связана с эффективностью повседневной деятельности сотрудника)
Очевидность потребности для всех сторон (потребность в обучении и развитии осознается не только специалистом по обучению, но и самим сотрудником и его руководителем) Оперативность получения информации (отдел обучения получает информацию в предельно короткие сроки, быстро) Простота получения и обработки информации (информация доступна, не требуется посредников при ее получении, обработка не требует сложных расчетов и пр.) Без привлечения дополнительных финансовых и человеческих ресурсов (силами сотрудников отдела обучения)нних коммуникаций в компании. На сегодняшний день выделяют два полярных подхода к построению систем обучения и повышения квалификации персонала: американский и японский. Типично американский подход представляет собой специализированное, дискретное обучение, которое проводится по мере возникновения в организации потребности в той или иной квалификации. Например, внедрение на предприятии новых информационных технологий предполагает специальную подготовку бухгалтеров, экономистов, работников других категорий для работы в этих условиях. После приобретения необходимой квалификации обучение прекращается. Типично японский подход к повышению квалификации персонала — неспециализированное, непрерывное обучение персонала. Неспециализированное обучение расширяет потенциал работника и позволяет ему быстрее адаптироваться к новым требованиям. Обучение при таком подходе не только обеспечивает приобретение специальных знаний, но и способствует повышению общего уровня развития обучаемого. Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров. 1) Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
2) Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту. 3) Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится, в первую очередь, к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п. Эффективная система обучения персонала должна отвечать следующим принципам: ü цели и задачи обучения должны соответствовать целям и стратегии организации; ü рост кадрового потенциала должен рассматриваться администрацией в числе приоритетных направлений кадровой политики, обеспечивающих формирование и поддержку стремления персонала к профессиональному развитию; ü обучение должно строиться на принципах материальной и моральной заинтересованности и обучаемых, и должностных лиц, организующих и проводящих обучение; ü подбор обучаемых должен осуществляться в соответствии с их возможностями, склонностями и интересами; ü обучение должно быть результативным, т. е. полученные знания и умения должны отражаться на конкретных результатах, достигаемых работником в процессе его дальнейшей трудовой деятельности; ü методы и программа обучения должны поддерживать интерес работника к учебному процессу, обеспечивать связь с практической деятельностью. На сегодняшний день выделено четыре вида обучения: 1) Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
2) Повышение квалификации кадров — обучение кадров в целях профессионального развития, который предусматривает дискретное или постоянное обучение с целью углубления знания и умения по тем или иным вопросам освоения новых форм профессиональной деятельности 3) Переподготовка работника. Проводится с целью сохранения занятости персонала в рамках данного предприятия: при изменении стратегии развития организации, сопровождающейся реструктуризацией его деятельности; в связи с изменением возможностей работника (например в связи с необходимостью снижения физической нагрузки). 4) Обучение с целью изменения статуса работника в организации. Данный вид обучения предусматривает обучение в рамках планирования профессиональной карьеры работника и является составной частью программ обучения и повышения квалификации кадрового резерва. Различают два наиболее общих подхода к проведению обучения: ü обучение непосредственно на рабочем месте; ü обучение вне рабочего места (в учебном заведении). 1) Обучение персонала на рабочем месте. Данная форма является наиболее распространенной, так как обеспечивает быструю окупаемость средств, вложенных в обучение. Ее популярность определяется еще и тем, что работник имеет возможность внедрять полученные знания и умения непосредственно на работе, что увеличивает доходность организации. К тому же обучение на рабочем месте способствует более быстрому и эффективному усвоению материала, а наличие четких целей обучения является дополнительным моральным стимулом для повышения квалификации. Среди методов обучения на рабочем месте традиционно выделяют: · инструктаж — разъяснение и демонстрация приемов работы; · собеседование с непосредственным руководителем - данный способ обучения наиболее эффективен с точки зрения приобретаемой работником квалификации. Однако он требует от руководителя достаточно больших затрат времени. Использование этой формы особенно эффективно совместно с делегированием полномочий.
· смена рабочего места (ротация) — позволяет расширить опыт · наставничество — специально отобранные и подготовленные · метод усложняющихся заданий; · метод делегирования части функций и ответственности; · подготовка в проектных группах, создаваемых для решения
2) Обучение персонала с отрывом от работы. Данный вид обучения включает разнообразные виды обучения за пределами организации. Предприятие выбирает специализированное учебное заведение (вуз, техникум, курсы), заключает договор на обучение своего работника и согласовывает с учебным заведением программу обучения. Обучение персонала в учебном заведении, как правило, связано с большими затратами. При таком виде обучения используются следующие методы: Обучение вне рабочего места может проводиться в учебных центрах компании и учебных заведениях вне ее. Методы обучения вне рабочего места: · лекция — пассивный метод обучения, позволяющий изложить большой объем материала; · конференции, семинары — предполагают обсуждение проблем и обмен опытом; · ситуационный анализ (кейсы) — предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма; · групповая дискуссия — позволяет активизировать обучаемых посредством постановки перед ними проблемного вопроса или группы вопросов по теме курса; основные задачи — эффективное усвоение материала и обмен опыта между обучаемыми; · деловые игры — обыгрывание группой обучающихся реальной бизнес-ситуации, включая количественные расчеты и анализ; · ролевые игры — разыгрывание конкретной ситуации, в которой участники принимают на себя определенные роли. Отрабатываются межличностные навыки общения, взаимодействия и управления людьми в обстановке, близкой к реальной жизни; · самостоятельное обучение, при котором обучающийся сам может контролировать основные параметры обучения (темы, число повторений, продолжительность занятий); · дистанционное обучение, в том числе электронное обучение; · тренинг — краткосрочный курс повышения квалификации (как правило, от 1 до 5 дней), направленный на целенаправленную выработку уменний, необходимых работнику. Тренинг представляет собой комбинацию различных методов. При его проведении часто дается и теоретический материал, но чтобы опыт и полученные знания преобразовались в новые умения и навыки, в треиинге используются активные методы — ролевые и деловые игры, видеоанализ, дискуссии и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|