Детские страхи
У младенцев наблюдается импульсивная тревожность, связанная с не- возможностью справиться с переполняющими потребностями и стимула- ми. В первый год жизни у ребенка наблюдается страх смерти, на втором году жизни — страх утраты матери, в 1, 5–3 года — страх утраты родитель- ской любви. На 2-м году жизни ребенок часто колеблется между расставанием с ма- терью и возвращением к ней. В это время на потребность в независимости накладывается страх потерять мать. Игрушки, одеяло и другие предметы олицетворяются и воспринимаются ребенком как комбинации качеств ма- теринского объекта и собственного развивающегося «Я». С помощью этих переходных объектов ребенок приобретает способность спокойно пережи- вать одиночество. До 4-летнего возраста дети чаще всего пугаются незнакомых людей, предметов и шума. Ребенок боится оставления родителями за нарушение их правил поведения, у мальчиков 3–4 лет может развиться страх кастра- ции. Мальчиков 4–6 лет больше всего заботит их личная безопасность, тогда как девочек пугают шум и связанные с ним ситуации. С 8 лет дети
начинают испытывать страхи природных катаклизмов, загрязнения воды и атмосферы, отравления наркотиками или смерти от их передозировки. С 11 лет подростков больше всего волнуют политические события.
Фобическое расстройство детского возраста проявляется чаще всего как страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. Реже наблюда- ется навязчивый страх высоты, крови, покойников, покраснения, зеркал. Ребенок засыпает только с матерью, не дает выключить свет и закрыть дверь. Нарастают заторможенность, неустойчивость настроения, повышен- ная обидчивость и капризность. Особенностями детских фобий являются: отчетливая связь с пережитым испугом; легкая обратимость при нормали- зации ситуации и быстрое появление при ее ухудшении, конкретный об- разный характер представлений и ощущений, выраженное нарушение на- строения и общего благополучия.
Фобии у ребенка нередко сочетаются с ночными страхами и школьной фобией. Позже формируется навязчивый страх тяжелой болезни и смер- ти с магическими действиями, защищающими от смерти (перечеркивание фотографий умерших, прикосновение к определенным предметам с целью избежать несчастья). В подростковом периоде дополнительно развиваются навязчивые сомнения и действия (закрыта ли дверь, выключены ли элек- троприборы и т. п. ). К юношескому возрасту часто присоединяются агора- фобия, страх езды в поезде, особенно в метро, где больной нередко боится пользоваться эскалатором. При остановке поезда в тоннеле метро может впервые развиться паническая атака. Если у отца нет эмоционального и в то же время спокойного, уверенно- го контакта с детьми, то мать чрезмерно тревожно опекает их. Постоянное нахождение рядом матери, предупреждающей каждый самостоятельный шаг ребенка, формирует у него выученную беспомощность. Нерешитель- ные родители, постоянно сомневающиеся в правильности своих действий и непоследовательные в своих решениях и требованиях, заражают ребен- ка своей тревожной мнительностью и неуверенностью. Он не видит в них надежных защитников и остается со своим страхом один на один. Ребенок чувствует себя слабым и беззащитным перед окружающим миром, пол- ным неизвестности и опасности. Дети, имеющие возможность общаться со сверстниками, более самостоятельны и уверены за счет приобретенных
навыков защиты от страха, адекватного восприятия неудачи и гибкости поведения в целом. Ночные ужасы также чаще наблюдаются у мальчиков, что нередко со- четается с ночным энурезом. Как и при сомнамбулизме, состояние разви- вается в первой трети ночного сна, в глубокой его фазе. Ребенок внезап- но просыпается с паническим криком, в поту, с сильным сердцебиением, учащенным дыханием, мечется от страха, совершает стереотипные дви- жения, при попытках успокоить его выявляется дезориентировка. Эпизод длится до 10 минут и может завершиться снохождением; он почти полно- стью амнезируется.
Ночные кошмары более типичны для второй половины сна, возника- ют во время фазы сновидений, образы которых всегда четко запоминают- ся, пробуждение без выраженной тревоги и дезориентировки. Снохождение (сомнамбулизм), как правило, наблюдается у мальчи- ков, обычно проходит с возрастом. Оно провоцируется стрессами, высокой температурой, переутомлением, недосыпанием. Пациент покидает постель в первой трети ночного сна, в период развития глубокого сна, без перехода в бодрствующее состояние, и разбудить его трудно. Он может сесть в по- стели, пойти в ванную, одеться, выйти из дома, иногда произносит малопо- нятные слова и фразы. Характерно пустое, застывшее (иногда тревожное) выражение лица. Через несколько минут пациент возвращается к глубоко- му сну (иногда после кратковременного пробуждения с чувством растерян- ности); эпизод амнезируется. Повторные эпизоды стереотипно повторяют друг друга, действия могут отражать содержание вытесненной психотрав- мы. В отличие от эпилептического снохождения за ночь бывает лишь один эпизод. От истерического сумеречного состояния сознания отличается не- возможностью вступить с пациентом в контакт. Во избежание травм следует установить решетки на окна. Необходи- мо помочь в отреагировании психотравмы, установить более щадящий режим, обеспечить теплое отношение близких. Рекомендуется незадолго перед временем обычного развития приступа будить ребенка несколько ночей подряд. Нередко выявляется, что ребенок спит с одним из родите- лей, разделяя их. В этих случаях симптом может выполнять роль семей- ной защиты от сексофобии, которую необходимо вскрыть и проработать со специалистом. Тревога разлуки считается патологической, когда она слишком силь- на и длительна или когда она возникает в подростковом возрасте, в кото- ром она уже должна быть преодолена. При оставлении матерью ребенка у него может развиться паническая атака, при угрозе разлуки наблюдают- ся соматические симптомы. Ребенок растет пугливым, в 5–8 лет он боится расставаться с опекающими лицами, любимыми игрушками и знакомыми местами, испытывает в связи с этим трудности при посещении детского сада и школы. В 9–12 лет ему трудно сосредоточиться из-за вялости и по- давленности. В 13–16 лет у него наблюдаются соматические симптомы и прогулы занятий.
Ребенок с раннего возраста отличается повышенной пугливостью, ис- пытывает из-за этого трудности при посещении детского сада и школы. Он слишком привязан к матери, которая тоже отличается тревожностью
и не позволяет ребенку быть самостоятельным. Мать часто испытывает чувство вины, запрещает себе и мужу критиковать ребенка, чрезмерно опе- кает его. У ребенка формируется патологическая подчиняемость, невынос- ливость к лишениям и стремление к совершенству. В своем развитии он не проходит Эдипову стадию, поскольку отделение от матери кажется ему слишком сильной угрозой собственной безопасности. Для таких детей характерна фобическая триада: страх темноты, за- мкнутого пространства и одиночества, которую связывают с травмирую- щим ранне-детским опытом. Эти страхи актуализируются ассоциативно в ситуациях, эмоционально схожих с первичной. Для нейтрализации стра- хов проведите детско-родительские игровые занятия, направленные на по- вышение чувства безопасности и оптимизма. Школьная фобия представляет собой особую форму страха разлуки, ко- торая проявляется уклонением от посещений школы, обычно под предло- гом различных соматических жалоб перед необходимостью идти в школу. У младших детей наблюдаются нарушения со стороны желудочно-кишеч- ного тракта (боли в животе, тошнота, рвота), боли в горле, гриппозное со- стояние. Для более старших детей характерны дисфункции сердечно-со- судистой и дыхательной систем с головокружением, слабостью, удушьем. После отрицательных результатов соматического обследования роди- тели пытаются отправить ребенка в школу насильно, при этом у него мо- гут развиться паническая атака и серьезные конфликты с родителями — обычно с матерью, которую ребенок не отпускает от себя, боясь оставаться дома в одиночестве. У него постепенно нарастает социальная изоляция, возникает отставание в учебе. Он боится, что по возвращении в школу столкнется с насмешками товарищей, которые будут считать его прогуль- щиком и лентяем или больным. Таким образом возникает порочный круг. Логофобия, страх публичной речи — нарушение течения речи, кото- рое особенно сильно проявляется при общении, может проявляться за- иканием и сопровождаться разнообразными тиками. Заикание возникает обычно после испуга, под влиянием реакции окружающих дополнитель- но развивается страх публичной речи, который замыкает порочный круг. Он укрепляется вторичной выгодой, получаемой от заикания: письмен- ные ответы на уроках, освобождение от устных экзаменов, потакание ка-
призам дома и т. п. Дисморфофобия проявляется глубокой озабоченностью мнимыми или незначительными недостатками своей внешности или запахами тела, яко- бы отталкивающих окружающих. Чаще всего пациенты переживают из-за пятен и волос на коже, величины носа, груди или пениса, ширины бедер, размера ступни. Некоторые настаивают на ненужных пластических опе- рациях. Социальное тревожное расстройство детского возраста преобладает у девочек; их родители обычно также отличаются повышенной тревожно- стью. Наблюдаются стойкая боязливость и избегающее поведение в соци- альных ситуациях, в которых ребенок встречается с незнакомыми людьми, в том числе со сверстниками. Ребенок испытывает смущение, замеша- тельство или преувеличенные опасения относительно приемлемости сво- его поведения в глазах посторонних. Отчетливо нарушаются и снижаются
социальные контакты, в новых или вынужденных социальных ситуациях ребенок испытывает отчетливый дискомфорт, плачет, молчит или уходит. В незнакомой обстановке ребенок краснеет, говорит шепотом или молчит, пытается прятаться. Дома он навязчив и требователен. Расстройство в пер- вую очередь проявляется в сфере активного отдыха и спорта, особенно в подростковом возрасте, когда возрастают требования к навыкам общения. Генерализованное тревожное расстройство детского возраста. Ребе- нок ведет себя в обществе напряженно, робко, он склонен к самоуничиже- нию и в то же время не по годам серьезен. Его чрезвычайно ранит критика, он стремится к совершенству и гордится своим чрезмерным послушани- ем. Поводом для тревоги служат прежде всего ситуации возможной оцен- ки деятельности ребенка, его социальная компетентность и соответствие ожиданиям окружающих. У больных отмечается повышенная внушае- мость к влиянию родственников. Родители ребенка, как правило, отли- чаются повышенной тревожностью, озабоченностью социальным успе- хом и завышенными ожиданиями, предъявляемыми детям. В воспитании преобладают тревожная гиперопека, ограничивающий контроль, критика. Расстройство обычно сопровождается обгрызанием ногтей, сосанием боль- шого пальца, вырыванием волос и энурезом. Со временем развиваются тре-
вожные, аффективные и соматоформные расстройства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|