Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нервные дети. Молоко мертвой матери




НЕРВНЫЕ ДЕТИ

МОЛОКО МЕРТВОЙ МАТЕРИ

У Ани пищевая аллергия. Ей помогает только строгая диета, а она стесняется брать с собой в школу диетическую пищу. У матери Даши было много молока. Даша хо- тела тоже быть «доброй коровкой» и давала дочери грудь, даже пустую, по первому

требованию. Однако у дочери с самого начала была непереносимость материнско- го молока, и Саша видел в жене плохую кормилицу любимой дочери. После родов Даша не отказывала себе в еде, чтобы было больше молока, и поправилась на 7 кг. Саша обзывает ее толстой коровой, которую никто не захочет.

К году у Ани появились аллергические симптомы, и ей поставили диагноз: пи- щевая аллергия. Дашу этот диагноз немного успокоил — раз болезнь, значит, мож- но вылечить. Педиатр ничего не назначила, сказала, что аллергия у детей проходит, когда рождаются младшие дети. Но у мужа импотенция. Аллерголог назначила ди- ету, однако она не помогла, как и лечение гомеопата. Даше пришлось самой разра- ботать для дочери режим и диету.

В школе Аня попала к злой училке, та объявила ее аутисткой, но я нашел лишь легко выраженную задержку психического развития на фоне тревоги разлуки. Однажды учительница не выпустила ее в туалет, и Аня описалась. Учительница дала Ане подзатыльник и так накричала на нее, что та пришла домой, заикаясь. После этого Аня стала мочиться по ночам, кричать во сне, а иногда вскакивала и порыва- лась куда-то бежать. Она в страхе отказывалась идти на занятия, пришлось пере- вести ее в другой класс, там ей разрешают отвечать письменно.

Аня очень боялась бабку, втягивала голову в плечи от ее подзатыльников. Так и осталось постоянное напряжение затылочных мышц. Недавно у Ани после мами- ной истерики, устроенной отцу, зачесалось и задергалось плечо. Даша испугалась, что это останется навсегда. Она позволила себе порыдать на ковре, а перед сном легла к дочери и спокойно предложила ей последить за плохой привычкой. Аня по- обещала это, родители перестали выяснять отношения при ней, и тик почти прошел. Даша «с перепугу» дергает и мужа, и дочь. Аллергия дочери выглядит как защи-

та от маминого отношения к питанию. По-видимому, оно основано на Дашином соперничестве с материнскими фигурами. Но Даше трудно осознать свои глубин- ные мотивации и перестать относиться к дочери исходя из невротических чувств. У нее две основные роли: бедной дочки и озабоченной матери. Со мной основ- ная — первая, она и говорит задушенным голоском Золушки.

 

 


 

Депрессивной матери не до ребенка. Ее матка не выпускает плод на свет, душит токсикозом, пуповиной или изгоняет незрелого. Если врачи все же сохраняют ребенку жизнь, в ход идет молоко, отравленное депрессией. Полуживая мать озабочена собственным выживанием и заражает ребен- ка страхом покинутости и смерти. Получить любовь для него становит- ся важней всего. Но мать хватает только на то, чтобы спасать и готовить к выживанию. Одновременно надо отгородиться от ребенка, чтобы не вы- сосал последние соки. Такое желание приписывается ему с больной голо- вы на здоровую.

Депрессивная мать сама высасывает жизненные соки из мужа, если ему не удалось сбежать. Она привязывает его к себе, используя все возможно- сти. Ей нужно, чтобы он не мог без нее жить. Ей приходится имитировать любовь, но в постели она ведет себя как живой труп. Секс превращается во взаимную мастурбацию, а муж — в импотента. Такой вот вариант ка- стрирующей женщины.

 

 

 

Диатез чаще всего проявляется у грудных детей. Ребенка не закаля- ют, у него постоянный перегрев, с месячного возраста его кормят бана- нами, стирают пеленки порошками с биосистемами, покупают игрушки из ядовитой пластмассы, лечат чуть что антибиотиками. У ребенка по- стоянно какие-нибудь пятна и сыпь на коже, за год три бронхита, то по- нос, то запор.

Признаки склонности к аллергии и инфекционным заболеваниям воз- никают на фоне: а) незрелости пищеварительной системы; б) повышен- ной проницаемости стенок кишечника; в) недостатка ферментов, способ- ных расщеплять поступающую в организм пищу.

Попадающие в организм вещества не усваиваются: не могут быть пе- реварены в кишечнике, или не могут быть нейтрализованы печенью, или не могут быть выведены почками и легкими. Нерасщепленные до основа- ния белки, поступая в кровяное русло, вызывают выработку иммуноглобу- линов и выброс гистамина. Причем диатез у грудничков характеризуется тем, что производство гистамина запускается не только в присутствии ан- тител, но и под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды. Например, понижение или повышение температуры помещения может спровоцировать выброс гистамина. При этом организм крохи отличается повышенной чувствительностью к нему, а инактивация гистамина несовер- шенна. Именно потому, что гистамин высвобождается не только в ответ на появление в организме чужеродных белков-аллергенов, диатез у груд- ных детей, как и в любом ином возрасте, не следует полностью отождест-

влять с аллергией.


 

По мере роста ребенка совершенствуются функции печени и кишечни- ка, иммунная система. Детский организм при естественном образе жизни и адекватной помощи почти всегда способен восстановить саморегуляцию. Детская невропатия проявляется обычно с первых дней жизни сниже- нием или отсутствием сосательного рефлекса, сниженным аппетитом или полным его отсутствием, особенно по утрам, частыми срыгиваниями, вы- сокой готовностью к тошноте и рвоте, чувствительностью к изменению условий кормления, избирательностью в еде, непереносимостью некото-

рых продуктов, склонностью к аллергическим реакциям.

Ребенок то беспокоен и суетлив, то вял и пассивен. У него отмечается повышенная общая возбудимость, непереносимость резких звуков и ярко- го света, раздражительность, пугливость, склонность к колебаниям настро- ения или пониженное настроение, капризность, плаксивость, плохой сон, страх темноты, ночные страхи, страх оставаться одному в комнате. Наблю- даются также колебания температуры, учащенное сердцебиение, одышка и потливость при волнении, чувствительность к изменению погоды.

У детей с невропатией наблюдается «закатывание»: реакция обиды со- провождается криком, на выдохе возникает спазм гортани, дыхание оста- навливается, лицо бледнеет, пальцы синеют и холодеют. При этом воз- можны судорожные подергивания мышц и кратковременное отключение сознания. Через несколько секунд происходит глубокий вдох и состояние нормализуется. «Закатывание » наблюдается у детей, которые подверга- ются произвольной смене потакания и суровости со стороны родителей, не дающих им истинной любви.

Дети с невропатией плохо сосут грудь и, как правило, подвергаются на- сильственному кормлению и перекармливанию. Перекармливание ребен- ка часто является попыткой матери компенсировать свою неспособность к эмоциональному контакту или избавиться таким путем от чувства вины. Ребенок выражает свой отказ от пассивно-рецептивной роли активным вы- плевыванием, срыгиванием, рвотой.

В основе детской невропатии лежат генетические факторы и внешние воздействия во внутриутробном периоде. Определенную роль могут играть и стрессы, пережитые матерью во время беременности, в том числе дли- тельно существующий семейный конфликт. Общая ослабленность и бо- лезненность таких детей наряду с тревожностью матери обычно является причиной воспитания по типу гиперопеки и протекционизма. Дети ра- стут тревожными и ранимыми, неуверенными в своих силах, с повышен- ной эмоциональностью, которую они прячут.

К школьному возрасту многие проявления уменьшаются, однако сохра- няется выраженная вегетативно-сосудистая нестабильность, усиливающа- яся при эмоциональном и физическом напряжении, головные боли к кон- цу занятий, холодные и влажные ладони, пассивность. Интерес к учебе отсутствует, часто развивается навязчивая мастурбация. Такие дети отли- чаются стеснительностью и самолюбием, повышенным чувством ответ- ственности и упрямством. В неблагоприятных ситуациях они быстро теря- ются, паникуют, обвиняют себя, ищут защиты и поддержки. У них навсегда сохраняется повышенная психосоматическая готовность.


 

Привычное срыгивание наблюдается у ребенка в 4–18 месяцев и прояв- ляется извержением небольшого количества пищи, поступившей во время кормления, сосанием пальцев, беспокойством, плаксивостью, нарушением сна. Расстройство связано с чрезмерным расширением желудка из-за по- падания воздуха в процессе жадного заглатывания пищи, быстрого соса- ния при слишком большом или слишком малом количестве всасываемого молока. Ребенок может отказываться от пищи из протеста против роди- тельской фигуры. Затем негативные чувства смещаются на пищу, и нару- шение питания может возникать во время любого конфликта между ак- тивностью и пассивностью.

«Жевание жвачки» возникает после 3-го месяца жизни и состоит в том, что проглоченная пища отрыгивается и вновь пережевывается. Позывов к рвоте не отмечается. Чтобы отрыгнуть пищу, ребенок может засовывать глубоко в рот пальцы или устанавливать язык желобом при широко от- крытом рте. Значительная часть содержимого желудка при этом выпле- скивается, что связано с риском недоедания. После бесконечного жева- ния отрыгнутой пищи, что доставляет ребенку очевидное удовольствие, она проглатывается, а у старших детей может выплевываться. Характер- ной является поза с выгнутой спиной и откинутой назад головой, ребенок при этом совершает сосательные движения языком. Эти эпизоды проис- ходят обычно в отсутствие опекающих лиц. Между эпизодами ребенок го- лоден и раздражен.

Нарушение пищевого поведения может вести к обезвоживанию, сниже- нию иммунитета, задержке физического и психического развития. Ребенок становится раздражительным, апатичным, пассивным, что мешает окружа- ющим заметить угрожающее снижение массы тела. В большинстве случаев проблема исчезает к концу второго года. Однако каждый заболевший чет- вертый ребенок умирает в связи с недостаточностью питания.

Мать ребенка обычно молода и неуверенна в своей материнской роли. Она оценивает свою компетентность весом ребенка, придавая сверхцен- ное значение его питанию и не давая ему есть самостоятельно. При этом эмоциональный дискомфорт у ребенка мать принимает за чувство голода и еще усерднее пытается его накормить. Часто мать теряет уверенность в своей возможности нормально накормить ребенка и отчуждается от него. Это отчуждение усиливается, когда в результате срыгивания от ребенка по- является дурной запах, и мать старается избегать ребенка. В ряде случаев параллельно имеется конфликт между родителями, чрезмерная занятость матери, которая отделывается от ребенка, сунув ему бутылочку молока. Такие дети плохо сосут грудь и, как правило, подвергаются насильствен- ному кормлению и перекармливанию, которое часто является попыткой матери компенсировать свою неспособность к эмоциональному контакту или избавиться таким путем от чувства вины. Ребенок выражает свой от- каз от пассивно-воспринимающей роли активным выплевыванием, сры-

гиванием, рвотой.

Конфликт с матерью обычно достигает своего пика в 9 месяцев, ко- гда появляются отказы от еды и повышенная разборчивость в питании, что становится для ребенка средством борьбы за автономию. Не полу- чая достаточно материнского тепла, ребенок пытается компенсировать


 

его, продлевая процесс питания с помощью «жевания жвачки». Поза мла- денца, сосущего грудь, и сосательные движения во время пережевывания жвачки свидетельствуют о переходе к самоудовлетворению перед лицом подавляющей и отказывающей матери. Чтобы отучить ребенка от «жева- ния жвачки», ему дают выпить лимонный сок. Важнее все же является от- каз родителей от ошибочных представлений о кормлении ребенка и более теплое отношение к нему.

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормаль- ного темпа психического развития, в результате чего ребенок ведет себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в се- мье. По сравнению с одноклассниками такие дети отличаются особой за- медленностью восприятия нового материала, несформированностью пред- ставлений и понятий, связанных с пространственными и количественными отношениями, трудностями установления логических связей и взаимоза- висимостей.

В отличие от умственной отсталости, при ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой и счетом сочетаются с относительно хорошо раз- витой речью. Дети с ЗПР используют оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий.

Детский аутизм характеризуется врожденным нарушением социально- го поведения. Ребенок не откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не хочет, чтобы его брали на руки. Он не боится посторонних, одиноче- ства или реальной опасности, проявляя в то же время страх по отноше- нию к безвредному предмету. Высказывания ребенка являются монологом и ограничены рамками собственного интереса к конкретному предмету. Он не просит о помощи, не пользуется мимикой и жестами, выражает лишь крайнюю степень аффекта криком или плачем, а позднее — хватает дру- гих за руку и направляет в нужное место, используя человека как инстру- мент. В ответ на малейшие изменения внешней обстановки и привычного порядка, на попытку вовлечь в какую-либо деятельность у ребенка может возникнуть реакция панического страха и яростного сопротивления.

Определите факторы, запускающие проблемное поведение и преду- преждающие сигналы. Оставайтесь спокойными, мягкими и терпеливыми. Дайте ребенку четкие инструкции на простом, понятном языке, — напри- мер, предложите глубже дышать. Обеспечьте ему пространство, отвлеките успокаивающей тихой деятельностью или предметом или уведите в менее стрессовое место. Как только ребенок успокоится, подскажите ему более приемлемую реакцию на будущее.

Родители аутичных детей часто делают все за них и не обучают их на- выкам опрятности и самообслуживания. В развивающих играх с ребен- ком применяйте постоянное поощрение, но такое, которое хоть немного нравится ему: погладьте по спинке, дайте конфетку или печенье, покачай- те или покружите на руках. Каждое поощрение сопровождайте краткой и эмоциональной оценкой: «Молодец! », «Умница! », «Замечательно полу- чается! »

Важнее не что вы сказали, а как, с каким эмоциональным зарядом. Ре- бенок должен воспринимать вас как источник приятных впечатлений,


 

хотя бы физических. Постепенно вы и ваши слова станут той основой, на которой можно будет попытаться создать более сложные формы кон- такта и деятельности, прежде всего навыков самообслуживания.

Энурез (недержание мочи, обычно ночное) у ребенка из дисфункцио- нальной семьи после периода установления контроля за мочеиспускани- ем чаще всего бывает психогенного происхождения. Во многих случаях энурез развивается при неблагоприятных бытовых условиях, при воспи- тании ребенка вне семьи. Частой причиной также являются травмирую- щие перемены в жизни: первое расставание с родителями (при поступле- нии в детский сад, школу, отъезде в летний лагерь), разлука с близкими людьми (развод родителей и т. п. ). Нередко энурез возобновляется или усиливается при рождении другого ребенка, становясь каналом для отво- да уретральной агрессии («писать кипятком») и используя регресс к мла- денческой стадии с целью вернуть утраченные привилегии младенца.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...