абсолютно достоверной информациим от агентурных источника не бывает
Во-первых, источник может ведать только той информацией, доступ к которой он имеет, факты отдельно, мнения — отдельно. Иногда же случается так, что авторитет источника подменяет собой его реальные возможности. один банкир, услугами которого мы неоднократно пользовались, в эпоху павловских меняльных реформ дал нам неверную информацию о ее дате. Сотрудник, обеспечивающий этот канал информации, охарактеризовал данные как весьма достоверные. Мы отреагировали, и, как выяснилось, напрасно. Вывод: самый надежный источник может неверно сориентироваться и дать вам не факты, а свои интерпретации. В данном случае это была неверно истолкованная телеграмма вышестоящей инстанции. Во-вторых, не обладая специальными знаниями РТ, источник может попасть в так называемый несчастный случай, став жертвой дезинформации или злостного обмана третьей стороной. С чистой совестью вам передадут липу, и горе вам, если вы к этому моменту утратили бдительность. при разработке одного нового закона, его концепция, а особенно один ее момент, представлял для нас интерес. Один из разработчиков закона, с которым мы постоянно поддерживали тесную связь, держал нас в курсе всех событии. Вот типичный пример несчастного случая: в тот самый день, когда окончательно готовый текст закона был положен в сейф, в средствах массовой информации публикуется совершенно другая версия того же закона. Откуда было знать нашему источнику (впрочем, и не ему одному), что «теневая команда» втихаря готовила альтернативный проект? • порядок информации В зависимости от количества передаточных звеньев между первоисточником и вами, информация может быть: первого (пикового — самого высокого) порядка, второго, третьего и более низких. По мере падения высоты падает и достоверность. В бизнесе, например, бизнес-план за всеми подписями и печатями, переданный вам лично директором предприятия в оригинале может быть информацией первого порядка. Сообщения в средствах массовой информации об этом плане — информация второго порядка, а то и третьего или четвертого, в зависимости от того, сколько народу приложило к ней руку. Это очень похоже на то, что в обыденной жизни называют испорченным телефоном. К внутренним порокам его устройства мы еще обратимся.
2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ • полнота информации Отражает исчерпывающий характер соответствия полученных сведений целям разведки. Ощутить параметр можно весьма просто, стоит лишь вспомнить значение слов «информационная дыра» Допустим, вы успешно провели операцию, в итоге которой в ваше распоряжение попало коммерческое предложение контрагента вашего партнера. Теперь вы знаете реальные цены и вам очень хочется укоротить цепочку посредников Но неполнота информации, а именно информационная дыра в виде отсутствия отгрузочных реквизитов и адресов в оферте может обесценить весь эффект операции • релевантность информации Эта качественная характеристика отражает степень приближения информации к существу вопроса или степень соответствия информации поставленной разведзадаче. В оперативном плане представляет собой долю нужной вам информации в общем объеме полученной. Например, совершенно ни к чему собирать информацию о личности возможного партнера, если ваша цель —проверка наличия товара на его складе. С другой стороны, совершенно необходимо проверить наличие товара на складе, если вы полнопрофильно работаете против директората фирмы. В первом случае полученная информация будет иметь низкую релевантность, т.к. слабо касается цели разведки, во втором — высокую Релевантность, как можно заметить, весьма важная характеристика не только деловой жизни. Например, житейская демагогия имеет предельно низкую релевантность Техническая документация — высокую. Если на переговорах ваш объект целый час болтал про свой отдых на Гавайях и пятнадцать минут объяснял, что его не устраивает в вашем предложении, — скорее всего перед вами низкорелевантный тип, что часто является опасным признаком
признаки доброкачественной информации — релевантность, исчерпывающая полнота и надежность Высококласснзя техника, оперативного работника подразумевает избегание ненужных телодвижений, когда усилия концентрированы, а результаты для дела — необходимы и достаточны» 3. ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ценность информации, отражая коммерческий аспект информации как товара, является материальной основой разведывательной деятельности. Эти оценки всегда субъективны и обычно складываются из следующих параметров" • актуальность информации (значимость) — важность информации для обеспечения проекта клиента. Самостоятельного значения без привязки к конкретному проекту не имеет Когда мы с вами будем рассматривать конкретные риск факторы, рассмотрение будет начинаться именно с актуализации, • стоимость информации как в любом бизнесе разбивается на два показателя: внутреннюю стоимость, включающую в себя все ваши накладные расходы по факту ее получения, и внешнюю — стоимость информации для вашего клиента, это себестоимость получения информации, плюс ваш материальный интерес, плюс знание вами актуальности и значимости информации для клиента. Чем больше вы знаете о последнем — тем дороже продаете свои услуги. Посему к клиенту следует относиться так же, как и к любому другому объекту разведки. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФО Рассмотрим наиболее распространенные источники разведывательных данных и основные способы сбора информации, используемые в практике промышленной разведки. • документированная информация Наиболее ценный вид получения информации. Настолько же и трудоемкий. Получить документ в оригинале — предел мечтаний любого оперативного работника. Даже если он принесет собственноручно выполненную копию, это снизит ценность добычи на порядок. Если же он заявится в контору с чужими копиями, беды ему не миновать. Технические средства оперативной полиграфии, современная копировальная и компьютерная техника снижают ценность любой копии до нуля. Кто этого не знает — тот пусть смотрит телевизор. Там часто трясут с экрана разными бумажками, уверяя, что это-де компромат. Прискорбно, что такими делами принародно занимаются люди, чьи профессиональные знания вполне достаточны для корректной работы с информацией.
• пресса и печатные издания Традиционно наиболее емкий и широко используемый канал получения информации. Сегодня можно получить информацию практически по любому вопросу, достаточно лишь грамотно организовать ее поиск в прессе. Работники прессы весьма близки нам по духу, почему же не воспользоваться плодами их труда? Можно обложиться необходимыми изданиями, скрупулезно вылавливая требуемое. Можно организовать мониторинг прессы, проводя его на постоянной основе. Это может дать необходимые стимулы для аналитика, косвенно подкрепить либо опровергнуть ваши гипотезы. Например, изменению налоговой политики в 1990 г. предшествовало обильное количество статей в различных экономических, политических и общественных изданиях. С другой стороны, многое не попадает в прессу или попадает в искаженном виде. Особенно то, что может быть сознательно искажено. Пресса и ее работники представляют собой предмет повышенного интереса не только для РТ. • разведка косвенных признаков: метод сопроцессов Ни один процесс не протекает в вакууме, в отрыве от окружения. Это приводит к тому, что всегда его будут сопровождать некоторые самостоятельные процессы, проявления которых можно обнаружить. На обнаружение проявлений сопроцессов нацелено немалое количество разведывательных технологий, наведенных на очень тонкие и непростые цели. Например, предприятие, не заявляя о намерении менять профиль деятельности, начинает проявлять интерес к смежному производству. Если это носит систематичный характер, то что можно сказать о вероятности перепрофилирования данного предприятия? Весьма вероятно, что такое возможно при условии, что предприятие не занимается маскировкой или каким-либо иным сознательным маневрированием. Не меняя методологии, проверим гипотезу — поинтересуемся другими побочными проявлениями возможного перепрофилирования. Для начала наведем справки в обслуживающем предприятие банке не зондировалась ли почва относительно крупного кредита на закупку сырья и оборудования? Поинтересуемся также изменениями в работе отдела маркетинга предприятия какие новые рекламные проспекты, какой ценовой материал запрашивает руководство в последнее время? Пройдя по службам предприятия, мы обнаружим все необходимые косвенные признаки, как бы ни старалось руководство засекретить свои планы. Метод сопроцессов представляет собой неплохую методику для контроля акционерных обществ, где по-прежнему политику задают кучки «единомышленников». Старый лозунг «дыма без огня не бывает», остается актуальным и сегодня.
• разведка косвенных признаков: причинно-следственный анализ Если из А вытекает В, а из В вытекает С, то, наблюдая С, что можно сказать об А? Знание таких причинно-следственных связей может привести к тому, что, наблюдая внешние признаки, мы можем аналитическим путем прийти к пониманию истинных причин наблюдаемых явлений, не видя и не ощущая их непосредственно Предположим, некий директор стал систематически наведываться в одну и ту же страну без каких либо видимых результатов своих визитов для предприятия. Эти наблюдения могут породить гипотезу о том, что предприятие в скором времени может быть подвергнуто серьезной атаке. При этом акционерам может быть преподнесен неприятный сюрприз в виде свершенного факта аккумулирования контрольного пакета акций в руках одного инвестора или утраты самостоятельности по иным, более изысканным схемам. К недостатку методов косвенных признаков можно отнести следующее: · связи между явлениями известны весьма примерно; · связи могут быть множественными и тогда наблюдения могут быть истолкованы двойственно, одновременно в пользу зачастую противоречащих друг другу гипотез, · область анализа может представлять собой не только клубок путанных связей, но и иметь «слепое пятно», в котором закономерностей просто может не быть В таких ситуациях, при которых ваши выводы утрачивают необходимую точность, рекомендуется перейти к другим методам получения информации, например, к сбору агентурных данных или экспертным оценкам.
• агентурные методы Понятие «агент» подразумевает платное систематическое выполнение человеком заданий в ваших интересах. Вполне понятно, что с «коммерциализацией» нашей жизни роль агентов, готовых продать информацию, повышается, однако вопреки расхожим представлениям значение агентуры сегодня далеко не лидирующее. Во-первых, агентура может быть экономически нецелесообразной. Вербовка агента, а более того создание агентурных сетей может не согласоваться с имеющимися возможностям. Стоимость конечной информации в таком раскладе может даже не дотянуть до покрытия расходов на ее получение. С другой стороны, сегодня один профессионал может стоить сотни бесталанных агентов, ибо в области нашей деятельности говорить о каком-либо профессиональном противодействии со стороны объектов разведывательных действий не приходится. Во-вторых, велик субъективный фактор. Пороки агентурной информации известны: она может быть сфабрикована кем-то или агент может невольно «загрязнить» ее самостоятельно. Тем не менее агенты и агентурная информация используется и мы с вами будем говорить о том, как это делается. • экспертная информация В особую группу можно выделить обработку экспертной информации. Взаимодействие с экспертами может быть многотрудным. Результаты могут иметь противоречия, особенно когда дело касается коллективной работы экспертов. Однако если вы посмотрите вокруг, то найдете множество примеров эффективного использования именно экспертных знаний. Как правило, вопрос состоит в том, кого и когда посчитать за эксперта. В отличие от агентурной работы экспертный метод хорош тем, что дорогостоящая информация достается иной раз буквально за гроши. фирма А обратилась с просьбой проверить фирму Б на предмет состоятельности ее деловых предложений. Оказалось достаточным определить круг бывших партнеров директора фирмы Б и предложить одному их них выступить в качестве эксперта, по инвестициям в фирму Б. Как впоследствии отмечали заказчики, никогда прежде в их распоряжение не попадала столь дорогая информация таким дешевым путем. • оперативная информация Оперативной называется информация, попадающая в ваше распоряжение исключительно оперативным путем, т.е. в результате проведения оперативных мероприятий и выполнения разведывательных действий. Порок оперативной информации, актуальный в эпоху застоя и связанный с ее низкой пригодностью для организации какого-либо официального, административного или уголовного преследования, на сегодня утратил свое значение. С изменением целей разведдеятельности изменились и отношения к ее результатам. Наше дело — своевременное предупреждение ошибок и консультирование клиента о путях наилучшего поведения в сложившейся ситуации. Когда речь идет о противодействии злоумышленнику, мы можем говорить о преследовании интеллектуальном. Расследование ситуации, вынесение вердикта и исполнение решения теперь едино. Что и ставит оперативную информацию, наиболее полно отражающую текущие реалии, в привилегированное положение по отношению к любым другим видам информации. Качественное инфообеспечение бизнеса в подавляющей массе — это оперативная информация. в отношении одного работника администрации Т у клиента имелись виды на его стимулирование. Также присутствовали опасения, что некорректное предложение со стороны клиента может привести к обратному эффекту, вплоть до разрыва отношений. От нас требовалось установить примерный размер личного дохода Т и скорректировать схему его стимуляции В такой ситуации мы могли располагать исключительно оперативной информацией. Нужная нам крупица отыскалась в турагентстве, услугами которого пользовался Т. Пришлось немного потратиться на получение информации о плательщике этих услуг. Только после знакомства с руководителем фирмы-плательщика удалось сформулировать, что именно и как надо предложить Т, чтобы он сработал как надо. Как видите, ничто из этой информации не представляло ценности для каких-либо «оргвыводов» и ничто не могло быть получено официальными путями. Все характеристики информации, собираемой в рамках выполнения заказа, вы должны включить в свой отчет. Само собой разумеется, что полнота ответственности за качество и количество работы ложится только на вас. Вашему клиенту в общем-то безразлично, где вы взяли информацию, важно, чтобы она соответствовала реалиям. Наименования агентурных источников в целях их и своей безопасности не указывают. Их раскрытие клиенту недопустимо. Сделанные исключения мы можем пересчитать по пальцам. Для удобства ориентации клиента при оплате наших источников, мы несколько раз допускали использование конспиративных кличек с указанием места расположения источника. Не советуем вам действовать таким образом' трудно сказать, в чем надо быть более уверенным — в результативности источников или в клиенте. ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ: МЕТОДЫ ВЕРИФИКАЦИИ Цель верификации — проверка качества информации. Как это выполнить? • сопоставительный анализ (перекрестная проверка, «кросс-анализ») Представляет собой наиболее распространенный и надежный метод проверки разведданных. Применим в большинстве сложных случаев, когда речь идет о серьезной работе. Суть метода состоит в том, чтобы получить ответы на один и тот же вопрос из разных источников и сопоставить их с тем, что вы получили от источника в качестве первоосновы. Вывод бинарный: «правда-ложь». Если выборка респондентов проведена корректно, т. е. интересующая вас информация просочилась куда надо и вы ее обнаружили именно там, где планировали и именно в той форме, которую ожидали — показания чисты, всё нормально. Если же информация не подтвердилась всеми источниками, или, что еще хуже, вы получили противоречивые сведения, вы должны поставить под сомнение всю полученную от источника информацию и подтвердить либо опровергнуть предположения о ее ложном характере. Дело приостанавливается до выяснения ситуации и окончания более тщательной проверки исходных данных. На что надо обратить внимание при перекрестной проверке? Во-первых, на выборку респондентов. Злоумышленник, если вы имеете дело с таковым, может совершенно точно прогнозировать ваши ходы и возможные проверочные действия. Он предвосхищает вашу проверку и подстраховывается на этот случай. Посему выборка респондентов должна опираться на более объективные показатели, нежели, скажем, ответы сомнительного источника на традиционный вопрос типа. «Kто может подтвердить ваши слова?» Этим вы сужаете себе поле деятельности и даете возможность обвести себя вокруг пальца. Рекомендуется вопрос задать и показания проверить, но пуще того — подумать над тем, кто еще может владеть информацией, кроме указанных источником лиц. проверка должна быть комплексной. Чем гуще сеть — тем хуже рыбе некая фирма, предлагает себя в качестве постоянного поставщика товара в крупный проект. Люди бьют себя пяткой в грудь, утверждая, что их торговая наценка, составляет, скажем, 10 процентов и что они работают напрямую с заводами-изготовителями продукции, что подтверждается ворохом прайс-листов этих заводов. Итого, исходная информация: 10 процентов к заводским ценам. Представленные доказательства: прайс-листы с дюжины зарубежных заводов. Проиллюстрируем то, о чем мы говорили выше, и посмотрим, как проводить верификауию наиболее дешевым способом. Во-первых, сузить круг проверяемой информации. В нашем случае мы произвольно выбрали одну точку. Была запрошена торговая палата соответствующей страны и получены данные о заводе-производителе. Мы убедились, что предприятие в принципе существует. Далее один-единственный запрос на завод дал нам ответ на его роль в деле; в полученном факсе йены были не те, что нам дали ранее. Дополнительный анализ документов и кое-какие вспомогательные мероприятия выявили достаточно замысловатую конструкцию, где между заводами и подозреваемой фирмой обнаружилась крохотная фирма-дилер, осуществляющая свою торговую деятельность на условиях франчайзинга, т.е. с использованием торговых марок заводов. Вот вам «заводская» цена, явившаяся плодом казуистики переводчиков франчайзинговых контрактов фирмы-дилера. Если интересно, укажем и объем лжи: выявленная наценка составляла порядка тридцати процентов к цене завода. Мы не против того, что надо минимизировать налоги, но мы против сознательного развешивания лапши партнерам. Вот примерно так следует проверять все и вся, не доверяя ни единому слову партнера. Покажем и то, как можно разыскивать неожиданные точки проверок. В другой аналогичной ситуации мы столкнулись с тем, что на наш запрос иностранное предприятие-производитель сослалось на эксклюзивный характер своего дилерского соглашения с дистрибьютором и отослало нас к своему региональному дилеру — той самой фирме, против которой мы работали и информацию которой проверяли. Видите, как подготовились ребята к проверке? Пришлось продублировать запрос уже из Прибалтики, на которую действие эксклюзивного дилерства не распространялось. Кроме того, в перекрестье проверки попала часть российского персонала дилера, что дало нам информацию о реальных ценах из первоисточника. Без этого хода выявить всю цепочку посредников нам не удалось бы, ибо она оказалась не такой уж простой. Выходная цена предприятия-производителя расходилась с входной ценой дилера. Подобный поворот событий впоследствии сказался самым положительным образом. А все началось с рядовой проверки коммерческой информации. • метод поиска противоречий Если у вас есть два противоречивых либо несогласующихся факта — значит, что-то в деле не так. Информация некачественная и непригодная для решений. Обычно такие факты выглядят достаточно безобидными и незначительными — «подумаешь, неувязочки!». Вот здесь-то вас и должно выручить профессиональное видение РТ. Непосвященный не заметит или проигнорирует такие натяги, РТ же предпримет самые действенные меры к уточнению и перепроверке показаний. Помните, «маленькая ложь рождает большие подозрения»? Как раз тот самый случай. речь шла о размещении большого заказа инофирмы на российском предприятии. Директор завода и его команда утверждали, что в состоянии выполнить заказ качественно и в срок. Особенно при тех условиях, которые завод высказал и против которых наш клиент, в-принуипе не возражал: частичная предоплата заказа и личное участие директора и т.д. Посредник, неплохо знающий директора лично, весьма удивился тому, что тот вдруг захотел поучаствовать в прибылях инофирмы. Это рассогласование нас насторожило, и мы приступили к перекрестной проверке, которая высветила иные перспективы проекта. Работники экономического от дела ненароком проговорились об отсутствии подобной загрузки оборудования в течение последних лет. Сомнения проявились в службе главного технолога. Их подтвердили слесари-ремонтники, совершенно однозначно указав на износ оборудования, отсутствие запчастей и невозможность выполнения заказа в оговоренные сроки. И наконец, исчерпывающее объяснение нашлось после работы с финслужбой. Предприятие находилось на грани финансового краха и впрыск инвестиций был бы спасителен. Судя по всему, именно таким мнением руководствовался директор, поставив на карту свою незапятнанную репутацию. Удалось бы нам собрать необходимую информацию, поведи мы себя иным, менее осторожным способом? Маленькая психологическая неувязка помогла как минимум предотвратить планируемое злоупотребление. любые информационные натяжки, нестыковки, рассогласования в показаниях требуют самого тщательного расследования. Пусть лучше это окажется вашей профессиональной перестраховкой, нежели клиентскими денежными потерями ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Общая методология обработки информации в РТ сводится к получению выводов и рекомендаций. Разобьем этот процесс на два принципиально разных этапа: анализ данных для получения вывода и синтез рекомендаций • анализ данных — получение вывода Формально вывод представляет собой обобщение, объясняющее все полученные факты и наблюдения. Однако этого может быть мало. Иногда обобщения могут объяснять собранные факты, но быть далеким от истинных целей разведки. Например, факт готовности рынка к принятию данного товара по указанной цене еще далек от того, что товар действительно раскупится и инвестор на нем не прожжется. Цель разведки — возможность сбыта, в которой фактор готовности рынка — не более чем частный вывод. В таком случае прибегают к помощи гипотез. Хорошая гипотеза должна предполагать наличие нескольких контрольных наблюдений, которые вы пока не обнаружили, но которые объективно должны быть. Поскольку Р-система работает с рисками, ее гипотезы касаются безопасности инвестиций предпринимательского проекта. Мы называем такие гипотезы безопасностными. Так, в задаче с новым товаром следует отработать возможные гипотезы о том, что аналогичный товар вдруг не хлынет откуда-то. Для проверки её, весьма вероятно, придется выполнить работы в поисках дополнительной информации: кто еще занимается этим товаром? Как далеко продвинулся? Каковы планы? и т.д. Только после того, как такие факты, подтверждающие гипотезу, будут собраны, можно будет говорить о каких-либо обобщениях. фирма планирует крупнооптовую деятельность по торговле продуктами питания. Разведка рыночной ниши показала отличные результаты — ниша пуста и никого вокруг пока нет. Торговля готовя принять товар, покупатель жаждет, есть и средства на торговый оборот. Казалось бы · начинай! Нет, рано. Проверим поведение конкурентов. Работа с ключевыми производителями дала сведения о бурлящем потоке аналогичного интереса со стороны рынка. Инвестиционный прогноз неблагоприятный: на рынок выходит масса новых фигур-аналогов. Что и подтвердилось через полтора месяца, когда запестрели рекламные объявления в газетах. К счастью нашего клиента, его среди них не было. Подтверждением гипотез безопасности дело еще не кончается. Вы еще не все сделали и не полностью гарантированы от возможных ошибок. Стремление получить именно недостающие звенья цепи может снизить эффективность поиска лучшего решения. Вы можете недооценить что-то очень ценное, что способно не только породить иные решения, но и в корне перечеркнуть начальную гипотезу. Например, при разведке сбыта нового товара, наталкиваясь на факт проведения подобных мероприятий со стороны конкурентов вашего клиента, следует всегда помнить, что новая угроза — это всегда новые оперативные перспективы и неожиданные решения. • синтез решений — выработка рекомендаций После того как выводы сформулированы, вы переходите к рекомендациям. Тут нужна вдвойне повышенная осторожность. Вообще наличие рекомендации после вывода — это высокий класс работы, своеобразный атрибут должного отношения к заказу. Можно рекомендовать это делать во всех случаях, за исключением особых. Например, когда вы работаете с прижимистым заказчиком. В ваших рекомендациях отражается консультационная направленность РТ и его созидательное начало. Очень мило указать на несовершенства и возможные «прокольные» места чужого дела. Это под силу любому мало - мальски оббитому бизнесом предпринимателю. Куда грамотнее и важнее ответить на вопрос: что же надо сделать? Вы можете блестяще провести всю работу, дать мотивированные выводы, но перечеркнуть все свои достижения одной-единственной безграмотной рекомендацией. Синтезированные вами рекомендации клиенту должны стать логическим завершением вашей работы. Постарайтесь, чтобы все было предельно четко сформулировано: делать то-то, тогда-то и так-то. Исходя из вышесказанного вам должно быть понятно, что все, о чем мы с вами говорили относительно тщательности анализа, должно перекочевать в стиль разработки ваших рекомендаций. Для рассматриваемого нами примера в ситуации назревающей острой конкуренции, возможно, вы предложите клиенту развернуть оперативную игру в целях дезинформирования конкурента или привлечения его под свои знамена. Это могло бы вылиться как в сотрудничество с наиболее бойким конкурентом, так и в пересмотр подходов в работе с товаропроизводителем. В ряде случаев, имея на руках данные о повышенном к нему интересе, мы переориентировали клиентуру на переход к работе с производителем из давальческого сырья или на условиях партнерского кредитования, что по сравнению с поведением конкурентов было явно выигрышным шагом. Главная рекомендация при выработке решений:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|