не советуйте того, чего не в состоянии выполнить самостоятельно
Имейте в виду, что ваш клиент может поручить вам же реализовать ваш совет. Как вы будете выглядеть в случае его невыполнимости? Примеры рекомендаций ждут вас в соответствующих главах Практикума при рассмотрении конкретных риск-факторов. ИНФОРМАЦИОННАЯ МАТРИЦА Подводя итог вышесказанному, предлагаем удобный инструмент для повседневной работы с входной бизнес-информацией. Надеемся, предприниматели оценят простоту и удобство Информационной Матрицы. Матрица представляет собой таблицу, зрительно представляющую вам качество входной информации. По вертикали снизу вверх идут буквы по алфавиту: A,B,C,D... Вертикаль — это характеристика объективности информации. Чем дальше буква от начала алфавита, чем выше ее позиция — тем объективно менее правдива ваша информация, тем отделенное она от реальности. По горизонтали вправо откладывают цифры: 1,2,3... Горизонталь отражает достоверность информации, что отражает чистоту источника и порядок информации. Достоверность уменьшается по числовому ряду, т.е. информация ухудшается по мере удаления вправо от нуля. В таких координатах «объективность—достоверность» любая точка на вашей матрице представляет собой наглядное отражение качества информации, попавшей в ваши руки. Оперативник, заявляя начальнику, что-де достал материал А1, должен сей момент положить на стол неопровержимые документальные доказательства. В противном случае его ждет нелицеприятная профилактическая беседа. Ибо А1 выражает максимально правдивая и достоверная информация — явление более редкое, чем снижение цен в условиях российского рынка. Пользоваться Матрицей очень удобно: если некто ННН говорит вам, что у него «есть дело», не спешите прикидывать, как за это дело получше бы взяться. Воспользуйтесь Матрицей: оцените достоверность информации — взвесьте опыт прошлых контактов с этим источником. Допустим, этот ННН весит целых 3—4 единицы плохости. Теперь проанализируйте объективность информации ННН, может, там всего С или даже F. Берите худшие значения.
Нанесите точку и посмотрите как она вписывается в общую композицию ваших дел. Подумайте, стоит ли заниматься делом с вероятностью 4F, в то время как в вашей копилке, возможно, есть 3В или еще что-нибудь получше. Иногда можно даже не утруждать себя подсчетом возможных барышей, достаточно держать в голове картинку Матрицы. Идеал — стремление всех ваших дел сгруппироваться в верхнем левом углу, где и лежит наиболее объективная и достоверная информация — все самое правдивое. Если хотите, можете придать Инфоматрице дополнительные выразительные средства, превратив ее в более сложную конструкцию. Для этого пополните картину своих затей ценовыми ориентирами, посадив на каждую точку инфоматрицы ожидаемые вами денежные показатели этих проектов. Посмотрите на свои риски: чем дальше вы отдаляетесь от верхнего левого угла, тем больше ваш риск, связанный только лишь и всего лишь с некорректной подачей информации. Надеемся, что наколотые вами в этих точках денежные ожидания растут пропорционально информационным рискам. Делайте выводы. РЕЗЮМЕ: Вы видите, элементарное знакомство с характеристиками понятия «информация» вскрывает мощные пласты информационных дефектов, прямо или косвенно влияющих на ваш кошелек. С этих позиций фиксируйте и подвергайте оценке любую информацию, попадающую в поле вашего внимания, и вы оторветесь на корпус от остальных уже на старте. Ваша рабочая информация должна быть надежной: — объективной; — корректной; — полной. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕДЕЙСТВИЯ
назначение и виды операции общее планирование РД планирование операций
НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ОПЕРАЦИЙ Как мы уже говорили, основная масса информации может быть получена исключительно оперативным путем, т.е. путем проведения операций. Операция представляет собой локализованное ресурсами действие, направленное на достижение поставленной задачи. С точки зрения технологии работы с информацией, операция представляет собой часть технологического процесса, выполняемую силами одной оперативной группы. В арсенале РТ достаточно средств для эффективной деятельности в области бизнеса, ибо исторически сложилось так, что разведка решала гораздо более обширные и сложные задачи, нежели те, которые сегодня стоят перед предпринимательством. Не будет преувеличением сказать, что имеющихся возможностей гораздо больше, нежели сегодня требуется бизнесу. Поэтому необходимо четко очертить круг решаемых задач и используемых РТ средств. Предлагаем вашему вниманию операции, получившие наибольшее распространение в нашей практике. В зависимости от отношения к информации и достигаемым целям условно их можно подразделить на операции: сбора разведданных верификации разведданных операции контроля операции влияния вспомогательные операции (обеспечение и прикрытие) ОПЕРАЦИИ СБОРА РАЗВЕДДАННЫХ Наиболее полно этот вид операций представим такими видами работ: • выявление объектов разведки и источников информации; • выемка — овладение требуемыми документами, при котором документы временно или насовсем покидают своих хозяев; • копирование — снятие копий с оригиналов документов и компьютерных файлов; • полевая разведка — прямые исследования объекта оперативных интересов в его нормальных жизненных условиях. По достигаемым разведзадачам полевая разведка может быть: • поисковой разведкой — нацеленной на выявление ранее не установленных фактов, например, объективной готовности предприятия к сотрудничеству или субъективного отношения к такому сотрудничеству со стороны руководства предприятия потенциального интереса; • диагностической разведкой — выявляющей практические проблемы и пути их разрешения, например, в ситуациях, когда инвестору требуется выявить основные факторы, противодействующие нормальному развитию дела на предприятии, намеченном в качестве объекта инвестиций;
• полевым экспериментом — проведением разовой ограниченной акции с целью моделирования совместного проекта и исследования реального поведения объекта разведывательного интереса в совместной деятельности. К операциям сбора разведданных также относится получение информации техническими средствами наблюдения и прослушивания. Эти операции не нуждаются в дополнительной расшифровке. Основное их достоинство — скрытность и ресурсосбережение. Достаточно сотрудника невысокой специализации, чтобы он сутками напролет «выслушивал телефон» объекта и записывал содержание нужных звонков. С другой стороны, для таких операций потребуется некоторые навыки обращения со спецтехникой, экипировка и оборудование, включая организацию КП — места расположения техники и сотрудника. Как операции сбора разведданных воплощаются в жизнь и какие проблемы бизнеса решают? На практике такие операции наиболее ценны в области так называемых функциональных разведкомплексов, цель которых — сбор информации в заданном сегменте интересов заказчика. Например, розыск потенциальных партнеров для совместной деятельности, разведка объектов инвестирования, первоначальная стадия проведения рискологии, на которой собирается экспертная информация об объекте. Аналогичные работы выполняются в отношении руководителей и неформальных лидеров партнерских фирм. ОПЕРАЦИИ КОНТРОЛЯ Эта группа разведопераций преследует одну задачу - слежение за заданными параметрами дела. В мире агрессивного бизнеса эта проблема недостижима иными средствами, кроме разведывательных. • организация контроля отклонений Как одна из основных операций, имеющих целью контроль развития дела, организация контроля подразумевает налаживание комплекса мероприятий как по своевременному отслеживанию состояния основных риск-факторов, так и обнаружению и оперативному реагированию на отклонения динамики и направленности развития проекта от заданного режима. Такие операции, как мы с вами будем говорить далее, обычно проводятся в рамках воплощения единой антирисковой программы проекта и в организационном плане могут представлять собой как единовременные акции в форме задействования «помощников», так и достаточно сложные мероприятия, такие, например, как налаживание системы постоянно действующей агентурной сети в точках концентрации риск-факторов
• мониторинг объекта Мониторинг объекта предполагает постоянное слежение за процессом совместной деятельности. Когда он осуществляется на территории партнерского предприятия, мы говорим о «партнер-мониторинге». С точки зрения временного отрезка мониторинг представляет собой одну рас- тянутую во времени операцию контроля, при которой постоянно информацию собирают и обрабатывают, собирают и обрабатывают. Не самая творческая операция, но одна из самых эффективных. Мы знаем, что дыма без огня не бывает, если что-то происходит — рано или поздно причина вскроется. Смысл мониторинга в отслеживании такого рода ранних признаков больших бед. Полновесный мониторинг может потребовать больших затрат времени и средств, что может показаться нецелесообразным Тогда прибегают к его сужению до диагностики заданных параметров. Это могут быть наборы признаков-характеристик, адекватно выбранных с указанием их значений или состояний. Например, слежение за набором вторичных признаков, состоящим из интенсивности и направленности инкассаторских перевозок и наличия у обслуживающего персонала фирмы вкладов в собственные акции, потребовало с нашей стороны совсем незначительных средств, но позволило летом 1994-го предупредить нашего клиента о неприятностях с крупной инвестиционной компанией за сутки до блокирования ее операций властями. Хотим предложить вашему вниманию такой распространенный вид мониторинга как «Эскорт». Некоторым своим заказчикам мы предоставляем услуги РТ в форме сопровождения клиента по ходу его делового визита, включая наше участие в переговорах от его лица и текущее консультационное обслуживание Весьма удобная форма заказа для лиц, прибывающих в деловую командировку на ограниченный срок. Организационно это может быть групповое сопровождение «командой», например, когда при клиенте постоянно находится наш переводчик, протокольщик и по мере необходимости привлекаются специалисты и эксперты. Это может быть прикрепление к заказчику одного универсала, как правило, из числа давно работающих с данным заказчиком и ему лично хорошо известного. Заказчики часто сами указывают, кого именно они хотели бы видеть в роли сопровождающего. Такие эскорты не только весьма эффективны для целей делового визита, но также полезны для обеспечение режима секретности и безопасности проекта.
ОПЕРАЦИИ ВЕРИФИКАЦИИ И ПРОВЕРКИ ДАННЫХ Под операцией верификации понимаются любые оперативные действия, связанные с проверкой фактов, данных, информации на предмет их соответствия реальности. Проверка оперативным путем предполагает достаточно скрупулезную предварительную разработку исходной информации и тщательное планирование операций проверок, особенно когда их результаты представляют для вашего заказчика высокую ценность и ваша работа должна остаться в секрете от того, против кого она направлена. Кроме того, часто требование повышенной секретности вытекает непосредственно из специфики деятельности РТ, при которой его возможное засвечивание может повлечь неприятные личные последствия. Когда мы получаем заказ на проверку предприятия на функциональную пригодность к участию в проекте, мы знаем, что наверняка нас ждет верификация информации с этого предприятия. Мы будем проверять соответствие слов делу. Характерно применение операций верификации для проверки чистоты интеллектуальной собственности заказчика. Например, весьма распространены такие работы, как «Стерильно!». Как правило, они охватывают проверку ограниченной части интеллектуальной собственность клиента, например представляемой в виде застрельной идеи или любого иного ноу-хау. Типичен вариант заказа в форме «Есть идея — проверьте состоятельность». Проверяем. До недавнего времени бессменным лидером верификационных операций была проверка состоятельности коммерческого предложения. Цель операции — убедиться в наличии реального товара в распоряжении инициатора предложения. Стандартный состав работ включает в себя физическую проверку наличия товара на складе и «бумажную» проверку принадлежности товара и склада продавцу. Также проверка может быть расширена до проверки истинного количества, качества и происхождения товара. Иногда верификация дополняется специальными мероприятиями, пресекающими мошенничество. Самая распространенная, легкая в исполнении и быстротечная операция верификации, обычно выполняется силами одного-двух оперативных работников, не требует никаких дополнительных мероприятий или привлечения технических средств. Что и делает ее внешне вполне доступной любому предпринимателю. Любой коммерсант, сможет с ходу привести не один десяток случаев исполнения таких проверок. Мы же хотим показать только один пример, по нашему мнению, неплохо отражающий отдачу денег, уплаченных профессионалам. по поручению Покупателя оперативник выехал на склад, указанный Продавцом. Представителем Продавца ему были указаны ящики, соответствующие коммерческому предложению. Поскольку речь шла о специфическом товаре — противогазах, сотрудник сразу же убедился в нужных параметрах изделий: дате изготовления, заводе-производителе, комплектности. Внешне все вроде бы представлялось чистым. Однако выполнением комплекса предусмотрены и другие действия: оперативник опросил штатный персонал склада на предмет принадлежности этой партии товара данному Продавцу и установил, что они числятся совсем за другой фирмой (что и подтвердилось записью в карточке складского учета). Причем все это было выполнено «прозрачно» на глазах у Продавца, но так, что он ничего не заметил и не понял. Вернувшись в контору, оперативник доложил о результатах. «Какой профессионализм!» - воскликните вы саркастически. И будете не совсем правы. Смотрите, как развивалась ситуация дальше. По условиям своих договоренностей, наш клиент мог выложить за «холостой просмотр» весомую сумму, убежденности же в том, что он будет брать товар именно у этого Продавца у него не было. Тогда мы сделали так: следующую встречу мы провели в офисе Продавца.. Наш человек запросил предъявить бухгалтерские книги, где должна быть отражена товарная партия осмотренных масок, и договор аренды склада. Тут же по горячему факту отсутствия таковых было объявлено об аннулировании договоренности о закупке. Если бы наш клиент был более агрессивным, вполне вероятно, он мог предъявить этому «Продавцу» свой штраф за «холостой вызов» Зафиксируем профессиональные моменты: * следование инструкциям — детальное исполнение всех требований Р-технологии позволило оперативному работнику выявить нестыковку там, где другой человек скорее всего прошел бы мимо; * быстрота реакции — РТ не только быстро нашел подтверждения своим подозрениям, но и. верно сориентировался в обстановке, не дав понять суть произошедшего противнику; * полная ориентация на клиента — РТ ничего не предпринял, не обсудив с клиентом лучшую линию поведения, * эффективное ресурсосбережение — своевременные действия нашего сотрудника не только предотвратили возможно аферную комбинацию, вывели из-под боя клиента, но и создали ему условия для контратаки. Попрежнему все просто.Для тех, кто продолжает так думать, оставляем на догадливость кое-какие дополнительные мероприятия, выполненные оперативником над товаром во избежание возможных неожиданностей со стороны Продавца. ОПЕРАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ * инфильтрация (проникновение в объект) Инфильтрация предполагает преодоление корпоративной и личностной защиты объекта оперативных интересов и закрепление оперативного работника при объекте разведки — фирме или при конкретном человеке. Цель операции — обеспечение режима выполнения основного разведзадания. По целям инфильтрация носит второстепенный, вспомогательный характер по отношению к другим видам операций. По трудоемкости и тонкости она может превосходить их, ибо при инфильтрации в работе всегда находится весьма тонкая информация. Понятно, что инфильтрация свойственна только повышенно ответственным и дорогим разведзадачам. Многие из них не могут быть выполнены иначе, как пошаговым продвижением к конечной точке с развитым прикрытием каждого шага. Посему любая операция, в том числе и инфильтрация, требует прикрытия, Иногда прикрытие может представлять самостоятельный интерес. * прикрытие (обеспечение) В эту группу операций входят меры по обеспечению проведения вышеуказанных основных операций сбора и верификации данных. Несмотря на то, что по преследуемым целям они носят подчиненный характер, операции прикрытия могут иметь самостоятельную профилактическую ценность В отдельных случаях в виде «очистительных процедур» служат сохранению режима конспирирования деятельности Агентства. Поясним сказанное на примерах. клиент решает применить прессинг в отношении партнерского предприятия, для чего были выбраны средства психологического воздействия на его директора. Инструментом реализации стала вспомогательная операция в виде проведения индивидуальной работы с неким лицом, имеющим самое непосредственное отношение к близящемуся загранотпуску объекта. За умеренное вознаграждение один-единственный телефонный звонок в нужное время решил проблемы нашего клиента. Объект, прочувствовав нависшую угрозу скандала с любовницей, дал требуемые деловые реакции. Подумайте, где здесь было прикрытие и где обеспечение? при работе против фирмы потребовалось внутренняя документация. Операцией обеспечения явилось временное заимствование некоторых бумаг в дружественной фирме и изготовление подходящего фальсификата. Операцией прикрытия стала выемка этих бумаг после завершения основной операции с целью полной зачистки следов нашей деятельности. для организации продвижения товара фирмы М на российский рынок потребовалась мобильная оргсхема минимизации налогов. Для этой цели была разработана система мигрирующих фирм, которые «умирая», передавали свои права следующей фирме. Такое прикрытие позволило основной фирме М, во-первых, практически не фигурировать в товарно-расчетных операциях, и, во-вторых, снизить ее потери от налогов до мизера. ОПЕРАЦИИ ВЛИЯНИЯ Назначение операций влияния состоит в использовании информации для изменения свойств текущей деловой ситуации или изменения поведения ее основных участников. В зависимости от вида объекта оперативного интереса, можно выделить следующие разновидности операций влияния: • модификация делового поведения фирмы Операция сводится к ситуативному конструированию условий с целью выполнения объектом-фирмой определенных действий либо блокирования таковых. Спектр результатов достаточно широк и может простираться от простого ускорения некоего процесса до создания принципиально нового. По форме проведения такие операции задействуют богатый инструментарий модификации деловой практики и специальные методы РТ, относящиеся к области оперативной психологии. Техника варьируется от примитивных приемов типа дезинформации и агрессивного делового прессинга до развитых игровых стратегий. Напомним нашим читателям, что Агентство стоит на принципах полной легитимности деятельности, посему в операциях влияния не допускаются грубая игра и игра «не по правилам». Здесь зачастую не требуется искусного прикрытия, необходим лишь адекватный выбор и дозирование стимулов, приводящих к поставленным целям, а также точное прогнозирование реакции объекта на применяемую стимуляцию. Чтобы лучше было понятно, о чем идет речь, поясним на примере. фирма А проявляет нерешительность в заключении сделки с фирмой Б. Фирма Б проводит типичную операцию модификации: направляет сотрудника в дальнее зарубежье, который под личиной фирмаря атакует фирму А выгодными предложениями, связанными с исполнением А сделки с Б. Эффект достигается через несколько дней — контракт А-Б заключается на условиях даже более выгодных для Б, чем было уговорено. • модификация личностного повеления Обработка и манипулирование человеком — очень тонкая игра. Если при работе против фирмы можно использовать какие-то общие закономерности, допущенные неточности могут быть нивелированы, замяты и переиграны, то при обработке объекта-индивидуала шансов на исправление ошибок нет. Поэтому серьезные модификации, затрагивающие глубины сознания объекта и имеющие устойчивые результаты в виде изменения поведения даже после окончания операции — явление достаточно редкое. Другое дело, когда речь идет о манипулировании, преследующем оперативно-тактические цели. Однако с точки зрения здравого смысла и норм предпринимательской практики у многих эти операции не вызывают ни робости, ни почтения, ни сколь-нибудь серьезных опасений. В этом и состоит разница между нами и ними: мы делаем то, что можем, они не могут того, что делают. Хотя, конечно, выпотрошить источник - дело в общем-то доступное каждому. Вынудить человека говорить то, что он не хочет, это типичное манипулирование. Впрочем, кто-то говорит в таких случаях: «Провокация». Весьма вероятно, что это не далеко от истины. Разбору таких операций мы посвятили отдельные главы в разделе «РТ против персонажа». Из общих соображений обиходного бизнеса отметим, что частная модификация поведения часто сводится к двум быстротечным действиям. В строгом понимании мы не расцениваем их как модификацию, называя соответственно акциями «деликатес» и «прессинг». Обычно это различные ответственные поручения разового характера. Хотя работы относятся целиком и полностью к области РТ и зачастую иначе просто не могут быть выполнены, их цели и методы достаточно грубы и приземлены. Это острое разовое воздействия на партнера педалированием наиболее сильными стимулами ~ корыстью и страхом. Разговор про манипулирование впереди, однако хотим дать вам наше понимание прессинга. • прессинг Не самый приятный вид работ, но для некоторых ситуаций иногда единственно эффективный. Напоминаем, что силовым прессингом в физическом исполнении РТ не занимается, не заказывает подобные услуги на стороне и при сих занятиях не присутствует. Под прессингом мы имеем в виду действия исключительно в рамках действующего законодательства. Это могут быть деловые угрозы, это могут быть деловые маневры — демонстрация силы и реальности приведения в исполнение худших деловых перспектив, прозвучавших для объекта, но им недооцененных. Если на ваш прямой «намёк» о возможной скупке предприятия руководство должным образом не реагирует, значит должны последовать намеки более прозрачные, доказывающие серьезность ваших намерений. Для начала достаточно опубликовать рекламное объявление в местной печати типа: «фирма Л скупает акции предприятия Т». Весьма часто этого хватает, чтобы сделать руководство более сговорчивым. Мы накатываем без шума, не так как это делается обычно. Наш прессинг гремит в полную тишь. Тихий и результативный прессинг получается, когда у вас на руках добротный компромат на объект. Шантаж? Нет такого понятия в УК. Вымогательство? Нет, обмен услугами. РАБОЧИЕ КОМПЛЕКСЫ ОПЕРАЦИЙ Как нетрудно видеть, для решения конкретных вопросов бизнеса одной-единственной операции почти всегда недостаточно. Тогда мы говорим о рабочих комплексах — совокупностях операций, служащих достижению главных целей заказчика. Укажем два из них. комплекс «фирма» Комплекс работ «фирма» — это полная проверка предприятия-кандидата в совместную деятельность или на выполнение особо ответственного подряда. Комплекс включает в себя проверку объекта на соответствие проектным требованиям, выработку программы партнерского взаимодействия, включая мониторинг факторов риска партнера, разработку антирисковой программы под специфику партнера и реализацию антирисковых рекомендаций на практике, что обычно связано с насаждением различной внутренней механики проектного управления и межпартнерского взаимодействия. Дорогие работы, ибо даже часть их, например только функциональная проверка предприятия, может предусматривать не только проверку непосредственного объекта интереса — самого предприятия, но и его функциональных связей, включая исследования их состояния у основных смежников. Наиболее полно комплекс будет представлен вам разделом «РТ против фирмы». комплекс «Полная проверка партнера» Дополняя работы против фирмы, этот комплекс объединяет их с работой против партнера - человека. Дает наиболее правдивые результаты и максимальный эффект управления проектом. В то же время наиболее сложен и дорогостоящ. Особенно для экстренных случаев «полной проверки с погружением» (как мы ее называем, экстра-проверки), при которой проверяются не только объекты, но и все их связи, в отношении которых в свою очередь могут быть инициированы соответствующие разведдействия. ОБЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РД Планирование разведывательных действий, как и любой другой план действий, служит удобству руководства проведением РД, концентрации имеющихся в распоряжении Агентства ресурсов и координации усилий разрозненных групп для достижения поставленных разведзадач наиболее эффективным путем, функции планирования неразделимы с обеспечением контроля выполнения работ и всецело принадлежат руководству. Однако скорее всего промышленный шпионаж имеет свою специфику планирования, несколько отличную от классической. Так, например, несмотря на то, что решающее слово — исключительно прерогатива штаба, при разработке плана РД нам показалось разумным привлечь к планированию всех задействованных в деле сотрудников. Этот принцип коллективной разработки плана РД служит лучшему пониманию и усвоению исполнителем своих задач и задач коллег-соседей. При обсуждении планов возникает множество ценных соображений. Считаем, что коллективное обсуждение полезно и в плане выравнивания профессионального уровня сотрудников, ибо в процессе планирования происходит активный обмен опытом. ПОСТАНОВКА РАЗВЕДЗАДАЧИ Для организации розыска и проведения разведывательных мероприятий необходимо знать точно, что нужно вашему заказчику. Во избежание недоразумений, цели разведки или розыска вы должны скрупулезно обсудить с клиентом и формализовать. На что надо обращать внимание при постановке разведзадачи? • не эабудте о языковом барьере В русской речи немало слов, имеющих массу значений. Если клиент не говорит по-русски — пусть изъясняется на своем родном языке, но только через вашего переводчика. • клиент может слабо представлять себе ваши возможности часто он предъявляет либо слишком жесткие требования к результатам выполняемых работ, либо, напротив, расплывчатые и туманные Последние приводят к тому, что в ходе проведения работ либо после их завершения появляются дополнения, ломающие ваш график и привносящие в работу элемент нервозности, что недопустимо. Аналогично и с составом работ. Аппетит приходит во время еды, за исключением случаев выявления явной бесперспективности проекта. Есть смысл решить эти вопросы сразу «на берегу». Растолкуйте необходимость и смысл проведения своих работ. Упорствующего клиента можно подвинуть к требуемому осознанию повышенными расценками на допуслуги, если таковые последуют по его инициативе. РАБОЧЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Рабочее планирование представляет собой детализированные задания, выдаваемые группе либо отдельным сотрудникам. Здесь каждый исполнитель волен выбирать себе удобную форму получения задания. Главное - чтобы у руководства 6ыло единое представление о том, что делает каждая группа и как выполняется план РД. Вторая цель — единообразное понимание своей задачи каждым сотрудником. Слабоформализованное задание приводит к распылению усилий, позволяя исполнителям с чистой совестью уклоняться в разные стороны в ущерб общей цели Считаем не лишним посоветовать ввести единообразную форму выдачи локальных заданий, например, в форме типового «Задания», которое выдается персонально руководителю каждой группы По итогам выполнения рабочих заданий сотрудники обязаны представлять рапорт о выполненной работе своим начальникам. Те в свою очередь пишут резюме. Задания, рапорты, резюме подшивается к делу. Затем для получения выводов и конечных результатов они обрабатываются аналитиками и специалистами, которые в свою очередь несут на стол руководству свои собственные отчетные формы... ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ Планирование операций в отличии от общего планирования РД, носящего стратегический характер, служит достижению тактико-оперативных целей. Смысл операции сводится к достижению конкретной локальной цели. Поясним опорные моменты планирования операций РД, прижившихся в оперативной работе на ниве предпринимательства, МОМЕНТ ОПЕРАЦИИ, СЦЕНАРИИ И ПУСКОВЫЕ УСЛОВИЯ Выбор момента операции, т.е. времени ее исполнения, включая старт и финиш, может существенно повлиять на ее исход Здесь мы отклоняемся от норм любого известного вам способа планирования и оказываемся в области по большей части субъективных решений. Нельзя огульно в принудительном порядке расписывать даты и сроки проведения операций. Иногда выбор момента базируется больше на текущих ощущениях ваших оперативников, иногда он зависит от направления и динамики развития ситуации. Что-то не поддается планированию вовсе и вы сидите с занозой в одном месте, дожидаясь удобного случая. Но всегда выбор момента является ответственнейшим шагом. Заставьте себя находить обоснование любому вашему действию, и ваша жизнь превратится в кошмар, т.к. вы увидите, сколь часто мы действуем наобум, без каких-либо рациональных помыслов. Это совершенно не подходит для выбора момента операции. Ибо на карту может быть поставлено гораздо большее, нежели философия вашего бытия. Говоря о трудности планирования, мы не говорим о его невозможности. Весь багаж ваших знаний может быть сконцентрирован на ожидании момента. Рыбак, внешне рассеянно следя за поплавком, на самом деле выполняет большую работу — пока его тело расслаблено, мозг подсознательно перелопачивает массу сторонней информации: атмосферное давление, силу ветра, состояние макушек деревьев лесогора, свист мошкары и прочее-прочее. Вот тут-то и приходит ощущение времени и чувство предвкушения удачи. Понаблюдайте за опытными рыбаками, и вы сами увидите — они предвосхищают момент поклевки. С чем-то аналогичным приходится сталкиваться и нам при выборе момента операции. Из общих правил можно сказать следующее: выбирайте момент любой операции мотивированно. Например, при работе против индивида иногда мы можем совершенно точно указать, когда лучше всего выполнить то-то и то-то. Известно, что «момент истины», столь желанный для любого оперативного работника максимум раскрытости человека, может наблюдаться, если объект находится в пиковом эмоциональном состоянии. Это может быть как стресс от перенагрузки, так и снижение самоконтроля в результате глубокого расслабления. Поэтому в зависимости от того, в какой кондиции находится ваш объект и каковы текущие тенденции его состояния, вы должны выбрать момент операции для его «раскупорки». Обратите внимание, мы с вами чуть выше говорили о сложности планирования момента операции, а сейчас заставляем вас поверить в то, что это прогнозируемо. Не ловите на противоречии. Речь идет о том, чтобы не проморгать свой момент. Вы можете его сколь угодно долго выжидать, но ожидаемые вами ориентиры должны быть совершенно точно определены в вашей голове. Мы называем их «пусковыми условиями». В рассматриваемом нами примере с раскупоркой объекта пусковыми условиями начала операции могут выступить проявления стрессовых поведенческих реакций объекта, например, такие, как внезапные обильные возлияния в офисе объекта, возможно, с вызовом девочек и продолжением пикников на обочинах. Возможно, вы отдиагностируете «готовность» объекта, прослушав телефонный разговор (кстати, в этом случае вам могут пригодиться специальные технические средства идентификации соответствующих голосовых тремор-характеристик), В общем, здесь вариантов великое множество, но одно является незыблемым: работа вслепую, наобум мало соответствует духу Р-системы. Пусковые условия понадобятся и при планировании возможных сценариев развития ситуации. Хорошее планирование, как мы с вами еще не раз будем говорить, в обязательном порядке должно включать несколько сценариев или сюжетов развития операции. Если вы привыкнете под каждый из них готовить необходимый набор пусковых условий, вы значительно сэкономите ресурсы и сможете реагировать на обстоятельства максимально быстро. Вашим сотрудникам не придется ломать голову, как поступить, вам не потребуются метаться в ситуациях цейтнота. Со временем ваше планирование будет совершенствоваться до состояния 100-процентных штатных ситуаций, о чем мы еще поговорим. Вы должны прийти к работе без неожиданностей. Может быть очень сложным планирование, включающее в себя десятки сценариев, но не должно быть сложной деятельности исполнителей. Если же такое пока еще не достигнуто, то мы с вами подошли к еще одному важному понятию в планировании РД. Бывает так, что план не соответствует действительности, ситуация начинает развиваться не так, как вы предполагали, выходя за рамки ваших сценариев. В этом случае говорят о нештатных ситуациях. Как правило, они требуют уникальных оперативных решений. В вашем агентстве в обязательном порядке должна быть строго поставлена система мобилизации сотрудников. Где бы они ни находились в настоящий момент, вы должны быть точно уверены, что сможете их экстренно собрать. Любая нештатная ситуация требует тщательного индивидуального решения Возможно, вам придется мобилизовать весь коллективный творческий потенциал агентства на решение одной-единственной крохотной проблемки. В любом случае не стоит пасовать перед обстоятельствами и упускать инициативу. Помните, что со временем нештатные ситуации станут делом маловероятным. Мы работаем в реальном вещественном мире. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ При планировании любой операции вам придется прикидывать требуемые ресурсы. Этo будут технические средства, такие как транспорт, спецтехника (фото, видео, компьютерная и факсимильная, средства прослушивания и проч.), интеллектуальные ресурсы, финансовые средства. Без этих элементов ваша операция может быть обречена на провал уже на старте. Вспоминается случай, когда один наш сотрудник достаточно долго обхаживал объект, но забыл предупредить бухгалтерию о подготовке определенной суммы баксов. Мало того, что его руководителю пришлось в спешном порядке выдергивать «зелень», но и доставить ее на место было непросто. Еще один пример зари Агентства, однажды один сотрудник прилетел в офис и радостно заявил, что у него сегодня наметился контакт и требуется «всего на час» техника для записи разговора. Подходящего микрофона тогда в наличии не оказалось. Пришлось ехать на телецентр и арендовать микрофон-заколку, какие вы, наверное, неоднократно видели в телепередачах на галстуках. Выкрутились, конечно, но неприятно. Вывод прост участие распорядителей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|