Болтоголики и фанатики
Болтоголизм проявляется в сверхобщительности с повышенной вер- бальной активностью. Аддикты стремятся создавать группы «по интере- сам», где проводят много времени в разговорах. Нередко это однополая компания, члены которой часто ходят друг к другу в гости, подолгу раз- говаривают по телефону — «не могут жить друг без друга». Жизнь аддик- та между встречами с друзьями сопровождается постоянными мыслями
о предстоящем свидании с ними. Такие же группы создаются в рабочих коллективах, и тогда на работу ходят ради этого общения, часто собирают застолья по различным поводам, что приводит к постепенному развитию алкогольной зависимости. У большинства детей, выросших у компьютера, развивается феномен «воображаемого друга» (сверстников, животных, неживых существ), при этом реальное общение сводится к минимуму. У многих отмечается ин- тимофобия, из-за которой они предпочитают общаться заочно, используя современные средства связи. При неисправности или отсутствии под ру- кой необходимой техники аддикты нервничают, чувствуя, что отрезаны от мира, иногда слышат звонки и оклики. Аддиктивная лживость, мифомания характеризуется активным и ча- стым использованием неправдивых высказываний. Мотивацией являет- ся изменение своего психологического состояния: получение удовлетво- рения от признания и привлечения внимания, радость от мистификации окружающих, торжество от причинения вреда противнику. Лживость ха- рактерна и для химически зависимых наряду с чрезмерным стремлением к немедленному выполнению желаний и самоутверждению при снижен- ной способностью к длительной, целенаправленной деятельности, склон- ности к бесконтрольному фантазированию и демонстративности в прояв- лении чувств.
Нигилизм отличается активной, всепроникающей склонностью обес- ценивать деятельность, имеющую смысл для других. Для нигилиста ха- рактерна «идеологическая пассивность», маскирующаяся под глубинный анализ сути происходящего. Нигилист часто отказывается от любой дея- тельности, предлагаемой другими, высмеивая их стремление достичь в ней успехов. Энергия и поведение нигилиста порождены отчаянием, он ищет злобного удовольствия, присущего бессмысленному разрушению. Идейный авантюризм, или крусадерство (лат. сrusader — крестоно- сец), заключается в том, что аддикт хватается за любой повод, чтобы «выйти на улицу». Крусадеры с головой погружаются в общественную деятельность, которая кажется им социально значимой, и, как только кампания закончена, сразу же стремятся занять себя чем-то новым, что- бы остаться на шаг впереди преследующей их бессмысленности. Круса- дерство распознается по тяге человека к авантюрам и приключениям, не- мотивированному риску, злоупотреблению разного рода психотропными веществами, беспорядочной активности, суете повседневных и случай- ных малозначительных дел. Избыточная, бестолковая и непрекращаю- щаяся активность выполняет функцию защитного отвлечения от накаты- вающего чувства бессмысленности и бесполезности. Паузы в сумбурной активности вызывают состояние тоскливой раздражительности (невроз выходного дня). Оценочная зависимость проявляется как «погоня за знаниями», когда коллекционируются все новые «корочки», без планов всерьез заняться профессиональной работой. Похвала или ее предвкушение вызывает у че- ловека выброс «вещества объятий» — гормона окситоцина. Попадая в за- висимость от этого наркотика, ребенок становится зубрилой, взрослый че- ловек целиком посвящает себя работе, довольствуясь похвалой шефа или
чувством «морального удовлетворения» от хорошего результата: «Мама могла бы мной гордиться! » Чтобы испытать эйфорию, выработку оксито- цина приходится стимулировать все сильнее, все чаще. Аддиктивный фанатизм — это крайняя степень увлечения какой-либо деятельностью с созданием из нее культа и поклонением кумиру. Вооду- шевление и экстаз фанатика во время спортивного матча, политического митинга или молитвенного ритуала вызывают у него выброс эндорфинов. Во время рок-концертов происходит навязывание альфа-ритма, при этом электроэнцефалограмма неотличима от гипнотической. У участников воз- никают общие для толпы эмоции, индивидуальность растворяется, растор- маживаются стадные инстинкты. Резко повышается внушаемость по отно- шению к идолу, кумиру. Через какое-то время человек уже не может жить без этих состояний. Членами фанатических групп становятся зависимые личности, неспо- собные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе, ведомой сильным лидером. Чем больше они те- ряют свою индивидуальность, тем сильнее нуждаются в идентификации с лидером и группой, чтобы получить нарциссическое ощущение всемо- гущества. Аддиктивный фанатизм часто сочетается с аддикцией к власти, а так- же с влечением к смерти, которое проявляется в мазохистском принесе- нии себя в жертву ради торжества сверхценной идеи. Этим можно объяс- нить садомазохистское поведение современных террористов-смертников. Идеологический и социальный кризис в нашей стране привел к появле- нию большого количества молодых людей, которые явились легкой добы- чей не только наркомафии, но и зарубежных религиозных сект и террори- стических организаций, обещающих духовную поддержку в обмен на отказ от своего Я. Сектантство. Многие сатанинские секты практикуют садистические ри- туалы, в которые входит питье крови в смеси с мочой и вином, употребле- ние наркотиков, истязание или убийство животных и людей. Жертвы этих ритуалов, оставшиеся в живых, обнаруживают посттравматическое стрес- совое расстройство. Дети обычно подвергаются инцестуозному и группо- вому сексуальному насилию в особо извращенной форме и получают тяж- кие телесные повреждения. Их запугивают тем, что теперь они прокляты, находятся во власти Сатаны, и он всегда будет знать, где они находятся и что они делают.
Дети редко рассказывают о случившемся по нескольким причинам. Пе- ред ритуалом их подвергают действию наркотиков и гипноза с внушени- ем забыть произошедшее, а если эпизод вспомнится — покончить с собой. Кроме того, сам эпизод настолько мучителен, что вытесняется из сознания в силу диссоциации. Чтобы ребенка можно было использовать в ритуаль- ных целях и в дальнейшем, эта диссоциация усиливается искусственно. Для этого ребенка жестокими пытками доводят до состояния разъеди- нения чувств и мыслей, в это время в расщепленное сознание внедряется культовая программа, эффективно закрывающая образовавшееся окно. Те- перь она будет функционировать постоянно, оставаясь неосознанной для жертвы. Программа включает:
а) самостоятельное возобновление контакта с сектой или позволение его члену секты; б) сообщение секте нужной информации устами измененной части лич- ности; в) автоматическое нанесение себе телесных повреждений или само- убийство в случае невыполнения предписаний секты; г) саботирование лечения, направленного на освобождение от влияния секты. Прежние интересы и увлечения исчезают, изменяются представления о честности. Меняются политические и религиозные убеждения, студен- ты переходят на вечернюю форму обучения, меняют специализацию или прекращают учебу. Сектант фанатично стремится обратить других в свою веру, использует жаргон «для посвященных», механически монотонно по- вторяет заученные постулаты. Семья и друзья становятся объектами про- поведи, как будто нуждаются в спасении. Он оказывает давление с целью получить деньги для личных нужд и для группы. Утрачиваются связи с се- мьей и друзьями, он не участвует в семейных событиях, уклоняется от объ- ятий и поцелуев, большую часть времени проводит с группой, переселяет- ся жить к другим членам группы. Последствия вовлечения в тоталитарные культы опаснее, чем при дру- гих поведенческих аддикциях. Психические последствия заключаются в неспособности самостоятельно принимать решения, невротических рас- стройствах, изменении личности, психозах и суицидах. Соматические по- следствия проявляются в ухудшении физического состояния, сексуальных проблемах, снижении иммунитета, преждевременной смерти из-за отка- за от квалифицированной помощи. Социальные проблемы возникают как следствие прекращения семейных, дружеских и профессиональных свя- зей, нарушения отношений с обществом, финансовых трудностей, крими- нальных действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|