Упражнение «список эмоций». Задания для самостоятельной работы. Культура педагогического общения. Продуктивные способы активного слушания
Упражнение «Список эмоций» Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию. Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают. Вопросы для обсуждения: • Какое слово было труднее всего показать? • У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему? • Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример. ) Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987. Григорьев Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Метод, пособие для преподавателей. — Новосибирск. — М., 1997. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург, 1998. Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б. Д. Па-рыгина. - СПб., 1994. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Студентам предлагается выполнить следующие задания: • Понаблюдать за собой в процессе взаимодействия с близкими людьми: понять их состояние, прочувствовать, выслушать. • Находясь в транспорте, незаметно приглядеться к чьему-либо лицу. Попытаться вообразить это лицо улыбающимся, опечаленным, испуганным, насмешливым, нежным и т. д. Попробовать представить те чувства, которые испытывает этот человек в данный момент. • Понаблюдать за собой. Определить, какие эмоциональные проявления являются для вас типичными, какой способ взаимодействия с отрицательными эмоциями у вас преобладает. Внимательно рассмотреть свое лицо в зеркало, не критикуя себя. Постараться выразить мимикой: дружелюбие, открытость, недовольство. Определить, что удается лучше. Постараться выразить дружелюбие, доброжелательность в разной степени - от вежливой симпатии до обожания. После чего задать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую? ». Проанализировать данный эксперимент.
• Чтобы избавиться от угрюмого или надменного выражения лица, по утрам перед зеркалом покажите себе язык, улыбнитесь. Настройте себя на то, что казенное выражение лица не должно появиться у вас ни разу в течение дня. Гаджиева Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. / Под общ. ред. М. Р. Гинзбурга. — М., Воронеж. — 1998. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Педагог постоянно сталкивается с самыми различными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, к появлению напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность. Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения — умения правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).
Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания. Слушание — это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, поскольку процесс слушания занимает существенную часть его жизни. различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое. Активное — вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник путем задавания уточняющих вопросов. Продуктивные способы активного слушания • Повторение Состоит в дословном воспроизведении слов говорящего, цитирования сказанного партнером. Используя эту технику, собеседник: - дословно повторяет последние слова партнера; - вставляет цитаты из высказываний партнера в собственные фразы, например: «Итак, ты считаешь... (далее цитата)» или «Насколько я тебя понял... (далее цитата)». • Перефразирование (эхо-техника) Сущность перефразирования состоит в возвращении собеседнику его же высказывания (одной или нескольких фраз), сформулированных своими собственными словами. Начать можно так: «Как я вас понял... », «По вашему мнению... », «Другими словами, вы считаете... ». Главная цель эхо-техники — уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. Но при возврате реплики не стоит что-либо добавлять от себя, интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным. • Резюмирование Данная техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога: «Если теперь подытожить сказанное вами, то... ».
Резюмирование помогает при обсуждении и рассмотрении Претензий в том случае, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике. Резюмирование позволяет не тратить времени на не относящиеся к делу разговоры и может стать действенным и необидным способом завершить разговор со слишком словоохотливым собеседником. • Развитие идеи (техника интерпретации) Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется - предпринимается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Интерпретация позволяет уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться вперед в беседе, дает возможность получить информацию без прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона. Используя технику интерпретации, собеседник задает уточняющие вопросы: «Ты, наверное, имеешь в виду...? », «Вы, наверное, говорите это потому, что...? », «По-видимому, вы хотите, чтобы...? » Также можно использовать технику пробных вопросов: «А может быть так, что ты надеешься, что...? », «А может быть так, что вы хотели бы...? ». Предположительные вопросы предпочтительнее прямых, поскольку передают уважение к партнеру и оставляют за спрашивающим право ошибаться, а за партнером - право уйти от ответа. Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Оно очень хорошо помогает успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт. Типичной ошибкой людей при применении активного слушания становится формальное следование правилам. В подобных случаях человек задает нужный вопрос: «Правильно ли я вас понял, что... », но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает.
Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему боль- н0) стыдно, страшно. Тогда важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Отзвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение. Бывает, что приходиться слушать человека, пребывающего в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таком состоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему необходимо успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только потом с ним можно общаться. Здесь эффективно работает прием пассивного слушания. Пассивное слушание — умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реак-ции»: «да-да, угу-угу, ну конечно», кивание головой. Эмоциональное состояние, подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала человек начинает успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после с ним можно будет общаться нормально. Главное: • не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем более; • не задавать уточняющих вопросов, потому что это только вызовет ответный взрыв негодования; • не говорить партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладится». Он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «пристроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, то есть вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, в противном случае повторение действий оценится как издевательство над его чувствами. Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоци-°нальное состояние собеседника и разделять его. При эмпати- еск°м слушании не дают советов, не стремятся оценить гово- рящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|