Упражнение «Ваши способности к искренности»
Упражнение «Ваши способности к искренности» Работа проводится в диадах. Партнеры садятся лицом друг к другу на расстоянии не более полутора метров и смотрят друг Другу в глаза. Затем один из них делится с другим чем-либо Действительно важным для него — своими опасениями, увлечениями или случаем из жизни, своими мыслями, чувствами. Слушающий пытается активно откликаться. Говорящий свободен в своих высказываниях. Он должен осознать свои чувства и выразить их. Упражнение выполняется поочередно. Для обсуждения: Какие чувства вы испытываете к партнеру после разговора? Башлакова Л. Н., Харин С. С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям- Метод, рекомендации. — Минск, 1995. Гаджиева Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская П. В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. Масленникова В. Ш., Юдин В. П. Педагог и культура Пособие в помощь учителям школ, соц. педагогам, соц. работникам и студентам. — Казань, 1994. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д., 1997. Слепкова Е. В. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сборник научных трудов. — Минск, 1999. ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХСИТУАЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ Инструкция к проведению: Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогическую ситуацию, требующую проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следующих условиях: а) если ролевая игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийно-го поведения;
б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера (ввод дополнительных переменных, применение метода «провоцирующих реплик», использование элементарного реквизита, «простых физических действий», личное включение ведущего в игру, введение подставных лиц и т. п. ), вызывает переживание чувств играемой роли, реализующихся в эмпатийном поведении; в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры, экспертной оценке, которую дают все играющие, самоотчетов, коллективного обсуждения поведения каждого участника игры; г) если ведущий в процессе коллективного обсуждения и самоотчетов побуждает исполнителей роли к рефлексии, которая повышает уровень волевой регуляции эмпатийного поведения. Экспертная оценка успешности выполнения педагогичес-ой задачи в ролевой игре по пятибалльной системе включает: степень адекватности понимания ситуации неблагополучия, наличие эмоциональной реакции, анализ гуманистического удержания действий, учет общего стиля поведения, фиксирование времени, затраченного на принятие решения и на достижение цели. Ситуация «Цветы» Вхожу в класс как обычно, здороваюсь, спрашиваю: - Кто сегодня отсутствует? Впрочем, и так вижу, что двоих нет - самых озорных. Но тут дверь распахивается, и в класс врываются запыхавшиеся мальчишки, в руках - ветки сирени. - Это вам! — говорят они, протягивая мне цветы. - Спасибо, но по какому поводу? - Это вам в день рожденья. - А как вы узнали? - Ээ... это секрет фирмы. Но оказалось, что у фирмы есть еще один секрет. Сирень была как-то странно обломана... - Ребята, а где вы ее взяли? - Нарвали. За нами дворник до самой школы гнался... Ситуация «День рождения» Однажды на перемене дежурный педагог подвел к классному руководителю Толю. - Ваш мальчик, Александра Федоровна?
- Мой. А что случилось? - Полюбуйтесь, все цветы в соседнем дворе оборвал, — и как вещественное доказательство протянул большой букет астр. Мальчик стоял, опустив голову, и часто взмахивал ресницами. - Зачем ты рвал цветы, Толя? - мягко спросила учительница. ~ Я хотел подарить маме. У нее сегодня день рождения. Он поднял полные слез глаза. После уроков Александра Федоровна попросила Толю порождать ее, чтобы вместе идти домой. Мальчик ждал учитель- ницу. Он думал о том, какой «подарок» сейчас получит мама, узнав, что он залез в чужой сад. Ситуация «Исчезнувшая двойка» ... В тот день на уроке литературы в пятом классе учительница вызвала Славу к доске. Задав вопрос, она открыла дневник мальчика и вдруг спросила: — А где у тебя двойки по русскому языку? — Какие двойки? - с удивлением спросил Слава. — Ведь вы меня не спрашивали. — Ах, ты еще споришь с учителем! Садись, ставлю тебе единицу. Ситуация «Не слушал» На уроке в шестом классе учитель ведет опрос учащихся по предыдущему материалу. Одному из учеников становится скучно, и он начинает переговариваться с соседом по парте. Учитель замечает это и, обращаясь к нему, просит повторить заданный вопрос. Ученик вопроса не слышал. — Садись! Двойка. — За что? — спрашивает ученик. — За то, что не слушал, - отвечает учитель. — Но ведь я все знаю, — пытается уверить преподавателя шестиклассник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|