Ситуация «укол». Ситуация «подготовка к уроку». Упражнения на осознание особенностей экспрессии. Упражнение «геометрическая фигура»
Ситуация «Укол» Вы ведете ребенка в поликлиннику, чтобы сделать прививку. Ребенок боится и плачет. Продумайте ваши действия слова, постройте ваше обращение к ребенку. Ситуация «Подготовка к уроку» Ученица на уроке отвечает невпопад. На предыдущем уроке, когда ее спрашивали, она молчала, а сегодня сказала учителю, что готова к занятию, но отвечает слабо, неуверенно. Учитель кричит на нее, называет лентяйкой и бездельницей. Что чувствует девочка? Ваша версия? Постройте монолог, передающий состояние ученицы. г doicueea Н. М., Никитина Н. Н, Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. Михальченко Г. Ф. Диагностика и развитие эмпатии. // Практическая психология: Метод, рекомендации школьн. психологам и студентам. / Под ред. СВ. Кондратьевой. — Гродно. — 1992. УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСПРЕССИИ При выполнении этих упражнений фиксируются особенности телодвижений и внутреннее состояние участников. Важно добиться, чтобы каждый из них ощутил особенности своей экспрессии и понял необходимость ее коммуникабельной формы. Выполняя упражнения, следует добиваться, чтобы участники научились различать оттенки и особенности экспрессии у себя и у партнеров, а также выбирать адекватные и коммуникабельные средства выражения отношений к ситуации. Упражнение «Геометрическая фигура» Участникам (всей группе или каждому по очереди) предлагается очертить рукой в пространстве перед собой прямоугольник. Задание обнаруживает очевидные вариации в проявлениях экспрессии. Один рисует в воздухе небольшую фигурку, едва вращая прямым указательным пальцем, не двигая при этом ни глазами, ни головой. Другой подключает энергию всей руки, его взгляд синхронно отслеживает контуры мнимой фигуры, Движется голова и корпус тела. Третий «рубит» ладонью; словно перед ним некая твердь. А кто-то мягко оперирует кистью РУки, прибегая к среднему или широкому жесту.
Упражнение «Слон» В круг приглашаются 4—5 участников. Задание: представьте, что маленькие детки просят маму (или Папу) показать, как ходит слон. Как и следует ожидать, «слоны» бывают разные: мягко ступающие, осторожные и добрые, медлительные, качающиеся из стороны в сторону или тяжелые, неуклюжие, агрессивные. Каждый невольно воспроизводит свойственный ему режим сигнальной экспрессии. Стереотип навязчив, и коль скоро человек обладает жестким вариантом телодвижений, ему трудно вести себя иначе, даже если его просят об этом. Упражнение можно продолжить, попросив тех же участников показать, как ходит другое животное, например, лиса или кошка. Обладатели мягкой экспрессии легко демонстрируют новый образ, наделяя его характерными чертами. У людей с жесткой экспрессией кошка весьма похожа на слона, и наоборот. Упражнение «Угощение чаем» Участники по очереди (4—5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (интимную встречу, деловую беседу) и поднести собравшимся чай. Необходимо взять воображаемые блюдца и чашки, расставить на воображаемом подносе, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце. Упражнение «Могу ли я представить? » Участникам предлагается собраться в группы по 5 человек. Задание: Смотрите друг на друга и попытайтесь представить тот образ человека, который будет сейчас называться. Попытайтесь увидеть этого человека плачущим, растерянным, обиженным, страдающим, когда он хитрит, грубит, дразнится. Варианты: романтик, продавец на рынке, добрый повар, выпивший, шут, царь (королева).
Вопросы для обсуждения: • Кого в названных образах было увидеть легко, кого трудно? • От чего это зависит? Упражнение «Имитация интонации» Ведущий вслух произносит строку всем знакомого стихотворения, но делает это с непривычными и неожиданными интонациями. Например, хорошо подходят строки: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла, Зимой и летом стройная, зеленая была». Можно прочесть: «У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. ц днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом... » Ведущий неожиданно меняет интонации внутри стихотворного отрывка и в конце, создавая непривычный мелодический рисунок. Присутствующие должны хором воспроизвести отрывок и все интонации ведущего. Обычно это удается не каждому, поскольку на слуху заученная и простенькая ритмика и мелодика стиха. Все слышат, кто резко «выпадает» из общего хора и выводит привычную звуковую палитру, а кто проявляет гибкость и может повторить задание близко к прозвучавшему оригиналу. Упражнение «Кто вы? » Каждому участнику предлагается написать характеристику невербального поведения одного из студентов группы. Затем характеристики зачитываются без указания адресата. Группа должна определить, кому принадлежит данная характеристика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|