Работа автомобиля на линии
При работе на линии водителю категорически запрещается управлять автомобилем в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств; передавать управление автомобилем лицам, находящимся в нетрезвом состоянии, либо не указанным в путевом листе, или не имеющим при себе удостоверения на право управления автомобилем; самовольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе, если это не вызывается ухудшением дорожных или климатических условий. Во время работы водитель обязан выполнять правила безопасности движения, указания регулировщиков дорожного движения; поддерживать скорость в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, с учетом состояния дороги, но не выше максимальной скорости, установленной технической характеристикой для данной модели автомобиля; наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и правильностью работы всех механизмов. В кабине, кузове и салоне автомобиля не разрешается нахождение большего числа людей, чем это указано в паспорте завода-изготовителя. В кузове автомобиля-самосвала категорически запрещается перевозка людей. Лица, сопровождающие эти автомобили, должны находиться в кабине автомобиля. Движение автомобиля с людьми, находящимися на подножках, крыльях, бамперах запрещается. Лица, находящиеся в автомобиле, обязаны выполнять требования водителя по соблюдению правил техники безопасности. В темное время суток водителю следует соблюдать следующие меры безопасности при пользовании освещением:
Работа на автопоездах требует дополнительных мер безопасности. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, производят, как правило, водитель, рабочий-сцепщик и третий человек, координирующий их работу. При этом водитель должен подавать автомобиль назад с самой небольшой скоростью и обеспечить безопасность выполняемой сцепщиком работы. Только в исключительных случаях сцепку может производить один водитель. Но в этом случае он должен соблюдать меры безопасности и выполнять работы в следующей последовательности:
· поставить прицеп так, чтобы к нему можно было легко подъехать; · проверить состояние буксирного прибора; подложить упор под задние колеса прицепа; сцепить автомобиль с прицепом; · надеть страховочный буксирный трос или цепь и закрепить его (ее) за поперечину, рамы автомобиля или впереди стоящего автомобиля (за буксирный прибор крепить трос или цепь запрещается); · соединить гидравлические, пневматические и электрические системы автомобиля и прицепа.
Во время вождения автопоезда на поворотах следует двигаться по дуге большого радиуса, а при движении задним ходом необходимо зафиксировать переднюю ось прицепа стопорным устройством. Загрузку прицепов производить равномерно, при этом не допускать перегрузки передней оси. Буксировать груженый прицеп порожним автомобилем не разрешается. Во время всей работы на линии водитель автопоезда должен следить за состоянием полуприцепа и буксирных устройств. При организации перевозок челночным методом должны соблюдаться следующие меры безопасности при эксплуатации автомобилей с полуприцепами:
Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа следует расположить по одной прямой. Производить сцепку и расцепку на скользкой площадке категорически запрещается. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты; перед сцепкой необходимо убедиться в исправности седельно-сцепного устройства, шкворня и их креплений, затормозить полуприцеп стояночным тормозом и проверить, чтобы передняя часть полуприцепа по высоте располагалась так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадала на салазки или на седло. В случае необходимости надо поднять или опустить переднюю часть полуприцепа; чтобы не было помех сцепке, соединительные шланги и электропровода следует подводить при помощи оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, а во избежание опрокидывания полуприцепы следует загружать, начиная с передней части. При работе на автомобилях-самосвалах не разрешается, как правило, выгрузка груза в овраг, реку с обрыва, если отсутствует надежно укрепленный отбойный брус. При отсутствии бруса не разрешается подъезжать к краю обрыва ближе чем на 1 м от заднего колеса.
При подаче автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и что поблизости нет людей или каких-либо препятствий. При плохой видимости сзади должен находиться человек, наблюдающий за движением автомобиля. В карьерах на строительных площадках, на территории промышленных предприятий автомобили могут работать только с разрешения ответственных лиц этих объектов с соблюдением маршрута (направления) движения. При работе в горных условиях следует соблюдать меры безопасности. Автомобили должны обеспечиваться упорами под колеса — башмаками (не менее двух), козелками и приспособлениями для жесткой сцепки при буксировании. Водители заранее должны быть ознакомлены с особенностями маршрута (покрытие дорог, опасные спуски и подъемы, повороты) и характером перевозимых грузов. Водители, не имеющие опыта и стажа работы, могут направляться в рейс на горные дороги только в составе колонн автомобилей после прохождения дополнительного инструктажа по технике безопасности, при длительных (затяжных) спусках водители не должны пользоваться прямой передачей. 3. Устранение технических неисправностей при эксплуатации автомобиля на линии. При обнаружении неисправностей во время работы на линии, требующих немедленного устранения, водитель обязан поставить автомобиль на обочину и тщательно осмотреть его. К устранению неисправностей можно приступить при наличии необходимого оборудования и инструментов и если объем ремонта, возможно, выполнить на линии. К такому ремонту относятся продувка системы питания, проверка действия приборов зажигания, устранение неисправностей в системе освещения, монтаж и демонтаж шин, смена колес, подтяжка ослабленных креплений и т. п. Оборудование, инструменты и приспособления должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003—74, ГОСТ 12.2.027—80 и Правилам по охране труда на автомобильном транспорте. Нельзя допускать к выполнению ремонта автомобилей грузчиков, пассажиров и других лиц, не имеющих на это права.
Во время ремонта водитель должен строго соблюдать правила техники безопасности. Для того чтобы автомобиль оставался неподвижным, его нужно затормозить стояночным тормозом и включить первую передачу, а при работе на крутых спусках подложить под колеса автомобиля не менее двух упоров (башмаков). При подъеме автомобиля домкрат требуется устанавливать вертикально, а под его основание подкладывать деревянную доску, но ни в коем случае не камни и кирпичи. При выполнении работ, связанных со снятием колес, под поднятый автомобиль надо обязательно подставить козелки. В темное время суток ремонтируемый автомобиль должен быть освещен. Для этого необходимо включить подфарники и задний фонарь. Если водитель не в состоянии сам устранить неисправности в автомобиле, он обязан сообщить администрации автопредприятия о необходимости вызова техпомощи. В этом случае неисправный автомобиль доставляется на автопредприятие буксиром. Иногда буксирование производит линейный автомобиль с использованием гибкой сцепки (троса, цепи) или жесткой (металлические трубы, шланги). При этом необходимо выполнять следующие правила безопасности. Если у автомобиля исправны рулевое управление, тормозная система, освещение и звуковой сигнал, то можно буксировать только один автомобиль на гибкой сцепке длиною 4—6 м (рис.1, а). Связующее звено хорошо закрепляется к буксирным крюкам или раме. Для лучшей его видимости связующее звено через каждый метр обозначается сигнальными щитками или флажками. Водитель буксируемого автомобиля обязан контролировать натянутость гибкой сценки. Скорость движения в этом случае не должна быть выше 50 км/ч. Если у автомобилей исправны рулевое управление и задний мост, то можно буксировать два двигателя на жесткой сцепке, длина которой не более 4 м, а скорость движения не более 50 км/ч (рис.1, б).
Рис. 1. Буксирование неисправных автомобилей: а - на гибкой сценке, б - на жесткой сцепке: в — на платформе буксирующего автомобиля.
Автомобили с неисправным рулевым управлением, тормозами и освещением должны буксироваться путем частичной погрузки на платформу или специальное опорное устройство буксируемого автомобиля (рис. 1, в). В данном случае в кабине буксирующего автомобиля и в кузовах обоих автомобилей запрещается находиться кому-либо или перевозить пассажиров. Если в пути следования водитель должен выйти из кабины автомобиля через левую дверь, необходимо помнить об опасности наезда. В этом случае надо съехать с проезжей части дороги, остановить автомобиль и, прежде чем выходить, убедиться, что поблизости нет движущихся транспортных средств.
Литература: 1. Салов «Охрана труда на автомобильных предприятиях»
Министерство образования и науки Украины Приазовский государственный технический университет Кафедра охраны труда и окружающей среды им. Немцова Н.С.
Данилова Т. Г., Скударь О.Н.
Лекция № 8 на тему: «Безопасность труда в морских портах» (для студентов транспортных специальностей по дисциплине «Охрана труда в отрасли»)
Мариуполь, ПГТУ, 2007
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|