Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. «Свободная» деятельность государственной администрации – деятельность, не связанная с ограничениями прав частных лиц




СОДЕРЖАНИЕ

1. Деятельность по оказанию государственных услуг.

2. Деятельность по управлению государственным имуществом.

3. Административно-правовое регулирование размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОКАЗАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Как административная деятельность, деятельность по оказанию услуг существует давно, с тех пор, как появилось государство. Она рассматривается как одна из важных функций государства, однако в сточки зрения АП признание этой функции за оив оказалось достаточно длительной. На протяжении многих лет Ап науки ив нашей стране и за рубежом понятие оказание гос услуг не знала. В германии понятие гос услуг и Аптеория появилась в 30е годы 20 столетия. Тогда же стали развиваться представления о разных формах деятельности гос-ва, т.е. о видах админ деятельности. Советская наука АП понятие гос услуг вообще не знало; оказание каких-либо услуг не относилось к админ деятельности и попадало в сферу внимания административистов. Все внимание было сосредоточено на принудительной деятельности гос органов, но почти исключало позитивную деятельность, связанную с оказанием гос услуг. После Указа Президента 314 зачатки развития науки в этой области началось, т.е. после 2004 года. В Указе 314 понятие услуги было сформулировано достаточно туманно. Важно, что там предполагалось отделение услуг от контроль-надзорной деятельности и при этом оказание услуг предполагало адресатом получения услуг граждан и организаций; услуги оказываются в тех случаях, когда это предусмотрено законодательным регулирование; услуга должна представлять собой исходя из содержания Указан 314 некое благо, предоставляемое конкретному гражданину или ЮЛ. С 2004 года стали появляться работы, в которых понятие гос услуг стало обсуждаться, и на протяжении нескольких лет было сформировано нечто вроде доктринального понимания гос услуги.

Доктринальное понятие государственной услуги – это предоставление в случаях, установленных законом, гражданам социально значимых благ в виде неовеществленного результата (характеристика характерна для услуги вообще) деятельности государственных организаций, созданных и финансируемых за счет средств государственного бюджета и реализующих от имени государства политику в социальной сфере, направленную на обеспечение реализации конституционных и законодательно гарантированных прав граждан.

 

Государственная политика? Ситуация оказания образовательных услуг или любых других услуг – можно ли считать, что созданные государством образовательные учреждения реализуют государственную политику, а частные образовательные учреждения данную политику не осуществляют? Внешних признаков, отличающий в этом случае деятельность гос организаций, негосударственных очень мало чем отличается. НО почему этот признак важен для нас? Потому что, когда мы говорим о государстве, мы предполагает, что государство имеет определённые социальные обязательства, которые проистекают из социальных прав, закрепленных в К РФ. Если предъявить требование об обеспечении возможности реализовать какое-то право частному лицу не может, то государству он такое требование может предъявить. Получается, что то же право на образование дб обеспечено государством. Если оно обеспечивается частными организациями – здорово. Но если нет, то этим должно заниматься государство. Это относится к среднему общему образованию, государство гарантирует всем а частные организации могут свою д-ть осуществлять. В доктринальном понятии, акцент на том, что главный признак услуги- благо, которое адресовано гражданину; оно предполагает, что гражданин сам обращается за получением услуги, а, во-вторых, для него получение услуги является добровольным (условность критерия; по своей природе та деятельность, которую мы обычно обозначаем как деятельность по оказанию услуг- предоставление благ гражданам). Организации, которые оказывают гос услуги, создаются или финансируются государством – государство в тех случаях, когда оно может прибегнуть к механизму аутсорсинга, оно может и на частные лица за счет своих средств возложить функции по оказанию гос услуг. Это ничему не противоречит, лишь бы услуга была оказана, лишь бы государство гарантировало ее обеспечение. Что касается гос организаций, Указ 314 прямо предусматривает, что услуги могут оказываться как гос органами, т.е. оив, так и создаваемые госу органами учреждениями. А мы можем добавить, что даже ГУП, хотя они и не финансируются гос-вом, но могут в определённых условиях осуществлять гос политику по обеспечению соц потребностей. И в этом отношении государство не финансирует такую деятельность, по крайней мере на прямую не финансирует, но поддерживает и обеспечивает, потому что имущество ГУПа относится к гос собственности, соответственно, государство наделяя ГУПом имуществом, обеспечивает оказание услуг.

 

Законодательное понятие

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" разрушил теорию государственных услуг. В нем возобладал поход, который можно обозначить как экономический подход к оказанию гос услуг. В доктрине мы говорим о юридических критериях и не прослеживаем эффект системе гос органов, власти который производится отнесением той или иной деятельности к оказанию гос услуг; конструируя этот подох мы исходит из конституционных принципов: если гражданина в чем-то ограничивают и обременяют, то это контроль-надзорная деятельность; если гражданину делают хорошо, оказывают благо, то это оказание услуг. Экономический подход: главный приоритет с точки зрения системы управления – гос орган воспринимает частное лицо как подвластное лицо и осуществляет в отношении него некую властную д-ть по своей собственной инициативе, третируя и кошмаря его. По сути контрольно-надзорная деятельность отличается от деятельности иной только тем. что гос-во ее инициирует. Если же гражданин сам обращается в гос орган, то предполагается, что это нужно не только государству но и гражданину; то, что он обязан делать это в силу закона остается за скобками; акцент делается на том, что если гражданин сам пришел, то к нему нужно отнестись как к клиенту. Т.е. его нужно полностью удовлетворить. Исходя из этого экономического критерия, если гражданин сам приходит и платит гос пошлину (в некоторых случаях), то в этом случае экономически конечно нет оснований относить ее к контрольно-надзорной и отделять от предоставления благ. Этот подход и был отражен в положении закона 2010 года.

Государственная услуга – это деятельность по реализации функций органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий органов власти + услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг (18 видов экспертиз – Пост. Прав-ва РФ от 02.12.2009 N 984)

Здесь сказано, что услуги оказывают только гос органы. Есть некий перечень услуг, сопутствующих предоставлению гос услуг- они и могут оказываться гос учреждениями и даже гос предприятиями, но сами гос/муницип услуги оказывают только гос органы. И самый главный критерий- инициатива гражданина. Если сам обращается в гос орган, значит речь идет об услуге. В этом случае все искажается и самое главное, закон не делает никаких оговорок в дифференциации деятельности по оказанию услуг. Т.е. исходя из содержания этого закона, становится непонятным, деятельность гос школ, гос учреждений здравоохранения, гос соц служб- они оказывают гос услуги или нет? С точки зрения закона нет, но при этом деятельность их не прекращается, гос-во как оказывало в тех формах гос услуги, так и продолжает оказывать. По сути дела закон выхватывает из всей деятельности государства некую отдельно взятую часть деятельности, при этом выхватывает частично из деятельности оказания услуг, частично из контрольно-надзорной, и называет это все оказанием гос услуг. Здравого смысла тут не много. Единственный плюс в этом законе в том, что он создает некий механизм оказания гос услуг, предполагает создание некой системы ценностей, ориентиров, критериев оценки той деятельности, которую осущ гос органы, и позволяет создать некоторую определенность в части того, как должен действовать механизм оказания гос услуг.

По сути дела закон не отменяет реальной деятельности, которую осущ гос органы, и ее по-прежнему можно считать деятельностью по оказанию услуг.

Отдельно Белову хотелось бы сказать про услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления гос/муницип услуг. По сути дела это только экспертизы. В Постановлении Правительства утвержден перечень тех видов экспертиз, которые необходимы для предоставления какой-нибудь гос услуги. Например, если речь идет об услуге по предоставлению разрешения на строительство, то для того, чтобы это разрешение было получено, проект строительства должен пройти экспертизу. Их выделяют потому, что за эту деятельность так же можно взиматься плата, главным принципом остается установление тарифа нормативными актами (если не законом, то по крайней мере постановлением правительства). Предоставление таких услуг тоже регулируется на столь же императивном уровне. Эти требования как раз и не охватывают требования всех остальных гос услуг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...