Деятельность, связанная с вмешательством в сферу частной свободы
Правовые условия, которые сопутствуют и рамках, которые должны быть установлены, для одного и для другого вида деятельности. Мы начнем с деятельности принудительной в широком смысле слова, связанной с вмешательством в сферу частной свободы. Той деятельности, которая осущ в публичных интересах и определенным образом граждан обременяет. (i) обязанности, ограничения и обременения – только в пределах предусмотренных действующим законодательством. Требование о законодательной основе вмешательства: -формально-правовое требование – в случаях, предусмотренных законом; никакой оив не может установить новое обременение, ограничение, обязанность для гражданина или ЮЛ по сравнению с тем, что установлено законом. Только законом могут быть установлены обременения и т.п. обременения и обязанности- проявление общего конституционного понятие «ограничение прав», которое в части 3 ст. 55 К РФ предполагается только ФЗ. Само по себе основание не должно толковаться формально. Закон устанавливает основания, случаи, в которых возможно вмешательство, конкретные полномочия, которые могут быть реализованы гсо органом и процедуру осуществления этих полномочий- все это относится к формальному регулирования. -материально-правовое требование – в целях обеспечения безопасности, защиты прав граждан или публичных интересов. Закон еще должен определять те материально-правовые требования, определяющие цель вмешательства. Каждая админ мера, админ ограничение или обременение для гражданина должно быть обосновано защитой какой-то конкретной публичной ценности для того, чтобы при реализации этого принудительного полномочия, орган не могут выйти за эти пределы, того, что необходимо для достижения этой цели. В этом проявляется конституционный принцип пропорциональности, соразмерности ограничения прав. Права не могут быть ограничены сверх того, что необходимо. И если при лицензировании, гос орган, осуществляющий выдачу лицензию, начинает вдруг выяснять, нет ли задолженности по уплате налогов в бюджет, это выходит за пределы содержания института лицензирования, компетенции этого органа, смыла административного ограничения, которое введено законом. Лицензирования существует для того, чтобы обеспечить контроль за деятельностью потенциально-небезопасной, соответственно, все админ меры, предпринимаемые в рамах лицензирования, оправданы законодательно только в той части, в которой они связаны с контролем за безопасностью и все. Все то, что этими пределами, лишается правового основания и становится неправомерной и незаконной.
(ii) вступление в административные правоотношения обязательно для частного лица В отличие от деятельности не связанной с вмешательством в сферу частной свободы, предполагается, что в этом случае либо законом, либо, на основании закона другими требованиями, установлено для частного лица необходимость обращения в гос орган и вступления в АПотношения по поводу выполнения админ обязанности, ограничения. Вступление в Апотношения обязательно исходя из нормы, общего предписания закона, и не обязательно исходя из индивидуального требования, предъявленного конкретному гражданину, гос органам (хотя такое тоже быть, например, вступление в АПотношения по поводу привлечения частного лица к админ ответственности неизбежно связано с тем, что конкретный орган составляет протокол в отношении этого частного лица, и в этом случае, предполагается что из возбуждения производства следует обязательность вступления в эти админ отношения). Нов целом, применительно к регулированию как системе, мы можем говорить, что здесь индивидуальное предписание/требование не является принципиально важным. Важно, что вообще в принципе частное лицо вынуждено вступать в эти отношения.
Ограничения – обременения на свободную реализацию прав и свобод частных лиц: Характер этого вмешательства, самой деятельности, связанной с ограничением частной свободы, может выражаться в разных формах, подвидах этой деятельности. (а) обеспечение реализации прав частного лица путем легализации (признания) этих прав; т.е. закрепление, признание со стороны государства, например переход ПС. Гос регистрация не будет основанием возникновения ПС, оно только зафиксирует переход ПС; она будет актом признания со стороны государства состоявшегося фактического обстоятельства (б) разрешительный режим реализации прав частных лиц; разрешительный режим предполагается в крайних случаях, где не обойтись более мягкими мерами контроля со стороны государства, устанавливается законом как обязанность частных лиц (пройти определенную предварительную процедуру контроля). Разрешительная система требует, чтобы для реализации какого-то права, гражданин обратился в гос орган. Например, для того, чтобы реализовать право на осуществление предпринимательской деятельности, гарантированным ст. 34 К РФ, необходимо получение всех админ разрешений, в том числе получение лицензии. В этом случае реализация права связана с необходимостью вступить в определенные отношения с гос органом. (в) ограничение частной деятельности контролем соблюдения установленных нормативов безопасности; т.е. вступление в отношения, связанные с контролем гос органами, соблюдение стандартов и обеспечение безопасности. Это более мягкий по сравнению с разрешительным механизм обеспечения безопасности, но цель примерно та же – не допустить чрезмерного риска причинения вреда, создание угрозы безопасности граждан жизни, здоровью, имуществу. В этом случае нормативы обеспечивают эту деятельность с точки зрения правового регулирования, а административно она обеспечивается админ надзором (контролем). Речь идет именно о проверке соблюдения стандартов. Например, строительная деятельность до 2008/9 требовала получение лицензии, а сейчас необходимо членство в саморегулируемой организации (отдельный механизм; дэ юро не административный) и одновременно соблюдение всех стандартов (СНИПов) при разработке и реализации проекта строительства. Гос контроль осуществляется за соблюдением этих строительных норм и правил и при осуществлении строительства. Общая цель этой деятельности– обеспечение безопасности, которая воплощается в таких формах.
(г) регулирование цен, установление квот и лимитов для защиты социальных интересов; Если у первого подвида деятельности основная цель – зашита интересов частных лиц, у второго и третьего – защита безопасности, то у 4го защита социальных интересов. Учитывая, что и принцип социального государства закреплен в К РФ и то, что в данном случае мы не можем никаких иных публично/конституционно значимых целей в такой деятельности выявить. Когда речь идет, например, о гос регулировании цен, за этим стоит защита потребителей, для которых тот или иной вид услуг или товаров должен быть. Это конституционно ограниченный перечень того, что значимо и жизненно необходимо гражданину с точки зрения социальной деятельности, но все равно общая задача в данном случае- защита соц интересов. (д) правоохранительная деятельность, которая связана с обеспечением исполнения требований закона не только всего, что было перечислено выше, но и всего законодательства, которое тоже может обеспечиваться: -путем применения мер ответственности, -путем расследования тех правонарушений и преступлений, которые совершаются частными лицами (гражданами или ЮЛ), -путем реализации принудительных мер, связанных с принуждением к исполнению тех или иных обязанностей, как административных (в строгом смысле), так и прочих обязанностей. Например, принудительное исполнение судебных решений. К админ сфере это имеет косвенное отношение, но при этом по поводу исполнения судебного решения возникают правоохранительные/административные отношения.
СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ – деятельность, не связанная с вмешательствам в сферу частной свободы. Свободная деятельность может осуществляться в индивидуальном адресном режиме, когда есть конкретный адресат, получатель, который получает выгоды, блага от государства и в этом случае правовое регулирование строится на определении прав этого лица по конкретному содержанию то услуги, блага, которое лицо хочет получить от государства. В этом случае мы говорим о гос/муницип услуге. Но подобная же деятельность по обеспечению благ граждан может и не быть связана с конкретным адресатом, а может осуществляться в интересах всего сообщества: государства, региона, муницип образования. Таким образом, свободная деятельность гос администрации может быть адресована конкретному частному лицу (государственная услуга) и неопределенному кругу лиц в целях защиты публичных интересов. Здесь индивидуальный объем благ не регламентируется; и такой характер правового регулирования имеет определенные очевидные достоинства и недостатки. Достоинства связаны в основном с тем, что гос администрация не имеет жестких границ, рамок, заданных нормативно, и может более эффективно распоряжаться, распределять и использовать имеющиеся ресурсы для достижения максимального эффекта от использования публичных ресурсов. В этом случае граждане не могут диктовать администрации, в каком именно направлении расходовать бюджетные средства, например. Когда гражданин не может повлиять на гос решение, с одной стороны, это может обеспечить большую эффективность, с другой стороны, это не защищает от произвола в принятии такого решения. От неэффективного расходования средств точно так же нет достаточных ограничений. Насколько граждане могут вмешиваться деятельность гос администрации-из общей позитивной деятельности государства вытекают определенные блага каждому конкретному гражданину, но их не нужно воспринимать, как основания предъявлять требования по защите получения этих благ; нет права, есть именно рефлекс; в этом отношении иски граждан о нефинансировании каких-то расходов, о перераспределении средств гос бюджета, заведомо не перспективны, поскольку юр оснований для их удовлетворения нет. У граждан есть общее право на получение неких благ от государства, но оно не конкретно и не подлежит конкретной правовой защите. И деятельность по оказанию услуг, и деятельность, связанные с обеспечением/предоставлением социальных/общественных интересов носит общий характер деятельности свободной, связанной с обеспечением прав и выполнением функций в защиту публичных интересов. Соответственно, к этой деятельности могут предъявляться два основных требования:
(i) только в тех сферах, где это обусловлено социально значимыми потребностями, удовлетворение которых не обеспечивается свободной конкуренцией негосударственных субъектов экономической деятельности. оно вытекает из ст. 8 К РФ; из принципа защиты конкуренции и свободы экономической деятельности. Если государство осуществляет какую-то позитивную, эконом деятельность, то она часто приобретает формы хозяйственной деятельности, т.е. связанной с получением определённой платы от граждан за предоставление им те или иных благ. Речь не может идти о предоставлении благ неопределенному кругу лиц, речь идет только о гос услугах, но тем не менее, она может предполагать, что со стороны государства осознается необходимость обеспечить тот или иной вид благ. Государство, которое по привычке с социалистических времен, пытается серьезно заботиться о гражданах, что практически все интересы граждан считает насколько значимыми, важными и необходимыми, чтобы стремиться к обеспечению этих благ, такое гос-во глубоко не право, поскольку его деятельность начинает конкурировать с деятельностью частных лиц. Государство, которое оказывает сразу все виды услуг гражданам (медицинские образовательные, ветеринарные и т.п.) будет неизбежно ограничивать конкуренцию. А если его не ограничивать, то он вытеснит вполне законными конкурентными методами любых других частных субъектов экономической деятельности, поэтому важно ограничение этой хоз деятельности гос-ва; важно, чтобы услуги, которые гос-во оказывает, ограничивались максимально узким перечнем который предполагает оказание лишь тех услуг, которые, во-первых, жизненно необходимы для гражданина, а во-вторых, не могут обеспечиваться обычным хоз оборот, т.е. конкурентной рыночной средой. (ii) для гражданина вступление в отношения должно быть сугубо добровольным; неполучение услуги не влечет юридической ответственности, если только услуга не направлена на защиту жизни и здоровья. Мало, но есть такие случаи, когда оказание услуги для гражданина является обязательным, когда гос услуга для частного лица (для гражданина или гос органа) оказывается обязательной для получения. Но это исключение, оно должно в каждом конкретном случае чем-то обосновываться. А если не обосновано, то неправомерно. Всегда вступление в те отношения, которые не связаны с выполнением обязанностей гражданина, должно оставаться добровольным. При законодательном регулировании этой деятельности, для него может конструироваться обязанности по получению услуги и, соответственно, ответственности за неполучение услуги. В некоторых случаях, законодатель и не пытается этого делать. В некоторых ситуациях можно говорить о том, что неполучение той или иной услуги создает определенную опасность для защиты жизненно-важных интересов, ценностей. И тут фундаментальный принцип/условие, при котором гос-во моет прибегнуть к навязыванию той или иной услуги- защита жизни и здоровья. Например, любителей зимней рыбалки отнесло в море на льдине, их пришлось спасать, и она за это заплатили.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|