Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи. Программа «Карусели» 2 страница




Например:

ИП — лежа на животе, руки и ноги слегка расставлены в стороны.

1. Взрослый берет правую кисть руки ребенка и слегка ее встряхивает либо кладет свою руку на правую руку ребенка и вибрирует ее.

2. То же с левой рукой; с двумя руками одновременно; с двумя руками поочередно на счет: раз, два.

3. Взрослый берет правую стопу ноги ребенка и слегка ее встряхивает либо кладет свою руку на правую ногу ребенка и вибрирует ее.

4. То же с левой ногой; с двумя ногами одновременно; с двумя ногами поочередно на счет; раз, два.

Упражнения на напряжение и расслабление для 3—6-летних детей лучше всего давать в одном варианте не более 5 раз. Этот вид задания не изменяется на протяжении всех этапов коррекции.

Например:

ИП лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, руки лежат на полу и слегка расставлены в стороны. Взрослый приводит согнутые в коленях ноги к живо­ту и немного надавливает на живот. Ребенок должен оттолкнуть ноги, пре­одолевая легкое сопротивление со стороны взрослого.

• ИП ~ лежа на спине, руки прижаты к груди. Ребенок напрягается всем телом, сгибает спину, втягивает живот, приводит руки к груди, ноги — к живо­ту, то есть принимает «позу эмбриона» (превратился в камень). Это напряжен­ное положение удерживается несколько секунд, потом происходит расслаб­ление, ребенок возвращается в исходное положение (превратился в вату).

Растяжки. Заканчивать механическую гимнастику для тела желательно растяжками. Они подробно описаны в предыдущих главах книги, поэтому приведем небольшой пример. Цель растяжки — расслабить и почувствовать свое тело. Упражнение выполняется по 3 раза.

Например:

ИП — лежа на спине, руки вытянуты вверх, ноги лежат прямо.

1. Взрослый берет ребенка за правую руку (можно за запястье или за пальцы — как бы рукопожатие), встряхивает ее 3 раза, затем слегка тянет ее вверх (то есть на себя) 3 раза.

2. Взрослый берет ребенка за левую руку, встряхивает ее, затем слегка тянет ее вверх; затем — обе его руки, встряхивает и тянет их вверх.

3. Взрослый берет правую ногу ребенка под пяточку, встряхивает ее и тянет вниз (то есть на себя); затем то же — с левой его ногой.

4. Взрослый берет обе ноги ребенка под пяточки, встряхивает их и тянет вниз.

Игры для челюсти, язычка, губ и щек

• «Кусачки». Ребенку дают мягкий кусок хлеба или твердое печенье и про­сят быстро покусать зубами, а затем губами.

• «Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребенок губами берет с тарелки крошку, удерживает ее между губ и сплевывает обратно — тьфу.

• «Хомячок». Ребенок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьет по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину. Можно набрать немного воды в рот и гонять ее из одной щеки в другую.

• «Зубная фея». Чистим зубной щеткой зубы, язык и щеки.

«Облизывание тарелок». Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущенным молоком или другим продук­том, который не противопоказан конкретному ребенку. Берем тарелку двумя руками и начинаем ее облизывать широким языком, приговаривая при этом: «Ааах» или «Ааа».

• «Ах, как вкусно! ». Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, леденцов, сахара, а затем облизываем шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая при этом медленно и плав­но вокализировать: «Ааа, ааам, ааах, как вкусно! »

Игры для формирования воздушной струи

• «Подними мишку». Ребенок лежит на спине, игрушечный мишка сидит у него на животе. Ребенок делает вдох носом так, чтобы надулся животик и поднял мишку вверх. Затем делается выдох через открытый рот, животик сдувается, мишка опускается. В идеале малыш должен овладеть этим видом диафрагмального дыхания.

• «Зеркало». Ребенок сидит у зеркала, делает вдох носом, а выдох через широко открытый рот. В результате зеркало запотевает, и на нем можно рисовать пальцем. Можно делать выдох через губы, сложенные трубочкой. Если это не получается, то лучше всего взять в рот трубочку для коктейля и делать выдох через нее.

• «Давай высморкаемся». Ребенок делает вдох носом, а затем выдох так же носом, а взрослый в момент выдоха, как бы высмаркивает его, то есть ритмично зажимает-разжимает ноздри.

• «Мыльные пузыри». Если у ребенка не получается выдувать мыльные пузыри, сложенными в трубочку губами, — не отчаивайтесь! Нам опять помо­жет волшебная трубочка для коктейля. Ребенок зажимает трубочку между губами и дует в нее так, чтобы воздушная струя попадала на мыльное коль­цо, ручку которого держит взрослый. Ребенку остается только постепенно выработать силу воздушной струи.

Этап II

Игра «Пузырь». ИП — стоя. Дети вместе с педагогом, держа друг друга за руки, расходятся назад, образуя ровный круг. При этом проговариваются слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся! » Как только образовался ровный, натянутый круг, дети отпускают руки, хлопают в ладоши и произносят: «Пшш, лопнул пузырь! » Педагог здо­ровается с детьми и начинает вести занятие.

Разминка Гимнастика. Растяжки рук • «Кошечка» — см. этап /.

• «Домик». ИП — стоя, руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Соединяем пальцы рук домиком и надавливаем их друг на друга; затем переходим к поочередному надавливанию друг на друга каждой пары пальцев. Для создания игровой ситуации можно сказать, что это доми­ки трех поросят. Например: «Прибежал волк к соломенному домику, стал дуть: дул, дул, да и развалил домик; прибежал волк к домику из листьев, веточек и прутьев, стал дуть. Дул, дул, да и развалил домик. Прибежал волк к каменному домику, стал дуть. Дул, дул, да так и ушел ни с чем. Вот какой прочный дом».

Пальчиковые игры

• «Ножницы»

Цы, цы, цы! Взяли ножницы. Чик, чик, чики-чик! Получился зайчик. ИП — стоя, руки согнуты в локтях на уровне груди, указательный и средний пальцы — прямо, остальные пальцы зажаты в кулак. Разведение и соединение указательного и среднего пальцев (имитация движе­ний ножниц). Выполнять одной рукой, потом другой, а затем обеими одновременно. Упражнение сопровождается проговариванием: «чик-чик»

 

• «Крестики»

Раз, два, три, четыре, Пальцы накрест, Пальцы шире. ИП стоя, руки согнуты в локтях на уровне груди, указательный и средний пальцы — прямо, остальные пальцы зажаты в кулак. Скрещивание указательного и среднего пальцев одной руки, далее — другой, затем обеих рук одновременно

* «Пальчики здороваются-2». ИП — стоя, руки согнуты в локтевом суставе на уровне груди, кисти направлены вверх. Подушечки пальцев попе­ременно нажимают друг на друга, то 1-й и 2-й пальцы правой руки, то левой. То же с остальными пальцами. Упражнение можно выполнять, нажимая не только на подушечки пальцев, но и на ногти.

* «Дельфины». Данная серия упражнений объединена общим сценари­ем. Каждое упражнение выполняется стоя, по 4 раза.

Сценарии.

1. «На море плещутся волны»:

а) маленькие и б) большие. («Вот такие! »)

2. «По волнам плывут дельфины: мама и папа».

3. «Один нырнул, а другой вынырнул» («Вот так! »).

4. «За ними плывут их дельфинята» («Вот такие! »).

5. «Один нырнул, а другой вынырнул».

6. «А это плывут их хвостики: вот одна лопасть, вот другая лопасть. На­встречу дельфинам плывут змейки: вот одна змейка, а вот другая».

7. «Со дна морского выплывают медузы и осьминоги» («Вот так! »).

8. «Ну-ка, показали все ножки — осьминожки».

9. «И все вместе танцуют и смеются» («Вот так! »).

Расшифровка сценария.

1 а) ИП — стоя. Одна рука лежит на поясе, другая на уровне груди имити­рует в воздухе маленькую волну, идущую параллельно полу, Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.

1 6) ИП — стоя. Руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе большую волну параллельно полу (цунами).

2. ИП — стоя. Согнутые в локтях руки совершают синхронные волнообраз­ные движения вперед.

3. ИП — стоя. Руки, согнутые в локтях на уровне груди, совершают пооче­редные волнообразные движения вперед.

4. ИП — стоя. Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед,

5. ИП — стоя. Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы рук выполняют поочередные волнообразные движения вперед.

6. ИП — стоя. Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти несильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совер­шают волнообразные движения. Затем так же работают указательные и сред­ние пальцы обеих рук. Далее большой палец каждой руки зажимает согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.

7. ИП — стоя. Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.

8. ИП — стоя. Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальцами в разные стороны.

9. ИП — стоя. Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти повернуты вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

Гпазодвигательные упражнения •       «Жмурки».

• «Хлопки».

• «Карандаш».

• «Оса».

«Небо — земля». ИП — стоя или сидя. Поднять глазки на небо (вверх) и посмотреть: «Светит ли там солнышко? Не летит ли там птичка? » и т, д. Опустить глазки на землю (вниз) и посмотреть: «Растет ли там травка? Не бежит ли там мышка? » и т. д. Упражнение можно выполнять с поднятием головы. Можно использовать игрушки в качестве зрительных ориентиров.

• «Дерево — цветок». ИП то же. Повернуть глазки в сторону (вправо) и посмотреть: «Растет ли там дерево? Не сидит ли там собачка? » и т. д. Повер­нуть в другую сторону (влево) глазки и посмотреть: «Растет ли там цветок? Не лежит ли там кош < а? » и т. д. Упражнение можно выполнять аналогично предыдущему.

• «Кто дальше всех увидит? » или «Что рядом лежит? ». ИП — стоя или сидя. Ребенок смотрит то на дальний предмет, то на близкий. Упражнение выполняется аналогично предыдущему.

• * «Крест». ИП — стоя. Одна рука лежит на поясе, другая вытянута впе­ред, большой палец отогнут вверх. Движения глаз сочетаются с одновремен­ным поворотом руки в противоположную сторону основным направлениям (вверх-вниз, вправо-влево, к себе — от себя). Сначала работает ведущая, затем неведущая рука, потом обе вместе.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для дыхания

• «Ветер». ИП — стоя, руки на поясе.

Сценарий: Наступила зима (лето, осень, весна).

1. Стало холодно (тепло... ).

2. Подул северный (южный, теплый, холодный... ) ветер.

Расшифровка сценария:

1. Ребенок делает сильный вдох через нос.

2. Далее следует медленный выдох через рот (как будто бы через трубочку). В момент выдоха воздушная струя «прерывается» пальцем, отчего образуется прерывистый звук — звук «штормового ветра». Если у ребенка воздушная струя рассеивается, уходит в щеки, то щеки придерживаются свободной рукой.

Упражнения для челюсти

«Трусливый птенчик». ИП — стоя или сидя. Широко открывать и за­крывать рот, чтобы растягивались уголки, и произносить звук «а». Язычок- «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается.

• ИП — стоя, руки согнуты в локтевых суставах, кисти рук собраны в кулак, смотрят вверх. Язык-«птенчик» внутри рта. Кулачки разжимаются, когда рот закрывается, и сжимаются, когда рот открывается. Произносить звук «а».

• «Акула-каракула»

1. «Вперед-назад». ИП — стоя или сидя. Нижняя челюсть движется впе­ред-назад. Произносить звук «а».

•к ИП — стоя, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч обращены вверх. Нижняя челюсть движется вперед-назад с разноименным вытягивани­ем и возвращением рук в исходное положение. Произносить звук «а».

2. «Вправо-влево». ИП — стоя или сидя. Двигать челюстью вправо-влево. Произносить звук «а».

• ИП — стоя, одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая вытянута в том же направлении. Двигать челюстью вправо- влево и перемещать руки в сторону, противоположную движению челюсти. Произносить звук «а».

3. «По кругу». ИП — стоя, руки на поясе. Выполнять круговые движения челюстью.

• ИП — стоя; руки согнуты в локтях на уровне груди. Двигать челюстью по кругу (по часовой стрелке) и двигать кисти рук в противоположную сторону (против часовой стрелки).

Упражнения для губ

• Покусывание и почесывание губ зубами.

• «Улыбка-трубочка». ИП — стоя или сидя. Вытянуть губы трубочкой — как бы поцеловать маму: «чмок». Затем растянуть губы в улыбке — как бы улыбнуться маме.

• ИП — стоя, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Вытянуть вперед руки и одновременно растянуть губы в улыбке, про­износя звук «у». Затем развести прямые руки в стороны и одновременно сделать губы трубочкой, произнося звук «и».

• «Пятачок». ИП — стоя или сидя. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, произнося звук «у»; делать губами-трубочкой круговые дви­жения.

• ИП — стоя, руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо- влево и произносить звук «у»; делать губами-трубочкой круговые движения. Руки перемещаются в сторону, противоположную движению губ.

• «Рыбки разговаривают». ИП — стоя, руки на поясе. Похлопать, пошле­пать губами.

• ИП — стоя. Сжать большим и указательным пальцами одной руки верх­нюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу. Губы растягиваются в разные стороны: вверх-вниз, вправо-влево.

• * «Влюбленная рыбка». ИП — стоя, руки на поясе. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот (возникает характерный звук «поцелуя»).

• * «Уточка». ИП — стоя. Вытянуть губы вперед как можно сильнее, мас­сируя их пальцами рук, стремясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для щек

• Покусывание изнутри, похлопывание и растирание щек.

• «Шарик сдулся». ИП — стоя или сидя. Надуть щеки («шарик надул­ся»), рот закрыть. Рот приоткрыть, щеки сдуть на глухом звуке «а» («шарик сдулся»).

• * «Хомяк». Разыгрывается тот же сценарий, что и на этапе L Однако при выполнении пункта 2 движения приобретают разнонаправленный характер: поочередно надувать то одну, то другую щеку, перемещая руки в противоположную от надутой щеки сторону.

Упражнения для языка

• «Ааа». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, высунуть язык вперед и произнести долгий звук «а».

• «Тьфу». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, высунуть язычок между губ и сказать «тьфу», то есть как бы сплюнуть соринку с языка.

• «Киска облизывается». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, облизы­вать языком губы по кругу.

• «Кусачки». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, высунуть язычок и по­кусать его зубами.

• «Почесалки». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, высунуть язычок и почесать его зубами.

• * «Язык-путешественник». Разыгрывается тот же сценарий, что и на этапе /. Однако при выполнении пунктов 4, 5 и б синхронные движения приобретают разнонаправленный характер:

4. Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), одновременно с этим поднимать и опускать руки в противоположную сторону от движений языка, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад.

5. Рот открыть, перемещать язык к уголкам рта вправо-влево и одновре­менно с этим раскачиваться всем телом или делать наклоны туловищем в про­тивоположную сторону от движений языка.

6. Рот открыть, язык следует в направлении противоположном движе­нию руки: язык — вверх, рука — вниз, язык — вправо, рука — влево. Упраж­нение проводится сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками вместе.

Механическая гимнастика для рук — см. этап I

Выводы, подведение итогов занятия

Домашнее задание

Механическая гимнастика для тела

• Тонизация-2. ИП — лежа на спине, руки вытянуты вверх, ноги прямые. Каждое упражнение выполняется по 3 раза.

1. Взрослый захватывает правую руку ребенка своими ладонями и дела­ет нажимы (захваты) по всей поверхности руки. То же — с правой ногой; одновременно с правыми рукой и ногой; попеременно с правыми рукой и но­гой на счет: раз, два.

2. Взрослый захватывает левую руку ребенка своими ладонями и делает нажимы (захваты) по всей поверхности руки. То же — с левой ногой; одно­временное левыми рукой и ногой; попеременно с левыми рукой и ногой на счет: раз, два.

Вибрации-2. ИП — лежа на животе, руки и ноги слегка расставлены в сто­роны. Упражнение выполняется по 3 раза.

1. Взрослый берет правую кисть руки ребенка и слегка ее встряхивает либо кладет свою руку на правую руку ребенка и вибрирует ее. Затем — пра­вую стопу ноги ребенка и слегка ее встряхивает либо кладет свою руку на правую ногу ребенка и вибрирует ее. То же одновременно с правыми рукой и ногой; попеременное правыми рукой и ногой на счет: раз, два.

2. Взрослый берет левую кисть руки ребенка и слегка ее встряхивает либо кладет свою руку на левую руку ребенка и вибрирует ею. Затем — левую стопу ребенка и слегка ее встряхивает либо кладет свою руку на левую ногу ребенка и вибрирует ею. То же одновременно с левыми рукой и ногой; попеременно с левыми рукой и ногой на счет: раз, два.

• Напряжения и расслабления-2

• ИП — лежа или сидя, одна рука вдоль тела или на поясе. Ребенок сопри­касается своей ладонью с ладонью взрослого. Ребенок отталкивает свою ладонь от себя, то есть давит на ладонь взрослого (напрягается). Взрослый сопротивляется ребенку, то есть давит на его ладонь. Потом взрослый резко убирает свою ладонь, происходит расслабление руки (в положении сидя важно следить, чтобы ребенок не упал). Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе и поочередно.

• ИП — лежа на спине; руки в замке на животе, ноги согнуты в коленях, стопы упираются в стену. Ребенок должен оттолкнуться ногами от стены и выпрямить ноги. Упражнение выполняется сначала одной ногой, потом дру­гой, затем обеими ногами вместе и поочередно.

• Растяжки-2. ИП — лежа на спине; руки вытянуты вверх, ноги лежат пря­мо, произвольно. Упражнение выполняется по 3 раза.

1. Взрослый берет ребенка за правую руку, встряхивает ее, затем слегка тянет ее вверх; за правую ногу под пяточку, встряхивает ее и тянет вниз. За­тем — правую руку и правую ногу ребенка вместе, встряхивает их и тянет вниз.

2. Взрослый берет ребенка: за левую руку, встряхивает ее, затем слегка тянет ее вверх; за левую ногу под пяточку, встряхивает ее и тянет вниз. Затем — левую руку и левую ногу ребенка вместе, встряхивает их и тянет вниз.

Игры для челюсти, язычка, губ и щек

«Воздушный поцелуй». Ребенок прикладывает ладошку к губам, целу­ет ее и машет ею. Для изменения игровой ситуации можно целовать зеркало, игрушку и т. д. Для того чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый слегка надавливает на уголки рта ребенка и выдвигает его губы вперед.

• «Толстые щеки». Ребенок открывает рот. Взрослый засовывает ему в рот сладкую палочку и на внутренней стороне щек рисует ею линии, кружочки и т. д.

• «Полоскание горла, рта». Ребенок набирает в рот воды, полощет горло, рот, затем выплевывает воду.

• «Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку крупными крошками. Широко открываем рот, высовываем суженный «жалом» язычок и дотрагиваемся до крошки так, чтобы она прилипла к кончику языка. Таким образом ребенок должен съесть от 3 до 10 крошек. Выполнять это упражнение надо быстро, четко и резко, во время слизывания крошек проговаривая «а-а-а». Для соз­дания игровой ситуации ребенку можно предложить поймать рыбку (сказать, что язык — удочка, а крошки — рыбки).

• «Жевательная резинка». Даем ребенку, если это не противопоказано, жевательную резинку в форме большого шарика или бруска и просим его пожевать. Разжевать большой кусок очень сложно, поэтому ребенок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни и т. д., то есть активизировать подвижные органы артикуляции.

• «Яблочко». Ребенку кладут кусочек яблочка за щеку и просят языком вытащить его оттуда. То же производят с другой щекой.

Игры для формирования воздушной струи

• «Вдох-выдох». Взрослый зажимает правую ноздрю ребенку. Ребенок делает вдох левой ноздрей. Взрослый разжимает правую ноздрю, зажимает левую. Ребенок делает выдох через правую ноздрю, а затем вдох правой ноздрей. Взрослый разжимает левую ноздрю, зажимает правую. Ребенок делает выдох через левую ноздрю, а затем вдох левой ноздрей и т. д.

• «Буря». Наливаем в стаканчик немного воды, опускаем в него трубочку для коктейля и просим ребенка дуть в нее: «Давай сделаем бурю в стакане. А ну-ка, сделай сильную-сильную бурю. А теперь сделай так, чтобы буря затихла и стала слабой-слабой». Необходимо приучить ребенка делать вдох через нос, а выдох через рот. В воду можно добавлять мелкую крупу, чтобы усилить зрительный эффект бури в стакане. Вместо воды можно использо­вать сок, компот разного цвета.

• «Веер». Подобным же образом ребенок дует через трубочку на свою ладошку, веер, цветную бумажку, султанчики, ватный шарик и многое дру­гое, расширяя игровую ситуацию от занятия к занятию. Необходимо при­учить ребенка произвольно делать сильную или слабую струю, контролируя воздушную струю ладошкой; он должен чувствовать, что она может быть прохладной, холодной или теплой.

• «Снежинки». В стеклянную банку кладутся мелко нарезанные кусочки салфеток, шарики пенопласта и др. Ребенку предлагается дуть в банку через трубочку так, чтобы снежинки стали летать, как будто началась метель.

Этап III

• Игра «Каравай». ИП — стоя. Дети вместе с педагогом, взявшись за руки, делают несколько шагов назад, образуя ровный круг, и начинают упражнение, проговаривая потешку и выполняя следующие действия.

Как на наши именины Испекли мы каравай: ИП — стоя в кругу, взявшись за руки. Ходьба по кругу.
Вот такой вышины, ИП — стоя. Поднять руки вверх.
Вот такой нижины, ИП — стоя. Присесть на корточки, коснуться пола руками.
Вот такой ширины, ИП — стоя. Разойтись назад.
Вот такой ужины! ИП — стоя. Сойтись к центру круга,
Каравай, каравай, Кого любишь, выбирай! ИП — стоя. Все хлопают в ладоши.
Каравай нас любит всех, А играть больше всех. ИП — стоя. Дети берутся за руки и расходят­ся назад, образуя большой круг. (Русская народная потешка)

• «Лесенка». ИП — стоя, руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Большой палец правой руки накладывается на большой палец левой руки. Потом указательный палец правой руки накладывается на большой палец левой руки, на него накладывается указательный палец левой руки и т. д. с остальными пальцами. Проговаривать слова: «топ-топ».

• * «Пальчики здороваются-3». ИП — стоя, руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Одновременно «здороваются» 1-й и 2-й пальцы правой руки и 1-й и 5-й пальцы левой руки, то есть пальцы правой руки соприкасаются друг с другом от большого пальца к мизинцу, а пальцы левой руки — от мизинца к большому пальцу.

• * «Сонный слон»

Динь-дон. Динь-дон. ИП — сидя за партами, хлопок в ладоши, хлопок об парту — 2 раза (по ритму стихотворения).
В переулке ходит слон, ИП — сидя за партами, 3 тихих хлопка в ладо­ши, 1 громкий.
Старый, серый, сонный слон. ИП — сидя за партами, 3 тихих хлопка в ладо­ши, 1 громкий.
Динь-дон. Динь-дон. ИП — сидя за партами, хлопок в ладоши, хло­пок об парту — 2 раза.
Стало в комнате темно: ИП — сидя за партами, 3 тихих хлопка в ладо­ши, 1 громкий.
Заслоняет слон окно. ИП — сидя за партами, 3 тихих хлопка в ладо­ши, 1 громкий.
Или это снится сон? ИП — сидя за партами, 3 тихих хлопка в ладо­ши, 1 громкий.
Динь-дон. Динь-дон. ИП — сидя за партами, хлопок в ладоши, хло­пок об парту — 2 раза. И. Токмакова

Гпазодвигательные упражнения

• «Жмурки»

• «Хлопки»

• «Карандаш»

• «Оса»

• «Небо — земля». ИП — стоя или сидя. Поднять вверх руки и глазки (на небо) и посмотреть: «Светит ли там солнышко? Не летит ли там птичка? » и т. д. Опустить вниз руки и глазки (на землю) и посмотреть: «Растет ли там травка? Не бежит ли там мышка? и т. д. ». Упражнение желательно выпол­нять, не поднимая и не опуская голову. Можно использовать игрушки в каче­стве зрительных ориентиров.

• «Дерево — цветок». ИП — стоя или сидя. Вытянуть руки вправо (можно сгибать в локтях) и повернуть глазки в ту же сторону, посмотреть: «Растет ли там дерево? Не сидит ли там собачка? » и т. д. Вытянуть руки влево и повер­нуть в ту же сторону глазки, посмотреть: «Растет ли там цветок? Не лежит ли там кошка? » и т. д. Упражнение выполнять аналогично предыдущему.

• «Кто дальше всех увидит? » или «Что рядом лежит? ». ИП — стоя или сидя. Ребенок смотрит то на дальний предмет, то на ближний, при этом пока­зывает рукой (руками) то вдаль, то рядом с собой. Упражнение выполняется аналогично предыдущему.

• * «Крест»

Упражнение для глаз первые 2 недели этапа III для детей 5—6 лет

• ИП — стоя, одна рука лежит на поясе, другая вытянута вперед, большой палец отогнут вверх. Движения глаз и руки сочетаются с одновременным поворотом языка в ту же сторону (вверх-вниз, вправо-влево, к себе — от себя). Сначала работает ведущая, затем не ведущая рука, потом обе вместе.

Упражнение для глаз вторые 2 недели этапа III для детей 5—6 лет

*ИП- стоя, одна рука лежит на поясе, другая вытянута вперед, большой палец отогнут вверх. Движения глаз и руки сочетаются с одновременным поворотом языка в противоположную сторону (вверх-вниз, вправо-влево, к себе — от себя). Сначала работает ведущая, затем не ведущая рука, потом обе вместе.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для дыханиея

• «Индейцы». ИП — стоя, руки на поясе. Сделать медленный глубокий вдох через нос, на выдохе произносить гласные, а затем согласные звуки с одновременным постукиванием рукой по груди (животу, рту, ушам, крыльям носа). Звуки, произносимые детьми, получаются ритмичными и вибрирую­щими.

Упражнения для челюсти

• «Трусливый птенчик». ИП — стоя или сидя. Широко открывать и за­крывать рот, так чтобы растягивались уголки рта, и произносить звуки «а», «э». Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается.

ИП — стоя, руки согнуты в локтевых суставах, кисти рук собраны в кулак, «смотрят» вверх. Язык-«птенчик» внутри рта. Кулачки разжимаются, когда рот закрывается, и сжимаются, когда рот открывается. Произносить звуки «а», «э»,

• «Акула-каракула»

1. «Вперед-назад». ИП — стоя или сидя. Нижняя челюсть движется впе­ред — назад. Произносить звуки «а», «э».

* ИП - стоя, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч обращены вверх. Нижняя челюсть движется вперед-назад с разноименным вытягиванием и возвращением рук в исходное положение. Произносить звуки «а», «э».

2. «Вправо-влево». ИП — стоя или сидя. Двигать челюстью вправо-влево. Произносить звуки «а», «э».

* ИП — стоя, одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая — вытянута в том же направлении. Двигать челюстью вправо- влево, произносить звуки «а», «э», перемещать руки в противоположную сторону от движений челюстью.

3. «По кругу». ИП — стоя, руки на поясе. Выполнять круговые движения челюстью.

* ИП — стоя; руки согнуты в локтях на уровне груди. Двигать челюстью по кругу (по часовой стрелке), одновременно двигая кистями рук в противопо­ложную сторону (против часовой стрелки).

Упражнения для губ

• Покусывание и почесывание губ зубами.

• «Улыбка-трубочка». ИП — стоя или сидя. Вытянуть губы трубочкой — как бы поцеловать маму: «чмок». Затем растянуть губы в улыбке — как бы улыбнуться маме.

*ИП — стоя, руки согнуть! в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Вытягивать вперед руки, произносить звуки «у», «о» и одновременно растягивать губы в улыбке. Затем развести прямые руки в стороны, одновре­менно сделать губы трубочкой, произносить звуки «и», «э».

• «Пятачок». ИП — стоя или сидя. Вытянутые трубочкой губы двигать впра­во-влево и произносить звуки «у», «о»; делать круговые движения губами.

* ИП — стоя, руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо- влево и произносить звуки «у», «о»; делать круговые движения губами. Руки перемещаются в сторону, противоположную движению губ.

• «Рыбки разговаривают». ИП — стоя, руки на поясе. Похлопать, пошле­пать губами.

* ИП — стоя. Сжать большим и указательным пальцами одной руки верх­нюю губу за носогубную складку, а двумя пальцами другой руки — нижнюю губу. Растягивать верхнюю и нижнюю губы в разные стороны: вверх-вниз, вправо-влево.

• * «Влюбленная рыбка». ИП — стоя, руки на поясе. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот (возникает характерный звук «поцелуя»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...