Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец схемы позиций гласного звука «а»




Образец схемы позиций гласного звука «а»

Пошаговый разбор игры

Шаг 1. Предложите ребенку выбрать картинку и назвать ее. Послушайте вместе, есть ли в слове заданный звук, например «а». Если ребенок не слышит, произносите слово еще раз медленно и протяжно, голосом выделяя звук «а».

Шаг 2. Спросите у ребенка, где спрятался звук «а»: в начале, середине или в конце слова? Если ребенок не в состоянии вычленить искомый звук, помогите ему. Медленно произнесите слово, акцентируя голос на звуке «а» и одновременно рукой обведите нужную схему. Благодаря этому ребенок и зрительно, и на слух определит, где спрятался звук «а». Например, слова: «аист», «мак», «лиса».

 

 


 


Шаг 3. Попросите ребенка поместить картинку под соответствующую схему (например, картинку с аистом ребенок кладет под схему «а» в начале слова»).

Шаг 4. Возьмите руку ребенка в свою и еще раз, вместе с ним, произноси­те слово и одновременно обведите схему этого слова. Оптимально выполнять это упражнение сначала правой рукой, потом левой, затем обеими руками.

Шаг 5. Таким же образом разберите с ребенком все картинки, размести- те их под соответствующие схемы. Когда работа будет закончена, предложи­те ребенку посмотреть на лист и назвать картинки, где звук «а» спрятался в начале слова, потом в середине и конце. Закрепить эту игру лучше всего с помощью мячей (см. далее).

• «Пищащий мяч». Попросите ребенка назвать любую картинку, где заданный звук спрятался в начале слова (середине, конце). Затем произне­сите это слово, выделяя голосом звук, и одновременно нажмите на мяч, издавая писк. Ребенок повторяет это действие за вами. Например, взрослый говорит «а» и нажимает на мяч, потом как бы отдельно произносит «ист». Взрослый говорит «м», потом как бы отдельно произносит «а» и нажимает на мяч, затем как бы отдельно произносит «к». Взрослый произносит «лис», потом как бы отдельно произносит «а» и нажимает на мяч, В дальнейшем, как вариант игровой ситуации, можно предложить ребенку заменить мяч на деревянные ложки, погремушки, музыкальные игрушки и др.

• «Игрушки». Выделите вместе с ребенком сильную позицию звука из серийной цепочки слогов, нажав на пищащий мяч (стукнув ложками, бубном или использовав другие музыкальные игрушки). В более усложненном вари­анте — научите ребенка отстукивать ритм различными частями тела (руками: ладонью, кулаком, локтем; ногами: стопой, носком, пяткой, коленом).

В качестве образца приведем пример отстукивания мячом ритма серии слогов, где «х» — слабая позиция звука «с», предполагающая тихий удар мяча об пол, а «X» — сильная позиция звука «с», предполагающая громкий УДар.

СО-со-со со-СО-со со-со-СО X - х - х х - X - х     х - х - X

Аналогичным образом происходит процесс выделения нужной позиции звука в составе слова с помощью различных музыкальных инструментов.

Слон          ми С ка      ананаС

XXX

• «Металлофон». Взрослый медленно и плавно произносит слово, например «мак», одновременно играя на металлофоне таким образом, чтобы произнесение каждого звука данного слова совпадало с ударом о металлическую пластинку металлофона («м» — «до», «а» — «ре», «к» — «ми»). Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, постепенно учится выполнять аналогичные действия самостоятельно; одной рукой, затем дру­гой, обеими вместе и попеременно.

Для усложнения задания предложите детям в момент произнесения слова выделять одновременно голосом и металлофоном звуки в порядке их следо­вания.

Мак      Мак           Мак

(до)            (ре)             (ми)

Используя подобный алгоритм, моделируйте и другие игровые ситуации, привлекая с этой целью различные музыкальные инструменты: пианино, барабан.

4. Формирование фонетико-фонематических и лексико-граммати­ческих представлений

• «Картинки». Придумайте вместе с ребенком слова с заданным звуком и зарисуйте их. Можно рассмотреть уже готовые картинки, назвать их и вы­делить голосом заданный звук.

• «Поймай первый/последний звук и придумай слово». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на пер­вый или последний звук вашего слова. Например: ананас — арбуз; аист — танк.

• «Фрукты». Взрослый просит ребенка придумать фрукт, название кото­рого начинается на звук «а». Точно так же можно использовать другие лек­сические темы (овощи, ягоды, грибы, цветы, деревья, животные и т. д. ). Игру лучше проводить с мячом.

• «Закончи предложение». Взрослый придумывает начало предложения, а ребенок должен его закончить словом на заданный звук (например, «а»):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...