Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятно, что здесь можно обсудить с ребенком и нарисовать на бумаге, например над текстом, «кривую» своих или его собственных интонаций, мелодию выразительного литературного произведения или речи его люби­мого киногероя. Таким образом, наглядно ощутима «ч




Понятно, что здесь можно обсудить с ребенком и нарисовать на бумаге, например над текстом, «кривую» своих или его собственных интонаций, мелодию выразительного литературного произведения или речи его люби­мого киногероя. Таким образом, наглядно ощутима «чувственная ткань» человеческой речи, изменение ее значение в зависимости от тона и инто­нации.

Речевые процессы

• «Поймай звук». Попросите ребенка запомнить звук, который вы про­изнесете. Произнесите несколько слогов, слов подряд. Услышав требуемый звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

* Услышав соответствующий звук в начале, в середине или в конце слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши определенное количество раз.

• «Все на один звук». По очереди с ребенком придумывайте слова на заданную букву. Выигрывает тот, кто назвал слово последним. Например, стол — соль — сарай — смола и т. д.

* Придумайте вместе с ребенком предложение (рассказ), в котором все слова, кроме предлогов и союзов, содержат или начинаются с одной буквы. Например: «Сегодня Саша сорвал сирень и сыграл на скрипке».

* Придумывание слов на заданный слог.

* «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего слова. Например: ком — мерка — апельсин — нос и т. д.

Затем усложните задание, попросив ребенка придумывать слова на тре­тью букву от конца вашего слова (полка — лампа — макароны), на предпо­следнюю букву (солнце — цапля — лак) и т. д.

• Повторение слов и стихов со словами, отличающимися одним звуком. Например: лук — жук — сук — бук; сук — сок — сом — сон — сын; мыл — был; дудка — будка; дачка — качка — пачка — тачка — точка — почка — бочка — мочка — дочка — ночка — кочка — кучка — ручка — тучка — щучка — щечка — щетка — тетка и т. д.;

Зазеленели в парке ветки,

И на прогулку вышли детки.

Самолет гудит, поет,

Собирается в полет.

Малыш был очень мил,

Он руки с мылом мыл.

Есть у нас из липы люлька,

Сладко спит в ней наша Юлька.

В лесу летают летом мошки.

Охотятся на мышек кошки.

И т. д.

• * «Собери слово». Назовите ребенку несколько звуков и попросите «собрать» из них слово.

Интеллектуальные процессы

• «Уберем лишнее». Рассмотрев набор картинок, ребенок должен отве­тить на вопросы: «Что здесь лишнее? Почему? » В старшем возрасте то же самое делаем со словами (прочитанными или услышанными). Например:

тарелка, чашка, стол, чайник; береза, осина, сосна, дуб; диван, стол, кресло, дерево; карандаш, мел, пенал, кукла; землетрясение, тайфун, гора, смерч; круг, треугольник, волна, квадрат.

• «Исключи лишний признак». Ребенку предлагается выделить при­знак, который не подходит ко всем остальным, и назвать фактор, обобщаю­щий оставшиеся слова. Например:

зимний, летний, осенний, июньский, весенний;

красный, синий, красивый, желтый, серый;

деревянный, стеклянный, железный, легкий, пластмассовый;

старый, высокий, молодой, пожилой, юный;

сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

* «Частное и общее». Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «фрукты». Этим словом можно назвать ябло­ки, апельсины, груши и т. п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «яблоки». Этим словом называются все яблоки (и большие, и маленькие, зеленые, красные и др. ). Наконец, у каждого яблока есть «имя»: антоновка, ранет и т. д. А теперь попросите ребенка подобрать общие понятия к частно­му. Можно в помощь ему сделать набор карточек с соответствующими изоб­ражениями. Понятно, что небесполезно придумать упражнения и «от обще­го к частному», и «от частного к общему». То есть «прогуляться» в обе стороны по маршрутам: фрукты — яблоки — антоновка; люди — женщины — девочки — Катя; животные — птицы — большие птицы — страус; животные — звери — млекопитающие — кошка — Мурка.

• * «Чего больше? ». Ребенок должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладо­стей? »

• Вспомните вместе с детьми, что такое синонимы и антонимы, и приду­майте вместе с ними как можно больше таких пар. Это надо делать с суще­ствительными, глаголами, прилагательными и т. д.

• Многозначность слов. Сыграйте в игру «Посмотри, как интересно! ». Назвав любое слово (существительное, прилагательное, глагол), посорев­нуйтесь, кто больше придумает ситуаций и предложений, в которых «уча­ствует» это слово. Например: «летать» можно во сне, на самолете и на дель­таплане; как птица (орел и стриж) и как снег (или лист); высоко, низко, стремительно и т. д. Равно как и знакомство с синонимами и антонимами, это упражнение значительно расширяет словарный запас и доступно для детей дошкольного возраста.

Раздел 2. «Птица-говорун».

Углубленная профилактика и коррекция речевого развития

 

Глава 7. Программа «Логоритм». Формирование интонационно-мелодических и ритмологических систем речи

В данной главе собраны всевозможные стихотворения, прибаутки, потеш­ки, сочетаемые с общей, мелкой и артикуляционной моторикой и представлен­ные в виде физкультминуток и пальчиковых игр. Использование данного мето­дического материала дано в усредненном виде и может быть использовано для детей от 3 до 6 лет на фронтальных, индивидуальных занятиях, в рамках домашнего задания.

Физкультминутки

Физкультминутка «Утро»

Солнышко сказало: — Мне пора взойти! ИП — встать на носочки; поднять руки вверх и потянуться.
Травка зашептала: — Мне пора расти! ИП — стоя, наклониться вниз; потянуться руками к носочкам ног.
Пчелы загудели: — Мед пора собрать! ИП — стоя; наклон туловища вперед, руки за спи­ной в замке поднимать вверх 3 раза.
Птицы загалдели: — Летать, летать, летать!.. ИП — стоя; опускать и поднимать руки, как крылья птицы. В. Данько

Физкультминутка «Зарядка»

Дили-дили-дияи-дили Соню-совушку будили... ИП — стоя. Ходьба на месте.
— Ох! — заохала сова. — Разболелась голова. ИП — стоя. Руками обхватить голову. Наклоны головы вправо-влево.
Шумный день, Светлый день, ИП — стоя. Руками обхватить голову. Наклоны головы вперед-назад.
А кругом топают, ИП — стоя. Топать ногами на месте.
Крылышками хлопают. ИП — стоя. Поднимать и опускать руки (крылья) через стороны.
А вокруг прыгают, ИП — стоя. Прыгать на месте.
Усиками двигают. ИП — стоя. Помахать кистями рук (усы).
Лапки вверх — потянись. ИП — стоя. Потянуться вверх.
Лапки вниз — наклонись. ИП — стоя. Наклон вниз.
Потянуться, ИП — стоя. Потянуться вверх.
Повернуться, ИП — стоя. Повернуться вокруг себя.
Кувыркнуться, ИП — стоя. Прыжок на месте.
Улыбнуться! ИП — стоя. Улыбнуться.
Раз — два! Раз — два! Спит сейчас одна сова. Встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. В. Данько

 

 

Физкультминутка «Барашки»

Барашеньки — крутороженьки, По горам ходят, ИП — стоя. Ходьба на месте. Руки на поясе.
В дудочку играют, Деток потешают. ИП — то же. Имитация игры на дудочке.
Вот совища из лесища Глазами-то хлоп-хлоп. ИП — то же. Поморгать.
А лисица из норищи Носом-то нюх-нюх. ИП — то же. Сделать вдохи носом.
А сомище из водищи Ртом-то ам-ам. ИП — то же. Открывать и закрывать рот, хлопать губами.
А волчище из-под елки Зубищами щелк-щелк. ИП — то же. Пощелкать зубами.

Физкультминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу! ИП — шаг на месте, руки произвольно.
Топай правою ногою, ИП — стоя на левой ноге, топать правой ногой, руки на поясе.
Топай левою ногой, ИП — стоя на правой ноге, топать левой ногой, руки на поясе.
Снова — правою ногой, По аналогии.
Снова — левою ногой, По аналогии.
После — правою ногой, По аналогии.
После — левою ногой. По аналогии.
Вот тогда придешь домой! ИП — стоя, руки в замке над головой, как крыша домика. И. Токмакова

Физкультминутка «Коза»

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, ИП — стоя. Ходьба на месте.
Ножками топ-топ, ИП — стоя. Потопать ногами.
Глазками хлоп-хлоп, ИП — стоя. Поморгать.
Забодает, Забодает, Забодает! ИП — стоя. Указательный и средний пальцы одной руки смотрят вверх, остальные пальцы собраны в кулак. Указательным и средним паль­цем имитировать бодание козы.

Физкультминутка «Воробей»

Воробей по лужице Прыгает и кружится. ИП — прыжки на месте, руки на поясе.
Перышки взъерошил он, ИП — стоя, помахать руками, как крыльями.
Хвостик распушил. ИП — стоя, потрясти «хвостиком» (тряска в тазо­бедренном суставе).
Погода хорошая! ИП — стоя на носочках, потянуть руки вверх.
Чил-чив-чил! ИП — прыжки на месте, помахать руками, как крыльями. А Барто

 

 

Физкультминутка «Совушка-сова »

Ах ты, совушка-сова, Ты, большая голова! ИП — стоя, руки на поясе, наклон головы то к левому, то к правому плечу.
Ты на дереве сидела, Головою ты вертела, ИП — то же, поворот головы то влево, то вправо.
Во траву свалилася, В ямку покатилася! ИП — стоя, наклон головы вперед, назад. Русская народная потешка

Физкультминутка «Сонный слон»

Динь-дон. Динь-дон. ИП — сидя за партами, хлопок в ладоши, хлопок об парту — 2 раза (по ритму стихотворения).
В переулке ходит слон, ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.
Старый, серый, сонный слон. ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.
Динь-дон. Динь-дон. ИП — то же, хлопок в ладоши, хлопок об парту — 2 раза.
Стало в комнате темно: ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.
Заслоняет слон окно. ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.
Или это снится сон? ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.
Динь-дон. Динь-дон. ИП — то же, хлопок в ладоши, хлопок об парту — 2 раза. И. Токмакова

Физкультминутка «Ручей»

Бежал ручей по камешкам, Бежал, бежал, бежал... ИП — бег на месте, руки произвольно.
Потом в глубокой лужице Лежал, лежал, лежал... ИП — сидя на корточках, руки произвольно.
То снова он помчался вскачь, ИП — прыжки на месте, руки произвольно.
То будто бы уснул... ИП — стоя, руки под голову, как будто спят.
Увидел речку — прыг туда ИП - то же, руки изображают плавание — 2 раза, 1 прыжок на месте.
И сразу утонул! ИП — сидя на корточках, руки произвольно. И. Токмакова

Физкультминутка «Птички»

Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек — стайка, ИП — шагая на месте, кисти руки сжимать в кулак и разжимать на уровне груди.
Эта птичка — соловей, ИП — стоя, сгибать и разгибать большой палец правой руки, левая рука на поясе.
Эта птичка — воробей, ИП — то же, но с указательным пальцем.
Эта птичка — совушка, Сонная головушка; ИП — то же, но со средним пальцем.
Эта птичка — свиристель, ИП — то же, но с безымянным пальцем.
Эта птичка — коростель, ИП — то же, но с мизинцем.
Эта птичка — скворушка, Серенькое перышко; ИП — стоя, сгибать и разгибать большой палец левой руки, правая рука на поясе.
Эта — зяблик, ИП — то же, но с указательным пальцем.
Эта — стриж, ИП — то же, но со средним пальцем.
Эта — развеселый чиж... ИП — то же, но с безымянным пальцем.
Ну, а эта — злой орлан. ИП — то же, но с мизинцем.
Птички, птички — по домам! ИП — шагая на месте, кисти руки сжимать в кулак и разжимать, затем соединить пальцы рук в замок. И. Токмакова

Примечание. Пальчики можно сгибать, делать ими волнообразные дви­жения и др.

 

Пальчиковые игры

Зайки

За опушкой, на лужайке Прыгают две зайки.

ИП — указательный и средний пальцы смотрят вверх, остальные пальцы зажаты в кулак. Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы в фалангах, как уши у зайки.

Прыг, скок, прыг, скок! Спрятались под кусток.

ИП — то же, собрать все пальцы в кулак.

Корова

На зеленом, на лугу Говорит корова: — Мууу. Мууу-мууу, му-му-му. Молока вам принесу.

ИП — указательный палец и мизинец смотрят вверх, остальные пальцы зажаты в кулак. Двигать указательным пальцем и мизинцем вверх-вниз, как будто корова бодается.

Коза

А коза кричит: — Меее! Травы не дали мне. Меее-меее, ме-ме-ме. Шерсти дам к зиме.

ИП — указательный и средний палецы смотрят вверх, остальные пальцы зажаты в кулак. Двигать указательным и средним пальцами вверх — вниз, как будто коза бодается.

Птенчики

Птенчики в гнезде сидят, Только клювики торчат. Твит-твит-твит. Твит-твит-твит.

ИП — большой палец соединяется с четырьмя остальными пальцами, прижатыми плотно друг к другу. Разъединять и соединять большой палец с остальными пальцами, как будто клювик откры­вается — закрывается.

Волны

Волны по реке бегут,

К морю синему плывут.

Буль-буль-буль.

Буль-буль-буль.

ИП — большой палец отогнут в сторону, четыре остальных пальца прижаты плотно друг к другу. Сгибать в фалангах четыре пальца, как волну.
     

Аист

Аист рыбу ловил, Ноги длинные скрестил. Раз, два, три, четыре, Пальцы накрест, Пальцы шире. ИП — указательный и средний пальцы смотрят вверх, остальные пальцы зажаты в кулак. Скрещивать указательный и средний пальцы.

Ежики

По тропинке, не спеша, шли колючих два ежа. Топ-топ-топ. Топ-топ-топ. ИП — ладони сложить вместе внутренними сторо­нами, развести пальцы в стороны, согнуть пальцы, то есть пальцы правой руки сгибаются и зажимают кисть левой руки, а пальцы левой руки сгибаются и зажимают кисть правой руки. Поднимать и опус­кать пальцы вверх-вниз, как колючки у ежа.

Сердечки

Испеклись в печке Вкусные сердечки. Всем сейчас их дам, Ам-ам-ам. ИП — ладони внутренними сторонами смотрят друг на друга, находятся на небольшом расстоянии, пальцы прижать плотно друг к другу, согнуть в фалангах. Соединить кончики пальцев левой и правой рук. Соединить основание внутренних сторон ладоней. Получается сердечко. То выпрям­лять пальчики вверх, то сгибать их снова в форму сердечка.

Петушок

Вот Петя-петушок, Распустил свой гребешок. Сидит гордо на суку И кричит ку-ка-ре-ку. ИП — ладони сложить вместе внутренними сторонами. Разводить сложенные вместе пальцы в стороны и сводить их в исходное положение, как гребешок у петуха.

Большой пальчик

Большой пальчик ~ малышок! Спрятался в кулачок. ИП — ладонь раскрыта. Собрать ладонь в кулак, большой палец зажат внутри кулака.
А как стал подрастать, На кулак смог залезать. ИП — большой палец внутри кулака. Вытащить большой палец и положить его на кулак.
Раз, два, раз, два! Вот и вся игра. Попеременное выполнение действий с боль­шим пальцем.

Кулачок

Захвачу я кулачок Правою ладошкой, ИП — ладони напротив друг друга. Захватить правой ладонью левый кулак.
А потом наоборот, Правая в кулак идет. ИП — то же. Захватить левой ладонью правый кулак.
Так, так, так, Работает кулак. Попеременное выполнение действий с кулаком и ладонью.

Молодец

Большой палец — молодец! ИП — ладони напротив друг друга. Захватить правой рукой большой палец левой руки.
Хитрый ловкий удалец! ИП — ладони напротив друг друга. Захватить левой рукой большой палец правой руки.
Так, так, так, Не поймать его никак. Попеременное выполнение действий.

Воробей

Воробей Скок, скок, скок Клювом Щелк, щелк, щелк. ИП — пальцы собраны в щепотку. Стучать, собранны­ ми в щепотку пальцами по столу, продвигаясь вперед, как будто воробей скачет.

Сова

На суку сова сидит, Головой своей вертит. ИП — ладони сложить вместе внутренними сторонами, развести пальцы в стороны, согнуть пальцы, то есть пальцы правой руки сгибаются и зажимают кисть.
Посмотрела вправо, Посмотрела влево, ИП — то же. Поворачивать «голову совы» вправо-влево, то есть сгибать в запястном суставе кисти рук в стороны
Посмотрела вверх, Посмотрела вниз, ИП — то же. Поднимать «голову совы» вверх-вниз, то есть сгибать в запястном суставе кисти рук вперед- назад
И пустилась В высь, высь, высь. ИП — то же. Локти сгибать вверх-вниз, как будто крылья совы машут

Конь

Конь бежит в лесок, А копыта цок да цок. Цок, цок, цок. ИП — руки лежат на столе. Стучать пальчиками по столу, как будто конь копытами

Медведь

Медведь по лесу идет, Г розно песню ревет. у-у-у, у-у-у» У-у-у, у-у-у- ИП — руки лежат на столе. Стучать ладонями по столу, как будто медведь тяжелыми лапами ступает по лесу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...