Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи. Программа «Карусели» 3 страница




• * «Уточка». ИП — стоя. Вытянуть губы вперед как можно сильнее, мас­сируя их пальцами рук, стремясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для щек

• Покусывание, похлопывание и растирание щек.

• «Шарик лопнул». ИП — стоя или сидя. Надуть щеки («шарик надулся»), рот закрыть. Стукнуть кулачками по надутым щекам («шарик лопнул»).

" к «Хомяк». Разыгрывается тот же сценарий, что и на этапе / (см. с. 187—188). Однако при выполнении пункта 2 движения приобретают разно­направленный характер и дополняются движениями глаз:

2. Поочередно надувать то одну, то другую щеку, перемещая руки в сто­рону, противоположную от надутой щеки. Одновременно двигать глазами: а) в ту же сторону, что и руки, б) в сторону, противоположную движению рук.

Упражнения для языка

• «Ааа». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, высунуть язык вперед и произнести долгий звук «а».

• «Тьфу». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, высунуть язычок между губами и сказать «тьфу», то есть как бы сплюнуть соринку с языка.

• «Киска облизывается». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, облизы­вать языком губы по кругу.

• «Кусачки». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, высунуть язычок и по­кусать его зубами.

• «Почесалки». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, высунуть язычок и почесать его зубами.

• «Качели». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, поднимать язык вверх- вниз (до верхней и нижней губы).

• «Часы». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, двигать язык вправо- влево (к уголкам рта).

• «Лошадки». ИП — стоя или сидя. Рот приоткрыть, цокать языком.

* «Язык-путешественник». Разыгрывается тот же сценарий, что и на этапе I (см. с. 188—189). Однако при выполнении пунктов 4, 5 и 6 движения приобретают разнонаправленный характер и дополняются движениями глаз:

4. Рот открыть, поднимать язык вверх-вниз (до верхней и нижней губы), одновременно с этим поднимать и опускать руки и глаза в стороны, противо­положные движениям языка. При этом можно раскачиваться всем телом впе­ред-назад.

5. Рот открыть; перемещать язык к уголкам рта вправо-влево. Одновре­менно руки и глаза в стороны, противоположные движениям языка; руки при этом сгибаются в локтевом суставе на уровне груди.

Одна рука на поясе, другая рука согнута в локте, кисть смотрит вверх. Рот открыть, глаза следуют за движением руки (вверх, вниз, вправо, влево), а язык движется в противоположную сторону. Упражнение проводится сначала каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе».

Механическая гимнастика для рук

Выводы

Домашнее задание

Механическая гимнастика для тела

• Тонизация-3. ИИ — лежа на спине, руки вытянуть! вверх, ноги прямые.

Упражнение выполняется по 3 раза.

1. Взрослый захватывает правую руку ребенка своими ладонями и дела­ет нажимы (захваты) по всей поверхности руки; затем захватывает левую ногу ребенка своими ладонями и делает нажимы (захваты) по всей поверх­ности ноги.

2* Взрослый захватывает правую руку и левую ногу ребенка своими ладо­нями и делает одновременные нажимы (захваты) по всей поверхности руки и ноги; попеременные нажимы (захваты) по всей поверхности руки и ноги.

3. Тот же принцип работы с левой рукой и правой ногой.

4, Тот же принцип работы в положении лежа на животе.

Вибрации-3, ИП — лежа на животе, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Упражнение выполняется по 3 раза,

1. Взрослый берет правую кисть руки ребенка и слегка ее встряхивает либо кладет свою руку на правую руку ребенка и вибрирует ее; затем — левую стопу ребенка и слегка ее встряхивает либо кладет свою руку на левую ногу ребенка и вибрирует ее.

2. То же одновременно с правой рукой и левой ногой) попеременно с пра­вой рукой и левой ногой на счет: раз, два.

3* Взрослый берет левую кисть руки ребенка и слегка ее встряхивает либо кладет свою руку на правую руку ребенка и вибрирует ее; затем — пра­вую стопу ребенка и слегка ее встряхивает либо кладет свою руку на правую ногу ребенка и вибрирует ее.

4. То же одновременно с левой рукой и правой ногой; попеременно с ле­вой рукой и правой ногой на счет: раз, два.

• Напряжения и расслабления

* ИП — стоя или сидя, Ребенок и взрослый садятся или встают друг про­тив друга и берутся, каждый со своей стороны, за какой-либо предмет, например палку (игрушку, канат и т. п. ). Ребенок тянет палку на себя, пыта­ясь отнять ее у взрослого. Взрослый тянет на себя, сопротивляясь ребенку

(игра «Кто кого перетянет»).

• Растяжки, ИП — лежа на спине, руки вытянуты вверх, ноги лежат прямо.

Упражнение выполняется по 3 раза.

1. Взрослый берет правую руку ребенка, встряхивает ее, затем слегка тянет ее вверх) левую ногу ребенка, встряхивает ее и тянет вниз.

2. Взрослый берет правую руку и левую ногу ребенка одновременно, встряхивает и тянет их.

3. Взрослый берет левую руку ребенка, встряхивает ее, затем слегка тянет ее вверх:, правую ногу ребенка, встряхивает ее и тянет вниз.

4. Взрослый берет левую руку и правую ногу ребенка одновременно, встряхивает и тянет их.

Игры для челюсти, язычка, губ и щек

• «Вкусное варенье». Намазываем ребенку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или ниж­нюю губу и просим слизать варенье. Если эти упражнения недоступны ребен­ку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и тем самым слизать варенье.

• «Жевательная конфета». Ребенок разжевывает жевательную конфе­ту, приклеивает ее языком к твердому небу, а затем кончиком языка пытает­ся ее отодрать. Таким образом малыш отработает произвольный подъем языка вверх.

• «Чашечка». Просим ребенка высунуть широкий язычок. Дотрагиваем­ся до середины язычка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубле­ние в языке на несколько секунд, как будто чашечку. Для создания игровой ситуации говорим: «Сейчас я налью тебе чаю (молока, компота... ) ш-ш-ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, предлагая ребенку проглотить ее.

• «Улитка». Делаем небольшое углубление в языке, как в предыдущем упражнении, и начинаем палочкой (смазанной вареньем, йогуртом и т. д. ) рисовать маленькие спирали, как будто закручиваем раковину улитки. Упражнение желательно сопровождать стихами про улитку:

Улита, улита,

Высуни рога.

Дам тебе, улитка,

Пирога.

• «Трубочка». Просим ребенка высунуть широкий язычок. Кладем слад­кую палочку по желобку языка (средняя линяя языка) от середины до кончи­ка, делаем палочкой небольшой нажим так, чтобы боковые края языка слег­ка загнулись вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем ее изо рта.

Игры для формирования воздушной струи

«Пробка». Ребенок делает вдох носом. Взрослый зажимает ему нозд­ри. Ребенок пытается сделать выдох. Взрослый пару секунд держит ноздри зажатыми, потом резко отпускает. Ребенок производит резкий выдох с шу­мом, как будто пробка вылетела.

• «Вкусные запахи». Ребенку предлагают понюхать 1—2—3 запаха. Для этого в небольшие тарелочки или мисочки кладут продукты или уже готовые блюда, которые имеют контрастные ароматы. Ребенок берет по очереди каждую тарелку двумя руками, подносит к носу и делает короткий шумный вдох носом (то есть обоняет запах), затем спокойно, не спеша выдыхает через рот. Взрослый при этом приговаривает: «Ах, какая вкусная кашка! Ах, как пахнет апельсин! » В дальнейшем необходимо научиться различать запа­хи без опоры на зрение. Для усложнения делать 2—3 и более быстрых, шум­ных вдохов, а затем спокойный выдох через рот. Чтобы расширить реперту­ар такого вида дыхания, необходимо обратиться к детскому варианту дыхательной методики А. Н. Стрельниковой.

• «Буря с ритмом». Это упражнение можно усложнить за счет добавле­ния ритмической структуры. Сначала взрослый приучает ребенка делать рит­мичный выдох через рот, отстукивая ритм рукой по столу. Например, вдох через нос, два-три ритмичных выдоха через рот с микропаузой между ними. При этом каждый выдох сопровождать ритмичным отстукиванием ладони по столу. Как только это упражнение получилось у ребенка, ритмичный выдох выполняют через трубочку, и малыш видит постепенное появление пузырей в воде. В дальнейшем ритмический узор упражнения усложняется.

• «Водоносы». Просим ребенка через трубочку набрать в рот воды, крепко сжать губы и перелить воду опять через трубочку в другой стаканчик. Важно не пролить ни капельки. Воду переливать в стаканчик можно крупной порцией или маленькими постепенными ритмичными частями. Для создания игровой ситуа­ции желательно положить в стаканчик маленький кораблик или рыбку.

• «Футбол». Взрослый делает на столе небольшие ворота из подручного материала (кружки, салфетница и др. ), кладет перед ребенком цветной аро­матизированный ватный шарик и просит его через трубочку подуть так, чтобы шарик закатился в ворота. Если шарик попадает в ворота, то ребенок забил гол и выиграл, если — нет, то проиграл (счет до 10, как в футболе).

• «Дорожка для колобка». Взрослый из подручного материала выкла­дывает дорожку на столе так, чтобы у нее были бортики (например, из коро­бочек небольшого размера, спичечных коробков и т. д. ). В этот проход кла­дется цветной ватный шарик. Ребенку предлагается дуть через трубочку так, чтобы закатить «колобка» по извилистой дорожке в домик к дедушке и бабушке (внучке). Трубочку ребенок может удерживать рукой и маневриро­вать ею при поворотах, изгибах дорожки. Для усложнения этого упражнения можно сделать несколько разветвлений у дорожки, например к волку, мед­ведю и лисе. Ребенок точно должен закатить шарик в нужном направлении.

• «Свистульки». Ребенку предлагают посвистеть в колпачки от ручки, свистульки, сопелки, дудки и др.

Глава 9. Профилактика, коррекция и абилитация фонетико-фонематических процессов. Программа «Колокольчик»

 

Данная программа представляет цикл занятий, направленных на развитие слухового восприятия — неречевого и речевого (фонетико-фонематического) — у детей дошкольного возраста. Она может использоваться как для совершенствования, абилитации речевых процессов, так и для их коррекции при отклоняющемся развитии.

Психолого-педагогическая коррекция для детей 5—6 лет рассчитана на 1 учебный год (72 занятия, 36 недель). Ее реализация предполагает прове­дение 2 занятий в неделю (от 30 до 45 минут, то есть согласно учебному плану конкретного образовательного учреждения) и дополнительных домашних заданий по необходимости. Сроки и количество занятий могут варьироваться в зависимости от индивидуальных характеристик группы и учебного плана. Программа используется как для индивидуальной, так и групповой работы.

Комплектация групп может варьироваться от 3 до 10 - 12 человек в зави­симости от тяжести речевых проблем, особенностей поведения, состояния здоровья и т. д. В целях профилактики и абилитации речевой компетентности (при нормативном варианте развития) программа может использоваться фронтально для группы в 20—30 человек.

Программа «Колокольчик» для детей 5—6 лет осуществляется в два этапа. Первый этап (3 недели — 6 занятий) направлен на развитие неречево­го слуха, слухового внимания, чувства ритма и др. Второй этап (33 недели — 66 занятий) направлен на формирование фонетико-фонематического вос­приятия и произвольного речевого внимания. Ко второму этапу прилагаются образцы конспектов занятий.

Занятия с детьми 3—4 лет по развитию неречевого и речевого слуха не могут быть еще представлены в виде полноценного обучающего цикла. Однако развивать эти процессы очень важно с самого раннего детства. Поэтому упражнения для малышей берутся только из первых 7 занятий и далее повторяются в различных вариантах. Мы рекомендуем также включать наиболее простые и доступные упражнения для малышей в музыкальные, физкультурные и досуговые занятия, использовать их на праздниках и в быту, при знакомстве с окружающим миром. Более сложные виды упражне­ний для детей 5—6 лет помечены звездочкой (*).

Основные темы занятий по развитию фонетико-фонематического восприятия речи для детей дошкольного возраста

Недели Этап Основные темы занятий
I 1. Звуки природы. Голоса животных 2. Шумовые звуки различных предметов и бытовой техники
  3. Звуки музыкальных игрушек 4. Звуки музыкальных инструментов
  5. Голоса людей. Звуки, издаваемые человеком 6. Отработка слуховой регуляции
II 7. Распевки / Знакомство с речевыми звуками 8. Выделение речевого звука в слове (начало)
  9. Выделение речевого звука в слове (конец) 10. Выделение речевого звука в слове (середина)
  11. Определение позиции речевого звука в слове (начало, середи­на, конец) 12. Понятие «гласные звуки»
  13. Звук «А» 14. Звук «О»
  15. Звук «У» 16. Звук «Э»
  17. Звук «Ы» 18. Звук «И»
  19. Закрепление гласных звуков. Составление звуковой схемы слов («ау», «уа») 20. Закрепление гласных звуков. Составление звуковой схемы слов (ослик «Иа»). Изменение слов с помощью гласных звуков («лак-лук»)
  21. Понятие о согласных звуках 22. Звук «П»
  23. Звук «ПЬ» 24. Звук «Б»
  25. Звук «БЬ» 26. Звук «Ф»
  27. Звук «ФЬ» 28. Звук «В»
Недели Этап Основные темы занятий
  29. Звук «ВЬ»
    30. Звук «К»
  31. Звук «КЬ»
    32. Звук «Г»
  33. Звук «ГЬ»
    34. Звук «X»
  35. Звук «ХЬ»
    36. Звук «Т»
  37. Звук «ТЬ»
    38. Звук «Д»
  39. Звук «ДЬ»
    40. Звук «Й»
  41. Звук «М»
    42. Звук «МЬ»
  43. Звук «Н»
    44. Звук «НЬ»
  45. Звук «С»
    46. Звук «СЬ»
  47. Звуки «С—СЬ»
    48. Звук «3»
  49. Звук «ЗЬ»
    50. Звуки «3—ЗЬ»
  51. Звуки «С—3»
    52. Звуки «СЬ—ЗЬ»
  53. Звук «Ц»
    54. Звуки «Ц—Т»
  55. Звуки «Ц—С»
    56. Звук «Ш»
  57. Звук «Ж»
    58. Звуки «LU—Ж»
  59. Звуки «Ш—С»
    60. Звуки «Ж—3»
  61. Звук «Ч»
    62. Звуки «Ч—ТЬ»
  63. Звук «Щ»
Недели Этап Основные темы занятий
    64. Звуки «Щ—СЬ»
  65. Звук «Л»
    66. Звук «ЛЬ»
  67. Звуки «Л—ЛЬ»
    68. Звук «Р»
  69. Звук «РЬ»
    70. Звуки «Р—РЬ»
  71. Звуки «Л—Р»
    72. Звуки «ЛЬ—РЬ»

 

Этап I. Формирование слухового гнозиса (неречевого слуха)

Игры, направленные на узнавание звуков природы и голосов

животных (занятие № 1)

• «Чудо-звуки». Детям предлагается прослушать аудиозапись звуков живой природы (шум дождя, морской прибой, шелест листьев, весенняя капель и т. д. ) и определить, какие звуки они услышали. Далее они пытаются их назвать (шелест, треск, журчание и т. д. ), охарактеризовать, обнаруживая сходство и различие между ними, определяя, где и когда их можно услы­шать, кому они принадлежат, в какой последовательности звучали (в начале, в середине, в конце, до, после, между и т. д. ).

Подобную игру целесообразно проводить во время прогулки или экскур­сии в лес, по городу (сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами). Прислушиваясь к звукам окружающей их среды, дети учатся отвечать на вопросы типа «О чем говорит дом, улица, лес? ». В начале курса для анализа предлагаются контрастные звуки, и только после их дифференциации воз­можен переход к противопоставлению сходных по звучанию звуков.

• «Кто как разговаривает? ». Детям предлагается прослушать аудиозапись голосов животных, птиц, насекомых и определить: кто это был и как он «разго­варивает» (собака лает: «ав-ав», кошка мяукает: «мяу-мяу», жук жужжит: «жжж» и т. д. ). Эта игра проводится аналогично предыдущему упражнению.

Игры, направленные на узнавание шумовых звуков различных предметов и бытовой техники (занятие № 2)

«Постучалки». Педагог совместно с детьми громко стучит палочкой (карандашом) по различным предметам (доске, столам, полу, стене, стеклу, подоконнику, плитке и т. д. ), анализируя характер звучания каждого звука (громко — тихо, звонко — глухо, звук идет сверху — снизу, справа — слева, спереди — сзади), и просит запомнить эти звуки (например: «это стук», «это скрип», «это песенка пола»). Далее происходит узнавание ранее звучащих предметов на слух, без опоры на зрение. На заключительном этапе игры роль водящего плавно переходит к детям.

• «Послушай, как звучит». Вместе с педагогом дети анализируют звуко­вую природу предметов окружающей их обстановки (что-то бросили на пол, погремели каким-либо предметом, постучали спичечным коробком, различны­ми по звучанию погремушками, пошуршали полиэтиленовым, а затем бумаж­ным пакетом, погремели ключами). Далее детям предлагается определить раз­ницу в звучании этих предметов (в начале занятия их 2—3, затем количество предметов увеличивается до 6) и узнать их на слух с закрытыми глазами.

• «Тишина». С закрытыми глазами дети слушают тишину, узнают и назы­вают известные им бытовые шумы (скрипит дверь, капает кран, тикают часы, проехала мимо машина, каркает на улице ворона и др. ).

• «Подбери картинку или игрушку». Педагог за ширмой издает звук каким-либо предметом, а дети угадывают, чем он стучал, шуршал, гремел. После этого они подбирают картинку или игрушку с изображением данного предмета, а затем сверяют правильность полученного ответа.

• * «Шумящие коробочки». Педагог совместно с детьми наполняет спи­чечные коробки различным материалом (песком, крупой, скрепками) и начи­нает поочередно греметь ими. Чтобы не путать спичечные коробки, наполнен­ные разным содержимым, целесообразно обернуть их цветной бумагой. По характеру звучания дети отгадывают, что находится в спичечном коробке.

Чтобы разнообразить данный вариант игры, можно использовать два идентичных набора коробочек. Педагог берет коробочку из своего набора, гремит ею, а ребенок с закрытыми глазами внимательно прислушивается к звуку. Затем он пытается отыскать в своем наборе коробочку, погремев которой можно получить аналогичный звук (одновременно со спичечными коробками неплохо использовать погремушки).

• * «Кубик». Рассмотрите с детьми деревянный кубик (какой он? ). Спросите их, что кубик может делать (стоять) и что с ним можно делать (бро­сить его, постучать им, толкнуть его, чтобы перевернулся несколько раз, повозить его по столу, чтобы получился звук трения). Произведите эти дей­ствия, послушайте, сравните и запомните все звуки, возникающие во время этих действий, а затем определяйте с детьми их на слух без опоры на зрение. Игру можно усложнить: 1) сравнить на слух звуки от действий с двумя кубика­ми, разными по материалу, тяжести, фактуре поверхности; 2) использовать другие предметы или игрушки (мячики, палки, подушки и т. д. ).

* «Что упало, то пропало». Возьмите несколько предметов (мячик, карандаш, мягкую игрушку), уроните их на пол и послушайте, какие разные звуки при этом получаются. После того как дети запомнили эти звуки, они с закрытыми глазами на слух определяют, что упало, и проверяют, что пропа­ло («чего нет на столе? », «что лежит на полу? »).

• * «Куда спрятались часы? ». Возьмите часы (будильник), которые громко тикают, дайте детям послушать и запомнить этот звук. Потом спрячь­те часы в другой комнате (в шкаф, в ящик, на полку за книги, под подушку и т. д. ). Дети должны по звуку найти их. Если дети затрудняются в поиске, то будильник можно завести на 3—4 минуты, чтобы он громко зазвенел и помог себя обнаружить. Игру можно проводить со всеми детьми сразу или только с водящим ребенком, чтобы остальные подсказывали ему («горячо, холод­но, левее, прямо, выше» и т. д. ).

Игры, направленные на узнавание звуков музыкальных игрушек и инструментов (занятия № 3, 4)

• «Угадай мелодию». Педагог демонстрирует звуковую природу различ­ных музыкальных игрушек (куколка смеется, поет) и инструментов (пианино, металлофон). Дети прослушивают мелодию, напевают ее и запоминают источ­ник звучания. Вслед за этим за ширмой звучит несколько мелодий, а дети должны отгадать источник звучания.

• * «Жмурки». Ребенку завязывают глаза и предлагают, ориентируясь на хлопки, писк мяча, звон колокольчика, поймать кого-нибудь из детей, держа­щих эти игрушки.

• * «Колокольчик». Дети поочередно (сидя на стуле с завязанными гла­зами) отгадывают направление звучащего колокольчика. Сначала показы­вают рукой туда, где звенит; потом проговаривают: спереди, сзади, сверху, снизу, сбоку, справа, слева. Остальные дети и педагог подсказывают слова, меняют интенсивность звучания (тихо — громко) для более легкого или сложного узнавания. Игру можно усложнить: использовать звучание двух и более предметов («колокольчик звенел сверху, пакет шуршал справа»).

Игры, направленные на узнавание голосов людей и звуков, издаваемых человеком (занятие № 5)

• «Кто пришел в гости? ». Обсудите с детьми, как могут стучаться в дверь разные звери (зайка, лиса, слон, медведь и т. п. ), если они придут к нам в гости. А затем сыграйте в игру «Кто там? », изображая стуком разных персо­нажей. Например, в гости к детям приходят зайка, лиса и мишка и стучатся в дверь. Зайка стучит тихонько кулачком в дверь, мишка стучит всей ладонью, лиса — скребется когтями и т. п. Дети должны на слух определить, кто же пришел в гости. Игру можно усложнить: 1) использовать до пяти игровых персонажей; 2) использовать звуки, издаваемые частями тела (хлопки, топот, кашель, свист, мычание, цокот языком и т. д. ); 3) использовать разные рит­мические рисунки стука (/ //, // /, / /// // и т. д. ).

• «Чей голос? ». Дети поют песенку и водят хоровод, по окончании ко­торого один из детей зовет водящего по имени. Водящий ребенок с завязан­ными глазами, стоя в центре круга, должен отгадать, кто из детей позвал его по имени. Если узнал сразу, то водящим становится кто-то следующий. Если ребенок не может узнать, то дети зовут его по очереди, а он с открытыми гла­зами смотрит, слушает и запоминает. Затем игра повторяется еще раз с завя­занными глазами, но зовет водящего уже другой ребенок.

Мы по лесу гуляли, гуляли.

Ягоду-малину собирали, собирали.

Далеко ушли, заплутали, заплутали.

И друга по имени громко позвали... (например: «Вася! »).

• * «Прятки ку-ку». Дети прячутся в одном помещении. Как только они спрятались, входит водящий ребенок и говорит: «Я смотрю и никого не вижу. Ушки открою и вдруг кого услышу». Дети по одному начинают кричать «ку- ку, я тут». Водящий должен узнать по голосу, кто кричал, затем сказать, откуда раздается крик, и найти спрятавшегося игрока.

• * «Узнай свой голос». Детям предлагается прослушать их собствен­ные голоса, записанные на диктофон, а затем узнать свой голос и голоса своих друзей.

Игры, направленные на формирование слуховой регуляции и чувство ритма (занятие № 6)

• «Солнышко и дождик». Как только педагог произнесет слово «сол­нышко», сопровождая его звучанием бубна, дети начинают бегать по группе. Стоит педагогу сказать «дождик» и позвенеть при этом в колокольчик, как все разбегаются и прячутся (на веранде, в палатке, под столом).

• «Мяч». Дети сидят кружком на полу. Как только зазвучит музыка, дети, начиная с водящего, передают мяч по кругу. Едва музыка остановилась, тот, у кого оказался мяч, должен поднять его вверх. После этого игра начинает­ся снова, но мяч передают уже в другую сторону. Тот, кто ошибся, пропус­кает ход.

• * «Проведи друга через минное поле». Водящему ребенку завязы­вают глаза, впереди становится ребенок-проводник с пищащим мячом. Водящий должен следовать за проводником, ориентируясь на писк мяча и ста­раясь не столкнуться с «миной» — препятствием (обруч, куб, мягкие формы и т. д. ). А проводник должен провести водящего через «минное поле», минуя все препятствия. Выигрывают или проигрывают оба. В случае выигрыша оба ребенка получают приз.

* «Медведь и медвежонок». Детям сначала предлагается поиграть в большого медведя и громко потопать ногами, затем — в маленького медве­жонка и тихо еле-еле потопать ножками. После этого по команде педагога «медведь» или «медвежонок» дети выполняют соответствующие действия. И наоборот, педагог за ширмой громко или тихо топает, а дети угадывают, кто это. Игру можно проводить с хлопками в ладоши, по ногам, плечам, груди, столу, проговаривая целые предложения («Я стучала по животу тихо, а по коленям громко»). В дальнейшем выполнять действия желательно под громкий или тихий звук (мелодию). Звуки и мелодии на разных занятиях лучше менять, чтобы в памяти у ребенка сохранилось как можно больше зву­ковой информации для дальнейшего сличения и узнавания.

• * «Лев и черепаха». Детям сначала предлагается поиграть в большо­го льва и быстро побегать (на месте, по кругу), потом — в черепаху и медлен­но походить. Также дети могут управлять различными игрушками, напри­мер: под быструю музыку зайка бежит быстро, под медленную музыку улитка еле ползет. Эта игра проводится аналогично игре «Медведь и медве­жонок».

• * «Птичка и сосулька». Расскажите детям сказку, как однажды поспо­рила весенняя сосулька с птичкой: у кого песенка красивей. Спросите у детей: как капает сосулька («кап-кап» прерывисто, капли капают по очере­ди), как поет птичка (плавно, мелодично). Раздайте детям дудочки (свистуль­ки) и предложите сыграть прерывистую песенку сосульки и плавную песенку птички. Эта игра проводится аналогично игре «Медведь и медвежонок». Однако здесь можно дать дифференциацию двух музыкальных инструмен­тов (дудочка и металлофон).

• * «Птичка и птенчик». Расскажите детям сказку, как мама-птичка учила своего птенчика петь. Мама — взрослая птичка и может петь долго (пиииииии), а птенчик — маленький и поет коротко (пи-пи-пи). Для этой игры можно раздать любые музыкальные инструменты и издавать на них долгие или короткие звуки. Эта игра проводится аналогично играм «Медведь и мед­вежонок» и «Птичка и сосулька».

• * «Серый волк и мама-коза». Вспомните с детьми сказку «Волк и семеро козлят». Определите, как пел песенку волк, когда мама-коза ушла в лес (грубым, страшным голосом), как пела мама-коза (тонким, звонким, лас­ковым голосом). Покажите, как волк стучал в дверь (сильно, громко, грубо), как мама-коза стучалась в дверь (тихо, слабо, нежно). Эта игра проводится аналогично игре «Медведь и медвежонок».

• * «Сердце тук-тук». Дети с интересом прислушиваются к ритмам сво­его и чужого сердца, дыхания, пульса; пытаются отстукивать его вначале рукой и ногой, затем карандашом и другими предметами. Главным является синхронное сочетание внутреннего ритма с реализуемыми детьми внешними движениями.

* «Дятел». Дети сначала слушают, смотрят заданный педагогом ритм, а потом самостоятельно его отстукивают карандашом или пальцем, как будто дятел стучит по дереву. Движения могут выполняться под счет, варь­ируется темп их выполнения, громкость. Опираясь на зрительное подкрепле­ние, а затем только на слуховое восприятие, дети отстукивают ритм вначале правой рукой, затем — левой, обеими одновременно, каждой в отдельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...