Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи. Программа «Карусели» 4 страница




• * «Хлопки». Дети молча ходят по группе. Услышав хлопок в ладоши, начинают прыгать. Услышав топот ногой, садятся на корточки. Модифицируя данный вариант игры, можно предложить им на один хлопок — замереть на месте, на два хлопка — присесть, на три хлопка — прыгнуть. Вначале все эти движения выполняются с обязательной опорой на зрительный анализатор, затем на слуховой (в последнем случае педагог производит все действия за ширмой). Хлопая в ладоши (или же топая ногами), необходимо периодиче­ски менять силу удара (громко — тихо), направление звучания (близко — далеко).

• * «Оркестр». Дети сидят кружком на полу с различными музыкальны­ми инструментами, внимательно следя за водящим. Пока водящий хлопает, дети играют на музыкальных инструментах; когда водящий останавливается, дети тоже затихают. Если водящий поднимает правую руку, то играют толь- ко мальчики, если левую, то девочки. Тот, кто ошибся (не вовремя начал, закончил играть, перепутал руку), удаляется из игры. Постепенно все выбы­вают из игры, и победителем становится последний оставшийся игрок; он получает приз. Игру можно усложнить, выполняя обратные действия (веду­щий хлопает, дети сидят тихо и т. д. ).

• * «Круг». Дети сидят кружком на полу. Водящий задает ритм (напри­мер: 1 хлопок в ладоши, 2 хлопка об пол; 1 хлопок в ладоши, 2 удара по пле­чам, руки накрест, 3 удара по коленям и т. д. ). Игра может начинаться слова­ми «Вот большой, веселый круг, кто ошибся, вышел вдруг». Кто ошибся, тот выбывает из игры, победитель получает приз.

Этап II. Формирование фонетико-фонематических процессов

В данном разделе реализуемой нами коррекционной программы представ­лены методические рекомендации, направленные на углубленную отработку у дошкольников 5—6 лет фонетико-фонематических процессов. В основу дан- ной модели коррекционного воздействия положен, как и в предыдущих слу­чаях, современный нейропсихологический подход, структурирующий реперту­ар логопедических приемов и способов коррекционно-педагогической помощи детям.

Для детей 3—4 лет данный раздел представлен занятиями, ориентирован­ными на знакомство ребенка с речевыми звуками. Они все проводятся ана­логично занятию N° 7. Кроме того, вы на каждом занятии выполняете по 2— 3 упражнения из предыдущих занятий. Главная задача в этом возрасте — обеспечить автоматизацию восприятия, имитации и различных манипуляций с неречевыми звуками. А затем — приступить к знакомству с речевыми звуками, хорошей их артикуляции и т. п. Ребенок должен научиться слушать и слы­шать себя и окружающий мир. Помимо этого, в повседневный обиход ребенка должны быть включены игры со словами, повторение несложных скороговорок и чистоговорок и т. п. Кроме того, необходимо постоянно использовать различные фольклорные игры и потешки.

Для детей 5—6 лет занятия (№7—72) проводятся в соответствии с шестью последовательными рубриками, ориентированными на развитие фонемати­ческого слуха. Речевой материал в них расписан по нарастанию сложности:

1) определение характеристики звука;

2) выделение речевого звука на слух;

3) определение позиции звука;

4) формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических представлений;

5) элементарный звуковой анализ слова;

6) дифференциация звуков.

Представленные в этом разделе методические рекомендации и задания помогут детям сформировать правильное звукопроизношение и фонетико­фонематическое восприятие речи. Они абсолютно необходимы для детей с различными речевыми проблемами. И даже если все идет хорошо, прине­сут большую пользу для оптимального освоения ребенком письма, чтения и т. п.

В данной программе представлены игровые задания, разработанные автором лично, а также обобщен весь накопленный речевой материал в рам­ках классической педагогики, логопедии, дефектологии и нейропсихологии.

Обратите внимание на то, что все рубрики даны последовательно в форме занятия. Поэтому мы советуем вам заниматься с детьми по представленному выше учебно-тематическому плану систематически 2 раза в неделю, закреп­ляя новую информацию домашними заданиями, то есть ежедневными крат­ковременными упражнениями из каждого раздела.

На индивидуальном занятии делайте с ребенком те упражнения, которые у него легко получаются. Сложные, плохо поддающиеся задания вводите постепенно, по мере освоения. Расширяйте словарный запас ребенка, объ­ясняйте ему новые слова, включайте их в задания. Помогайте вспоминать и называть слова только с помощью активной подсказки, например назовите свойство предмета, где он растет, из чего сделан, для чего нужен и т. д. Не ограничивайтесь только короткими заданиями на развитие фонематическо­го слуха, обязательно используйте упражнения в сочетании с развитием лек­сики, грамматики, связной речи, а также памяти, внимания, мышления, вооб­ражения и т. д. Всегда хвалите ребенка!

Распевки (вокализация звуков)/Знакомство с речевыми звуками, (занятие № 7)

Распевки речевых звуков очень полезны для детей среднего дошкольно­го возраста, так как сочетают в себе развитие речевой функции, музыкаль­ного слуха, координации двигательных навыков, дыхания и др. Кроме того, они наиболее доступны детям 3—4 лет и выполняются ими всегда с ра­достью.

• «Индейцы». Петь гласный звук и слегка ритмично стучать себя по животу, груди, ушам, крыльям носа, рту. Звук получается ритмичный, вибра­ционный, прерывистый, с некоторым шумом. Можно петь изолированно каж­дый гласный звук (а, о, у, э, ы, и) или серийно (а о, а о у, а о у э, а о у э ы, а о у э ы и). Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. В дальнейшем можно все эти упражнения проделать и с со­гласными звуками.

• «Лесенка-дорожка»

1. Петь гласный звук, при этом рукой показывать как бы движение по ров­ной дорожке.

2. Произнести 2 раза гласный звук, интонируя его. Разницу в высоте звука при этом показывать рукой, как бы двигаясь по лесенке вверх.

3. Произнести два быстрых, резких гласных звука, а затем один долгий, плавный (а-а — ааа, о-о — ааа, у-э — ыыы и т. д. ). Гласные звуки произносить одновременно с движениями рук. Например, два резких звука сопровож­даются зигзагообразным, ступенчатым движением кисти руки («идем по лесенке»), один медленный звук сопровождается прямым движением кисти руки вверх («идем по дорожке»). Можно подключить разнонаправленные движения рук (одна рука совершает ритмичные зигзагообразные движения вверх «по лесенке», а другая — прямые движения вверх «по дорожке»).

• «Корова Му-Му». Предложите детям поиграть в корову Му-Му, которая пришла на луг и стала петь свою песенку.

1. Промычите с детьми простой короткий мотив с закрытым ртом (мммм — м-м и т. д. ). Можно использовать мотивы знакомых песен, разученных на музыкальных занятиях, например: «В лесу родилась елочка».

2. Мычать с закрытым ртом и зажимать пальцем одну ноздрю носа. Послушать, какой звук при этом получается, отличается ли он от звука при зажатии другой ноздри.

3. Мычать с закрытым ртом и двумя пальцами одной руки то зажимать, то разжимать крылья носа.

• Знакомство с речевыми звуками и введение новых понятий (гласный звук, звонкий, твердый согласный звук и т. д. ) целесообразно давать детям от 5 лет. Объясните им, что наша речь состоит из слов, а слова, в свою оче­редь, из звуков. Расскажите им сказку о том, как образуются звуки. Для этого задания желательно использовать зеркало.

• «Розовая сказка»

«В одном розовом-прерозовом домике (взрослый обводит рот ребенка своим пальцем) жил да был розовый-прерозовый язычок (взрослый и ребе­нок высовывают и показывают язык), и звали его Кис-Кис.

Ворота в домике тоже были розовые-прерозовые (взрослый трогает верхнюю и нижнюю губу ребенка), и они все время то открывались, то закрывались (взрослый и ребенок открывают и закрывают рот).

А за воротами стояли белые-пребелые дверцы (взрослый и ребенок улы­баются, показывая сомкнутые зубы). И если постучать: «тук-тук», то двер­цы открывались {взрослый и ребенок стучат кулаком по столу и откры­вают /смыкают зубы).

А там за дверцами сидел маленький-премаленький, розовый-прерозовый язычок Кис-Кис (взрослый и ребенок рассматривают язык во рту). Давай позовем его: Кис-Кис (взрослый и ребенок высовывают язык).

Кис-Кис мне по секрету сказал, что там, глубоко-глубоко в пещере, живет голос. Давай послушаем твой голосок! Ну-ка скажи «а»! А теперь скажи громко (тихо, шепотом, тонко, басом... ). Вот какой голосок! А хочешь почув­ствовать, как он звенит (дрожит)? Давай положим ладошку на горлышко и споем («а», «м», «з»)! Ну как, дрожит? А теперь давай скажем («х», ф», «п»)! А теперь дрожит? Куда же он делся? А он спрятался, затаился! Вот какой хитрый голосок!

А еще Кис-Кис сказал мне, что у него есть друг Ветерок — это такая воз­душная струя. Давай почувствуем ее (взрослый и ребенок прикладывают ладонь к ротику и произносят звуки: «а», «у», «м», «в», «с»)\ Чувствуешь, какая воздушная струя (сильная, слабая, прямая, прерывистая, рассеянная, узкая, широкая, теплая, холодная)!

Язычок Кис-Кис говорит, что он очень дружит со своими друзьями, и когда они все вместе играют, то получаются звуки и даже целые слова. Давай про­изнесем слово «мамочка» и посмотрим, все ли друзья вышли поиграть (ребе­нок, глядя в зеркало, произносит слово, чувствует рукой дрожание горла, воздушную струю)\ Посмотри, губы (зубы, язык, голос, воздушная струя) работали? А теперь попробуй закусить губу (язычок, сильно стиснуть зубы, сказать без голоса) и произнести слово «мамочка»! Получилось? Почему? Вот, значит, все они нужны для того, чтобы произнести звуки и целые слова.

Каждый звук очень важный и нужный. Если исчезнет хотя бы один звук, то слово станет непонятным (например, «кот — от», «лук — лу», «мак — мк») или вообще превратится в другое слово (например, «булочка — улочка», «слава — лава», «шутки — утки»). А если звук произнести не тот или неправильно, то начнется путаница (например, был «цыпленок», стал «сыпленок»; «лак» пре­вратится в «мак», «сок» в «бок», «стол» в «стул», «роза» в «роса»). Поэтому малыш Кис-Кис просит детей научиться слышать и говорить все звуки пра­вильно! »

После такой интересной и познавательной сказки расскажите ребенку, что легче всего произносить звуки «а, о, у, э, ы, и». Их можно петь, тянуть своим голосочком; они произносятся легко, свободно, и воздушная струя не встречает преграды на своем пути (губы, зубы, язык). Такие звуки называют­ся гласными. Для гласных звуков (букв) можно нарисовать красный домик и поместить их туда жить.

Расскажите ребенку, что звуки — это невидимки, их можно только слы­шать и произносить, но увидеть никак нельзя. Но когда звуки-невидимки наденут волшебные платья, они тотчас же превратятся в буквы. А буквы можно увидеть, назвать, услышать, написать и прочитать. Гласные звуки при­нято обозначать красным цветом (красным кружком).

В волшебной стране живут еще и согласные звуки «м, д, р, с, п, к» и т. д. Они согласны дружить с гласными, произноситься вместе с гласными, читаться и писаться вместе с гласными. При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык).

Произнесите с ребенком перед зеркалом звуки «м, б, п» и посмотрите, что мешает выйти воздушной струе (губы). Произнесите звуки «в, ф» и посмотрите, что при этом делают верхние зубы и нижняя губа. Произнесите звуки «р, д, л, ш» и посмотрите, как язык мешает выйти воздушной струе.

Обратите внимание, что согласные звуки очень разные: непоседливые, шумные, звонкие, твердые и мягкие, ласковые» Они свистят (с, з, ц), шипят (ш, ж, ч, щ), рычат (р), ноют и плачут (м, н), хрипят и кашляют (к, г, х), стре­ляют (т-т-т, д-д-д), цокают (ц-ц-ц) и т. д.

Одни звуки бывают громкими и звонкими (м, н, л, р, й, б, в, г, д, з, ж), как будто в горле звенит колокольчик {ребенок чувствует ладонью, как зве­нит, дрожит, вибрирует горлышко). Другие бывают тихие и глухие (п, ф, к, т, с, ш, х, ц, ч, щ), как будто голос в горлышке спрятался и уснул (ребенок чув­ствует ладонью, что горло не звенит). Звонкость согласных звуков приня­то обозначать колокольчиком, а глухость — отсутствием колокольчика.

Кроме того, согласные звуки бывают твердые (м, н, л, р, б, п, в, ф, г, к, д, т,

3, с, ж, ш, х, ц) и мягкие (мь, нь, ль, рь, й, бь, пь, вь, фь, гь, кь, дь, ТЬ, ЗЬ, СЬ, хь,

4, щ). Твердые согласные звуки произносятся так твердо, что хочется «стук­нуть кулаком об стол» или «ногой об пол». А мягкие согласные звуки произно­сятся так ласково, мягко, что их хочется «погладить, как мягкую зеленую трав­ку». Нарисуйте с ребенком домик для согласных звуков или разберите с ним схему согласных букв и звуков (для читающих детей). Мягкие согласные звуки принято обозначать зеленым кружком, а твердые согласные звуки — синим.

Называя изолированный звук, произносите его четко — «м», а не «эм» или «мэ», потому что это уже получается два звука, а не один. Подобные ошиб­ки приведут к неправильному звуко-буквенному анализу, слогослиянию, чте­нию и письму. В таком случае ребенок будет читать не «мама», а «эмаэма» или «мэамэа».

При выполнении звуко-буквенного анализа с дошкольниками предбукварного периода, для обозначения мягкости согласных в основном используйте гласный звук «и», так как дети еще не знакомы с гласными второго ряда (я, е, ю, е) и могут запутаться при письменном обозначении слова. В данном случае лучше использовать слова типа: «лис», «раки» и т. д.

Описав в игровой форме, как образуются звуки, какими характеристика­ми они обладают и чем отличаются, мы считаем нужным расписать методику выполнения основных заданий на примере самых простых звуков («а», «м»), которые будут представлены ниже. При подаче основных упражнений изло­жены самые простые инструкции и формулировки, и вы всегда сможете их использовать при проведении игр в домашних условиях и на занятиях.

Напоминаем, что дальнейшие занятия с детьми 3—4 лет проводятся анало­гично занятию № 7. К ним присоединяются по 2—3 упражнения из предыду­щих разделов и фольклорные физкультминутки. Вместе с тем ничто не мешает включать в работу наиболее простые упражнения из приведенных ниже.

А 5—6-летние дети продолжат обучение с занятия № 8 и будут занимать­ся по вышеописанному плану.

Игровые упражнения для развития фонетико-фонематического восприятия речи (занятия с № 8 по № 72)

1. Определение характеристики звука

• «Схема-картинка звука». Перед тем как приступить к работе по узна­ванию какого-либо конкретного звука на слух, необходимо его утрированно произнести (вам и самому ребенку) перед зеркалом, совместно уточнить артикуляцию: «А как у нас губы раздвинуты, посмотри на меня, на себя (в зеркале)? Что делают зубы? А где у нас язык? Произнеси звук и почув­ствуй воздушную струю. Она теплая, горячая или прохладная? Воздушная струя встречает преграду (мешают ли губы, зубы и язык или нет)? Значит, это гласный или согласный звук? Произнеси звук еще раз и почувствуй, это твер­дый или мягкий звук? Каким цветом закрасишь кружок? Положи руку на горло, произнеси звук, почувствуй, звенит горлышко или нет? Значит, это звонкий или глухой согласный звук? Как ты это зарисуешь? »

Разобрав у зеркала, таким образом, артикуляцию и характеристику звука, зарисуйте с ребенком речевой звук в виде схемы-картинки. Если ребе­нок знает буквы, то напишите букву и зарисуйте пару картинок с этим звуком. Это сложное, но полезное упражнение необходимо выполнить в самом нача­ле работы, чтобы уяснить тему занятия, удерживать в памяти особенности звука и правильно определять их при устном звуковом анализе и письменном фонетическом разборе, дифференцировать сходные по звучанию звуки, напрямую использовать при обучении грамоте и т. п. Поможет выполнить это задание представленный ниже образец.

2. Выделение речевого звука на слух

• «Фонарики». Взрослый держит сжатые кулаки на уровне груди и пред­лагает ребенку поиграть: на открытый кулак взрослого ребенок поет опреде­ленный звук (например, звук «а»), на закрытый — молчит. Взрослый то быстро, то медленно открывает и закрывает кулаки. Затем они меняются местами: взрослый то поет определенный звук, то молчит, а ребенок слуша­ет и вовремя открывает или закрывает кулачки. При этом взрослый может путать ребенка, например произносить другие звуки вместо оговоренного (например, «о», «у», «э»). Ребенок старается не ошибаться и не попадаться на уловки взрослого.

• «Нотная лесенка». Взрослый поет звук и одновременно совершает движение руками, как бы поднимаясь по лесенке вверх (сначала правой ладонью, затем левой ладонью, потом двумя руками вместе и снова пооче­редно). Ребенок смотрит и повторяет за взрослым. Предложите ребенку петь звук, как бы по нотам (как гамму от ноты «до» до ноты «си»). Желательно петь «нотную лесенку» сначала медленно, протяжно, плавно, по нотам (ааа), а потом резко, прерывисто, с паузами (а-а-а). Нарисуйте вме­сте с ребенком эту «нотную лесенку» и играйте в нее, например, ходите по ней пальчиками (вверх и вниз), водите по ней его любимые игрушки.

Образец игры

 

 


 


 

 

Образец:

 

 

 


• «Попрыгушки, топотушки и хлопушки». Предложите ребенку прыг­нуть, топнуть или хлопнуть, как только он услышит заданный звук. Желательно на первых порах четко выделять голосом нужный звук. Давайте заданный звук: 1) среди гласных звуков, 2) среди гласных и согласных зву­ков, 3) в слогах, 4) словах. Приведем пример со звуком «а»:

1) аоуаиаэаыа

2) амнакавапла

3) мо мэ ма мы ми ма му ма

4) мак лак дуб рак аист кот

3. Определение позиции звука в слове

• «Выделение речевого звука в начале слова». Подберите или нари­суйте картинки, название которых начинается с простых тянущихся соглас­ных звуков в ударном слоге (м, н, л, в, ф, з, с, х) и гласных звуков под ударе­нием (а, о, у, э, ы, и). Например: муха, нос, лук, ваза, фартук, зайка, сани, хобот/ осы, уши, эхо, ива. Рассмотрите эти картинки с ребенком, назовите их, а потом поиграйте в игру «Скажи слово так, чтобы первый звук был самый громкий», то есть выделите голосом начальный звук («МММуха»). Под каждой картинкой можно нарисовать схему и водить по ней пальцем, когда произносится слово (схема дана по Д. Б. Эльконину).


 

Можно найти по две картинки на один звук (например: муха, мышка; ваза, вафли; сани, сыр и т. д. ) и попросить ребенка подобрать пары по первому звуку, например: «Назови картинку», «Потяни первый звук в слове», «Какой первый звук? », «Подбери пару» или «Подбери еще одну картинку с таким же звуком в начале слова». Когда парные картинки будут найдены, между ними желательно нарисовать дорожку, провести по дорожке пальчиком, водить по дорожке игрушку и т. д. Усложняя игру, можно подобрать несколько кар­тинок на один звук и собирать их вместе (то есть обвести карандашом несколько картинок с одним звуком в начале слова, или разложить карточки на кучки, или сложить картинки в домик и т. д. ).

• «Выделение речевого звука в конце слова». Игра проводится ана­логично предыдущему упражнению, но здесь на конец слова можно подби­рать слова как с простыми тянущимися согласными звуками, так и быстры­ми короткими согласными звуками (б, п, г, к, д, т), а также с гласными звуками.


 

 

• «Выделение речевого звука в середине слова». Игра проводится аналогично предыдущему упражнению. Желательно подбирать слова с про­стыми тянущимися и быстро произносимыми согласными звуками (лампа, белка, каска, репка, ватка) и гласными звуками (мак, кот, лук). Выделяемый звук должен стоять четко посередине слова.


 

• Игра «Прятки». Предложите ребенку отгадать, где в слове спрятался определенный звук. Для этого задания лучше использовать схемы позиций звука.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...