Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема национального характера и этнического стереотипа социальной психологии.




Даже если рассматривать национальный характер как некое расплывчатое понятие, в которое исследователь в зависимости от своих методологических и теоретических взглядов включает те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого, необходимо четко руководствоваться некоторыми прин­ципами:

1) представляется совершенно очевидным, что харак­тер этноса — не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной сте­пени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов.

2) недопустимо рассмотрение каких-либо черт досто­янием отдельных этнических общностей. Уникальны не черты и не их сумма, а структура: «...речь идет не столько о каких-то "набо­рах" черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления».

3) черты характера можно понять лишь в соотнесении с общей системой ценностей, зависящей от социально-экономи­ческих и географических условий, от образа жизни народа и его религиозных верований. То же трудолюбие является общечеловеческим качеством, однако комплекс исторических условий влияет на ценностный смысл труда в той или иной культуре. В частности, с проблемой выработки трудовой морали в свое время столкну­лись освободившиеся от колониального гнета африканские госу­дарства, труд населения которых на протяжении веков был подне­вольным, рабским, отнюдь не способствовавшим развитию трудо­любия.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – это типичные устойчивые особенности, выражающие отношение большинства представителей общности к различным явлениям окр.мира.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ – типичные проявления свойств темперамента у большинства представителей этноса.

Среди подходов к интерпретации национального характера ведущим следует считать социально-исторический, отстаивающий принцип социального или культурного детерминизма. Наиболее разработанная социально-историческая интерпретация националь­ного характера содержится в уже знакомой вам концепции «Куль­тура и личность». Например, идея базовой личности Кардинера основывается на представлении о коренных личностных различи­ях, возникающих под влиянием разной культурной среды.

В психологической антропологии существуют многочисленные попытки исследования национальных характеров через выявление способов воспитания детей и особенностей детского опыта.

Когда культурантропологи при исследовании национального характера использовали более «объективные» методы (глубинные интервью и психологическое тестирование), они теряли целост­ное представление о характере народа и составляли некий «набор» качеств. К сожалению, и в работах современных отечественных авторов «национально-психологические особенности» часто сво­дятся к наборам стереотипных черт, годных скорее для предназна­ченных туристам брошюр типа «Эти странные русские, татары, грузины и т.п.».

Любые попытки его определения через выделение культурно-специфичных черт не могут быть удачными, даже если было бы реальным выявить распространенность таких черт в этнической общности эмпирическим путем. Именно по этой причине в последнее время понятие нацио­нальный характер сменяется понятием ментальность. Этот термин выбрали французские историки школы «Анналов», предпочтя его коллек­тивным представлениям, коллективному бессознательному и дру­гим более или менее близким по смыслу понятиям.

МЕНТАЛЬНОСТЬ — это «система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей».

Основные достижения в изучении ментальностей лежат в сфе­ре истории — прежде всего истории Средневековья. Некоторые авторы, рассматривая этносы как социально-экономические еди­ницы, отрицают саму возможность выделения их ментальностей — стабильных систем представлений. С первых шагов становления этнопсихологии круп­нейшие ее представители изучали именно ментальность, хотя и под другими названиями. Немец В. Вундт рассматривал общие пред­ставления в качестве содержания души народов, американец Ф. Хсю подчеркивал, что психологическая антропология исследует соци­альные представления, которые совпадают у членов той или иной культуры, русский философ Г. Г. Шпет ввел понятие типические коллективные переживания, а в концепции француза Л. Леви-Брюля понятие mentalite использовалось как ключевое.

Этнические стереотипы

Впервые термин социальный стереотип использовал американ­ский журналист и политолог У. Липпман при анализе влияния имеющегося знания о пред­мете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте.

стереотипы — это упорядоченные, детерми­нированные культурой «картинки мира» в голове человека, кото­рые:

1) экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов

2) защищают его ценности, пози­ции и права.

Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую са­мооценку.

Социальные стереотипы — упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений.

Исторически сложилось, что подавляющее большинство исследований посвящено этническим стереотипам - упрощенным образам этнических групп.

Д. Каца и К. Брейли в начале 30-х годов изучали расовые и этнические стереотипы студентов Принстонского уни­верситета и обнаружили высокую степень согласия в приписыва­нии некоторых черт десяти этническим группам (белым амери­канцам, афроамериканцам, англичанам, ирландцам, немцам, ита­льянцам, евреям, китайцам, японцам, туркам).

В последнее время особое внимание уделяется изображению представителей разных культур и этносов на телевидении. Подобная научная ориентация, объединяющая психологов, литературоведов, исто­риков, получила специальное наименование — имагология. Необходимо проводить четкое различение между сте­реотипами как социальным явлением и стереотипизацией как пси­хологическим процессом. В социальной психологии последних де­сятилетий под влиянием идей когнитивизма стереотипизация ста­ла рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации.

2 социальные функции стереотипизации (Тэшфел):

а) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и обычно печальных социальных со­бытий;

б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению-сохранения существующих отношений.

Но этнич.стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о партнёре по общению.

СВОЙСТВА этнических стереотипов:

1. Их эмоционально-оценочный характер. Широко распространено мнение, что с когнитивным ядром стереотипов неразрывно связаны разные аффективные реакции, в том числе ненависть, симпатия, страх. Стереот. могут нести в себе как полож, так и отрицат.заряд.(к отриц.относятся стер.презрения,восхищения к своей группе,зависти и т.д.)

2. Устойчивость (ригидность) к новой информации. Стереотипы достаточно стабильны, что не раз подтверждалось в эмпирических исследованиях. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при из­менении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изме­няться. Стереотипы могут быть сломаны очень быстро, а могут трансформироваться и постепенно.

3. Согласованность, иными словами, высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей груп­пы. Если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Явная опасность стереоти­пов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в воз­можности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы.

4. Неточность. Стереотипы могут быть неточными как по причине «неверного направления», так и по «степени обобще­ния».

Этнические стереотипы как образы этничес­ких общностей отражают, пусть и в искаженном или трансформи­рованном виде, объективную реальность: свойства двух взаимо­действующих групп и отношения между ними.

Признаки истинности (точности) стереотипа:

а) единоду­шие мнений двух и более групп относительно черт, характеризую­щих третью.

б) согласованность между восприятием группы самой себя и ее восприятием другой группой.

в) точность взаимных стереотипов тем выше, чем больше сходство между куль­турами.

г) отчетливость, постоянство во времени и согласованность между членами одной группы в приписывании определенных черт другой группе.

Вместе с тем на сегодняшний день существует лишь одна ре­альная возможность выяснить степень точности стереотипов: со­поставить их с эмпирически проверяемой информацией о харак­теристиках той или иной группы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...