Задание 10. Игра на развитие умения согласовывать движения с речью, дифференцирование звуков [ш] и [щ].
Задание 10. Игра на развитие умения согласовывать движения с речью, дифференцирование звуков [ш] и [щ]. Котище У нашего котища желтые глазищи. Показать, какие глазищи у кота, — соединить указательный и большой пальцы обеих рук и приставить к глазам. У нашего котища длинные усищи. Показать, какие длинные усы у кота.
У нашего котища острые когтищи. Показать острые цапки-царапки.
У нашего котища умные мыслищи. Движения рук от головы вверх. Моется котище Показать, как кот умывается. С каждым днем все чище, Отмывает мордочку От остатков пищи. Вечером охотится Пальцами обеих рук показать В чулане за мышами крадущиеся шаги. И играет в ладушки Поиграть в «ладушки». С пушистыми котами. Е. Карельская Дифференциация звуков [ч] и [щ]
Старичок Звуковичок проголодался и решил пообедать. Сначала он ел щи из щавеля, а затем пил чай с булочкой. Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [ч] и [щ]. Педагог. Послушай и скажи, какой один и тот же звук встречается в словосочетании «щи из щавеля»? Ребенок. Звук [щ]. Педагог. Послушай и скажи, какой один и тот же звук встречается в словосочетании «чай с булочкой»? Ребенок. Звук [ч]. Педагог. Какие звуки [ч] и [щ]? Ребенок. Это звуки согласные мягкие. Педагог. Посмотри, в каком положении находятся губы и язык при произношении этих звуков?
Звук [ч]: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеолами (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу). Звук [щ]: губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому «потолочку» — нёбу. Задание 2. Игра «Узнай звук». Цель: различение звуков [ч] и [щ] в ряде звуков, слогов, слов. Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] и [щ] в ряде звуков, слогов, слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав звук [щ] — два раза. Звуки: [т], [ш], [ч], [ц], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч]. Слоги: ча — са — ту — щу — ро — чо — щи — ми. Слова: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь. Задание 3. Игра «Собери слова». Добавь слог: -ча или - ща: бороди.., пи.., све.., гу.., ку... да.., ро.., добы..; -чи или - щи: ветре.., зада.., мя.., пла.., ре.., ча..; -чик или -шик: бан.., пла.., кладов.., паль.., зай.., пон.., маль.., сигналь... Задание 4. Проговаривание слогов и слоговых рядов с четким проговариванием звуков [ч] и [щ]: ча — ща — ча ща — ча — ща чо — що — чо що — чо — що чи — щи — чи щи — чи — щи чу — щу — чу щу — чу — щу Задание 5. Отгадывание загадок. Заваривают в чайнике Кипящим кипятком. Бабуля пьет из блюдечка, Дедуля — с сахарком. (Чай. )
Он с хозяином гуляет, Мне он хвостиком виляет: «Гав-гав-гав! Привет, дружок! Узнаешь? Ведь я... (щенок)».
Мне неженки сандалии Доверчиво сказали: «Боимся мы щекотки — Большой сапожной... (щетки)».
Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет... (черепаха).
Задание 6. Игра «Скажи ласково»: ключ — ключик, замок — замочек, мяч — мячик, ваза — вазочка, собака —-собачка.
Задание7. Игра «Если предмет очень большой, как ты скажешь? » Нос — носище, нога — ножища, рука — ручища, сапог — сапожище, кулак — кулачище. Задание 8. Многократное произнесение слов и словосочетаний с четким произнесением звуков [ч] и [щ]: • четко — щетка, челнок — щенок, горячий — горящий, летучий — летающий, шипучий — шипящий; • чаща, чище, чаще, чищу, щелочка, щепочка, щеточка, щечки, щучка, щелчок, щеночек, ящичек, дощечка, точильщик. Задание 9. Многократное произнесение словосочетаний с постепенным ускорением темпа, контролировать произнесение звуков [ч] и [щ]: почтовый ящик, чищу чайник, летающая бабочка, ночной хищник, зову точильщика, убегающий мальчик, ищу чулки, палящие лучи, плачущая девочка, читающий ученик, поющие чижи. Задание 10. Проговаривание чистоговорок: ща — ща — ща — есть чешуйки у леща; ча — ча — ча — вот горящая свеча; щу — щу — щу — чаем угощу; чи — чи — чи — щетку намочи. Задание 11. Медленное и четкое произнесение (2—3 раза) предложений с контролем артикуляции; повторять в быстром темпе. Вчаще щебечут птицы. Мальчик ищет щенка. Точильщики точат ножи. Мальчики на удочку поймали щуку. Филин — ночной хищник. Задание 12. Повторение скороговорок. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Ученик учил уроки, У него в чернилах щеки. С. Маршак Чем чаще чищу, Тем чашка чище. Задание 13. Пересказ. Живые удочки Обитатели в море встречаются подчас удивительные. Раз мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У нее была зубастая пасть, а из головы росла... удочка. Удочка оказалась длиннее самой хозяйки. Эта хищная рыба-удильщик живет в глубинах и ловится редко. Там, где она живет, не бывает светло. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщу. Это настоящий удильщик с удочкой. На конце удочки рыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке как ночной светлячок... Л. Герасимова Весна Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети побежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали. А. Герасимова Задание 14. Пальчиковые игры. Цель: развитие мелкой моторики, различение в стихотворном тексте звуков [ч] и [щ].
Щука, хищная, зубастая, Двумя руками изобразить зу- бастую пасть щуки. Для лещей, плотвы опасная, «Щука» щелкает «зубами»- пальцами. Ищет, чем бы поживиться. Две ладони сложить лодочкой, Кто-то там в воде резвится, руками совершать движения, напоминающие движения рыб в воде. Чей-то рядом хвост мелькает... Помахать кистями рук, как хвостом. Хвать! Тут щука не зевает! Пасть щуки захлопывается. Но попалась на крючок — Указательным пальцем изобразить крючок. Тащит щуку рыбачок. Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды рыбу. Е. Карельская Дифференциация звуков [щ] и [c']
Сегодня Старичок Звуковичок расскажет интересную историю про девочку Симу и ее щенка. (Показывает картинку «Девочка и щенок») У Симы был маленький щенок. Он был забавный и веселый. Сима ухаживала за ним: щеткой чесала шерсть, выводила на прогулку. Однажды щенок незаметно убежал из дома. Сима обнаружила, что ящик, в котором спал щенок, пуст. Она надела плащ и отправилась на поиски. Сима нашла скулящего щенка под кустом. Девочка завернула его в плащ и отнесла домой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|