Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационный менеджмент в управлении организацией: модели, методы,технологии.




В любом государстве принципиально важно создать условия беспрепятственного движения по всей территории не только товаров и людей, но и информации. Есть все основания утверждать, что создание информационного общества (единого информационного пространства) является таким же необходимым условием, как и сохранение ее целостности.

!Информационное пространство — совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей Складывается из следующих главных компонентов:

• информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

• организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

• средств информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технических средств и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.

 

1.6. Информационный менеджмент — технология организации управленческой деятельности

 

Появление информационного менеджмента (ИМ) связано не столько с появлением компьютеров и баз данных, сколько с появлением новой информационной среды коммуникаций. Эта среда диктует особые формы взаимоотношений, которые называются информационными. Информационный менеджмент расширяет среду управления в область информационной среды.

В свою очередь, информационная среда строится на основе телекоммуникационных систем и ресурсных центров. Сети как системы человеческого взаимодействия были известны задолго до компьютерной эры, но благодаря информационной революции [6, 9] они стали доминирующим средством коммуникаций. Информационный менеджмент включает или использует сетевые технологии.

Необходимо подчеркнуть не только технический, но и социальный аспект ИМ. В настоящее время во многих сферах практической деятельности имеет место новый фактор, который можно обозначить как переход от социального к медиа пространству. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью культуры бизнеса и управления.

В широком смысле слова информационный менеджмент это развитие теоретических и практических принципов менеджмента на основе новых информационных технологий и информационных систем. Сегодня информационные технологии (ИТ) и информационные системы (ИС) являются неотъемлемымы компонентами информационного менеджмента.

В узком смысле информационный менеджмент – технология, компонентами которой являются документированная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.

Информационный менеджмент можно рассматривать как управление деятельностью по использованию информации для повышения эффективности деятельности организации.

Информационный менеджмент обеспечивает эффективное развитие организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.

Функции информационного менеджмента:

· качественное информационное обеспечение процессов управления в организации;

· оперативное управление информационными ресурсами;

· обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;

· обеспечение управления коммуникациямию

1.2. Концептуальное содержание понятия информационный менеджмент

Появление информационного менеджмента (ИМ) связано не столько с появлением компьютеров и баз данных, сколько с появлением новой информационной среды коммуникаций. Эта среда диктует особые формы взаимоотношений, которые называются информационными. Информационный менеджмент расширяет среду управления в область информационной среды.

В свою очередь, информационная среда строится на основе телекоммуникационных систем и ресурсных центров. Сети как системы человеческого взаимодействия были известны задолго до компьютерной эры, но благодаря информационной революции [6, 9] они стали доминирующим средством коммуникаций. Информационный менеджмент включает или использует сетевые технологии.

Необходимо подчеркнуть не только технический, но и социальный аспект ИМ. В настоящее время во многих сферах практической деятельности имеет место новый фактор, который можно обозначить как переход от социального к медиа пространству. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью культуры бизнеса и управления.

В виртуальную среду, все более перемещаются места делового общения, обмена идеями и взаимного консультирования (web-клубы, интернет-кафе), средства совместного проектирования и продвижения проектов (web-лаборатории). Возникают виртуальные "поселения" с проблемно ориентированной социальной структурой и специализированными вспомогательными службами (Geocities, Fortunecity и др.). Информационные технологии становятся неотъемлемой частью культуры бизнеса и управления.

Основные задачи информационного менеджмента – применение информационных технологий для повышения надежности и улучшения деятельности бизнес - системы; применение нужной информации на всех уровнях управления для получения конкурентного преимущества, эффективное использование информационных ресурсов для управления и производства.

В современном обществе экономическим кризисам предшествуют информационные. Отсюда возникает необходимость более эффективного использования и управления информационными ресурсами. На это направлен информационный менеджмент.

Развитие современного менеджмента во многом обусловлено изменением характеристик экономической среды, в том числе влиянием информатизации. Неактуальность информации или ее недостоверность могут поставить предприятие в кризисные условия.

В этих условиях информационные системы, как основные системы эффективного анализа поступающей и используемой информации, играют ведущую роль на предприятии и вносят существенный вклад в процесс принятия решений. Информационный менеджмент определяет меру необходимости и анализа информации, используемой при принятии решений.

Для современного менеджмента характерен перенос основных акцентов с развития внутренних факторов производства к развитию фирмы как открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой и оперативно реагирующей на ее изменения. Открытая система более зависима от внешних воздействий случайного и неслучайного характера. Эти воздействия способствуют создания кризисных ситуаций. Для снижения этой зависимости необходимо повышение оперативности управления, которое обеспечивает информационный менеджмент. Использующий оперативные методы информационные методы анализа и управления.

В современном управлении большое значение придается информационной поддержке управленческих решений. Для этого используются современные электронные средства коммуникации, а также новейшие разработки в области прогнозирования, сценарное и ситуационное планирование. Информационный менеджмент наилучшим образом включает различные виды информационной поддержки в процесс управления.

Важным в современном управлении становится человеческий фактор. Информационный менеджмент уделяет особое внимание роли человеческих ресурсов и факторам, оказывающим влияние на эффективность их использования, таким как корпоративная культура и стиль управления компании, мотивация работников, взаимоотношения в коллективе и пр.

Для того чтобы фирма могла адекватно реагировать на изменения внешней среды, ее управление должно основываться на стратегических планах, представляющих собой совокупность правил деятельности и ориентиров развития, рассчитанных на достаточно длительный срок. Это возможно при комплексном и интеграционном анализе всех имеющихся ресурсов и факторов внешней среды. Даже при наличии актуальной и достоверной информации недостаточно полный или недостаточно комплексный ее анализ приведет к кризисным ситуациям.

Можно выделить, по меньшей мере, три дополняющих друг друга группы управленческих технологий: ресурсные (управление ресурсами); производственно-технологические (отличающиеся методами управления производственных и технологических процессов) и организационные (отличающиеся способами организации взаимодействия подразделений предприятия и взаимодействием с потребителем.).

Информационный менеджмент дает возможность интеграции всех трех технологий, чем обеспечивает синергетический эффект и преимущество в управлении.

Современному этапу управления в новой экономике, использующему информационные потоки, свойственна опора на технологии не в меньшей степени, чем на теорию. Это определяет аспект управления корпорациями, называемый технологическим аспектом управления. Его сущность показана на рисунке 1.1

Наличие достоверной и актуальной информации, тем не может исключить кризисную ситуацию, если для принятия решений используют информационные комплексы большого объема, исключающие возможность непосредственного анализа их человеком.

Возникают так называемые информационные барьеры [9], затрудняющие объективный и оперативный анализ информационных комплексов большого объема. Для преодоления информационных барьеров и уменьшения информационной нагрузки применяют различные технологии, к числу которых относятся информационные.

Это и определяет технологический аспект антикризисного управления как метод применения специальных технологий для уменьшения объема комплекса управленческой информации при сохранении его информативности и качества. Основные этапы этого процесса показаны на рис 1.1.

 

 

Рис.1.1 Технологический аспект антикризисного управления,

 

Первый этап включает организацию данных. При этом большие разрозненные наборы первичных данных уменьшаются количественно при сохранении или даже увеличении информативности за счет организации в интегрированные и стратифицированные модели, что приводит к созданию информационных ресурсов.

Полученные информационные ресурсы обрабатывают и на основе обработки формируют управленческие модели, альтернативы или информационные модели поддержки принятия решений.

Эти модели имеют не только меньший объем, но и разнообразные формы представления, например, в виде деловой графики, в виде картографических моделей, как трехмерные визуализации.

Таким образом, технологический аспект управления, применяемый в информационном менеджменте, снижает информационную нагрузку при управлении и помогает осуществлять антикризисное управление/

 

Информационные модели

В основе большинства используемых методов обработки и анализа в информационных системах и технологиях лежит понятие информационной модели. С понятием информационной модели тесно связано понятие объекта исследований, который отображает информационная модель.

Информационная модель (ИМд) - целенаправленное формализованное отображение существенных характеристик объекта управления с помощью системы взаимосвязанных, идентифицируемых, информативно определяемых параметров.

Таким образом, информационная модель включает: набор параметров, связи между параметрами, правила ее построения, изменения и использования.

Параметры могут образовывать разные группы: определяемые и вычисляемые; допустимые и критические; качественные и количественные, управляющие и констатирующие и др.

Связи могут задаваться аналитическими выражениями, словесными формулировками, ограничениями, статистическими характеристиками и т.д. Это означает, что информационная модель является более широким объектом, чем формализованная информация. Она может использоваться при наличии неформализованной информации. Кроме того связи в информационной модели - динамичны. Это позволяет, задавая одни параметры, менять другие.

Информационная модель имеет ряд особенностей. Первой особенностью информационных моделей является то, что одна из их основных функций - описательная.

Вторую особенность информационных моделей - многоаспектность описания. На один и тот же объект в зависимости от выбора аспекта рассмотрения может быть сформировано несколько информационных моделей.

Еще одной особенностью информационной модели является то, что она служит единицей учета в информационных системах, единицей обмена в информационных технологиях, единицей анализа в системах моделирования.

Построение ИМд начинается с предварительной структуризации предметной области: исследуемые объекты управления или анализа подвергаются классификации, фиксируется совокупность подлежащих отображению в модели свойств объектов.

Для каждого типа объектов выявляется набор качественных признаков, посредством которых будут описываться конкретные модели этого типа объектов и виды отношений (взаимосвязей) между этими объектами.

Затем решаются вопросы количественного анализа, какая информация и в каком объеме об объекте должна быть представлена в информационной модели. Но для отдельных сложных объектов их информационные модели также сложны для описания и анализа известными методами. В связи с этим возникает необходимость процедуры редукции моделей.

Редукция моделей – приведение сложных (нелинейных) многомерных моделей к более простому виду, например, путем декомпозиций на модели меньшей размерности. Теория редукции сложных нелинейных систем имеет дифференциально-геометрический и теоретико-групповой характер, как правило, укладывается в рамки теории категорий или теории структур Бурбаки.

Важность информационных моделей в управлении обусловлена следующим. В информационных системах и технологиях, в информационном менеджменте используется не информация как описание, а различные информационные модели. Информационные продукты также включают информационные модели. Приходим к важному выводу

Информация при ее использовании в информационных технологиях и системах представляет собой совокупность различных информационных моделей.

Информационные и экономические информационные системы включают или связаны с базами данных (БД) или базами знаний (БЗ). Хранится экономическая информация обязательно в виде моделей в БД и БЗ. Там информационные модели структурированы и организованы так, что по мере количественного накопления информации при запросе к БД или БЗ можно получать новые сведения и новые знания.

Используя системный подход можно определить это свойство как возможность на основе накопления количественных данных получать новое качество. Такое свойство и называют свойством ресурсности. Следует второй важный вывод.

Информация для ее практического использования в экономических системах должна обладать свойством ресурсности. Именно это определяет ее как ресурс в бизнес-процессах, технологиях производства и управлении.

В настоящее время классифицированы три класса информационных моделей применяемых в системах управления и производстве: информационно-описательный, информационно-ресурсный, интеллектуальный. Рис.1.3.

Информационно-описательный класс включает модели, которые построены в соответствии с классическим определением информации как описанием некого процесса, явления, объекта, сущности и т.д. Модели этого класса выполняют функции информационного сообщения.

Основные функции этих моделей: описание и хранение. Применимость таких моделей определяется сроком пригодности (актуальности) информации, которую они содержат. Эти модели обладают свойством накопления и актуализации, т.е. замены устаревшей информации на новую. Примером таких моделей служат: файл, текстовый документ, речевое сообщение, рисунок и пр.

Информационно-ресурсный класс включает модели, обладающие свойством информационно-описательного класса и обладающие дополнительным свойством накопления и совершенствования. Это свойство называют ресурсностью.

Ресурсность модели заключается в возможности, на основе накопления информации (опыта), качественного изменения свойств модели, например, для увеличения ее жизненного цикла, что используется в CALS-технологиях [9].

Другим примером может служить, временная составляющая статистических данных. Накопление результатов наблюдений за объектом в течении, например, трех лет определяет этот период как допустимый интервал ретроспекции для прогноза на один год.

Накопленное количество создает новое свойство данных, позволяющее использовать их для решения новой задачи управления.

Рис. 1.3. Классы информационных моделей в экономике.

 

Применимость моделей данного класса выше, чем моделей первого класса. Ресурсность можно рассматривать как пример синергетического эффекта, поскольку ресурсная модель дает эффект, который превосходит сумму эффектов составляющих ее более мелких моделей. Примером информационно-ресурсных моделей могут быть модели базы данных, человеческая память.

Интеллектуальные модели - это класс моделей, обладающих способностью к накоплению информацию, совершенствованию и самосовершенствованию и осуществлению активных действий независимо от субъекта или объекта, создавшего эти модели.

Период использования моделей последнего класса превосходит периоды использования моделей первых двух классов. Примером этих моделей могут быть базы знаний, некоторые типы компьютерных вирусов, модели реакции человека на воздействие внешней среды.

Все три класса моделей относят к информационным ресурсам. Организованные данные относятся к ресурсным и интеллектуальным моделям и создают новый вид информационных ресурсов. Он позволяет проводить многоаспектный анализ, включая визуальный анализ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...