Информационное моделирование
Моделирование в общем используют как инструмент анализа и исследования объектов, процессов, явлений в различных сферах человеческой деятельности. Информационное моделирование (в экономике) - процесс исследования каких-либо социально-экономических явлений, процессов, систем на основе построения и применения информационных моделей. В отличие от системного анализа, включающего в первую очередь качественный анализ, моделирование ориентировано на количественный анализ. Применительно к управлению моделирование решает задачи снижения информационной нагрузки на человека принимающего решение. Именно такую функцию оно решает в информационном менеджменте. На рис. 1.4 показаны основные этапы информационного моделирования. Первоначально моделируются структура и связи и независимо наборы параметров (переменны), входящие в эти связи и структуру. Идентификация важный этап информационного моделирования в нем всем элементам модели присваивают некие имена - идентификаторы, для последующего их использования в компьютерных технологиях. Одной из характеристик параметров моделирования является их классификация по направлению связей между параметрами. По этому признаку выделяют внутренние или эндогенные переменные и внешние или экзогенные переменные. Рис 1.4. Информационное моделирование После идентификации выделяют группы параметров модели в зависимости от ее использования Это, как отмечено выше: определяемые и вычисляемые; допустимые и критические; качественные и количественные, управляющие и констатирующие и др. Само моделирование связано с изменением одних параметров, которые и в результате связей воздействуют и меняют другие параметры. Этим информационной моделирование отличается от расчета или методов оптимизации.
При использовании расчетных формул получают одно значение или несколько значений искомых параметров. В при использовании методов оптимального программирования также получают некое решение, которое считают оптимальным. Но эта оптимальность условная, так как зависит от конкретных значений параметров и условий. Информационное моделирование позволяет получать не одно, а неограниченное число решений для разных условий и параметров. В этом его преимущество, так как по мере уточнения исходных условия или параметров, исключения ошибок оно позволяет оперативно получать уточненные значения искомых параметров. Недостатком информационного моделирования является его жесткая привязка к информационным технологиям. Оно реализуется только с помощью компьютерных технологий. Поэтому менеджер, желающий применить информационное моделирование на практике, должен овладеть информационными технологиями. Информационный менеджмент дает такую возможность.
96. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА. Социальная ответственность бизнеса — ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества и проявляется в замедлении воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса. Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения. Долженствование здесь является внутренним, перед самим собой, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации. Практика социально ответственного бизнеса складывалась, как правило, в странах с устойчивой экономикой, базирующейся на рыночных ценностях, с давними демократическими традициями, развитым гражданским обществом. Модели социальной ответственности бизнеса. Разработано несколько моделей социальной ответственности бизнеса: англо – американская, европейская, смешанная модели, определены основные элементы модели «бизнес отвечает за всё». Англо-американская модель социальной ответственности известна с XIX в. Ответственность бизнеса перед обществом ограничивается созданием рабочих мест и обеспечивает эффективность их использования через заработную плату, создание условий труда и выплату высоких налогов. В силу природы англо-американского предпринимательства, основанного на максимальной свободе субъектов, многие сферы общественных отношений остаются до сих пор саморегулируемыми. В том числе, сфера трудовых отношений работник-работодатель (двухсторонний договор), добровольность медицинского страхования. В то же время в США, например, выработаны многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества через корпоративные фонды, нацеленные на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса (спонсирование профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала). Ответственная социальная деятельность и благотворительность корпораций поощряются соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. В европейской модели бизнес платит большие налоги, а государство на эти средства реализует социальные программы для населения. Западноевропейские общества имеют развитые системы денежной помощи; их охват и размеры существенно различаются от страны к стране, однако лишь в немногих странах сформировалась система поддерживаемых государством социальных услуг в объеме, который наблюдается в скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия), получивших название скандинавская модель социального государства и скандинавская модель (менее известная) социальной ответственности бизнеса.
В последние годы в связи с развитием крупного бизнеса наиболее популярной в Европе стала смешенная модель или Корпоративная социальная ответственность. Эта модель ориентирует бизнес на три сферы проявления социальной инициативы: экономику, занятость и охрану окружающей среды. Ответственность бизнеса распространяется на условия труда, заработную плату, выплату дивидендов акционерам, выпуск качественной продукции и оказание услуг, охрану окружающей среды, занятость в конкретном регионе, реализацию социальных инициатив населения. Ответственность, связанная с реализацией региональных социальных проблем, осуществляется через конкурсные гранты совместно с местным самоуправлением. Корпоративная деятельность, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств. Во многих европейских странах законодательно закреплено: обязательное медицинской страхование, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий. В Японии и Южной Кореи широко используются отдельные элементы модели - «Бизнес отвечает за все». Согласно этой модели бизнес предоставляет жильё, поощряет семейные династия, осуществляет обучение специалистов за счет корпораций и т.д. Элементы схожей модель («социалка» предприятий) широко использовалась в нашей стране в советское время. Предприятия (держатели государственной собственности) предоставляли рабочие места, отвечали за социальные программы на конкретных предприятиях и содержали всю социальную инфраструктуру: санатории, пионерские лагеря, столовые, профтехучилища и.т.д.
Практика социальной ответственности российского бизнеса. В последние несколько лет дискуссия о социальной ответственности стала в России одной из ведущих общественных тематик. Выборочный опрос предпринимателей Российской Ассоциации менеджеров в России показал, что важной проблемой в России является проблема взаимодействия бизнеса, государства и общества при разработке и реализации социальных программ бизнеса. Причем это относится как к внутренним, так и к внешним социальным проектам. У российских предпринимателей пока нет четкого понимания того, какая модель социальной ответственности бизнеса для них наиболее приемлема. Для большинства из них выбор модели социальной ответственности пока новация, а корпоративная социальная ответственность бизнеса чаще всего отождествляется именно с внешней корпоративной социальной политикой. В настоящее время в Российской Федерации все еще преобладают сформированные олигархическим капиталом представления, согласно которым бизнес имеет право и должен самостоятельно определять степень своего участия и меру своей ответственности за социальное развитие общества. Это связано с тем, что, начиная с 1990-х гг., в России была выбрана американская (раннеиндустриальная) модель экономического развития и, соответственно, стала практиковаться американская модель социальной ответственности. В последние годы, с ростом экономики страны, российские предприниматели начинают все больше тяготеть к современной европейской модели корпоративной социальной ответственности, считая необходимым активизацию роли государства в этих вопросах. Однако, хотя в статье 7 Конституции Российской Федерации 1993 г. наша страна определяется как социальное государство, и через 15 лет новой истории России нельзя категорически утверждать, что эта статья Конституции РФ в полной мере выполняется. В ноябре 2004 г. в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) одобрена Социальная хартия российского бизнеса. В Социальной хартии провозглашаются принципы экономической и финансовой устойчивости предприятий, обеспечения качества продукции, экологической безопасности, участия в развитии местного сообщества. Социальная ответственность перед обществом определяется как выстраивание деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям: 1) производство качественной продукции и услуг для потребителей;
2) создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала; 3) соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.; 4) эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров; 5) учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; 6) вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества. В определении Корпоративной социальной ответственности, данном Российской ассоциацией менеджеров в своем докладе ООН в 2005 г., обращают на себя внимание два момента: добровольность социальных инвестиций и их деление на внутренние (для своего персонала) и внешние (для гражданского общества и местных сообществ) [1]. Большинство отмеченных направлений предпринимательской деятельности содержат этические и юридические нормы ведения бизнеса. Социальная составляющая представлена в этом определении через инвестиции в развитие человеческого потенциала и вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества. Проведенные Ассоциацией менеджеров (как и автором данной статьи) исследования показали, что крупный, олигархический бизнес большую часть доходов направляет на внутренние социальные программы, а на развитие местного сообщества всего до 10%; в то время как промышленный сектор направляет на внешние поддержки до 20% доходов. Средний и малый бизнес, несмотря на низкую доходность, инвестирует в развитие местных территорий в процентном отношении больше средств, чем крупный, олигархический бизнес.
В самом общем плане корпоративное гражданство — это стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития и формирования собственной репутации как ответственного "корпоративного гражданина", полноправного участника такого развития. В рамках этого подхода бизнес рассматривается как ключевой участник не только рыночных, но и иных общественных отношений. Модель КГ ориентирует на трезвую и ответственную оценку влияния предпринимательской деятельности на общественное развитие и на окружающую среду, причем как в пределах национальных сообществ, так и на глобальном уровне. Помимо самих корпораций ключевую роль в выстраивании системы КГ играют институты государства, а также международные организации, в том числе сетевые НКО. В развитии системных и долгосрочных связей с корпоративными игроками заинтересованы субнациональные и наднациональные сообщества. Непосредственными участниками корпоративных отношений выступают местные сообщества и ассоциации граждан, потребители, инвесторы, акционеры и поставщики ("внешние" стейкхолдеры), а также наемный персонал и менеджмент ("внутренние" стейкхолдеры). Некоторые группы оказываются "стейкхолдерами поневоле" — из-за того ущерба, который им наносит или может нанести деловая активность компании. «корпоративное гражданство» - подразумевает, что любой бизнес несет ответственность за свое поведение - как любой гражданин общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|