Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок, форма и сроки представления заявок устанавливаются ГКНТ по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики. 1 глава




CoolReferat.com

Академия управления
при Президенте Республики Беларусь

Система открытого образования

 

Государственное управление инновационной деятельностью

 

 

Курс лекций

 

Минск


УДК 338.28(076.6)

ББК 65.050

Г72

 

Серия основана в 2001 году

 

Рецензент

Доктор экономических наук, заведующий кафедрой регионального управления БГЭУ, Фатеев В.С.

 

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

 

 

Авторы-составители М.В. Мясникович, Н.Б. Антонова, Л.Н. Нехорошева


 

  ã Мясникович М.В., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. авт.-сост., 2007
ISBN 978-985-457-707-4 ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 7

Тема 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития.. 9

Лекция 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития. 9

1.1. Этапы развития инновационной деятельности. Теория инноватики 9

1.2. Технологические уклады: понятие, влияние на развитие государства. Теория кластеров. 12

1.3. «Новая экономика» и ее характерные особенности. 20

Контрольные вопросы к теме 1. 26

Тема 2. Инновации как объект управления.. 27

Лекция 2. Инновации как объект управления. 27

2.1. Понятие, виды и классификация инноваций. 27

2.2. Инновационная деятельность и ее особенности. 30

2.3. Специфические модели продвижения инновационных товаров на рынок 36

Контрольные вопросы к теме 2. 38

Тема 3. Рынок научно-технической
продукции и тенденции его развития. Наукоемкие отрасли и таргетирование их развития.. 39

Лекция 3. Рынок научно-технической продукции и
тенденции его развития. Наукоемкие отрасли и
таргетирование их развития. 39

3.1. Формы научно-технического обмена. 39

3.2. Наукоемкие отрасли: характеристика, классификация. 45

3.3. Таргетирование развития наукоемких отраслей. 53

 

3.4. Эффективность инновационных проектов и их продвижение на рынок 64

Контрольные вопросы к теме 3. 82

Тема 4. Формирование государственной инновационной политики.. 84

Лекция 4. Формирование государственной инновационной политики 84

4.1. Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в различных странах. 84

Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в развитых странах. 85

Оценка инновационной активности предприятий российской промышленности 89

Восприимчивость предприятий промышленности Беларуси к инновационным процессам.. 95

4.2. Новые подходы к инновационной политике государства. 103

4.3. Инновационная политика Республики Беларусь. 109

4.4. Научно-технические приоритеты и их обоснование. 116

Контрольные вопросы к теме 4. 124

Тема 5. Механизм организации государственного управления инновационной деятельностью
в Республике Беларусь.. 126

Лекция 5. Механизм организации государственного
управления инновационной деятельностью в Республике Беларусь 126

5.1. Роль высших государственных органов власти и управления в управлении инновационной деятельностью.. 126

5.2. Органы управления инновационной деятельностью специального назначения. 130

5.3. Экономические, отраслевые и местные органы
управления инновационной деятельностью.. 139

Контрольные вопросы к теме 5. 145

Тема 6. Венчурная деятельность и особенности национальных моделей государственной поддержки ее развития.. 146

Лекция 6. Венчурная деятельность и особенности национальных моделей государственной поддержки ее
развития. 146

6.1. Условия возникновения венчурного предпринима-
тельства. Эволюция концепции венчурной деятельности. 146

6.2. Механизм венчурной деятельности. 151

6.3. Национальные особенности моделей развития
венчурной деятельности. 162

Контрольные вопросы к теме 6. 170

Тема 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности.. 171

Лекция 7. Организация и управление в сфере охраны и реализации интеллектуальной собственности. 171

7.1. Понятие и виды интеллектуальной собственности. Лицензионный договор 171

7.2. Формирование системы государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. 175

7.3. Организация работы по правовой охране
промышленной собственности. 183

Контрольные вопросы к теме 7. 191

Тема 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития.. 192

Лекция 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития. 192

8.1. Понятие, характеристика и элементы инновационной инфрастуктуры 192

8.2. Технопарки: понятие, классификация и характеристика основных групп 199

8.3. Основные компоненты технопарков и их функции. 207

8.4. Источники финансирования инновационной
деятельности в Республике Беларусь. 217

Контрольные вопросы к теме 8. 233

Литература.. 234

Список нормативно-правовых актов по управлению научно-технической и инновационной деятельностью.. 234

Учебные пособия. 246

Вопросы к зачету.. 248

 


Введение [1]

Оценка новых моделей экономического роста позволяет сделать очень важный вывод о том, что современный тип экономического роста не сводится к известным ранее преимущественно экстенсивному или интенсивному типам. Основные характеристики современного типа экономического роста заключаются в достижении нового качества жизни, увеличении доступа населения к ресурсам высокого качества, повышении ценности знаний, усилении воздействия человеческого капитала на экономический рост.

Лидирующее место в экономике XXI в. будет принадлежать экономическим системам качественно нового технологического уровня, в которых, роль главного ресурса будет играть интеллектуальный ресурс, поэтому в ряде стран разработана инновационная политика, обеспечивающая активизацию инновационной деятельности и повышение восприимчивости экономики к инновационным процессам.

В современной «новой экономике» постоянно увеличивается значение использования новых знаний, высоких и продвинутых технологий, производства продукции, основанной на использовании интеллектуального ресурса. Практика экономического обоснования управленческих решений требует новых, нетрадиционных подходов, учитывающих новейшие технологические тенденции, степень вовлечения интеллектуального ресурса в хозяйственный оборот.

В настоящее время в США научных исследователей на 50% больше на 1000 работников, чем в Европейском Союзе (ЕС), поэтому выдвинута основная цель стран - членов ЕС - сформировать экономику Европы к 2010 г. как «конкурентоспособную динамично развивающуюся и основанную на знаниях экономику».

Основным условием достижения данной цели является создание единого Европейского исследовательского пространства. Для этого намечено повысить долю инвестиций в научный сектор с 1,9% до 3%. ВВП к 2010 г., при этом 2/3 этих инвестиций предположительно должен обеспечить частный сектор.

Таким образом, формирование и реализация современных моделей управления инновационными процессами является одним из важнейших условий эффективного развития национальной экономики.

Цель дисциплины «Государственное управление инновационной деятельностью» заключается в получении знаний в области теоретических разработок и практики принятия решений по вопросам формирования инновационной политики государства, основам экономического обоснования и экспертизы инновационных проектов, регулирования инновационной деятельности. Эти вопросы являются особенно важными для Беларуси, которая не обладает значительными запасами ряда важнейших видов сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, но может использовать интеллектуальный ресурс в качестве одного из важнейших факторов развития национальной экономики.

Задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы дать не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые в области управления инновационной деятель-ностью на различных уровнях социально-экономической системы.


Тема 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития

Лекция 1. Изменение роли инновационной деятельности на разных этапах экономического развития

Основные понятия:

инновации, инновационная деятельность, теория инноватики, технологические уклады, теория кластеров, «новая экономика», глобализация.

1.1. Этапы развития инновационной деятельности.
Теория инноватики

В зависимости от использования результатов научно-технических разработок различают два этапа экономического развития. На первом этапе научно-техническое развитие в моделях экономического роста рассматривается как экзогенный (внешний) фактор развития. Это объясняется тем, что наука в значительной степени развивается как самостоятельная система, т. е. система, на входе в которую находятся имеющиеся научные знания, а на выходе – новые. В то же время оборудование, его образцы могут создаваться людьми, которые не имеют научных знаний. Таким образом, наука развивалась практически параллельно производственному процессу. Так, например, в конце
XIX в. один и тот же станок несколько раз заменялся станком такого же вида, т. е. моральный срок старения был равен нескольким физическим. В таких условиях инноватика не нужна, специальные структуры и методы организации инновационной деятельности также не востребованы. Второй этап развития (вторая половина XX в.) отличается тем, что конкурентное производство не может существовать без использования научно-технических знаний. В то же время наука требует все больших ресурсов, которые может дать производство. Возникает и развивается инновационная деятельность, направленная на использование научных и технологических знаний в производственной и непроизводственной сферах с целью повышения эффективности использования ресурсов на основе новых технологий, конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг), увеличения прибыли. Таким образом, экономические и исторические условия привели к тому, что возникала необходимость создания и использования инноватики.

Инноватика – наука, которая направлена на изучение теорий создания новшеств, активизацию деловой активности предприятия за счет адаптации к инновационным процессам, обеспечение устойчивых темпов роста на основе научно-технологичес-
кого развития. В моделях экономического роста научно-технологическое развитие становится эндогенным (внутренним) фактором роста.

Инноватика делает акцент не только на новизне принимаемых решений, но и на их практическом использовании. Она отвечает на следующие вопросы: как необходимо регулировать инновационное развитие; как сделать, чтобы предприятие имело обоснованную инновационную стратегию; что должен знать экономист-менеджер, чтобы предприятие было конкурентоспособным; как разработать и реализовать инновационный проект и др.

Теоретической базой для развития инноватики явились проведенные научные исследования, такие, как работы Н. Кондратьева (циклы деловой активности), который на основе обширного статистического материала выявил существование длинных волн, или больших циклов, конъюнктуры. Один из результатов этих исследований позволил определить, что основой длинных волн (протяженностью 40 – 60 лет) является смена пассивной части капитала (здания, сооружения и т. п.). Средниеволны (протяженностью 7 – 10 лет) включают замену активной части капитала (оборудование, транспорт и т. д.). Короткие волны (3–3,5 года) характеризуют рыночные конкурентные изменения по отношению к определенным видам продукции. Австрийский ученый Й. Шумпетер, работавший в Гарвардском университете (США), увидел в волновой теории Кондратьева возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала. Шумпетер развивал инновационную теорию, также рассматривая зависимость экономического развития от технологического. В своем труде «Деловые циклы» (1939 г.) он выделяет три цикла: первый связан с промышленным переворотом, второй – с развитием железных дорог, третий – с развитием электроэнергетической и химической промышленности, изобретением двигателя внутреннего сгорания. Дальнейшее развитие теории циклов в современных условиях связывают с понятием технологических укладов и кластеров.

В современных условиях инновационная деятельность оказывает значительное воздействие на развитие государства:

· изменилась концепция национальной безопасности. Основа национальной безопасности в настоящее время складывается не столько из численности военнослужащих, сколько из уровня технологического развития страны и ее способности адаптироваться к инновационным процессам;

· в настоящее время технологическое отставание означает неэквивалентный экономический обмен. Научно-технологичес-
кое развитие – главное средство достижения экономического лидерства, важный инструмент в конкурентной борьбе, приносит коммерческого успеха;

· интеллектуальный ресурс становится важнейшим условием развития в современных условиях. Рыночная стоимость предприятия (организации) может многократно превышать ее балансовую стоимость;

· при низком технологическом уровне национальной экономики проблема заключается не только в потере возможного коммерческого успеха, но и в отсутствии эффективного потенциала развития, неспособности привлечь в национальной экономику иностранные инвестиции, получить соответствующий доход от экспорта продукции. Неэквивалентный внешнеэкономический обмен толкает национальную экономику и ведущие ее отрасли в «ловушку нарастающего технологического отставания» (концепция «технологической пропасти»).

Инновационная деятельность является основой конкуренто-
способности национальной экономики, региона, отрасли, пред-
приятия (организации), конкретного вида продукции, специалиста.

Инновации определяют качество жизни населения, возможность эффективно решать экономические проблемы, вопросы здравоохранения и т.д.

Современную эпоху можно назвать эпохой трех «И»: и нвенции (новые знания), и нновации, и нвестиции.

1.2. Технологические уклады: понятие, влияние
на развитие государства. Теория кластеров

Под технологическими укладами понимают большие группы технологических структур, связанных друг с другом однотипными технологическими цепями, в рамках которых заключен замкнутый макроэкономический цикл, включающий добычу производственных ресурсов, все стадии их переработки и выпуск набора конечных продуктов, удовлетворяющих соответствующему типу общественного потребления. В соответствии с данной теорией, экономическое развитие достигается путем становления новых технологических целей и развития новых технологических укладов.

Борьба за переход на более высокий технологический уклад не только приводит к более высокому уровню экономического развития, но и обеспечивает экономическую безопасность национальной экономики, эквивалентный обмен на мировом рынке, качественно новый уровень жизни населения.

В современной научной литературе существуют различные определения технологического уклада. Например, по определению С.Ю. Глазьева «технологический уклад» – это целостный комплекс технологически сопряженных производств. Е.С. Строев, Л.С. Бляхман, М.Н. Кротова рассматривают технологический уклад как совокупность взаимосвязанных и согласованных технологических процессов, соответствующих уровню техники и квалификации работников и обеспечивающих получение конечного продукта. Существует ряд и других определений.

В самом общем виде можно сказать, что технологический уклад – это совокупность взаимосвязанных и согласованных технологических процессов, соответствующих уровню техники и квалификации работников, обеспечивающих получение конечного продукта.

Совокупность технических механизмов, технологических процессов и обслуживающего их персонала (рабочие и ИТР), образует единую технологическую систему, все компоненты которой тесно связаны друг с другом и функционируют в рамках определенного временного интервала (обычно 50–60 лет). В этот период наблюдается доминирование в народном хозяйстве конкретной страны одного из шести известных на сегодняшний день поколений техники и технологии.

В соответствии с принятой классификацией технологических укладов выделяют шесть таких укладов:

1-й технологический уклад (1770–1830) доминировал в на-родном хозяйстве таких стран – технологических лидеров, как Ве-ликобритания, Франция и Бельгия, и развитых стран, как Германия, Нидерланды, Россия в течение 60 лет. Ядро этого уклада составляли: текстильная промышленность, текстильное машиностроение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов, водяной двигатель. Ключевым фактором уклада были текстильные машины. В то же время начинало формироваться ядро нового уклада (паровые двигатели, машиностроение). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (нулевым) была механизация и концентрация производства на фабриках. В период доминирования данного уклада наблюдались следующие процессы, режимы и институты: разрушение феодальных монополий, ограничение профессиональных союзов, свобода торговли; британское доминирование в международной торговле и финансовом мире; конкуренция отдельных предпринимателей и мелких фирм, их объединение в партнерства, обеспечивающие кооперацию индивидуального капитала; организация научных исследований в национальных академиях и научных обществах, местных научных и инженерных обществах; индивидуальное инженерное и изобретательское предпринимательство и партнерство; профессиональное обучение кадров с отрывом от производства.

2-й технологический уклад (1830–1880) доминировал в народном хозяйстве таких стран технологических лидеров, как Великобритания, Франция, Бельгия и США, и таких развитых стран, как Италия, Нидерланды, Швейцария, Россия и Австро-Венгрия в течение 50 лет. Ядро этого уклада составляли: паровой двигатель, железнодорожное строительство, транспорт, машиностроение, пароходостроение, угольная и станкоинструментальная промышленность, черная металлургия. Ключевым фактором уклада были паровой двигатель, станки. В то же время начинало формироваться ядро нового уклада (сталь, электроэнергетика, тяжелое машиностроение, неорганическая химия). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (первым) был рост масштабов и концентрация производства на основе использования парового двигателя. В период доминирования данного уклада наблюдались следующие процессы, режимы и институты: свобода торговли, ограничение государственного вмешательства, появление отраслевых профессиональных союзов; формирование социального законодательства; политическое, финансовое и торговое доминирование Великобритании; свобода международной торговли; концентрация производства в крупных организациях; развитие акционерных обществ, обеспечивающих концентрацию капитала на принципах ограниченной ответственности; формирование научно-исследователь-
ских институтов; ускоренное развитие профессионального образования и его интернационализация; формирование национальных и международных систем охраны интеллектуальной собственности.

3-й технологический уклад (1880–1930) доминировал в народном хозяйстве таких стран – технологических лидеров, как Германия, США, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды, и таких развитых стран, как Россия, Италия, Дания, Австро-Венгрия, Канада, Япония, Испания и Швеция в течение 50 лет. Ядро этого уклада составляли: электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач, неорганическая химия. Ключевым фактором уклада были электродвигатель, сталь. В то же время начинало формироваться ядро нового уклада (автомобилестроение, органическая химия, производство и переработка нефти, цветная металлургия, автодорожное строительство). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (вторым) было повышение гибкости производства на основе использования электродвигателя, стандартизация производства, урбанизация. В период доминирования данного уклада наблюдались следующие процессы, режимы и институты: расширение институтов государственного регулирования; государственная собственность на естественные монополии, основные виды инфраструктуры, в том числе социальной; империализм и колонизация; конец британского господства; слияние фирм, концентрация производства в картелях и трестах; господство монополий и олигополии; концентрация финансового капитала в банковской системе; отделение управления от собственности; создание внутрифирменных научно-исследовательских отделов; использование ученых и инженеров с университетским образованием в производстве; национальные институты и лаборатории; всеобщее начальное образование.

4-й технологический уклад (1930–1980) доминировал в народном хозяйстве таких стран--технологических лидеров, как США, Западная Европа, СССР, Япония, Швеция, Швейцария, и таких развитых стран, как Австралия, Бразилия, Мексика, Китай, Тайвань, Индия в течение 50 лет. Ядро этого уклада составляли: автомобилестроение, тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти. Ключевым фактором уклада были двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия. В то же время начинало формироваться ядро нового уклада (радары, строительство трубопроводов, авиационная промышленность, производство и переработка газа). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (третьим) было массовое и серийное производство. В период доминирования данного уклада наблюдались следующие процессы, режимы и институты: развитие государственных институтов социального обеспечения, военно-промышленный комплекс; государственное регулирование экономики; биполярный мир с экономическим и военным доминированием США и СССР; транснациональная корпорация, олигополии на мировом рынке; вертикальная интеграция и концентрация производства; дивизиональный иерархический контроль и доминирование техноструктуры в организациях; специализированные научно-исследовательские отделы в большинстве фирм; государственное субсидирование военных научно-исследователь-
ских и опытно-конструкторских работ; вовлечение государства в сферу гражданских НИОКР; развитие среднего, высшего и профессионального образования; передача технологии посредством лицензий и инвестиций транснациональными корпорациями.

5-й технологический уклад (от 1980–1990 гг. до
2030–2040 гг.),
как предполагается, будет доминировать в народном хозяйстве таких стран – технологических лидеров, как Северная Америка, ЕС, Япония, Тайвань, Корея, и таких развитых стран, как Бразилия, Мексика, Австралия, Аргентина, Венесуэла, Китай, Индия, Индонезия, Турция, Восточная Европа, Россия, страны СНГ в течение 50–60 лет. Ядро этого уклада составляют: электронная промышленность, вычислительная, оптиковолоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги. Ключевым фактором уклада являются микроэлектронные компоненты. В то же время начало формироваться ядро нового уклада (биотехнологии, космическая техника, тонкая химия). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (четвертым) являются индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости произ-
водства, преодоление экологических ограничений по энерго- и материалопотреблению на основе АСУ, деурбанизация
на основе телекоммуникационных технологий. В период доминирования данного уклада наблюдаются следующие процессы, режимы и институты: государственное регулирование стратегических видов информационной и коммуникационной инфраструктур, изменения в регулировании финансовых институтов и рынков капитала при снижении роли государства в экономике; упадок профсоюзного движения; возможное появление партисипативного централизованного государства; полицентричность мировой экономической системы; региональные блоки, становление институтов глобального регулирования экономической активности; международная интеграция мелких и средних фирм на основе информационных технологий; интеграция производства и сбыта; поставки «точно вовремя»; горизонтальная интеграция НИОКР, проектирование производства и обучения; вычислительные сети и совместные исследования; государственная поддержка новых технологий и университетско-промышленное сотрудничество; новые режимы собственности для программного продукта и биотехнологий.

6-й технологический уклад (от 2030–2040 гг. до
2080–2090 гг.)
, как предполагается, будет доминировать в ряде стран мира в течение 50–60 лет. Ядро этого уклада составят: биотехнологии, космическая техника, тонкая химия. Ключевым фактором уклада станут биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. В то же время будет формироваться ядро нового уклада (гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика, использование водорода в качестве экологически чистого энергоносителя). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (пятым) станут еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий, глобализация экономики, формирование единого мирового рынка товаров, капитала, труда. В период доминирования данного уклада будут наблюдаться следующие процессы, режимы и институты: дальнейший рост качества образования и охраны здоровья населения; развитие науки; расширение возможностей информационной среды и способности государственного управления обеспечить раскрытие созидательных творческих способностей каждой личности; чистота окружающей среды и высокое качество жизни; развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического поколения; дальнейший научно-технический прогресс, способность к внедрению новых технологий; рост роли человеческого фактора и организации творческого труда; глобальная конкуренция не между отдельными странами, а между транснациональными воспроизводственными системами, каждая из которых будет объединять национальные системы образования, организации науки и производственно-предпринимательские структуры; концентрация интеллектуальной и экономической активности, пятнадцатилетнее качественное образование и владение современными информационными технологиями.

Одной из современных теорий, разработанных М. Портером, является теория кластеров (от англ. cluster – пакет, услуга, блок), которая объясняет формирование преимуществ национальной экономики за счет того, что одна конкурентоспособная отрасль помогает созданию другой в процессе взаимоукрепляющихся отношений, так как такая отрасль является самым требовательным покупателем товаров и услуг, от которых она зависит. При формировании кластера все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, так как активная конкуренция в одной отрасли распространяется на другие отрасли кластера, ускоряя его развитие; стимулируется проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышается квалификация специалистов, происходит свободный обмен информацией, а также распространение новшеств по каналам поставщиков и потребителей, что порождает новые возможности. Кластер становится средством преодоления замкнутости на внутренних проблемах, инертности, негибкости. В целом кластер способствует созданию новых предприятий, привлечению новых инвестиций, имеет тенденцию быстрого роста, что значительно повышает уровень конкурентоспособности национальной экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...