Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок, форма и сроки представления заявок устанавливаются ГКНТ по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики. 4 глава




Частные инвестиции существенно повлияли на динамику структуры оборудования в США, существенно снизив спрос на капиталоемкое оборудование.

Из расчетов, приведенных в табл. 3.1., видно, что в высшей точке циклических подъемов структура частных инвестиций в оборудование характеризуется увеличением доли инвестиций, направляемых в наукоемкое оборудование. При этом необходимо отметить, что интенсивность структурных сдвигов в инвестирование наукоемкого оборудования возрастала, что позволило США в 80-е гг. создавать высокотехнологическое оборудование ускоренными темпами.

Таблица 3.1.

Динамика структуры частных инвестиций
в производство оборудования в США
в годы высшей точки циклического подъема, %

Виды оборудования Год Изменения 1948-1984
1948 1957 1966 1974 1979 1984
Оборудование: традиционное наукоемкое конторское Электронные машины и оборудование для связи Легковые автомобили Самолеты Машины и аппараты для судов Железнодорожное оборудование Приборы Другие виды оборудования   67,2 32,8 2,8   8,0 8,6 0,3   1,8   6,7 2,5   2,1   58,7 41,3 4,0   13,5 9,5 2,1   2,1   4,8 3,2   2,1   55,6 44,4 5,0   15,0 8,2 3,6   1,1   4,0 4,2   3,3   63,5 46,5 7,6   16,1 7,2 2,2   1,3   2,2 6,9   3,0   45,3 54,7 13,4   16,5 8,4 2,4   1,1   2,2 7,9   2,8   32,3 67,7 26,6   16,4 11,4 1,6   0,4   0,7 8,6   2,0   -34,9 34,9 23,8   8,4 2,8 1,3   -1,4   -6, 0 -6,1   -0,1
Всего             -

Стабильность развития наукоемких отраслей в условиях экономического кризиса обусловлена и сравнительно низкой зависимостью наукоемкой продукции от цен на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, что в ряде случаев приводит к снижению цен на нее на фоне их общего роста, что очень важно при принятии экономических решений в условиях кризиса.

Повышение роли наукоемкой продукции в расширении экспортного потенциала страны также повлияло на процесс выхода экономики из кризиса и оживления экономики.

В условиях кризиса одним из основополагающих факторов экономического развития и социальной стабильности является уровень занятости населения. Особенность развития наукоемких отраслей заключается в том, что на фоне сокращения численности занятых в традиционных отраслях происходит ее увеличение в наукоемких отраслях и производствах (табл. 3.2.). На основе прогнозных расчетов можно предполагать, что такая тенденция сохранится и в будущем.

Таблица 3.2.

Динамика занятых в отраслях экономики США, тыс. чел.

Группы отраслей Год Изменение за 1979--1997 гг.
  (прогноз)
Высокотехнологичные Традиционные 2838,5 1965,7   1627,9 +537,5 -337,8
Всего 4804,2 5003,9 +199,7

Развитие наукоемких отраслей влияет на занятость не только прямо, но и косвенно, увеличивая численность занятых в сфере услуг. В специальной литературе этот эффект получил название «круги на воде»: небольшое увеличение занятых в наукоемких отраслях вызывает кратное увеличение численности занятых в сопряженных отраслях, производствах и сфере услуг. Ускоренными темпами развивается сфера так называемых наукоемких услуг – консалтинга, программного обеспечения, инжинирин-
га и др.

Перечисленные особенности наукоемких отраслей оказывают влияние на развитие других сфер производства и услуг, отличаются от традиционных своей зависимостью от ресурсного обеспечения научных исследований, степенью использования накопленного научного потенциала. Анализ показывает, что страны, лидирующие на мировом рынке научно-технической продукции, направляют на развитие научного потенциала значительные средства. При этом оценка тенденций, формирующихся в 80-е гг., позволяет утверждать, что темпы роста вложений частных фирм в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в наукоемких отраслях превысили этот показатель в традиционных. Так, темпы роста частных капиталовложений
в НИОКР, по данным экономической службы журнала «Бизнес уик», уже в 1983 г. составили 21%; в создание математических программ для ЭВМ – 17; в производство медикаментов – 17,
в выпуск персональных компьютеров и электрического оборудования – по 16%, в то время как в таких традиционных отраслях, как металлургия, производство топлива этот показатель снизился на 11%, в текстильной, швейной промышленности – на 8%, в сельскохозяйственном машиностроении – на 7 %.

Особенность и необходимость таргетирования наукоемких отраслей обусловлены тем, что, во-первых, государство должно взять на себя часть риска, который велик при создании и использовании частными фирмами новой технологии в силу существенных особенностей инновационного процесса, а во-вторых, практика экономического развития показала невозможность обеспечить финансовыми и материальными ресурсами все научные и научно-технические направления даже в высокоразвитых государствах, что позволяет проводить обоснование и поддержку стратегически эффективных направлений. При этом таргетирование должно базироваться на общих принципах регулирования научно-технического развития.

В условиях трансформационного общества таргетирование наукоемких отраслей включает поддержку экспорта наукоемкой продукции и создание условий для развития предпринимательства в сфере наукоемкого производства. Цель таргетирования – формирование условий, при которых проведение структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать «точками роста» традиционных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал, обеспечить воспроизводство на новом технологическом уровне.

Богатый опыт таргетирования в условиях развитых рыночных отношений накоплен в США и Японии. Анализ этого опыта позволяет сделать вывод, что таргетирование промышленности позволяет сформировать комплекс конкурентоспособных производств более эффективно, чем это происходит только под влиянием рыночных сил, хотя и существует опасность нанести ущерб отраслям, не попадающим под политику таргетирования.

При таргетировании наукоемких отраслей в экономике США используют следующие инструменты: государственные заказы, правительственные закупки, налоговые стимулы, дополнительное финансирование, поддержку экспорта и др.

Государство оказывает влияние на конкуренцию с целью поддержки развития национальных производств, например, используя метод «ценовой защелки», когда внешним конкурентам не позволяется снижать цены на внутреннем рынке ниже уровня местных производителей.

Формирование государственного портфеля заказов также учитывает необходимость государственной поддержки разработчиков и производителей высокой технологии.

Особо важным элементом таргетирования является комплекс мероприятий по поддержке частного предпринимательства, обеспечивающих благоприятные условия для потребителя наукоемкой продукции и высоких технологий, что, в свою очередь, должно стимулировать производителя наукоемкой продукции. Например, с этой целью Конгрессом США в 1981 г. был принят «Налоговый закон экономического восстановления», согласно которому частные фирмы получили возможность в короткий срок аккумулировать значительные дополнительные средства для обновления производственного аппарата, поскольку от налогообложения освобождалась та их часть, которая направлялась на развитие производственных мощностей. По расчетам американских специалистов, введение этого закона позволило частным предпринимателям в начале 80-х гг. увеличить свой доход на сумму, равную более чем 1% ВНП, а также ускорить темпы прироста капиталовложений в основные производственные фонды.

При этом таргетирование было ориентировано на развитие рынка и создание условий для развития предпринимательства в научно-технической сфере. Доказывая необходимость проведения политики таргетирования наукоемких отраслей в США, эксперты Бюджетного бюро Конгресса федерального правительства исходили из следующего положения: «Конгресс, обращая внимание на будущее высокотехнологичных отраслей, исходит из точки зрения, что на основе собственных ресурсов рынок не может обеспечить достаточное количество инвестиций в эти отрасли. Он прекрасно осознает, что выгоды от исследований для всей нации гораздо выше выгод, получаемых какой-либо из фирм, и что частные фирмы направляют на НИОКР значительно меньше ресурсов, чем этого требуют общественные интересы. Это справедливо и в отношении высокотехнологичных отраслей, на которые приходится почти 50% всех коммерческих НИОКР в США.

Следует подчеркнуть, что на определенном этапе развития практически все страны, лидирующие на мировом рынке научно-технической продукции, проводили политику поддержки наукоемких отраслей. При этом концепции таргетирования менялись в соответствии с условиями и этапом экономического роста. Так, анализ опыта Японии показывает, что энергетический кризис усугубил экономические проблемы страны и обусловил высокие темпы инфляции. В этих условиях Совет по структуре промышленности предложил новую концепцию развития промышленности Японии, ориентированную на вывод «грязных» производств и создание условий для развития наукоемких отраслей. Бюро индустриальной политики Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП) обосновало необходимость уменьшить зависимость Японии от импорта нефти и сырьевых ресурсов и ориентироваться на развитие производства компьютеров, полупроводников и других наукоемких отраслей, а также создание «высоких технологий». С этой целью была обеспечена либерализация движения капитала и расширены возможности импорта, что привело к быстрому росту числа совместных предприятий, а также лицензионных соглашений с иностранными инвесторами.

Одним из важнейших направлений таргетирования является создание условий для аккумуляции средств, способствующих развитию производства наукоемкой продукции и освоению «высоких технологий». С этой целью было разрешено создавать совместные инвестиционные фонды на основе ограниченного партнерства, чтобы одержать влияние антитрестовского законодательства на процесс коммерциализации научно-технических разработок. Для привлечения средств в такие фонды вкладчики, которыми могли быть как фирмы, так и частные лица, освобождались от налогов в размере суммы, эквивалентной размеру вложений в корпорацию – исполнителя разработок, и получали доход на представленный им в долговременное пользование капитал.

Особое значение для развития наукоемких отраслей имеет создание условий для малых фирм, которые обладают рядом преимуществ, действуя в научно-технической сфере.

Концепция развития экономики Японии, разработанная МВТП и названная «Взгляд в 80-е», обосновала необходимость поворота от широкого использования зарубежных технологий к созданию собственных «высоких технологий». Это обусловлено тем, что американские экономисты пришли к выводу о невыгодности продажи «высоких технологий» японской стороне из-за возможного «эффекта бумеранга», суть которого состоит в том, что на базе заимствованной технологии в обратном потоке идут товары высокой конкурентоспособности, выпушенные на основе закупленных технологий. Поэтому Япония берет ориентацию на развитие собственных научных исследований и таргетирование ускоренного развития 14 наукоемких отраслей: авиационной, космической, оптической электроники, биотехнологии, производства ЭВМ, роботов, медицинской электроники, полупроводников, электронной обработки текстов, новых сплавов, керамических материалов, лекарств, программного обеспечения и электронного машиностроения.

В целях таргетирования этих отраслей МВТП разработало национальные научно-технические программы на 10-летний период по созданию суперкомпьютеров, ЭВМ пятого поколения, робототехники, программного обеспечения, новых материалов, керамики, оптоэлектроники, биотехнологии, биокомпьютеров и полупроводников.

МВТП ориентировано на учет влияния рыночных факторов при таргетировании наукоемких отраслей. При этом используется метод «икусей», когда МВТП поддерживает новые наукоемкие отрасли, находящиеся на ранних фазах развития, а «зрелые» отрасли развиваются под воздействием рынка.

В «заходящих» отраслях, таких, как нефтехимия, судостроение, черная металлургия, отрасли добывающей промышленности, МВТП принимает меры по сокращению избыточных мощностей и ликвидации слабых фирм, а также по их перепрофилированию на выпуск наукоемкой продукции (например, нефтехимические компании ориентируются на использование биотехнологий, гибких производственных систем и новых химических продуктов; судостроительные – на производство подводных роботов и т.д.).

Такой подход к проведению политики таргетирования позволяет ориентироваться на действие рыночных отношений в соответствии с фазами зрелости отрасли. Цель своей деятельности МВТП сформулировала следующим образом: превратить Японию в «архипелаг новейших технологий» и опередить США на мировом рынке научно-технической продукции в XXI в.

Анализ политики таргетирования позволяет сделать выводы:

· во-первых, о необходимости определения комплекса наукоемких отраслей в зависимости от качественных критериев и порога наукоемкости;

· во-вторых, о необходимости выработки общей концепции и принципов таргетирования в зависимости от этапа развития экономики в целом;

· в-третьих, о сформировании системы методов воздействия на развитие каждой отрасли в зависимости от фазы ее зрелости.

Япония на первом этапе таргетирования комплекса наукоемких отраслей вливала значительные государственные инвестиции в структурную перестройку экономики. На сегодняшний день Япония ставит задачу предугадать и обеспечить развитие высоких технологий, рынков сбыта, новых отраслей, т.е. таргетирование ориентируется на «предугадывание» возможностей наиболее эффективного направления развития и помощи с целью катализации процессов на базе развития благоприятных условий для перелива частных капиталовложений, трансфера новейших технологий и коммерциализации разработок.

Смещение акцента в политике таргетирования в сторону формирования системы мер по созданию благоприятных условий для вложения частных инвестиций в наукоемкие отрасли и разделения повышенного риска с государственными и другими специальными структурами должно осуществляться с учетом особенностей модели развития наукоемких отраслей.

Эти положения являются очень важными для развития наукоемких отраслей в условиях трансформационного общества.

Таргетирование как один из новых методов регулирования научно-технического развития, ориентированный на поддержку предпринимательства в научно-технической сфере, должно получить развитие в условиях белорусской экономики.

3.4. Эффективность инновационных проектов
и их продвижение на рынок

Для продвижения научно-технической продукции на рынок необходимо устранить все «пороги» на пути инновационного процесса, сделать непрерывной систему, наука – инновационная инфраструктура – преференции – производство – рынок.

Прежде всего, необходимо выявить и устранить причины, вызывающие противоречие между научно-техническим потенциалом и результатами инновационной деятельности. Можно выделить четыре основные причины: а) стабильность, б) создание конкурентной среды, в) институциональная составляющая,
г) управление.

Стабильность (политическая, экономическая, включая финансовую и правовую) увеличивает предсказуемость и снижает риски на всех этапах инновационного процесса.

Конкурентная среда создает стимулы и повышает эффективность инноваций.

Институциональная составляющая обеспечивает правовую базу, меры организационного характера и информационное обеспечение инновационного процесса.

Управление придает инновационному развитию целевую направленность и социальную значимость, увеличивает уровень и качество инновационного проектирования.

В условиях риска для продвижения проекта проводятся следующие процедуры:

а) оценивают предлагаемую технологию и на основе оценки потенциальных потребителей определяют размер рыночной ниши и позиции конкурентов;

б) детально анализируют издержки производства и затраты, связанные с коммерциализацией новшества;

в) определяют финансовое состояние фирмы с учетом динамики изменения показателя соотношения заемного и собственного капиталов, так как его снижение в течение первых лет жизни малых предприятий свидетельствует о существовании потенциала роста прибыли.

Причины, влияющие на эффективность инновационных проектов, многообразны, а поэтому универсальной методики их оценки нет. Существуют лишь общие принципы оценки, к которым относятся:

· принцип окупаемости, который означает, что стоимость объекта должна окупить вложения в его приобретение или в разработку и производственное освоение объекта, что является минимальной стоимостью объекта;

· принцип денежных потоков, согласно которому при определении стоимости объекта должны учитываться фактор времени и инфляция.

Основными подходами к методам оценки инновационных проектов являются сравнительный, доходный и затратный.

Сравнительный подход основан на использовании при определении рыночной стоимости проекта стоимости аналогичного проекта, обладающего той же полезностью.

Затратный подход основан на определении индивидуальной стоимости разработки согласно калькуляции затрат с использованием метода дисконтирования.

Доходный подход используется при оценке инновационного проекта, ориентированного на его коммерческое использование.

Выделенные подходы могут быть использованы отдельно, либо вместе в зависимости от факторов, влияющих на инновационный проект, его конкурентные характеристики, а также от потенциальных пользователей.

Инновационный проект, эффективный для одной научной организации, может оказаться неэффективным для другой в силу объективных и субъективных причин, таких, как ее территориальное расположение, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов организации. Эти и другие факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, его состоятельность.

Ориентируясь на факторы, влияющие на эффективность деятельности инновационных организаций, можно выделить определенные группы характеристик, которые следует учитывать при оценке проектируемых инноваций. К таким относятся:

· цели, стратегия и политика научной организации;

· маркетинг;

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

· финансы;

· производство.

Говоря о слагаемых первой группы, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией научной организации. Если деловая активность проекта противоречит общей политике организации, то, несомненно, есть вероятность того, что результативность проекта будет далека от ожидаемой.

Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения научно-технических показателей проекта и влияние его на деятельность организации. Это обусловлено тем, что инновационный проект может быть единичным или дать жизнь целому семейству новых продуктов, определяющих дальнейшую специализацию научной организации. Необходимо выявить и учесть возможность перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продукции, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения.

При оценке инновационного проекта очень важно выявить еще одно обстоятельство: не нарушает ли реализация проекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя не ведутся ли конкурентами подобные разработки, и не поданы ли заявки в патентное ведомство по данному инновационному проекту. Без такого выяснения эффективность проекта может быть оценена неверно.

Оценка инновационного проекта должна быть увязана и с экологическими последствиями. Если научно-техническая реализация проекта может негативно сказаться на экологии, то проект может быть запрещен законодательным путем. Организация, реализуя подобный проект, может облагаться большими штрафами, а это – непредвиденные расходы. Они обесценят эффективность инновационного проекта.

Для обеспечения успеха инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговое исследование рынка подтвердило его потребность в конечном результате рассматриваемого проекта.

Коммерческий анализ оценивает аспекты проекта, включающие непосредственно маркетинг и закупочную деятельность. Маркетинговый анализ необходим, чтобы определить, готов ли рынок к принятию проектной продукции, в каком количестве и по какой цене, а также выявить возможных конкурентов. Экспертиза закупочной деятельности связана с проведением «маркетингового» исследования сырьевого рынка. Таким образом, маркетинговые исследования рынка, связанные с определенным инновационным проектом, призваны подтвердить потребность рынка, выявить конкретных потенциальных потре-
бителей
.

Проведение маркетингового исследования по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, является весьма сложным процессом. Технологические инновации, направленные на повышение производительности труда или ориентированные на резкое снижение себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, требуют проведения комплексных маркетинговых исследований по оценке резервов емкости рынка, предлагаемого инновационным проектом продукта или услуги.

Если задача состоит в завоевании рынка уже выпускаемой продукции, то оценка проекта должна быть ориентирована на снижение издержек производства и цены выпускаемой продукции, а также улучшение его технико-экономических параметров. Маркетинговые исследования как можно более точно должны определять возможные объемы продаж с учетом деятельности конкурентов и сроки выхода на рынок аналогичных изделий, основанных на новом технологическом принципе.

При выборе инновационного проекта важно правильно оценить его эффективность (прибыльность). В этом плане его необходимо рассматривать потому, что подобные проекты во многих случаях требуют значительных капитальных ресурсов. При недостатке капиталовложений дорогостоящие проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат. Ориентироваться на выбор дорогостоящих инновационных проектов можно лишь в том случае, если им гарантирован 100-процентный технический и коммерческий успех. На практике, однако, предпочитают рассредоточить усилия по нескольким инновационным проектам: вероятность неудачи одного из них может компенсироваться успехом других.

С финансовой точки зрения необходимо оценить количественно все возможные издержки по инновационному проекту, включая затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создание опытного образца, капитальные вложения в производственные мощности и первоначальные стартовые затраты, а также привлечение зарубежных инвестиций. Одна из главных проблем, стоящих перед организацией, реализующей инновационный проект, – это правильное планирование денежной наличности. Недостаток финансовых средств в конкретные сроки может серьезно сказаться на рентабельности инновационного проекта, который может войти в разряд несостоятельных.

Вероятность того, что инновационный проект окажется неэффективным, зависит от вероятности технического и коммерческого успеха, при этом степень риска можно разложить на две составляющие: первая – затраты на НИОКР с целью получения требуемого технического решения, вторая – затраты на коммерциализацию полученного результата.

При оценке крупных проектов, требующих значительных инвестиций, необходима оценка сопоставимости возможных реальных затрат и финансовых ресурсов, так как недостаток инвестиций в период роста приводит к банкротству.

 


 

 
 

 


Из рис. 3.1. видно, что существует большая вероятность того, что стоимость разработки превысит уровень инвестиций, допустимый для компании. С целью снижения риска целесообразно использовать методы анализа риска по отношению не к отдельным проектам, а к их совокупности, сформированной по определенным критериям, т.е. портфелю проектов. Оценка портфеля проектов позволяет снизить степень неопределенности. Кроме того, по мере выполнения проектов появляется возможность и необходимость проведения анализа в «контрольных точках», позволяющих принимать корректирующие решения, а в отдельных случаях прекращать работы над проектом, перебрасывая средства в другие, более перспективные проекты. Такая оценка позволяет снизить не только техническую неопределенность, но и коммерческую. Особой оценке подвергаются высокотехнологичные проекты со значительными затратами на научные исследования и разработки. Это заставляет особенно тщательно искать пути снижения затрат на разработку и издержки на производство и коммерциализацию, а также внимательно обосновывать минимально возможные объемы выпуска высокотехнологичной продукции.

Отбор инновационных проектов, как правило, осуществляется в три этапа.

Первый этап заключается в выборе стратегии развития региона и формулировке задач, стоящих перед данной инновационной структурой. Так, научно-технологический парк должен определить приоритетные научно-технологические направления своего развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом, имеющегося научного задела, оценки возможности выхода на внешний рынок и успеха на внутреннем рынке.

На втором этапе формируется исходное множество проектов. При этом уровень организации конкурса проектов, информированность потенциальных претендентов, широта охвата возможных участников конкурса во многом определяюткруг проектов, представленных на экспертизу, и их качество.

На третьем этапе проводится экспертиза проектов, то есть отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией и конкретными задачами, стоящими перед экспертами. В то же время можно рекомендовать следующие группы критериев для оценки и отбора проектов:

I группа критериев характеризует соответствие проекта экономическому развитию региона, его экологическим особенностям и научно-технологическим направлениям инновационной структуры;

II группа критериев направлена на оценку коммерческого успеха нововведения;

III группа критериев оценивает научно-технический уровень проекта;

IV группа используется для финансовой оценки проекта;

V группа оценивает вероятность производственной реализации проекта;

VI группа оценивает вероятность реализации проекта с учетом различных видов риска.

Таблица 3.3.

Перечень рекомендуемых критериев

Группы критериев Критерии для оценки проектов
I. Соответствие экономическому развитию региона, его экологическим особенностям, научно- технологическим направлениям инновационной структуры 1) Совместимость проекта с экономической ориентацией региона 2) Воздействие на экологию региона 3) Количество новых рабочих мест 4) Взаимодействие с национальной научно-технической политикой 5) Соответствие научно-технологическим направлениям инновационной структуры, а также ее долговременным и краткосрочным целям 6) Оценка фазы инновационного цикла данной технологии (продукта) 7) Освоение данной технологии позволит выступать в роли адатора, инноватора или реципиента
II. Коммерческий успех нововведения 1) Соответствие потребностям рынка 2) Оценка общей емкости рынка 3) Оценка доли рынка 4) Оценка периода выпуска продукции 5) Цена продукта (соотношение с аналогами и товарами-субститутами) 6) Стартовый капитал, его величина 7) Вероятный объем продаж 8) Соотношение с имеющимися технологиями и продуктами 9) Взаимодействие с конкурентами 10) Обеспечение каналами продвижения на рынок 11) Вероятность коммерческого успеха 12) Стоимость 1 кг продукции  
III. Научно-технические критерии 1) Новизна 2) Соотношение с мировым уровнем 3) Патентная чистота 4) Обеспеченность научно-техническими ресурсами 5) Возможность разработки «куста» новых технологий и продуктов 6) Вероятность технической реализации  
IV. Финансовые критерии 1) Стоимость проекта 2) Чистая текущая стоимость (NPV – Net Present Value) 3) Внутренний коэффициент окупаемости (IRR – Internal Rate x>t Return) 4) Временные рамки (Тimе Horizon) 5) Ожидаемый срок действия инвестиций (Expected Useful Life) 6) Окупаемость (Payback) 7) Отношение доходов к расходам (Benefit/Cost Ratio) 8) Коэффициент покрытия долга (debt cover ratio) 9) Соотношение затрат на разработку к капитальным вложениям для производства и реализации продукта  
V. Производственные критерии 1) Прогрессивность производственного процесса 2) Возможность обеспечения производственными мощностями 3) Возможность обеспечения производственными площадями 4) Наличие производственного персонала соответствующей квалификации 5) Издержки (соотношение со среднеотраслевыми) 6) Материалоемкость 7) Энергоемкость 8) Возможность развития производства, 9) Добавленная стоимость 10) Экологичность и безопасность производства  
VI. Реализуемость проекта с учетом различных видов риска 1) Научно-технический риск 2) Финансовый риск 3) Производственный риск 4) Коммерческий риск 5) «Страновой» («суверенный») риск 6) Трансферный риск 7) «Систематический» риск 8) Процентный риск 9) Риск проекта и его соотношение с риском реализации всего портфеля  

Так как различные критерии имеют разновеликую значимость с точки зрения оценки проекта в целом, их предлагается ранжировать в соответствии с весовыми коэффициентами, которые можно получить с помощью аналитического метода и метода экспертных оценок. При этом количественные показатели могут быть приведены к «одному масштабу» с помощью формул, преобразующих значения показателей в величины, лежащие в интервале от 0 до 1 при условии сохранения их пропорций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...