Порядок, форма и сроки представления заявок устанавливаются ГКНТ по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики. 3 глава
Контрольные вопросы к теме 2 1. Назовите условия развития инновационной деятельности. 2. Что такое инноватика? 3. Охарактеризуйте технологические уклады. 4. Что такое кластер? 5. Какова характеристика инноваций? 6. Дайте классификацию инноваций по содержательному признаку. 7. Дайте классификацию инноваций по уровню новизны. 8. Каковы этапы жизненного цикла инноваций? 9. Назовите этапы инновационной деятельности. 10. Каковы характерные особенности инновационной деятельности? 11. Что такое кривая «смертности идей»? Каковы ее вид, содержание? 12. В чем сущность инновационной деятельности и каково ее влияние на конкурентоспособность продукции? 13. Какова зависимость величины прибыли от обновления выпускаемой продукции. 14. Охарактеризуйте модели продвижения на рынок новых продуктов. Тема 3. Рынок научно-технической продукции и тенденции его развития. Наукоемкие отрасли и таргетирование их развития Лекция 3. Рынок научно-технической продукции Основные понятия: хайтеграция, сервизация, софтизация, лицензионный договор, наукоемкие отрасли, таргетирование, эффективность инновационных проектов, весовой коэффициент. 3.1. Формы научно-технического обмена В современных условиях наблюдаются следующие тенденции мировой экономики, обусловленные научно-техноло- Хайтеграция характеризуется преимущественно интенсивным обменом «высокие технологии», а не их продажей на мировом рынке. Это обусловлено тем, что «высокие технологии» выступают в качестве катализатора экономического развития.
С повышением технологического уровня в экономике ряда развитых стран наблюдается процесс сервизации. Сервизация или «деиндустриализация» отражает падение доли экономически активного населения в производственной сфере в следствие повышения технологического уровня и роста производительности труда и перелив освобождающихся в непроизводственную сферу, что значительно влияет на качество жизни всего населения. Софтизация характеризуется ускоренным развитием нематериальных факторов производства (компьютерных сетей, средств телекоммуникаций и т.д.), опережающим ростом доли экономически активного населения, занятого в непроизводственной сфере. Это приводит к увеличению значимости развития «мягкой инфраструктуры» в отличие от производственной инфраструктуры, росту общественного богатства в необъективированной форме, т.е. не в созданных работниками благах, но в изменении их самих. Следовательно, такие новые и новейшие мировые тенденции, обусловленные значительным ростом технологического уровня, активным использованием интеллектуального ресурса, как хайтеграция, сервизация, софтизация, не позволяют поставить знак равно между хозяйственным ростом и экономическим развитием (growth ≠ development), так как потребление новых знаний приводит к созданию человека с новыми способностями и потребностями, а не только просто наращиванию объема произведенных благ. Формирование рынка научно-технической продукции – сложное, неоднозначное явление, так как его становление происходит под влиянием многочисленных факторов и изменяется во времени. Современный рынок характеризуется многообразием различных потоков: товарных, инвестиционных, финансовых, информационных. Анализ тенденций последнего двадцатилетия позволяет отметить значительные изменения, происходящие в его динамике, масштабах и структуре.
Определяющей остается роль цены в условиях рыночного хозяйства, которая выполняет следующие основные функции: во-первых, передает информацию; во-вторых, служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства, что ведет к наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов; в-третьих, определяет направления распределения доходов. Эти функции тесно взаимосвязаны между собой. В условиях рыночных отношений цена может выполнять функцию по передаче информации не только о потребности в данном виде товара, но и об эффективности и прогрессивности технологии, применяемой при его изготовлении. Информация, полученная на основе цены, становится важным стимулом к поиску новой технологии. Так, например, повышение цен на определенные виды сырья, материалов, топлива, электроэнергии заставляет разрабатывать и использовать ресурсосберегающую технологию и новые виды продукции. В случае, если цены искусственно изменяются, они перестают передавать информацию от потребителя к производителю. Как правило, такой сбой происходит в условиях высоких темпов инфляции. Повышенный спрос позволяет нести повышенные издержки (например, привлекать рабочих более высокой квалификации, применять новейшие технологии производства и менеджмента и т.д.). При этом повышенные издержки компенсируются за счет более высокой цены на новую продукцию и более высокой эффективности использования новых видов товаров и технологий. Повышение цен на сырье, материалы, топливо стимулирует создание и распространение ресурсосберегающих технологий, создание товаров-субститутов. Рыночные отношения создают условия для развития предпринимательских способностей, заставляют идти на риск и дают возможность получить вознаграждение за свои усилия. В таких условиях усиливается интерес к инновационным процессам, возрастает роль научных знаний, проявляется способность продуцировать идеи, создавать новые виды продукции и технологий. Рынок создает условия для перелива финансовых средств и капиталовложений в более перспективные направления научно-технического развития.
Вместе с тем научно-техническое развитие зависит не только от состояния рыночных отношений, но и от развития такой сложной структуры, как наука, которая во многом подчиняется своим внутренним законам. Наука, подчиняясь внутренней логике развития, в то же время непосредственно включается в структуру общественного воспроизводства, оказывая на него значительное влияние, изменяя структуру издержек, условия производства, технологию принятия решений. Некоммерческий обмен в научно-технической сфере оказывает не менее значительное влияние на рынок научно-технической продукции, чем коммерческие связи. При этом динамизм первых часто превосходит развитие вторых. Некоммерческие формы научно-технического взаимодействия – это: публикации в научных изданиях, деловые встречи, конференции, семинары, симпозиумы, стажировки, различные формы обучения, проведение совместных исследований, создание специализированных информационных систем, банков данных. Одна из важнейших причин развития некоммерческого обмена – потребность в быстром получении научно-технической информации. Его характерной особенностью является преимущественная ориентация на начальные стадии научно-технического цикла, на так называемые «предконкурентные стадии». В то же время наблюдается тенденция все более сильного влияния коммерческого воздействия на некоммерческий обмен. Происходит изменение учета влияния рынка на начальные стадии научно-технического цикла: новая маркетинговая политика отличается тем, что потребитель не просто выбирает новый продукт на рынке, но и активно участвует в его создании на стадии формирования научно-технической идеи, определяя требования к создаваемому продукту. Это, в свою очередь, приводит к значительному увеличению числа проектов, имеющих коммерческий успех. Но переход к инновационному типу воспроизводства меняют роль и степень участия потребителя в инновационном процессе. Сами по себе продукты не могут быть основной целью в изменившихся условиях, но они выступают как средство удовлетворения потребностей и желаний потребителя.
Отсюда альтернативным подходом к созданию научно-технических нововведений является активное влияние потребностей потребителей на инновационный процесс. Ученый и разработчик ориентированы на создание и разработку новых идей. Мотивация их деятельности связана не только с величиной оплаты труда, содержание которого определяется в значительной мере творчеством, желанием получить новый научный результат, хотя логика научно-технического развития такова, что результат может быть отрицательным, независимо от прилагаемых усилий и таланта исследователя. Эти положения также подтверждают вывод о том, что некоммерческая и коммерческая формы обмена тесно связаны между собой. Коммерческие связи проходят через следующие основные каналы: продажу и покупку лицензий, торговлю научно-технической продукцией, обмен «высокими технологиями», образование совместных предприятий, создание филиалов, покупку акций небольших национальных фирм, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, выставки научно-технической продукции и т.д. Коммерческие связи выгодны как покупателю, так и продавцу, поскольку при торговле научно-технической продукцией происходит не просто купля-продажа товаров определенных видов, а передача воплощенных в этом товаре результатов научных исследований и разработок. При продаже лицензий передаются (предоставляются) права пользования научно-техническими достижениями, благодаря чему передаются научно-технические, производственные, управленческие, коммерческие знания и ноу-хау от лицензиара лицензиату. При этом лицензиар получает возможность посредством коммерческой реализации своих научно-технических разработок получить дополнительные средства для возмещения повышающихся затрат на исследования. Для лицензиата покупка лицензии дает возможность быстро подучить новейшие научно-технические решения. Лицензии могут быть патентно защищены; носить конфиденциальный характер и представлять собой научно-технические знания, секреты организации производства, менеджмента, маркетинга, так называемые ноу-хау (беспатентные лицензии), используется и одновременная передача патентов и ноу-хау. Изучение практики стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в мировой торговле значительную роль играют два последних вида лицензионных соглашений. При этом ноу-хау имеют все большее значение, так как играют первостепенную роль в развитии наукоемких отраслей. На практике происходит рост так называемых бартерных лицензионных сделок, т.е. таких сделок, когда оплата необходимых научно-технических знаний происходит за счет конкретных результатов собственных научно-технических разработок, а не путем проведения финансовых расчетов между лицензиаром и лицензиатом. Такой обмен свойственен развитым странам.
Научно-технический обмен может выступать в различных формах: обмена научно-технической информацией, проведения совместных научных исследований, коммерциализации их результатов. При этом обмен информацией может осуществляться как в материализованном, так и в нематериализованном виде. Наиболее завершенный вид научно-технического обмена – материализованный, вещественный – осуществляется посредством обмена научно-технической продукцией, отличительной чертой которой является способность передавать воплощенные в товаре результаты исследований, способствующие значительному повышению эффективности производства, эксплуатации, степени использования этого вида продукции. Сегмент рынка научно-технической продукции очень динамичен и в последнее время оказывает существенное влияние на развитие рынка в целом. Научно-техническая продукция по своему составу не однородна и характеризуется качественными изменениями. Расширение сегмента рынка научно-технической продукции и качественные изменения в нем привели к развитию деловых наукоемких услуг. В зависимости от круга решаемых задач их можно разделить на следующие категории: 1) инжиниринговые услуги – включают комплекс инженерно-консультационных, в том числе научно-технических, инженерно-строительных услуг, способствующих доведению НИОКР до стадии коммерческого успеха; 2) консалтинг – включает консультационные услуги в области организации производства, менеджмента, маркетинга наукоемкой продукции; 3) информационные услуги – связаны со сбором, хранением, обработкой, передачей информации, включая ее анализ, прогнозные оценки и т.д., а также разработку математического обеспечения, создание компьютеризированных информационно-поисковых систем, каналов связи, современных средств телекоммуникации. 3.2. Наукоемкие отрасли: характеристика, классификация Стремительные темпы расширения рынка научно-технической продукции и увеличение доли высоких технологий в общем объеме продаж в значительной степени обусловлены состоянием наукоемких отраслей. Наукоемкие отрасли оказывают значительное влияние на уровень развития экономики, определяют ее отраслевую структуру, являются сферой высокоприбыльного применения инвестиций, обладающей повышенной степенью риска, а также определяют лидерство страны на мировом рынке. Для определения круга наукоемких отраслей необходима их оценка на основе совокупности качественных и количественных критериев. Качественные критерии целесообразно определять на основе исследования воспроизводственных особенностей наукоемких отраслей (исходя из таких важнейших моментов, как характер связи наукоемких отраслей с другими отраслями, сферами производства и услуг, как влияние на экономический рост, формирование мирового рынка научно-технической продукции). По мере того, как отрасли снижают темпы своего развития, падает конкурентоспособность выпускаемой продукции, замедляются темпы обновления основных фондов. Одновременно на этом фоне наблюдается отток инвестиций в другие отрасли, в том числе наукоемкие. Развитие наукоемких отраслей не только «оттягивает» капитал от традиционных отраслей, но и оказывает поддержку их развитию, поставляя наукоемкую продукцию и высокие технологии, развивая их производственную базу и сокращая разрыв между старыми и новыми отраслями. По мнению американского ученого в области государственного регулирования Ч. Джонсона, чтобы оплачивать импорт, необходимо экспортировать наукоемкие товары, а наукоемкие отрасли использовать для повышения конкурентоспособности традиционных отраслей. Наукоемкие отрасли создают основу для использования новых технологий и прогрессивного оборудования в традиционных отраслях, используя электронное оборудование, телекоммуникации, компьютеры, новые конструкционные материалы и другие элементы, качественно формируют предпосылки для создания нового технологического уклада во всей экономике. Это во-первых. Во-вторых, наукоемкие отрасли влияют на развитие традиционных. Это заключается в том, что наукоемкие отрасли являются носителями новых форм организации производства, менеджмента и маркетинга. Новые технологии принятия решений возникают, апробируются в наукоемких отраслях и передаются в традиционные. В-третьих, наукоемкие отрасли, обеспечивая стратегические направления развития экономики и развитие гибких, технологически прогрессивных отраслей, формирующих новый тип экономики, являются предшественниками стратегических отраслей, комплекс которых быстрее, чем отдельные отрасли, становится реальным двигателем экономического роста. Качественные характеристики, отличающие наукоемкие отрасли от традиционных, изменяются во времени в зависимости от степени зрелости базовых технологий. Каждая наукоемкая отрасль, развиваясь циклически, проходит различные фазы зрелости, переходя на последних фазах в разряд базовых. Так, например, производство ЭВМ переходит в число традиционных отраслей. К концу двадцатого столетия к традиционным отраслям отнесена и микроэлектроника. Таким образом, в отличие от топливно-энергетического, аграрно-промышленного комплексов наукоемкие отрасли не имеют постоянного состава их перечень меняется в зависимости от степени зрелости применяемых технологий. Несмотря на изменчивость круга отраслей, относящихся к числу наукоемких, можно выделить качественные критерии, по которым отрасли относятся к наукоемким: · прогрессивность отрасли, ее способность определять стратегическое направление развития экономики в целом; · более высокие темпы развития по сравнению с базовыми отраслями; · ускоренный перелив инвестиций и рост занятых; · качественно новые технологии, применяемые в производстве, организации, менеджменте, маркетинге, наукоемкой продукции и др.; · комплексное влияние на развитие традиционных отраслей и сферы услуг в части трансфера новых технологий, замены производственного оборудования на более прогрессивное с целью снижения материало- и энергозатрат, повышения экологической защиты, улучшения условий труда и быта населения; · высокая конкурентоспособность выпускаемой продукции, расширение сегмента наукоемкой продукции на мировом рынке; · тесная зависимость от развития соответствующих научных направлений; · информационный ресурс является одним из важнейших при определении развития отрасли; · динамичность перечня наукоемких отраслей, зависимость от степени зрелости базовых технологий и фазы цикла развития отрасли. Следовательно, с учетом выделенных качественных критериев к наукоемким отраслям можно отнести совокупность предприятий и производств, характеризующихся высокими динамизмом развития, уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции, являющихся носителями прогрессивных технологий и оказывающих комплексное влияние на развитие традиционных отраслей и сферы услуг, уровня жизни и сферы обитания, но, в свою очередь, зависящих от степени использования результатов разработок, проведенных в сопряженных научных направлениях, и фазы цикла развития отрасли. Рассмотренные качественные критерии позволяют дифференцировать наукоемкие отрасли в зависимости от особенности ресурсов, используемых в отраслях (вход), а также от влияния, оказываемого наукоемкими отраслями на другие отрасли и сферы деятельности (выход). Характеристика особенностей наукоемких отраслей и их влияние на производство приведены на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Особенности развития наукоемких отраслей Особенности самого производственного процесса, протекающего в наукоемких отраслях, заключаются в том, что, используя качественно иные ресурсы: новейшие знания, высокую квалификацию работающих, прогрессивное оборудование, новую технологию, наукоемкие отрасли способны выступать в качестве катализаторов развития экономики в целом, а также комплексно влиять на традиционные отрасли. Таким образом, складывается модель, при которой дополнительные затраты на научные исследования, результаты которых служат импульсом развития наукоемких отраслей, покрываются за счет экономии, полученной вследствие использования высокотехнологичного оборудования, позволяющего выпускать конкурентоспособную продукцию, использовать ресурсо- и энергосберегающие технологии, изменять условия труда и быта населения, решать экологические проблемы. Но если качественные критерии оценки наукоемких отраслей основаны на характере производства, содержании и уровне технологий, применяемых в обследуемой отрасли, то количественные критерии основаны на самом продукте наукоемких отраслей. На практике удобнее пользоваться отраслевой классификацией, при которой выделяется группа наукоемких отраслей и вся их продукция относится к наукоемкой. Недостатки и преимущества использования такой классификации очевидны. С одной стороны, теряется точность обследования, так как нет информации по каждому отдельному продукту, выпускаемому в данной отрасли, и даже по отдельному производству (в наукоемких отраслях могут быть ненаукоемкие производства), а с другой – можно легко провести статистическое обследование и дать общую оценку состояния комплекса наукоемких отраслей и в целом принять решения по регулированию развития этого комплекса в зависимости от целей, стоящих перед данным государством. Одной из объективных трудностей при проведении оценки состояния комплекса наукоемких отраслей является высочайший динамизм их развития, что делает невозможным разово провести их идентификацию, которой можно будет пользоваться в течение длительного периода времени: в результате внутренних и внешних факторов развития происходит переход отраслей и товаров из одной группы в другую, хотя при этом технико-экономические и технологические характеристики могут оставаться без изменения. В качестве критерия выделения наукоемких отраслей и продуктов используется и такой количественный показатель, как наукоемкость. Превышение этого показателя по сравнению с его средним значением по отрасли. Например, Национальный научный фонд США классифицирует отрасли как наукоемкие в том случае, если отношение объема затрат на НИОКР к их общему объему превышает среднее значение на 3,5% и (или), где отношение научных и научно-технических работников к общему числу занятых равно или превышает 25 человек на 1000. Учитывая важность развития наукоемких отраслей для экономики США, в 1982 г. Объединенная экономическая комиссия Конгресса официально присвоила статус наукоемких отраслям, которые имеют более высокий уровень затрат на НИОКР и более высокую концентрацию научно-технических работников, чем в среднем по отраслям обрабатывающей промышленности. Показатель наукоемкости может быть рассчитан как отношение объема затрат на НИОКР к общему объему продаж: Нниокр = Зниокр / Ор, где Нниокр – показатель наукоемкости, рассчитанный по уровню интенсивности использования затрат на НИОКР; Зниокр – затраты на НИОКР; Ор – объем продаж данной отрасли; и (или) как отношение численности научно-технических работников к общей численности занятых в отрасли: Н ч.н.р = Ч н.р / Ч общ, где Н ч.н.р – показатель наукоемкости, рассчитанный по уровню концентрации научно-технических работников в отрасли; Чн.р – численность научных и научно-технических работников в отрасли; Ч общ. – общая численность занятых в данной отрасли. Могут использоваться и другие показатели: величина добавленной стоимости на единицу массы изделия, технический уровень, патентоспособность, сложность выпускаемой продукции (для оценки наукоемкости продукции), а также прогрессивность технологии, применяемой в отрасли, скорость обновления продукции (для оценки наукоемких отраслей). Хотя очевидно, что эти показатели взаимосвязаны между собой, на практике легче всего проводить анализ и оценку наукоемкости на основе классификации отраслей по показателям, характеризующим интенсивность использования научно-технических ресурсов, так как в ряде случаев отсутствуют статистические данные о расходах на НИОКР по отдельным видам продукции и производства. Так, например, в официальной статистике США по стандартной классификации отраслей промышленности (SIC) наукоемкие отрасли представлены отраслями машиностроения (производство ЭВМ и конторское оборудование), где затраты на НИОКР в стоимости отгруженной продукции составляют 8,3% при средней 3,5%; радио, телекоммуникационное оборудование – 5,1%, электронные компоненты – 12,2%, продукция авиапромышленности и ракетостроения – 4,5%, приборы и инструменты – 6,7%, оптическое, офтальмологическое и фотооборудование – 6,9%), химической и нефтехимической промышленности – 4,1% и услугами. При этом наукоемкие услуги делятся на две группы. Первая группа – электро-, водо-, газоснабжение и санитарные услуги, что связано с применением, например, экологозащитных и ресурсосберегающих технологий, а также с обслуживанием сложнейших коммуникационных систем. Ко второй группе относятся так называемые деловые услуги, которые развиваются очень быстрыми темпами, – инжиниринг, консалтинг, программно-математическое обеспечение (7,7%). Если взять самый высокий уровень агрегирования, то к наукоемким отраслям в США относятся авиакосмическая промышленность, электротехническое и общее машиностроение, приборо- и автомобилестроение, химическая промышленность (6 из Секретариат ОЭСР, рассчитывая средневзвешенную наукоемкость отраслей промышленности 11 стран, которые входят в эту организацию, к наукоемким относит: авиакосмическую и электронную промышленности, производство оргтехники и ЭВМ, фармацевтику, приборостроение, электротехническое машиностроение (6 из 21 отрасли). 3.3. Таргетирование развития наукоемких отраслей Решение проблемы создания благоприятных условий для развития наукоемких отраслей привлекает внимание политиков, государственных структур, ученых, специалистов, частных предпринимателей, инвесторов. При этом оценка сложившейся ситуации и выработка практических рекомендаций по формированию новой модели регулирования развития наукоемких отраслей имеет первостепенное значение. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на укрепление конкурентоспособности промышленности на мировом и внутреннем рынках на основе создания условий для благоприятного развития стратегических отраслей, называется таргетированием (от англ. targeting policy). Таргетирование наукоемких отраслей должно решить три задачи: · во-первых, научно обосновать круг наукоемких отраслей, развитие которых имеет особо важное значение для роста как промышленности в целом, так и других традиционных отраслей, сферы услуг, экологического состояния, условий труда и быта населения; · во-вторых, предоставить возможность сконцентрировать финансовые средства, полученные из различных источников, и привлечь инвесторов для развития этих отраслей; · в-третьих, обеспечить снижение степени риска вложения средств для частных предпринимателей, которые могут разрабатывать и выпускать высокотехнологичную продукцию. Таргетирование используется при проведении структурной перестройки. В той или иной степени оно использовалось в США, Японии, других странах. При этом использовались различные подходы, методы, инструменты. Для практического использования таргетирования в условиях трансформационного общества необходимо решить следующие задачи: а) определить комплекс наукоемких отраслей, для чего сформулировать критерий наукоемкости, показатели их оценки; б) исследовать специфику воспроизводства наукоемких отраслей, их влияние на развитие других отраслей и конечное потребление; в) выявить факторы, воздействующие на эффективность развития наукоемкого производства в условиях формирования рыночных отношений; г) разработать механизм воздействия на субъектов, участвующих в указанном процессе; д) создать условия для выхода на внешний рынок и развития внутреннего рынка научно-технической продукции. В настоящее время в Республике Беларусь отсутствуют законодательные и нормативные акты, определяющие комплекс наукоемких отраслей и производств. Это обусловлено тем, что поставленная задача достаточна сложна и требует тщательной проработки. Дополнительные трудности обусловлены спецификой наукоемких отраслей, а также особыми условиями их воспроизводства и ролью в условиях формирования рыночных отношений. В развитых странах принятию официальных решений в части таргетирования наукоемких производств и отраслей предшествовали глубокие научные исследования и дискуссии специалистов, занимающихся данным вопросом. Во-первых, изучалось изменение инвестиционных потоков как государственных, так и частных, связанных со структурной перестройкой. Было отмечено, что процессы протекают не изолированно, а на фоне циклов экономического развития. Так, например, экономический кризис, который развернулся в США в 1974−1975 гг., характеризовался падением объемов производства в сочетании с высоким ростом цен. Экономический кризис 1980–1982 гг. также проходит на фоне инфляции, т.е. наблюдалась стагфляция. В эти периоды происходит падение объема инвестиций и расширение действующих мощностей на экстенсивной основе, одновременно увеличиваются объемы инвестиций, направляемых на качественное обновление оборудования с целью активизации интенсивных факторов производства. Традиционные отрасли требовали обновления оборудования вследствие того, что материало- и энергоемкое производство резко снижало рентабельность производства в условиях роста цен на нефть, падения спроса на продукцию металлургии на мировом рынке и т.д. Наукоемкие отрасли производства притягивали инвестиции из-за все возрастающего спроса на высокотех-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|