Порядок, форма и сроки представления заявок устанавливаются ГКНТ по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики. 7 глава
· ориентация на приоритетные направления научно-технической деятельности; · региональная научно-техническая политика; · совершенствование управления научной сферой и обеспечение интеграции науки, образования и производства; · формирование инновационной системы Республики Беларусь. Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются: · обеспечение социального и экономического развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества; · совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциала как важнейшего фактора социально-экономического прогресса. На современном этапе развития экономики в Республике Беларусь научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы – на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Сегодняшняя научно-техническая политика в республике должна быть сориентирована на решение главной задачи – подъем экономики, которая во всем мире базируется на использовании новейших технологий. В связи с этим центр внимания государственной экономической политики должен быть сосредоточен на инновациях как факторе экономического роста и совершенствовании технологической структуры производственной сферы. Необходима высокая инновационная активность как условие обеспечения конкурентоспособности экономики. Это, в свою очередь, требует больших финансовых вложений в науку и инновации, введение налоговых и кредитных льгот даже в ущерб поддержанию других весьма важных государственных нужд.
Важную роль должно сыграть использование новых форм взаимодействия науки и производства, что должно найти свое отражение в государственных инновационных программах. Главной задачей инновационной политики должно стать стимулирование инновационных процессов. Эта задача должна реализовываться посредством системы мер и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса. Государственная инновационная политика должна касаться широкого круга проблем, в том числе таких, как: · стратегия и приоритеты развития науки, техники и технологий; · технологическая перестройка производства; · формирование инфраструктуры и информационной базы нововведений; · создание условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям; · обеспечение единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики; · совершенствование образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям; · привлечение иностранных инвестиций; · содействие формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов; · научно-техническое прогнозирование, программирование и многое другое. При неизменности стратегических целей успех научно-технической политики связан с применением гибкой тактики, что требует постоянного анализа и совершенствования крайне сложного хозяйственного механизма, стимулирующего технологический процесс. Направления развития инновационной деятельности определяются Комплексным прогнозом научно-технического прогресса Республики Беларусь на 20 лет, который предусматривает развитие национальной инновационной системы как целенаправленного организационного механизма взаимоотношений между всеми участниками инновационного процесса, обеспечение наращивания научно-технического потенциала с ориентацией научных исследований и разработок в интересах развития белорусской экономики.
В соответствии с белорусским законодательством формирование и реализация государственной научно-технической политики осуществляется на основе следующих основных принципов: · государственная поддержка фундаментальных и поисковых исследований; · выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики; · ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких, ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий; · участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики; · участие научной общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике; · непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров; · государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей; · обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита объектов интеллектуальной собственности; · использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности; · развитие рыночных отношений в научно-технической сфере, поощрение конкурсности, конкуренции и предпринимательства, равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности; · повышение престижности научной, научно-технической и инновационной деятельности; · открытость научно-технической политики, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;
· развитие инновационной инфраструктуры. Инновационная политика в регионах формируется и реализуется органами государственной власти на местах с учетом государственной инновационной политики, межгосударственных соглашений и интересов регионов. Реализация инновационной политики на уровне регионов осуществляется путем решения следующих задач: · формирование и реализация государственных и отраслевых инновационных программ, проектов и обеспечивающих их мероприятий в регионах; · координация инновационной деятельности в рамках инновационной политики государства в регионах; · создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности; · государственная поддержка инновационной деятельности в рамках региональных научно-технических межрегиональных инновационных программ; · финансирование мер по реализации государственной инновационной политики из республиканского бюджета, внебюджетных фондов, привлеченных средств под гарантии и поручительство правительства. 4.4. Научно-технические приоритеты и их обоснование В условиях глобализации мировой экономики, объективной необходимости перехода белорусской экономики к экономике, основанной на знаниях, принципиально важным становится выбор приоритетных направлений развития научно-технической сферы, на которых и должны быть сконцентрированы все имеющиеся ресурсы. Правильный выбор и реализация приоритетных направлений научной и инновационной деятельности будут способствовать социально-экономическому развитию страны, укреплению ее позиций и авторитета на мировом рынке и в мировом сообществе, обеспечению национальной безопасности. Отсюда основное содержание научно-технической политики составляет выбор приоритетных направлений развития научно-технического прогресса. Приоритетность в выборе направлений развития научно-технического прогресса связана:
· с одной стороны, с ресурсным обеспечением; · с другой – с новыми и весьма значимыми направлениями в развитии научно-технического прогресса; · с третьей стороны, с объективной необходимостью решения первоочередных и наиболее значимых проблем в жизнедеятельности общества. Приоритет, означающий первенство в какой-либо области, должен быть определен применительно к конкретному объекту или сфере деятельности. Под научно-техническими приоритетами понимаются наиболее перспективные открытия, разработки, способствующие многократному росту производительности труда, прибыли, снижению издержек производства и потребления, ресурсообеспечению и т.д. В области научной деятельности приоритеты конкретизируются в приоритетных фундаментальных и прикладных исследованиях. В области инновационной деятельности приоритетами являются меры, обеспечивающие процесс производства новых знаний, и оперативное внедрение результатов исследований в народное хозяйство страны. Решающую роль в определении приоритетных направлений научной и инновационной деятельности играют их соответствие целям и задачам социально-экономического и научно-технического развития страны, их социально-экономический эффект. Согласно принятому в Республике Беларусь Закону «Об основах государственной научно-технической политики», приоритеты определяются по результатам разработки прогнозов социально-экономического и научно-технического развития республики, составленных на основе заключений экспертизы и общественного обсуждения. В соответствии с мировыми тенденциями и практикой приоритетными направлениями научно-технического развития становятся наукоемкие технологии, способные обеспечить социальные потребности личности и общества, производство высококонкурентной продукции и услуг, экологическая безопасность. К ним относятся, прежде всего, аэрокосмические, информационные, лазерные, биотехнологии. У нас в республике при проведении прогнозных исследований отбор приоритетов осуществляется с учетом двух видов критериев: по критерию научной значимости и перспективности работ и критерию социально-политических и организационных условий реализации. По критерию научной значимости и перспективности к приоритетным относятся следующие направления научно-технологического развития: · кардинально обновляющие научные представления в традиционных областях и направлениях науки; · оказывающие существенное влияние на получение новых знаний в различных областях и направлениях научных исследований;
· открывающие перспективы обновления и развития прикладных возможностей науки. По критерию социально-политических и организационных условий реализации в число приоритетных входят направления, определяющие социально-экономическое развитие республики и подъему уровня жизни народа, а также те, реализация которых возможна только за счет мер государственного воздействия. При определении критериев на долговременную перспективу наибольшее значение имеют научная значимость и перспективность исследований и разработок с учетом общенациональных и межведомственных интересов. В Республике Беларусь в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития республики определены следующие приоритетные направления: · технологии, основанные на высококонцентрированных потоках энергии (лазерно-оптические, плазменные, ионно-лучевые, ионно-плазменные); · информационные технологии, основанные на применении вычислительной техники (включая разработку элементарной базы для ЭВМ новых поколений программного обеспечения, автоматизированных банков данных, систем обработки информации с использованием элементов искусственного интеллекта, локальных и региональных сетей и линий связи); · перспективные технологии интегрированных производств с использованием вычислительной техники (АСУ, АСПР, СаПР); · биотехнологии (технологии использования микроорганизмов, генетической и клетчатой инженерии, оптимизации мембранной регуляции, создание биосенсоров); · новые материалы (высокотемпературные, сверхпроводящие керамические, полупроводниковые, магнитные, полимерные и композиционные); · ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. Критериями выбора приоритетных направлений в области научно-технического развития Республики Беларусь являются: · конкурентоспособность отечественной продукции, работ и услуг с ориентацией на развитие их экспорта, импортозамещение и обеспечение национальной безопасности; · ресурсосбережение и энергоэффективность; · рациональное природопользование, обеспечение безопасной жизнедеятельности населения, повышения качества и продолжительности жизни людей. Приоритетными направлениями научно-технической деятельности в разрезе отдельных отраслей являются: В промышленности: · разработка и производство автоматизированных систем управления войсками, оружием, разведкой и радиоэлектронной борьбой, в том числе связь, средства отображения информации, средства вычислительной техники в защищенном и специальном исполнении, средства радиолакации и войсковые контрольно-измерительные приборы; · создание новых поколений дорожной, внедорожной и специальной техники, транспорта общего назначения, двигателей для их оснащения; · создание высокоточного автоматизированного оборудования, включая гибкие производственные модули и инструмент; · разработка физических, химических и биотехнологических процессов получения новых веществ и материалов различного функционального назначения, включая наноматериалы и нанотехнологии, новых технологий формообразования, упрочения и восстановления изделий из металлических и неметаллических материалов; · создание систем и средств измерения и технической диагностики, оптико-механических и оптико-электронных изделий нового поколения; · создание нового поколения интегральной элементной базы промышленной и бытовой техники, оборудования для ее производства, опто- и СВЧ-электроники, современных электротехнических изделий, микросенсорики; · создание систем навигационно-временного обеспечения, компьютерных средств и систем, средств связи, включая цифровое телевидение и аппаратуру кабельных сетей. В строительстве: · создание новых строительных материалов, конструкций и технологий; · разработка прогрессивных архитектурных и конструктивных решений. В топливно-энергетическом комплексе: разработка и внедрение энергоэффективного оборудования, материалов и технологий, в том числе использующих местные топливно-энергетические ресурсы, нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. В области информатизации и связи: · разработка и внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в отраслях экономики, образования и социальной сфере; · создание информационных автоматизированных систем управления различного назначения, включая системы формирования поддержки принятия решений для государственных органов и комплексной защиты информации. В агропромышленном комплексе: · разработка и внедрение технологий, машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; · создание высокопродуктивных, устойчивых сортов растений и пород животных и средств их защиты, в том числе с использованием генноинженерных технологий. В области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности: · разработка и внедрение технологий рационального биосферносовместимого природопользования, в том числе обеспечивающих естественное воспроизводство возобновляемых ресурсов; · разработка и внедрение эффективной национальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; · совершенствование и внедрение технологий реабилитации радиоактивно зараженных земель и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; · разработка и внедрение экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий и техники, обеспечивающих снижение техногенного загрязнения окружающей среды. В здравоохранении: разработка и внедрение новых технологий и средств, обеспечивающих функционирование и развитие национальной системы образования и воспитания. При этом реализация самой государственной инновационной политики, обеспечивающей проведение структурной и технологической перестройки производственной и социальной сфер на базе достижений научно-технического и образовательного потенциалов выступает одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе. Для обеспечения повышения конкурентоспособности отечественных инновационных идей и проектов особая роль в инновационной политике отводится фундаментальным исследованиям. Создан Перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований Республики Беларусь на 2001--2005 гг., одобренный Комиссией по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь, в соответствии с которым проводятся научные исследования. На основе выбора приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности определяется тематика прикладных научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств государственного бюджета. Тематика фундаментальных и прикладных исследований в республике формируется на конкурсной основе. Общую координацию фундаментальных исследований осуществляет Национальная академия наук Беларуси, а прикладных -- Государственный комитет по науке и технологиям. Что касается выбора приоритетов научной и инновационной деятельности в других странах, то здесь следует отметить следующее. На сегодняшний день в мировом масштабе нет единого механизма их выбора. Это связано с тем, что каждая страна имеет свой путь развития, определяемый целым комплексом факторов политического, экономического, социального, структурного, исторического, географического и др. характера. Отсюда каждая страна определяет свою систему ценностей, целей и задач развития, располагает определенной ресурсной базой и научно-техническим потенциалом, что предопределяет выбор государственных приоритетов и критериев их отбора. Можно лишь отметить, что приоритеты научной и инновационной деятельности предопределяют производственную специализацию страны в системе мировых экономических отношений и представляют собой сложную иерархическую структуру. Все это не позволяет выработать единый механизм отбора национальных приоритетов научной и инновационной деятельности. В реализации государственной научно-технической политики и приоритетных направлений научной и инновационной деятельности определяющую роль играет организация и содержание государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности. Контрольные вопросы к теме 4 1. Каковы основные характеристики современного экономического развития? 2. В чем цель новой технологической политики США? 3. Какие основные задачи включает новая технологическая политика США? 4. Дайте оценку состояния инновационной деятельности в странах ЕС. 5. Основная цель и задачи развития экономики стран ЕС? 6. Дайте оценку инновационной активности предприятий промышленности России. 7. Дайте оценку восприимчивости к инновационной деятельности предприятий промышленности Беларуси. 8. Дайте определение научно-технической и инновационной политике. 9. Что представляет собой содержание научно-технической политики страны и ее структура? 10. Представьте модели инновационной политики и покажите их принципиальное отличие. 11. Как можно сгруппировать страны в зависимости от проводимой инновационной политики? 12. Исходя из каких ориентиров должна формироваться инновационная политика государств в трансформационной экономике? 13. Как можно представить укрупненную структуру государственной инновационной политики стран-лидеров в инновационном развитии? 14. Какие условия лежат в основе формирования инновационной политики Республики Беларусь? 15. Какова укрупненная структура и главная задача государственной инновационной политики Республики Беларусь? 16. Что представляют собой приоритеты научно-технического развития в Республике Беларусь? 17. На основе каких критериев осуществляется отбор приоритетных направлений в научно-технической сфере? 18. Назовите критерии выбора приоритетных направлений в области научно-технического развития Республики Беларусь. 19. Покажите приоритетные направления научно-технического развития в промышленности, АПК, топливно-энергетическом комплексе. Тема 5. Механизм организации государственного управления инновационной деятельностью в Республике Беларусь Лекция 5. Механизм организации государственного управления инновационной деятельностью Основные понятия: система органов государственного управления научно-технической и инновационной деятельностью,Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси), Высшая аттестационная комиссия (ВАК), концепция инновационной политики Республики Беларусь, Управление науки и инновационной политики, отраслевой сектор науки. 5.1. Роль высших государственных органов власти Государственное регулирование научной и инновационной деятельности требует четкого выделения объектов и субъектов государственного регулирования. В соответствии с белорусским законодательством объектами государственного регулирования являются: · научная, техническая и инновационная деятельность; · отношения между участниками научной, технической и инновационной деятельности; · отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности. В качестве субъектов государственного регулирования научной и инновационной деятельности выступают: · органы государственной власти и управления Республики Беларусь; · юридические и физические лица, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории Республики Беларусь. В лице органов государственной власти и управления государство оказывает прямое или косвенное воздействие на всю цепочку связей в сфере научной и инновационной деятельности, включая все основные стадии от фундаментальных и прикладных исследований до внедрения разработок в массовый производственный процесс. Оно играет важную системообразующую роль и обеспечивает достаточно высокий уровень регулирования научной и инновационной деятельности (рис. 6.1). Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности осуществляют в рамках своей компетенции органы государственной власти и управления: Парламент, Правительство Республики Беларусь, министерства, комитеты, другие органы государственного управления. В составе органов государственного управления, как правило, создаются соответствующие структурные подразделения. Парламент Республики Беларусь законодательно регулирует научно-техническую и инновационную политику, утверждает приоритетные направления, устанавливает на очередной год ассигнования из государственного бюджета, формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и других льгот; ратифицирует договоры и соглашения с другими государствами и определяет порядок международного научно-технического сотрудничества. Ежегодно Национальное собрание Республики Беларусь при принятии закона о бюджете на очередной год устанавливает нижнюю границу общих затрат на науку в процентах от расходной части бюджета, а также норматив объема финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на науку, определяет направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на которые должны использоваться предусмотренные в бюджете средства. Совет Министров Республики Беларусь выносит на рассмотрение Парламента проекты законодательных актов; создает правовой, экономический и организационный механизмы, направленные на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности; определяет полномочия министерств, комитетов, ведомств республики по формированию и реализации научно-технической политики и контролирует их деятельность; организует разработку прогнозов развития науки и техники; обосновывает выбор приоритетных направлений НТП, разрабатывает перечень республиканских научно-технических программ и порядок их формирования и реализации; утверждает порядок финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и распределяет средства республиканского бюджета, выделенные на развитие науки и техники; создает государственные научные организации, фонды и организации республиканского подчинения, организует и координирует формирование инфраструктуры научно-технической деятельности; заключает международные договоры и соглашения о сотрудничестве в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, координирует и оказывает содействие развитию международных связей. Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает разработку прогнозов и программ социально-экономического развития республики, в составе которых выделяется раздел, отражающий развитие научной и инновационной деятельности. В годовых прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь в соответствии с Постановлением Правительства Республики Беларусь от 10.07.1998 г. № 1084 «Положение о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета» отражаются расходы республиканского бюджета на финансирование науки. Основными направлениями государственного регулирования с сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь являются следующие: · проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе в рамках научных программ и отдельных научных проектов; · выполнение государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ; · подготовка, повышение квалификации, аттестация научных кадров, развитие материально-технической базы научных учреждений и организаций; · международное научно-техническое сотрудничество на основе международных (межгосударственных, межправительственных) договоров; · финансовая поддержка инновационных проектов в части организации и проведения научных исследований и разработок; · научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности министерств, иных республиканских органов государственного управления; · развитие государственной системы научно-технической информации, включая содержание научных и научно-технических библиотек, информационных центров и фондов, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы (в том числе периодических изданий), проведение научных и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок и т.п.), обеспечение функционирования научно-информационных компьютерных сетей, пропаганду научных и научно-технических знаний; · социальные нужды (до одного 1% ассигнований, выделяемых научным организациям, учреждениям, общественным организациям и объединениям ученых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность); · проведение государственной научно-технической экспертизы научных, научно-технических программ и инновационных проектов. 5.2. Органы управления инновационной деятельностью специального назначения В систему органов государственного управления, которые обеспечивают непосредственное регулирование научной и инновационной деятельности в рамках возложенных на них прав и обязанностей, входит: · Государственный комитет по науке и технологиям; · Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси); · Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Государственный комитет по науке и технологиям является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в сфере научной и инновационной деятельности, а также обеспечивающим охрану прав на объекты интеллектуальной собственности. Основными задачами Государственного комитета по науке и технологиям являются: · проведение государственной политики в сфере научной, инновационной деятельности, в том числе научно-технической и международной, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; · координация деятельности государственных организаций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|