Охрана и реализация объектов промышленной собственности
В инфраструктуру национальной системы охраны объектов интеллектуальной собственности входит Республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности (РУПИС), созданное в 1994 г. В период функционирования РУПИСа при Государственном патентном комитете основными его задачами были подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам охраны промышленной собственности, оказание информационных и патентных услуг юридическим и физическим лицам Республики Беларусь. С изменением структуры республиканских органов управления и расширением функций Национального центра интеллектуальной собственности на РУПИС возложены функции управления на коллективной основе имущественными правами авторов произведений науки, литературы и искусства илиих правопреемников, а также содействие авторам или их правопреемникам в передаче прав на использование произведений. Важное место в инфраструктуре национальной системы охраны объектов интеллектуальной собственности принадлежит Республиканской научно-технической библиотеке (РНТБ). РНТБ выполняет функции центрального хранилища информации для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами и товарными знаками. Государственный патентный фонд, функционирующий в составе РНТБ, является единственным в республике центром, который располагает полным фондом патентной документации. Деятельность фонда по обеспечению потребителей патентной информацией включает:
· формирование (комплектование, учет, обработку и организацию) патентного фонда, состоящего из источников патентной информации и литературы по вопросам изобретательства, патентного дела и патентной информации; · формирование средств патентного поиска в виде классификационных материалов по всем объектам промышленной собственности и справочно-поискового аппарата (СПА); · организацию системы обслуживания, обеспечивающей доступ к использованию как источников информации, так и сведений правового характера, обусловленных действием патентного законодательства, их изменений, происходящих в процессе делопроизводства по заявкам на объекты промышленной собственности; · предоставление информационных продуктов и услуг. 7.3. Организация работы по правовой охране промышленной собственности В целях организации работы по правовой охране промышленной собственности, соблюдения норм законодательства в этой области, проведения эффективной инновационной и коммерческой политики на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Беларусь создаются патентные подразделения. Основными задачами патентного подразделения являются: · выработка и проведение патентной и лицензионной политики предприятия как составной части его научно-технической и инновационной стратегии; развитие на предприятии изобретательского творчества и принятие мер по использованию объектов промышленной собственности в хозяйственной деятельности;
· стимулирование изобретательской деятельности, охрана прав и интересов авторов и лиц, содействующих созданию и использованию объектов промышленной собственности; · содействие разработке объектов техники и технологии на высоком научно-техническом уровне и выпуску продукции, конкурентоспособной на мировом рынке; · выявление объектов промышленной собственности и обеспечение их правовой охраны в республике и за рубежом. В целях выполнения основных задач в области охраны промышленной собственности патентное подразделение предприятия: · организует патентно-информационную работу, обеспечивает работников предприятия патентной информацией по тематике проводимых и перспективных работ; · комплектует при необходимости патентный фондпредприятия и организует работу с ним, в том числе на основе внедрения автоматизированных систем патентной информации; · принимает участие в подготовке договоров на создание (передачу) научно-технической продукции по вопросам, относящимся к его компетенции, и контролирует их выполнение; · проводит патентные исследования, осуществляет контроль за патентной чистотой выпускаемой продукции; · принимает участие в подготовке договоров с авторами о передаче предприятию прав на созданные ими объекты промышленной собственности, готовит предложения о целесообразности использования прав на получение патентов, переданных предприятию его работниками; · оформляет и подает в Национальный центр интеллектуальной собственности заявки на выдачу патентов на изобретения, промышленные образцы, регистрацию иных объектов промышленной собственности; · ведет делопроизводство по заявкам, готовит жалобы в Апелляционный совет и заявления в Верховный Суд Республики Беларусь; · разрабатывает соглашения о размере денежной компенсации за использование изобретений в период их временной правовой охраны; · контролирует своевременность уплаты патентных пошлин и сборов, готовит предложения о прекращении поддержания патентов в силе;
· принимает участие в решении вопросов о целесообразности зарубежного патентования, готовит материалы для передачи их патентным поверенным, ведет переписку с ними, контролирует уплату пошлин в иностранной валюте; · выявляет факты нарушения патентов, принадлежащих предприятию, принимает участие в разрешении возникающих в связи с этим конфликтов и споров, в том числе судебных; · готовит предложения о передаче прав на патент другому физическому или юридическому лицу и соответствующий договор для регистрации его в Национальном центре интеллектуальной собственности; · принимает меры по разработке товарных знаков, их регистрации, продлению их действия и внесению изменений в регистрацию товарного знака, а также регистрации лицензионных договоров и договоров об уступке товарного знака; · принимает меры по обеспечению правовой охраны товарного знака в странах предполагаемого экспорта продукции предприятия; · принимает меры по предотвращению незаконного использования товарного знака предприятия на внешнем и внутреннем рынках для возмещения причиненного такими нарушениями материального ущерба; · готовит предложения о покупке лицензии либо предоставлении принудительной лицензии, технико-экономические обоснования продажи лицензий, решения о предоставлении открытой лицензии; · участвует в переговорах о заключении лицензионных соглашений, соглашений о передаче технологий, иных результатов научно-технической деятельности; · вносит совместно с другими службами предприятия предложения по отнесению научно-технической и иной информации к коммерческой тайне предприятия; · ведет учет и предоставляет статическую отчетность по изобретательству. С принятием патентных законов в Республике Беларусь появилась необходимость в подготовке и аттестации патентных поверенных, основная функция которых — оказание физическим и юридическим лицам Республики Беларусь и зарубежных государств услуг по правовой охране объектов промышленной собственности. В соответствии с Положением о патентных поверенных Республики Беларусь, утвержденным постановлением правительства, в качестве патентного поверенного может быть аттестован и зарегистрирован гражданин Республики Беларусь, который:
· имеет постоянное местожительство в Республике Беларусь, высшее образование в области технических, естественных или юридических наук, не менее чем трехлетний стаж практической работы в области охраны промышленной собственности, непосредственно связанной с оформлением или рассмотрением заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности и поддержание их в силе, а также с защитой полученных на них прав; · обладает знанием законодательных и иных нормативных актов Республики Беларусь, международных договоров, необходимых для осуществления деятельности по защите прав на объекты промышленной собственности, и соответствующими навыками их практического применения, подтвержденными результатами квалификационного экзамена. Патентный поверенный оказывает физическим и юридическим лицам Республики Беларусь и зарубежных государств (в дальнейшем — доверители) следующие услуги: · дает консультации по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, сортов растений, топологий интегральных микросхем и других объектов промышленной собственности; · выполняет поручения доверителей и оказывает практическую помощь в оформлении заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности; · дает консультации и представляет доверителей при реализации права распоряжения охраняемыми объектами промышленной собственности, в том числе при заключении лицензионных договоров, а также при передаче неохраняемых технических достижений; · представляет доверителей в Национальном центре интеллектуальной собственности, судах и других органах, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов; · дает консультации по вопросам оспаривания охранных документов на объекты промышленной собственности, выданных третьим лицам; · осуществляет другие виды консультационной деятельности,непротиворечащие действующему законодательству, а также представительство в области промышленной собственности. Отношения между патентными поверенными и доверителем регламентируются договором поручения (доверенностью), оформленным в соответствии с законодательством. Аттестация и регистрация патентных поверенных осуществляется Национальным центром интеллектуальной собственности. Для проведения этой работы создается аттестационная комиссия.
Аттестационная комиссия: · рассматривает заявления кандидатов в патентные поверенные, при необходимости проводит с ними собеседование и принимает решение о допуске их к квалификационному экзамену, которое оформляется протоколом за подписью председателя и секретаря аттестационной комиссии; · утверждает программу, правила проведения квалификационного экзамена и экзаменационные задания; · назначает и утверждает состав экзаменационной комиссии и организует проведение квалификационного экзамена; · рассматривает результаты квалификационного экзамена и принимает решение об аттестации кандидатов в патентные поверенные. С кандидатов в патентные поверенные взимается сбор за аттестацию и пошлина за регистрацию. Национальный центр интеллектуальной собственности регистрирует патентных поверенных в Реестре, выдает свидетельство и публикует информацию о регистрации патентного поверенного в официальном бюллетене. Профессиональная деятельность патентного поверенного заключается в обеспечении полноценной охраны и эффективной реализации прав на объекты промышленной собственности и отдельные объекты авторского права. Как показывает мировая практика, привлекать патентного поверенного к ведению дел по заявкам на изобретения и полезные модели целесообразно уже на стадии их выявления по материалам решения технической проблемы. По заявкам на промышленные образцы участие патентного поверенного необходимо при составлении описания художественного или художественно-конструкторского решения внешнего вида изделия. В ходе совместного анализа заявителем и патентным поверенным обозначаются основные притязания по предполагаемому для охраны объекту, определяется объем прав, решаются вопросы зарубежного патентования, проводится предварительное определение соответствия решения критериям патентоспособности. Патентный поверенный несет ответственность за правильное оформление и комплектность материалов заявки, следит за своевременной уплатой пошлин и соблюдением сроков ответов на запросы или решения экспертизы. Особенно важно участие патентного поверенного при обсуждении и внесении изменений в формулу изобретения и полезной модели. Законом «О патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы» Не случайно во всех странах мира для регистрации и коммерческого использования знаков привлекают патентных поверенных, полагаясь на их высокую квалификацию и умение находить оптимальные решения с позиции интересов своих клиентов. Действующее законодательство Республики Беларусь, как и многих стран мира, предоставляет право создавать общественные объединения патентных поверенных. Такие объединения в виде ассоциаций действуют и в ряде стран СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан). Основные задачи ассоциации — это участие патентных поверенных в совершенствовании законодательства по объектам промышленной собственности, обмен опытом, предотвращение конфликтных ситуаций, защита интересов своих членов, обмен информацией. Кроме национальных ассоциаций имеются международные организации, в которые входят патентные поверенные, представители патентных ведомств, судьи. Белорусская ассоциация является членом крупнейшей международной организации по проблемам промышленной собственности — Международной ассоциации по охране промышленной собственности (AIPPI). Опыт участия в работе ассоциаций, накопление информации о проблемах, возникающих в повседневной работе патентных поверенных, путях их решения, оказывают несомненную пользу становлению института патентных поверенных в Беларуси. Контрольные вопросы к теме 7 1. Дайте определение интеллектуальной собственности. 2. Как классифицируются объекты интеллектуальной собственности? 3. Что такое промышленная собственность? 4. В чем заключается цель патентования? 5. Что представляет собой оценка интеллектуальной собственности? 6. Для чего используется лицензионный договор? 7. Что такое роялти? 8. Что такое паушальный платеж? 9. С какой целью на предприятии проводится оценка интеллектуальной собственности? 10. Охарактеризовать структуру управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. 11. Описать основные функции, выполняемые Национальным центром интеллектуальной cсобственности Республики Беларусь. 12. Описать структуру Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь. 13. Охарактеризовать основные задачи патентных подразделений организаций Республики Беларусь. 14. Описать основные функции патентных поверенных. Тема 8. Инновационная инфраструктура Лекция 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития Основные понятия: инновационная инфраструктура, технополис, научный (технологический) парк, наукоград, инновационный бизнес-инкубатор, коммерческий парк, промышленный парк, исследовательский центр, инновационный центр, Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), транснациональные корпорации. 8.1. Понятие, характеристика и элементы инновационной инфрастуктуры Становление и рост наукоемких отраслей в отдельных странах происходят на фоне острой конкурентной борьбе на мировом рынке, ибо крупные масштабы производства и сбыта являются необходимым условием накопления средств для дальнейшего развития исследований и разработок (ИР). В борьбе победителями оказываются страны и корпорации, не просто обладающие мощным научно-техническим потенциалом, но и умеющие эффективно его использовать, т.е. трансформировать новые научные идеи и открытия в коммерческую продукцию, быстрее других и с меньшими издержками проходить цикл «наука – производство – сбыт». За последние два десятилетия к мероприятиям центральных правительств, направленным на ускорение НТП, активно подключились местные власти различного уровня. В ряде стран центры активности, связанной со структурными сдвигами в экономике, отчетливо сместились «вниз» – в штаты, земли, префектуры и т.п. Наряду с национальными программами разрабатываются многочисленные региональные программы модернизации местного хозяйства; создаются исследовательские, информационные, консультативные центры, фонды развития; происходят изменения в налоговой политике, направленной на привлечение национального и зарубежного капитала в регион. Все это ради перевода экономики на наукоемкую основу, обеспечения экологической безопасности, увеличения занятости, повышения деловой активности и уровня жизни населения. И хотя основными «локомотивами» НТП были и остаются крупные исследовательские центры фундаментальных и прикладных наук, университеты, государственные институты, лаборатории промышленных концернов и корпораций, полностью сохраняется и даже возрастает значение малых и средних образований (фирм, организаций, компаний и т.д.) в структуре научно-технического и промышленного потенциала. Задачей государственной научно-технической политики является создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности посредством развития инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура – это совокупность материальных, технических, организационных и иных средств, обеспечивающих информационное, экспертное, консалтинговое, маркетинговое, финансовое, кадровое и другое обслуживание инновационной деятельности и предназначенных для создания благоприятных условий осуществления инновационной деятельности. Услуги, оказываемые для осуществления и поддержания инновационной деятельности, оказываются через научно-технические парки и инновационные центры, инновационные фонды и другие организации, осуществляющие и поддерживающие инновационную деятельность, которые могут выступать как адаптеры, инноваторы, реципиенты и др. Объективная необходимость создания инновационной инфраструктуры обусловлена рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое развитие достигло такого уровня, при котором стало возможно реально эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил положить новые методические подходы для решения поставленных задач. Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении риска между участниками инновационного процесса. Следует отметить, что создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфрастуктуру, наблюдается процесс софтизации («soft infrastructure» в отличие от «hard infrastructure»), характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией – опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов. В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска. В задачи инновационной инфраструктуры входят: · отбор проектов на основе системы объективной экспертизы; · создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных, технологически ориентированных фирм; · поддержка венчурных проектов; · система участия в разработке перспективных научно-технических направлений; · поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы); · формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования; · аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.; · создание информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям; · получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, контроллинга, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой; · развитие страхования инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности; · помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подача заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах; · помощь в проведении конверсии; · обучение предпринимательству в научно-технической сфере. Базируясь на данных положениях, формируется инновационная инфраструктура, состоящая из следующих взаимоувязанных элементов: 1. Организационной структуры (администрация) малого инновационного бизнеса (это может быть комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т.д.), которые обеспечивают поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, соответствующих законодательных актов, определении ее места в общей стратегии развития; обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных средствах, необходимых для реализации поставленных задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т.д.). 2. Финансово-кредитных институтов, обеспечивающих аккумуляцию ресурсов и их распределение по субъектам инновационной деятельности, а также финансовую поддержку перспективных проектов (создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, банков и др.). 3. Страховых компаний, фирм, обеспечивающих снижение потерь от рисковых операций, а также привлечение инвестиций в научно-техническую сферу. 4. Информационных сетей, позволяющие определить перспективные направления развития инновационной деятельности, технологический трансфер, коммерциализацию результатов научно-технических разработок. 5. Системы сервисного обслуживания инновационных фирм, осуществляющих экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит, контроллинг, рекламу и другие услуги. 6. Различных форм обучения предпринимательству в научно-технической сфере (учебные заведения, специальные курсы обучения, факультеты, семинары, симпозиумы и т.д.). В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна явиться: 1) источником распространения моделей рискового мышления; 2) зоной, способной снизить повышенный риск, неопределенность инновационных процессов; 3) средой, благоприятствующей рисковой деятельности. При этом в качестве последней она может выступать как в отношении отдельного хозяйственного субъекта (фирмы), так и целого региона. Развитие элементов инновационной инфраструктуры приводит к снижению «Sovereign risk» – риска, связанного с предоставлением кредитов иностранным государствам; «Transfer risk» – риска, отражающего возможность сократить величину перевода иностранным компаниям прибыль за границу; «Contry risk» – риска вероятности того, что государство может не выполнить свои обязательства по отношению к инвесторам и кредиторам (Робоч Дж., Рут.Ф и др.), или изменению других «правил игры» для субъектов хозяйствования. Инновационная инфраструктура должна обеспечить обучение принятию решений в условиях риска, формирование менталитета, благоприятствующего развитию предпринимательства в научно-технической сфере. Обучение должно помочь в приобретении навыков в составлении бизнес-плана, оценке рынка, получении кредитов. Менеджеры, обслуживающие венчурные фирмы, должны снизить риск в особо опасных «точках роста». В задачи менеджеров инновационных структур типа «технопарк», «бизнес-инкубатор» входит выработка общей стратегии развития инновационных структур и отдельных фирм с учетом инвестиционного и политического риска в регионе, на рынке которого будет работать фирма (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Стадии роста высокотехнологичных фирм В условиях трансформационного общества инновационные структуры типа «технопарк», «бизнес-центр» призваны оказывать поддержку как антрепренерам, так и интрапренерам. Инновационная инфраструктура снижает риск, аккумулируя финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов, объединяя капиталы институциональных инвесторов в ассоциированные; при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т.е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи. Инновационная инфраструктура распределяет риск по следующим направлениям: а) между участниками инновационной деятельности; б) по фазам инновационной деятельности; в) между институциональными инвесторами и государством; г) снижает риск инвестирования в данном регионе. Таким образом, инновационная инфраструктура ориентирована на развитие соответствующего менталитета, проведение институциональных изменений в обществе, затрагивающих значительное число субъектов, стимулирует развитие экономики за счет наукоемких производств, повышает эффективность на основе высококвалифицированного менеджмента и маркетинга, тщательного и объективного отбора проектов и их коммерциализации. Создаются условия мотивации всех субъектов венчурной деятельности; формируется производственно-технологическая среда, обеспечивающая развитие рыночных отношений. 8.2. Технопарки: понятие, классификация Организации типа «научные парки», впервые появившиеся в США в 50-х гг. и довольно долго остававшиеся специфичным американским феноменом, в 70-е гг. начали возникать в Западной Европе, а в последнее десятилетие «парковая волна» охватила практически все развитые государства мира и многие развивающиеся страны (Индия, Малайзия, Таиланд и др.). Сегодня общее число разнообразных парков исчисляется тысячами; функционируют национальные и международные ассоциации этих организаций; проводятся посвященные им конференции, семинары и симпозиумы; парки стали объектом многочисленных исследований экономистов, социологов и науковедов. Все это свидетельствует о проявлении глубоких объективных закономерностей, определяющих характер и направление общественного развития на современном этапе. Впервые слово «парк» было использовано в 1951 г. для обозначения инновационного объекта в США, штат Калифорния, округ Санта-Клара, городок Пало-Альто, где расположен один из самых известных крупных американских университетов – Стэнфордский. С одной стороны, научными парками называют целые территории – «Силиконовую долину», «Шоссе-128» и много других районов в США; Центральную Шотландию и «Коридор-М4» в Великобритании и т.д. С другой стороны, можно встретить научный парк в виде одного небольшого здания, где разместилось несколько фирм, занятых далекими от основных наукоемких технологий делами. Кроме того, появилось много терминов, обозначающих различные варианты научных парков или близких к ним по замыслу организации: технополис, технопарк, промышленный парк, инновационный парк, инкубатор. Часто вместо слова «парк» используют слово «центр» с теми же приставками: технологический центр, инновационный центр и т.п. Разнобой в терминологии несколько затрудняет анализ и обусловливает необходимость четкой классификации парков. Классифицировать научные парки можно по разным параметрам – по масштабам, целям, по степени «наукоемкости», по составу участников и т.д. Проще всего использовать в качестве основного классификационного признака масштаб, поскольку от него зависят и многие другие особенности, которые при желании можно использовать для выделения подгрупп или подтипов внутри основных группировок. Если воспользоваться таким подходом, то все многообразие парков достаточно естественным образом распределяется по четырем категориям. I. Регион науки – крупный научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий значительную территорию, границы которой приблизительно совпадают с административными границами подразделения типа района или округа. Другими словами, это район или округ, в экономике которого главную роль играют исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии, и производства, основанные на применении этих новых технологий. В составе комплекса функционируют: по крайней мере, один большой вуз (чаще несколько); исследовательские государственные и частные учреждения национального масштаба; промышленные корпорации или их отделения, специализирующиеся на производстве новейшей наукоемкой продукции; научные парки, инкубаторы с их малыми фирмами, а также малые и средние фирмы вне парков; полный набор учреждений производственного и бытового сервиса: от банков и страховых компаний до театров и стадионов. Регион обладает развитой сетью современных коммуникаций с другими областями страны и международных. Основной задачей такого формирования является развитие и применение объемов исследования. Большинство таких регионов являются весьма привлекательными с точки зрения природных условий: красивые ландшафты, водоемы, чистый воздух – важные составляющие «качества жизни», а высокое «качество жизни» относится к числу обязательных условий возникновения и развития региона науки. II. Технополис – научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Другими словами, город, в экономике которого главную роль играют исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии, и производства, эти технологии использующие. В составе технополиса функционируют те же компоненты, которые мы отмечали выше для региона науки. III. Научный (технологический) парк – научно-производственный (как правило, территориальный) комплекс, включающий в себя исследовательский центр и примыкающую к нему компактную производственную зону, в которой на условиях аренды размещаются малые наукоемкие фирмы. Однако современные средства коммуникаций (в т.ч. Интернет, E-mail и др.) позволяют объединить пространственно разрозненные элементы технопарка в одно целое и, не собирая их территориально, так, что можно ожидать появления своего рода «виртуальных» объединений в качестве самостоятельных и влиятельных сегментов. Научные парки многообразны и по размерам, и по условиям функционирования, и по составу клиентов-арендаторов, и по другим параметрам. Зачастую вариации терминологического характера (не научный, допустим, а исследовательский парк, технологический парк или даже промышленный) несут определенную смысловую нагрузку. Они обычно отражают некоторый набор требований, предъявляемых к фирмам-арендаторам, чаще всего – тот уровень производственной деятельности, который считается для клиентов данного парка приемлемым. Теоретически в исследовательских и большинстве научных парков фирмы, как правило, собственно производством не занимаются. Свои идеи и разработки они доводят только до стадии образца, прототипа. Если же переходят к изготовлению серии, то организуют его вне парка на контрактной основе или создают производственный филиал. В технопарках не возбраняется мелкосерийное производство, а в промышленных вообще не накладывается каких-либо ограничений на масштабы изготовления. На практике четкие границы между видами производств установить трудно, многое зависит от конкретного вида продукции. Кроме того, коммерческие соображения часто заставляют администрацию парков отступать от установленных канонов, а то и вовсе от них отказываться. Так что если требуется отнести тот или иной парк к определенной узкой категории, судить о нем только по названию нельзя, необходима более полная информация. IV. Инкубатор – здание или несколько зданий, где на ограниченный срок размещаются вновь создаваемые малые фирмы-клиенты. Инкубаторы часто называют также инновационными центрами. Как правило, они создаются как один из компонентов научного парка, его начальная ступень, но бывает, что организацией инкубатора дело и заканчивается. Таким образом, инкубатор можно рассматривать либо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|