Когнитивно-поведенческая практика 3 глава
Альтернативой когнитивно-поведенческим интервенциям в стационарных учреждениях являются различные методы индивидуальной работы. Кази и Мир (1998) показывают возможные варианты применения методов социального научения в стационарных учреждениях для подростков, а также методов оценки эффективности работы с индивидуальными случаями. Цигно (1998) анализирует техники оперантной обусловленности и социального научения в работе с пожилыми людьми в домах престарелых. Дэвис и Бростер (1993) повествуют об удачном опыте интенсивной когнитивно-поведенческой терапии с агрессивной молодежью в условиях стационарного учреждения. В данном случае применялись техники ведения дневников, в которые записывались ощущения, возникающие во время каждого занятия, а также техники управления стрессом и поведенческое освоение навыков преодоления проблемных ситуаций. Авторы предупреждают о том, что специалистам не следует позволять молодым людям выражать идеи насилия, если это способствует его укреплению, а также подчеркивают, что своими действиями специалисты и режим учреждения могут провоцировать насилие. Де Ланге и соавторы (1981) описывают работу с группой несовершеннолетних правонарушителей в стационарном учреждении, суть которой заключалась в использовании видеозаписи ролевой игры, обыгрывающей проблемные ситуации. ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ Семья Голдманов Мистер Голдман работает на местном заводе, который планируют закрыть и перевести в одну из Восточно-Европейских стран. Миссис Голдман работает на полставки в супермаркете и получает небольшую зарплату, кроме того, она лечится от депрессии. Их сыну Гари (19 лет) был поставлен диагноз шизофрения. Средний сын Кайлех (12 лет) стал пропускать школьные занятия. Младший же сын Донован (8 лет) имеет небольшую задержку умственного развития, и в данный момент рассматривается вопрос о его переводе из специализированного класса обычной школы в специализированную школу. Социальный работник из службы охраны психического здоровья проводит реадаптационные мероприятия с
Гари после его первой выписки из психиатрической клиники. Социальный педагог осуществляет коррекционную работу с Кайлехом. Семейный доктор организовал для Донована консультацию психолога. С такой ситуацией, осложненной многочисленными проблемами и привлечением различных специалистов, социальные работники встречаются довольно часто. Их служба ожидает от них определенных действий, но ситуация носит настолько сложный характер, и проблемы данной семьи настолько взаимосвязаны друг с другом, что требуются комплексные воздействия. В данном случае можно применить когнитивно-поведенческие методы, но они должны быть взаимосвязаны с долговременной психодинамической работой и краткосрочными кризисной интервенцией или задаче-центрированными методами. Прежде всего необходимо определить основной объект (объекты) воздействий, а также выбрать профессиональные методы и теории. В каких ситуациях и в работе с какими членами семьи можно применять когнитивно-поведенческую интервенцию? Каким образом можно соблюсти баланс в использовании данного и альтернативных подходов? КОММЕНТАРИЙ Поведенческие и когнитивные подходы считаются действенными методами и широко применяются на практике. Их эффективность доказана исследованиями (Скотт и др., 1989; Стерн и Драммонд, 1991; Шелдон, 1995). Однако есть сомнения относительно длительности сохранения достигнутых изменений. В литературном обзоре методик преодоления реакций горя Малкинсона (2001) предлагается оценка результатов данного вида терапии. В нем показана эффективность когнитивной терапии в ситуациях комплексных переживаний горя у людей, склонных к затяжной, иррациональной привязанности к умершему.
С помощью когнитивных техник стало возможным пересмотреть свойственные им мыслительные конструкты и интегрировать факт потери близкого в их повседневное существование. Вместе с тем автор данной работы доказывает необходимость развития других технологий для оказания эффективного влияния на социальные потребности этих людей. В целом стабильность приобретенного поведения зависит от того, насколько внимательны специалисты к развитию способности к распространению поведенческих и когнитивных изменений на обычные социальные ситуации. Значительная часть практических разработок и исследований принадлежит психологам, а социальные же работники внесли незначительный вклад в ее решение даже в США. Неясно, возможен ли простой перенос практически полностью индивидуализированной терапии, предлагаемый некоторыми авторами, такими, как Шелдон (1995). в обычные социальные службы, хотя в целом это представляется реальным. Одним из препятствий является необходимость наличия навыков и опыта создания поведенческих программ, что предъявляет особые требования к су-первизорству со стороны эксперта в подобных вопросах. Если групп профессионалов-практиков отсутствует, это условие вряд ли выполнимо. Таким образом, поведенческая работа применяется в ограниченных областях, в частности в клинических учреждениях, где работают психологи и другие квалифицированные профессионалы, которые могут обеспечить соответствующее обучение и поддержку. Данная тема обсуждается в работе Вонга и его коллег (1987), посвященной стационарному лечению больных с хроническими расстройствами психики. Одним из достоинств когнитивной работы является наличие подробно разработанного, структурированного руководства по практическому использованию, а также инструментов оценки. Такие руководства крайне важны для специалистов, которые чувствуют неуверенность при работе с новым методом. Вместе с тем они могут уменьшать гибкость специалистов при реагировании на проблемы клиентов. Еще одно достоинство когнитивной работы — акцент на конкретных формах поведения; личность в таком случае в целом не воспринимается в качестве аномальной, что характерно для психодинамической теории. Поведенческие проявления могут быть адаптивными в разных сообществах и культурах. Поэтому поведение, которое соответствует определенной тендерной и этнической культуре, в теории научения не является объектом изменения. В психодинамической теории адекватность поведения рассматривается сквозь призму представлений о его детерминированности, поэтому если поведение не соответствует доминантной культуре, а характерно только для культуры этнического меньшинства или вторичной тендерной культуры, то оно считается отклоняющимся от нормы. Хотя Фишер и Гохрос (1975) находят схожее обстоятельство в теории научения, они не указывают на то, что представление об адаптивном поведении требует растворения культуры меньшинства или дискриминируемой культуры в главенствующей культуре. Так или иначе, есть вероятность того, что терапия, направленная на изменение поведения в сторону большей адаптации к окружающей среде, будет уменьшать значение менее распространенных и не доминирующих культурных поведенческих проявлений.
Когнитивные методы получили развитие в 1990 —2000-е гг., что объясняется их ясностью и эффективностью, а также структурированностью процедуры диагностики и технологии действия. Эти особенности способствуют привлечению клиентов, задают направление практической работе. Данные методы широко применяются в службах психического здоровья и психологической поддержки клиентов, страдающих от тревожных и депрессивных состояний. Их эффективность легко доказуема. Психологи и консультанты активно используют когнитивные методы, поэтому понимание их сущности очень важно для социальных работников, входящих в состав многопрофильных бригад психологической и психотерапевтической направленности. Кроме того, когнитивные методы тесно связаны с психодинамической психологией личности, поскольку когнитивная работа придает большое значение рациональному восприятию окружающего мира. Есть также определенные взаимосвязи с конструктивистскими подходами, в которых внимание уделяется обработке и интерпретации воспринимаемой информации (см. гл. 8).
Методы социального научения, особенно тренинги социальных навыков, используются чаще, чем традиционные поведенческие методы. Можно выделить три причины недостаточного распространения последних. Во-первых, их незначительное влияние может объясняться критикой традиционных психодинамических форм социальной работы. В о-в торых, отдельные техники далеки от стандартного недирективного подхода социальных работников и отражают механистическую терминологию и процедуры, которые не слишком удобны в применении. В-третьих, эти методы критиковались, хотя и не всегда оп- равданно, за несоблюдение этических норм. Данное обстоятельство объясняет настороженное отношение к ним социальных работников и мнение о том, что подобные методы не соответствуют целям социальной работы. Появились и другие критические замечания представителей социологических теорий и системной перспективы. Они рассматриваются в следующей главе. ИТОГИ ГЛАВЫ ■ Определенные элементы когнитивно-поведенческой практики, в частности теория социального научения, оказали значительное влияние на социальную работу. | Поведенческая практика в ее традиционном варианте применяется довольно редко, в основном по причинам практического характера. Прежде всего это связано со сложностями в обеспечении супервизорства и ограниченностью сферы применения. | Преимуществами когнитивно-поведенческого подхода являются временная ограниченность и структурированность. | Большинство практических техник поддаются оценке эффективности. | Данные подходы чаще всего используются многопрофильными бригадами в системе здравоохранения и охраны психического здоровья при работе с депрессивными, тревожными и другими психологическими реакциями на стрессовые ситуации. | Технический и рациональный характер когнитивно-поведенческого подхода вызывает сомнения в его этической и гуманистической направленности.
Глава 7. СИСТЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ О чем повествует эта глава Системно-ориентированные перспективы занимают важную нишу в социальной работе. В противоположность консультированию, психотерапии и другим вспомогательным профессиям, нацеленным на работу с пациентами и клиентами, в них акцентируется внимание на социальные процессы. Однако социальные проблемы рассматриваются в основном через призму интеграции индивидов в систему существующего социального порядка, поэтому системная и экологическая перспективы относятся главным образом к теориям индивидуал-реформистского толка. Социальная работа связана с восстановлением социальных контактов и отношений индивида, поэтому наряду с решением межличностных проблем необходимо обеспечить достижение таких социально-значимых целей, как социальная справедливость и социальные изменения. Системно-ориентированные перспективы отражают подобное представление, однако в них социальная работа связывается, скорее, с сохранением стабильного социального порядка, чем с радикальными социальными трансформациями. Кроме того, здесь делался акцент на клиническом, или меди- -цинском, восприятии объекта социальной работы как «пациента» или «клиента». Для социальных работников все более характерным становится участие в многопрофильных командах специалистов, работающих с семьями и в микросоциальной среде. Вместе с тем Андерсон с коллегами (1999) подчеркивают, что теория систем подразумевает существование атомистически целостной среды, что заставляет нас обращать внимание на общественные и личностные элементы каждой социальной ситуации, а также на их взаимодействие в системе целого.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ > В теории систем индивид рассматривается одновременно как самостоятельная единица и составная часть других систем, таким образом, объединяются социальные и психологические элементы практики. > Системы взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие отличается сложным характером. Изучая его, можно разобраться в особенностях взаимодействия индивидов в семьях, микросоциальной и более широкой социальной среде. > Системные представления приобрели особенно большое значение в работе с семьями. > Теории систем оказали значительное влияние на социальную работу в 1970-е гг. в связи с развитием интегральных моделей практики и укрупнением социальных
служб, однако в большинстве стран, за исключением США, их значение уменьшилось вследствие усиления тенденций к специализации и переориентации административной политики. > В США экосистемная теория приобрела наибольшую популярность благодаря включению в нее элементов традиционной психодинамической практики, что способствовало постепенному объединению профессиональных технологий социальной работы. > Экосистемные перспективы и концепции экологических, «живых», систем, а также формы их практической реализации направлены на решение психологических проблем путем повышения адаптации индивидов к окружающей среде. > В экологических теориях, разработанных в Европе, американский экосистемный подход подвергается критике за невнимание к экологическому кризису неустойчивых западных цивилизаций. Устойчивое социальное развитие также являете? целью практической работы в развивающихся странах. > Критические замечания вызывает аксиома теории систем о фундаментальном значении социального порядка, т. е. социальной структуры, способствующей стабильности и неизменности отношений между людьми, группами и организациями в обществе. > Развитие системы поддержки и социальных сетей — важная форма практическое реализации системных идей. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ > Термин «системы», обозначающий наличие взаимосвязей и ресурсные особенности семей и групп, а также их эффективное функционирование. В отличие от клинической работы и консультирования в данном случае семья не рассматривается через призму положительной или отрицательной роли в обеспечении здоровья и благосостояния отдельного пациента. > Жизненные стрессогенные факторы — факторы, вызывающие стресс и обеспечивающие систему (индивида, семью, микросоциальную группу) энергией. > Согласие, или адаптационное состояние между индивидами и их социальным окружением. > Формирование, сохранение и совершенствование социальных сетей и взаимной поддержки. Общий теоретический контекст Краткий обзор Системные идеи, использующиеся в социальной работе, восходят к общей теории систем, которая возникла в 1940—1950-е гг. в рамках менеджмента и психологии. Ее подробное описание содержится в книге фон Берталанфи (1971). Концепция систем представляет собой биологическую теорию, согласно которой любой организм представляет собой систему, состоящую из подсистем, и, в свою очередь, выступает частью суперсистемы. Таким образом, человеческий организм является частью общества и в то же время состоит, например, из системы кровообращения, клеток, которые созданы из атомов, также состоящих из частиц. Помимо биологических систем системная теория применима к социальным системам, таким, как группы, семьи и общества. Хэнсон (1995) утверждает, что значение теории систем состоит в том, что в ней рассматриваются «целостности», а не части человеческого и социального поведения, как в других теориях. Мэнкоск (1981) показывает, что истоки социологической теории систем можно обнаружить в социальном дарвинизме Г.Спенсера. Сипорин (1980) утверждает, что в ее основе лежат методы социологических исследований, разработанных в Англии в конце XIX в. (например, работа Бута и Раунтри), теория информации и идеи экологической школы Чикагской социологии 1930-х гг. Основные понятия теории систем и их практическое применение Для описания структуры систем используются следующие понятия: ■ границы системы, внутри которых обмен физической и психической энергией происходит в большей степени, чем за их пределами; ■ закрытые системы — системы, не обменивающиеся энергией с внешним миром, которые можно сравнить с вакуумной упаковкой или термосом; ■ открытые системы, обладающие проницаемостью границ для обмена энергией. Следующие понятия характеризуют системные процессы и варианты воздействия на них (Грейф и Линч, 1983): ■ ввод — энергия сквозь границы поступает в систему; ■ пропускная способность — энергия используется внутри системы; ■ вывод — энергия через границы выходит в окружающую среду и оказывает на нее воздействие; ■ обратная петля — информация (энергия) попадает вновь в систему после того, как она вышла в окружающую среду и обогатилась в результате произошедших изменений; ■ энтропия — система продолжает работать, пользуясь своей собственной энергией, и если не поступит новая информация (энергия) извне, система исчерпает себя и ее развитие остановится. Приведем пример. Вы говорите мне что-то (ввод в мою систему). Это влияет на мое поведение (пропускная способность моей системы), оно меняется (вывод), и вы можете наблюдать эту трансформацию. Таким образом, вы получаете обратную связь, свидетельствующую о том, что я слышу и понимаю то, что вы говорите (обратная петля). Состояние системы определяется пятью характеристиками. Среди них: ■ устойчивое состояние, когда система поддерживает сама себя, получая и дах или социальных группах) могут происходить изменения, не затрагивающие их фундаментальных характеристик; ■ гомеостаз, или равновесие, — способность системы сохранять свои особенности, несмотря на то, что входящая информация вносит определенные изменения. Например, я могу питаться капустой, но никогда не стану похожим на капусту. Я остаюсь самим собой, хотя капуста переваривается и дает мне энергию и питание. Вывод этой энергии частично происходит через выделение тепла, физическую активность и дефекацию; ■ видоизменение — способность системы к усложнению, поскольку ее части видоизменяются с течением времени; ■ системная сложность — система представляет собой целое, которое больше, чем сумма его частей; ■ взаимовлияние — если одна часть системы меняется, то изменение происходит и в других частях. В результате взаимовлияния системы демонстрируют как равнофинальность (одинаковые результаты при разных условиях), так и многофинальность (схожие условия, но разные результаты), поскольку части системы взаимодействуют по-разному. Данные понятия помогают описать сложность человеческих взаимоотношений и причины различных последствий одних и тех же действий. Социальные системы обладают синергией, т.е. они могут вырабатывать свою собственную энергию, чтобы поддерживать себя. Поэтому человеческие существа, взаимодействуя в браке или в группе, зачастую стремятся к сохранению или развитию отношений, устанавливая тесные связи внутри группы и укрепляя ее. Это является примером системной сложности, поскольку связи невозможны без взаимодействий внутри системы. В случае отсутствия синергии участники группы или супруги должны получать дополнительную энергию извне, иначе будет расти энтропия. Таким образом, синергия является противоположностью энтропии и иногда называется негэнтропией. Пинкус и Минахан (1973) определяют три вида помогающих систем: ■ неформальные, или естественные, системы (семья, друзья, почтальон, сотрудники); ■ формальные системы (микросоциальные группы, профсоюзы); ■ социетальные системы (больницы, школы). Анализ систем, предложенный этими авторами, оказал большое влияние на развитие практики социальной работы (см. табл. 7.1). Эванс и Кирни (1996) выделяют семь ключевых принципов системного подхода к практике. Их работа посвящена применению основных положений системной теории в различных формах социальной работы. Авторы показывают, как происходит включение социальный сетей и различных систем (целевой, воздействующей) в процесс социальной работы. Согласно этой позиции, системные подходы обеспечивают последовательность практической работы; именно поэтому многие специалисты стараются
Таблица 7.1. Основные системы социальной работы (по Пинкусу и Минахану)
объединить в своей деятельности разные подходы. Теория систем позволяет начать работу, исходя из определенного контекста, для которого характерны свои возможности и ограничения, цели, ролевые и властные полномочия, а также вероятные последствия и результаты. Например, цели, которые вы преследуете, и функции, которые вы выполняете при работе с семьей, в которой дети подвергаются жестокому обращению, отличаются от целей и функций, которые актуальны в работе с этой же семьей, но при терапии семейных отношений. В то же время проводимые мероприятия могут быть одними и теми же в обоих случаях. В данном случае важно разобраться, какие факторы вызывают проблемную ситуацию, и продумать, как защитить ребенка и наладить супружеские отношения. Значение контекста работы тесно связано с осознанием ее последовательного характера. Контекст определяет цели и методы. Например, человек с ограниченными вотллохл\ос\->«ли пол^чаеч оч сониаз\\л\о\о раЬсгттоьа. в основном практическую помощь, однако если у клиента есть семейные проблемы, оказание социальных услуг может осложниться. Таким образом, чтобы обеспечить полноценную помощь в ситуации, в которой находится клиент, необходимо отреагировать на обе проблемные стороны. На принципах последовательности и контекста в определенной степени основан позитивный подход. Так, социальная работа в клиническом отделении строгого режима с правонарушителей, имелошуил нарушения психического , малоэффективна. Однако мероприятия, направленные л ние образовательного уровня, развитие навыков межличностного общения, возобновление отношений с семьей помогут достичь положительного результата, даже если не приведут к выписке пациента. Определение поведенческих моделей помогает обнаружить позитивные возможности, в которых по поведению, демонстрируемому в одной социальной системе, можно предсказать варианты его проявления в другой системе. Это также позволяет выявить, какие изменения необходимо внести. Например, сложности в отношениях с соседями могут проявиться во время занятий в группе дневного стационара или в других социальных ситуациях. Поэтому, определив эти модели, социальный работник может направить свои воздействия на те или иные отношенческие и поведенческие проблемы. В системной теории подчеркивается значение процесса, т. е. того, что и как происходит в отношениях и взаимодействиях с точки зрения их содержания и результатов. Социальный работник может выявить положительные навыки и отношения в какой-то одной сфере и попытаться перенести их в проблемные ситуации. Это также помогает определить, как системы, пересекаясь, проецируют проблемы на новую сферу жизни. Например, при не очень хороших отношениях в семье родители в меньшей степени могут помочь ребенку преодолеть трудности в школе. Работа с окружением имеет ряд преимуществ по сравнению с системной теорией. Здесь подчеркивается, каким образом опосредованная работа с другими службами, семьями, социальным окружением влияет на клиентов. Совместная работа также является одним из принципов системной теории, поскольку в функции социального работника входит взаимодействие с клиентами, коллегами и другими службами. Афертон (1989), описывая возможности использования системной теории в работе стационарных учреждений, показывает, что люди строят отношения друг с другом не просто как независимые индивиды; они находятся в определенных социальных ситуациях. Поскольку сотрудники и клиенты стационарных учреждений общаются и взаимодействуют как внутри, так и вне стационаров, крайне сложно понять, как эффективно работать в таком окружении. Понятие границы в системной теории связано с частными вопросами и отношениями внутри стационарного учреждения или в рамках общения самих клиентов. Схожим образом понятие «обратная петля» применяется для анализа соотношения различных факторов в создании ситуации, с которой приходится работать специалистам. Кроме того, в теории систем подчеркивается значение текущей коммуникации между людьми в стационарном учреждении, которая используется для объяснения ситуационных проблем, а также для оказания воздействия. Все это позволяет избежать сложностей, возникающих, как правило, при проработке причин проблем, находящихся в прошлом. Стационары — это учреждения, в которых люди живут вместе. Это означает, что стационарные учреждения являются саморегулирующимися системами. Преимущество таких систем — безопасность, однако вместо того, чтобы стремиться изучить и понять, каким образом можно развить навыки и способность жить более полноценной жизнью, зачастую персонал и сами клиенты занимаются контролем за происходящими событиями. Это осуществляется с помощью введения норм, определяющих, как все должно происходить. Любой риск снижается путем уменьшения вероятности неожиданных событий, негативно влияющих на их ход в стационарных учреждениях. Таким образом, вместо устойчивого состояния, открытого к переменам, в стационарах стремятся установить гомеостаз и равновесие, направленное на преодоление внешних воздействий или других факторов, которые могут нарушить спокойную динамику. Афертон стремится к развитию практических технологий, которые смогли бы помочь в установлении более открытых и гибких отношений клиентов и стационарных отделений с окружающим миром. Данная концепция представляет собой пример прикладного применения системной теории для анализа комплексных взаимодействий и содержит описание практических методов социальной работы. Области пересечения Системная теория оказала большое влияние на социальную работу в 1970-е гг. С тех пор она является предметом споров. В социальной работе используются две формы системной теории: ■ общая теория систем; ■ экосистемная теория. Хирн (1958, 1969) был одним из первых авторов, разработавших программу использования системной теории в области социальной работы. Практический анализ этой теории изложен в исследованиях Гольдштейна и Пинкуса (Гольдштейн, 1973; Пинкус и Минахан, 1973). В Великобритании они стали известны благодаря их переработкам, сделанными Викери (1974; Спечт и Ви-кери, 1977) и Ульсоном (1978). Последовавшие за этим работы Сипорина (1975), а также Джемейн и Гиттермана (1980; Джемейн, 1979а), посвященные экосистемной теории, были опубликованы в США. Браун (1993) показывает, каким образом концепция границ и окружающей среды нашла применение в групповой работе. Эллиот (1993) считает, что системная теория может быть объединена с теорией социального развития (см. гл. 9) в целях применения последней в социальной работе индустриально развитых стран. Кабадаки (1995) показывает, каким образом изменения различных общественных структур соотносятся с развитием социальной работы. Значение системной теории Теория систем является одним из теоретических подходов, разработанных в качестве альтернативы психодинамической теории в 1970-е гг. Социологизм этой теории противостоит отсутствию в психодинамике адекватной трактовки понятия «социальное» в социальной работе. Кроме того, системная теория развивалась в то время, когда различные узкоспециализированные направления социальной работы стали рассматриваться как элементы единой профессии. В США и Великобритании в 1950—1960-е гг. произошло слияние профессиональных организаций социальных работников. В Великобритании были проведены централизация и реорганизация государственных агентств на местах. Акцент в теории систем на целостности (Хэнсон, 1995) оказал огромное влияние на развитие социальной работы. Роберте (1990) считает эту теорию одним из интегральных концептуальных каркасов, появившихся впоследствии в социальной работе. Такие влиятельные теоретики, как Пинкус и Минахан (1974), а также Гольдштейн (1973) рассматривали свои концепции как «интегральные» и «единые». Другой важной особенностью стало применение этой теории в семейной терапии, которая также получила значительное развитие в социальной работе в середине 1970-х гг. В данном случае системная теория является основной перспективой, поскольку она объясняет взаимодействие и взаимовлияние между членами семьи. Метод анализа групповых взаимоотношений также оказался полезным для работы в стационарных учреждениях (Пэйн, 1977; Афертон, 1989).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|