Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивно-поведенческая практика 3 глава




Альтернативой когнитивно-поведенческим интервенциям в стационарных учреждениях являются различные методы индивидуальной работы. Кази и Мир (1998) показывают возможные варианты применения методов социального научения в стационарных учреждениях для подростков, а также методов оценки эффективности работы с индивидуальными случаями. Цигно (1998) анализи­рует техники оперантной обусловленности и социального научения в работе с пожилыми людьми в домах престарелых. Дэвис и Бростер (1993) повествуют об удачном опыте интенсивной когнитивно-поведенческой терапии с агрес­сивной молодежью в условиях стационарного учреждения. В данном случае применялись техники ведения дневников, в которые записывались ощуще­ния, возникающие во время каждого занятия, а также техники управления стрессом и поведенческое освоение навыков преодоления проблемных ситуа­ций. Авторы предупреждают о том, что специалистам не следует позволять молодым людям выражать идеи насилия, если это способствует его укрепле­нию, а также подчеркивают, что своими действиями специалисты и режим учреждения могут провоцировать насилие. Де Ланге и соавторы (1981) описы­вают работу с группой несовершеннолетних правонарушителей в стационар­ном учреждении, суть которой заключалась в использовании видеозаписи ро­левой игры, обыгрывающей проблемные ситуации.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Семья Голдманов

Мистер Голдман работает на местном заводе, который планируют закрыть и перевести в одну из Восточно-Европейских стран. Миссис Голдман работает на полставки в супермаркете и получает небольшую зарплату, кроме того, она ле­чится от депрессии. Их сыну Гари (19 лет) был поставлен диагноз шизофрения. Средний сын Кайлех (12 лет) стал пропускать школьные занятия. Младший же сын Донован (8 лет) имеет небольшую задержку умственного развития, и в данный момент рассматривается вопрос о его переводе из специализированного клас­са обычной школы в специализированную школу. Социальный работник из служ­бы охраны психического здоровья проводит реадаптационные мероприятия с


Гари после его первой выписки из психиатрической клиники. Социальный педа­гог осуществляет коррекционную работу с Кайлехом. Семейный доктор органи­зовал для Донована консультацию психолога.

С такой ситуацией, осложненной многочисленными проблемами и привлече­нием различных специалистов, социальные работники встречаются довольно часто. Их служба ожидает от них определенных действий, но ситуация носит настолько сложный характер, и проблемы данной семьи настолько взаимосвя­заны друг с другом, что требуются комплексные воздействия. В данном случае можно применить когнитивно-поведенческие методы, но они должны быть вза­имосвязаны с долговременной психодинамической работой и краткосрочными кризисной интервенцией или задаче-центрированными методами. Прежде все­го необходимо определить основной объект (объекты) воздействий, а также вы­брать профессиональные методы и теории. В каких ситуациях и в работе с каки­ми членами семьи можно применять когнитивно-поведенческую интервенцию? Каким образом можно соблюсти баланс в использовании данного и альтернатив­ных подходов?

КОММЕНТАРИЙ

Поведенческие и когнитивные подходы считаются действенными метода­ми и широко применяются на практике. Их эффективность доказана исследо­ваниями (Скотт и др., 1989; Стерн и Драммонд, 1991; Шелдон, 1995). Однако есть сомнения относительно длительности сохранения достигнутых измене­ний. В литературном обзоре методик преодоления реакций горя Малкинсона (2001) предлагается оценка результатов данного вида терапии. В нем показана эффективность когнитивной терапии в ситуациях комплексных переживаний горя у людей, склонных к затяжной, иррациональной привязанности к умер­шему.

С помощью когнитивных техник стало возможным пересмотреть свойствен­ные им мыслительные конструкты и интегрировать факт потери близкого в их повседневное существование. Вместе с тем автор данной работы доказывает необходимость развития других технологий для оказания эффективного влия­ния на социальные потребности этих людей.

В целом стабильность приобретенного поведения зависит от того, насколь­ко внимательны специалисты к развитию способности к распространению поведенческих и когнитивных изменений на обычные социальные ситуации. Значительная часть практических разработок и исследований принадлежит пси­хологам, а социальные же работники внесли незначительный вклад в ее ре­шение даже в США. Неясно, возможен ли простой перенос практически пол­ностью индивидуализированной терапии, предлагаемый некоторыми автора­ми, такими, как Шелдон (1995). в обычные социальные службы, хотя в це­лом это представляется реальным.

Одним из препятствий является необходимость наличия навыков и опыта создания поведенческих программ, что предъявляет особые требования к су-первизорству со стороны эксперта в подобных вопросах. Если групп профес­сионалов-практиков отсутствует, это условие вряд ли выполнимо. Таким об­разом, поведенческая работа применяется в ограниченных областях, в част­ности в клинических учреждениях, где работают психологи и другие квали­фицированные профессионалы, которые могут обеспечить соответствующее


обучение и поддержку. Данная тема обсуждается в работе Вонга и его коллег (1987), посвященной стационарному лечению больных с хроническими рас­стройствами психики.

Одним из достоинств когнитивной работы является наличие подробно раз­работанного, структурированного руководства по практическому использова­нию, а также инструментов оценки. Такие руководства крайне важны для спе­циалистов, которые чувствуют неуверенность при работе с новым методом. Вместе с тем они могут уменьшать гибкость специалистов при реагировании на про­блемы клиентов. Еще одно достоинство когнитивной работы — акцент на кон­кретных формах поведения; личность в таком случае в целом не воспринимает­ся в качестве аномальной, что характерно для психодинамической теории. По­веденческие проявления могут быть адаптивными в разных сообществах и куль­турах. Поэтому поведение, которое соответствует определенной тендерной и этнической культуре, в теории научения не является объектом изменения. В психодинамической теории адекватность поведения рассматривается сквозь призму представлений о его детерминированности, поэтому если поведение не соответствует доминантной культуре, а характерно только для культуры этни­ческого меньшинства или вторичной тендерной культуры, то оно считается отклоняющимся от нормы. Хотя Фишер и Гохрос (1975) находят схожее обсто­ятельство в теории научения, они не указывают на то, что представление об адаптивном поведении требует растворения культуры меньшинства или дис­криминируемой культуры в главенствующей культуре. Так или иначе, есть ве­роятность того, что терапия, направленная на изменение поведения в сторону большей адаптации к окружающей среде, будет уменьшать значение менее рас­пространенных и не доминирующих культурных поведенческих проявлений.

Когнитивные методы получили развитие в 1990 —2000-е гг., что объясня­ется их ясностью и эффективностью, а также структурированностью процеду­ры диагностики и технологии действия. Эти особенности способствуют при­влечению клиентов, задают направление практической работе. Данные мето­ды широко применяются в службах психического здоровья и психологической поддержки клиентов, страдающих от тревожных и депрессивных состояний. Их эффективность легко доказуема. Психологи и консультанты активно ис­пользуют когнитивные методы, поэтому понимание их сущности очень важно для социальных работников, входящих в состав многопрофильных бригад пси­хологической и психотерапевтической направленности. Кроме того, когни­тивные методы тесно связаны с психодинамической психологией личности, поскольку когнитивная работа придает большое значение рациональному вос­приятию окружающего мира. Есть также определенные взаимосвязи с конст­руктивистскими подходами, в которых внимание уделяется обработке и ин­терпретации воспринимаемой информации (см. гл. 8).

Методы социального научения, особенно тренинги социальных навыков, используются чаще, чем традиционные поведенческие методы. Можно выде­лить три причины недостаточного распространения последних. Во-первых, их незначительное влияние может объясняться критикой традиционных психо­динамических форм социальной работы. В о-в торых, отдельные техники да­леки от стандартного недирективного подхода социальных работников и отра­жают механистическую терминологию и процедуры, которые не слишком удобны в применении. В-третьих, эти методы критиковались, хотя и не всегда оп-


равданно, за несоблюдение этических норм. Данное обстоятельство объясняет настороженное отношение к ним социальных работников и мнение о том, что подобные методы не соответствуют целям социальной работы. Появились и другие критические замечания представителей социологических теорий и системной перспективы. Они рассматриваются в следующей главе.

ИТОГИ ГЛАВЫ

■ Определенные элементы когнитивно-поведенческой практики, в частности тео­рия социального научения, оказали значительное влияние на социальную работу.

| Поведенческая практика в ее традиционном варианте применяется довольно ред­ко, в основном по причинам практического характера. Прежде всего это связано со сложностями в обеспечении супервизорства и ограниченностью сферы при­менения.

| Преимуществами когнитивно-поведенческого подхода являются временная огра­ниченность и структурированность.

| Большинство практических техник поддаются оценке эффективности.

| Данные подходы чаще всего используются многопрофильными бригадами в сис­теме здравоохранения и охраны психического здоровья при работе с депрессив­ными, тревожными и другими психологическими реакциями на стрессовые ситу­ации.

| Технический и рациональный характер когнитивно-поведенческого подхода вы­зывает сомнения в его этической и гуманистической направленности.

 

Глава 7. СИСТЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

О чем повествует эта глава

Системно-ориентированные перспективы занимают важную нишу в соци­альной работе. В противоположность консультированию, психотерапии и дру­гим вспомогательным профессиям, нацеленным на работу с пациентами и клиентами, в них акцентируется внимание на социальные процессы. Однако социальные проблемы рассматриваются в основном через призму интеграции индивидов в систему существующего социального порядка, поэтому систем­ная и экологическая перспективы относятся главным образом к теориям ин­дивидуал-реформистского толка. Социальная работа связана с восстановлени­ем социальных контактов и отношений индивида, поэтому наряду с решени­ем межличностных проблем необходимо обеспечить достижение таких соци­ально-значимых целей, как социальная справедливость и социальные измене­ния. Системно-ориентированные перспективы отражают подобное представ­ление, однако в них социальная работа связывается, скорее, с сохранением стабильного социального порядка, чем с радикальными социальными транс­формациями. Кроме того, здесь делался акцент на клиническом, или меди- -цинском, восприятии объекта социальной работы как «пациента» или «кли­ента». Для социальных работников все более характерным становится участие в многопрофильных командах специалистов, работающих с семьями и в мик­росоциальной среде. Вместе с тем Андерсон с коллегами (1999) подчеркива­ют, что теория систем подразумевает существование атомистически целост­ной среды, что заставляет нас обращать внимание на общественные и лично­стные элементы каждой социальной ситуации, а также на их взаимодействие в системе целого.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> В теории систем индивид рассматривается одновременно как самостоятельная единица и составная часть других систем, таким образом, объединяются соци­альные и психологические элементы практики.

> Системы взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие отличается слож­ным характером. Изучая его, можно разобраться в особенностях взаимодействия индивидов в семьях, микросоциальной и более широкой социальной среде.

> Системные представления приобрели особенно большое значение в работе с се­мьями.

> Теории систем оказали значительное влияние на социальную работу в 1970-е гг. в связи с развитием интегральных моделей практики и укрупнением социальных

 

 

служб, однако в большинстве стран, за исключением США, их значение уменьши­лось вследствие усиления тенденций к специализации и переориентации адми­нистративной политики.

> В США экосистемная теория приобрела наибольшую популярность благодаря включению в нее элементов традиционной психодинамической практики, что спо­собствовало постепенному объединению профессиональных технологий социаль­ной работы.

> Экосистемные перспективы и концепции экологических, «живых», систем, а так­же формы их практической реализации направлены на решение психологических проблем путем повышения адаптации индивидов к окружающей среде.

> В экологических теориях, разработанных в Европе, американский экосистемный подход подвергается критике за невнимание к экологическому кризису неустой­чивых западных цивилизаций. Устойчивое социальное развитие также являете? целью практической работы в развивающихся странах.

> Критические замечания вызывает аксиома теории систем о фундаментальном зна­чении социального порядка, т. е. социальной структуры, способствующей стабиль­ности и неизменности отношений между людьми, группами и организациями в об­ществе.

> Развитие системы поддержки и социальных сетей — важная форма практическое реализации системных идей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Термин «системы», обозначающий наличие взаимосвязей и ресурсные особен­ности семей и групп, а также их эффективное функционирование. В отличие от клинической работы и консультирования в данном случае семья не рассматрива­ется через призму положительной или отрицательной роли в обеспечении здоро­вья и благосостояния отдельного пациента.

> Жизненные стрессогенные факторы — факторы, вызывающие стресс и обеспе­чивающие систему (индивида, семью, микросоциальную группу) энергией.

> Согласие, или адаптационное состояние между индивидами и их социальным ок­ружением.

> Формирование, сохранение и совершенствование социальных сетей и взаимной поддержки.

Общий теоретический контекст

Краткий обзор

Системные идеи, использующиеся в социальной работе, восходят к общей теории систем, которая возникла в 1940—1950-е гг. в рамках менеджмента и психологии. Ее подробное описание содержится в книге фон Берталанфи (1971). Концепция систем представляет собой биологическую теорию, согласно ко­торой любой организм представляет собой систему, состоящую из подсистем, и, в свою очередь, выступает частью суперсистемы. Таким образом, челове­ческий организм является частью общества и в то же время состоит, напри­мер, из системы кровообращения, клеток, которые созданы из атомов, также


состоящих из частиц. Помимо биологических систем системная теория приме­нима к социальным системам, таким, как группы, семьи и общества. Хэнсон (1995) утверждает, что значение теории систем состоит в том, что в ней рас­сматриваются «целостности», а не части человеческого и социального поведе­ния, как в других теориях.

Мэнкоск (1981) показывает, что истоки социологической теории систем можно обнаружить в социальном дарвинизме Г.Спенсера. Сипорин (1980) утверждает, что в ее основе лежат методы социологических исследований, разработанных в Англии в конце XIX в. (например, работа Бута и Раунтри), теория информации и идеи экологической школы Чикагской социологии 1930-х гг.

Основные понятия теории систем и их практическое применение

Для описания структуры систем используются следующие понятия:

границы системы, внутри которых обмен физической и психической энер­гией происходит в большей степени, чем за их пределами;

закрытые системы — системы, не обменивающиеся энергией с внешним миром, которые можно сравнить с вакуумной упаковкой или термосом;

открытые системы, обладающие проницаемостью границ для обмена энер­гией.

Следующие понятия характеризуют системные процессы и варианты воз­действия на них (Грейф и Линч, 1983):

ввод — энергия сквозь границы поступает в систему;

пропускная способность — энергия используется внутри системы;

вывод — энергия через границы выходит в окружающую среду и оказыва­ет на нее воздействие;

обратная петля — информация (энергия) попадает вновь в систему по­сле того, как она вышла в окружающую среду и обогатилась в результате произошедших изменений;

энтропия — система продолжает работать, пользуясь своей собственной энергией, и если не поступит новая информация (энергия) извне, сис­тема исчерпает себя и ее развитие остановится.

Приведем пример. Вы говорите мне что-то (ввод в мою систему). Это влияет на мое поведение (пропускная способность моей системы), оно меняется (вы­вод), и вы можете наблюдать эту трансформацию. Таким образом, вы получа­ете обратную связь, свидетельствующую о том, что я слышу и понимаю то, что вы говорите (обратная петля).

Состояние системы определяется пятью характеристиками. Среди них:

устойчивое состояние, когда система поддерживает сама себя, получая и
используя входящую информацию. Следовательно, в системах (индиви-


дах или социальных группах) могут происходить изменения, не затраги­вающие их фундаментальных характеристик;

гомеостаз, или равновесие, — способность системы сохранять свои осо­бенности, несмотря на то, что входящая информация вносит определен­ные изменения. Например, я могу питаться капустой, но никогда не ста­ну похожим на капусту. Я остаюсь самим собой, хотя капуста переварива­ется и дает мне энергию и питание. Вывод этой энергии частично проис­ходит через выделение тепла, физическую активность и дефекацию;

видоизменение — способность системы к усложнению, поскольку ее части видоизменяются с течением времени;

системная сложность — система представляет собой целое, которое боль­ше, чем сумма его частей;

взаимовлияние — если одна часть системы меняется, то изменение про­исходит и в других частях.

В результате взаимовлияния системы демонстрируют как равнофинальность (одинаковые результаты при разных условиях), так и многофинальность (схо­жие условия, но разные результаты), поскольку части системы взаимодей­ствуют по-разному. Данные понятия помогают описать сложность человече­ских взаимоотношений и причины различных последствий одних и тех же действий. Социальные системы обладают синергией, т.е. они могут вырабаты­вать свою собственную энергию, чтобы поддерживать себя. Поэтому челове­ческие существа, взаимодействуя в браке или в группе, зачастую стремятся к сохранению или развитию отношений, устанавливая тесные связи внутри груп­пы и укрепляя ее. Это является примером системной сложности, поскольку связи невозможны без взаимодействий внутри системы. В случае отсутствия синергии участники группы или супруги должны получать дополнительную энергию извне, иначе будет расти энтропия. Таким образом, синергия являет­ся противоположностью энтропии и иногда называется негэнтропией.

Пинкус и Минахан (1973) определяют три вида помогающих систем:

неформальные, или естественные, системы (семья, друзья, почтальон, сотрудники);

формальные системы (микросоциальные группы, профсоюзы);

социетальные системы (больницы, школы).

Анализ систем, предложенный этими авторами, оказал большое влияние на развитие практики социальной работы (см. табл. 7.1).

Эванс и Кирни (1996) выделяют семь ключевых принципов системного подхода к практике. Их работа посвящена применению основных положений системной теории в различных формах социальной работы. Авторы показыва­ют, как происходит включение социальный сетей и различных систем (целе­вой, воздействующей) в процесс социальной работы.

Согласно этой позиции, системные подходы обеспечивают последователь­ность практической работы; именно поэтому многие специалисты стараются

 

Таблица 7.1. Основные системы социальной работы (по Пинкусу и Минахану)

 

Система Описание Дополнительная информация
Система агентов изменений Социальные работники и организации, в которых они работают
Клиентская система Люди, группы, семьи, микросоциальные группы, которые обращаются за по­мощью и вступают во взаи­модействие с агентами из­менений Действительные клиенты — клиенты, выразившие готовность получить помощь и включившиеся в процесс. Потенциальные клиен­ты — клиенты, которых специа­лист стремится вовлечь в социаль­ную работу (например, правона­рушители, получившие условное наказание, или родители, обви­ненные в жестоком обращении с детьми)
Целевая система Люди, которых стараются изменить агенты изменений для достижения поставлен­ных целей Клиентская и целевая системы не обязательно совпадают
Воздействующая система 1_ Люди, с которыми взаимо­действуют агенты измене­ний для достижения по­ставленных целей Клиентская, целевая и воздейст­вующая системы не обязательно совпадают

объединить в своей деятельности разные подходы. Теория систем позволяет начать работу, исходя из определенного контекста, для которого характерны свои возможности и ограничения, цели, ролевые и властные полномочия, а также вероятные последствия и результаты. Например, цели, которые вы пре­следуете, и функции, которые вы выполняете при работе с семьей, в которой дети подвергаются жестокому обращению, отличаются от целей и функций, которые актуальны в работе с этой же семьей, но при терапии семейных отношений. В то же время проводимые мероприятия могут быть одними и теми же в обоих случаях. В данном случае важно разобраться, какие факторы вызы­вают проблемную ситуацию, и продумать, как защитить ребенка и наладить супружеские отношения.

Значение контекста работы тесно связано с осознанием ее последователь­ного характера. Контекст определяет цели и методы. Например, человек с ог­раниченными вотллохл\ос\->«ли пол^чаеч оч сониаз\\л\о\о раЬсгттоьа. в ос­новном практическую помощь, однако если у клиента есть семейные пробле­мы, оказание социальных услуг может осложниться. Таким образом, чтобы обеспечить полноценную помощь в ситуации, в которой находится клиент, необходимо отреагировать на обе проблемные стороны.

На принципах последовательности и контекста в определенной степени

основан позитивный подход. Так, социальная работа в клиническом отделении

строгого режима с правонарушителей, имелошуил нарушения психического

, малоэффективна. Однако мероприятия, направленные л


ние образовательного уровня, развитие навыков межличностного общения, возобновление отношений с семьей помогут достичь положительного резуль­тата, даже если не приведут к выписке пациента. Определение поведенческих моделей помогает обнаружить позитивные возможности, в которых по поведе­нию, демонстрируемому в одной социальной системе, можно предсказать варианты его проявления в другой системе. Это также позволяет выявить, ка­кие изменения необходимо внести. Например, сложности в отношениях с со­седями могут проявиться во время занятий в группе дневного стационара или в других социальных ситуациях. Поэтому, определив эти модели, социальный работник может направить свои воздействия на те или иные отношенческие и поведенческие проблемы.

В системной теории подчеркивается значение процесса, т. е. того, что и как происходит в отношениях и взаимодействиях с точки зрения их содержания и результатов. Социальный работник может выявить положительные навыки и отношения в какой-то одной сфере и попытаться перенести их в проблемные ситуации. Это также помогает определить, как системы, пересекаясь, про­ецируют проблемы на новую сферу жизни. Например, при не очень хороших отношениях в семье родители в меньшей степени могут помочь ребенку пре­одолеть трудности в школе.

Работа с окружением имеет ряд преимуществ по сравнению с системной теорией. Здесь подчеркивается, каким образом опосредованная работа с дру­гими службами, семьями, социальным окружением влияет на клиентов.

Совместная работа также является одним из принципов системной тео­рии, поскольку в функции социального работника входит взаимодействие с клиентами, коллегами и другими службами.

Афертон (1989), описывая возможности использования системной теории в работе стационарных учреждений, показывает, что люди строят отношения друг с другом не просто как независимые индивиды; они находятся в опреде­ленных социальных ситуациях. Поскольку сотрудники и клиенты стационар­ных учреждений общаются и взаимодействуют как внутри, так и вне стацио­наров, крайне сложно понять, как эффективно работать в таком окружении. Понятие границы в системной теории связано с частными вопросами и отно­шениями внутри стационарного учреждения или в рамках общения самих кли­ентов. Схожим образом понятие «обратная петля» применяется для анализа соотношения различных факторов в создании ситуации, с которой приходит­ся работать специалистам. Кроме того, в теории систем подчеркивается значе­ние текущей коммуникации между людьми в стационарном учреждении, кото­рая используется для объяснения ситуационных проблем, а также для оказа­ния воздействия. Все это позволяет избежать сложностей, возникающих, как правило, при проработке причин проблем, находящихся в прошлом.

Стационары — это учреждения, в которых люди живут вместе. Это означа­ет, что стационарные учреждения являются саморегулирующимися системами. Преимущество таких систем — безопасность, однако вместо того, чтобы стре­миться изучить и понять, каким образом можно развить навыки и способ­ность жить более полноценной жизнью, зачастую персонал и сами клиенты занимаются контролем за происходящими событиями. Это осуществляется с помощью введения норм, определяющих, как все должно происходить. Лю­бой риск снижается путем уменьшения вероятности неожиданных событий,


негативно влияющих на их ход в стационарных учреждениях. Таким образом, вместо устойчивого состояния, открытого к переменам, в стационарах стре­мятся установить гомеостаз и равновесие, направленное на преодоление внеш­них воздействий или других факторов, которые могут нарушить спокойную динамику.

Афертон стремится к развитию практических технологий, которые смогли бы помочь в установлении более открытых и гибких отношений клиентов и стационарных отделений с окружающим миром. Данная концепция представ­ляет собой пример прикладного применения системной теории для анализа комплексных взаимодействий и содержит описание практических методов социальной работы.

Области пересечения

Системная теория оказала большое влияние на социальную работу в 1970-е гг. С тех пор она является предметом споров. В социальной работе используются две формы системной теории:

■ общая теория систем;

■ экосистемная теория.

Хирн (1958, 1969) был одним из первых авторов, разработавших програм­му использования системной теории в области социальной работы. Практи­ческий анализ этой теории изложен в исследованиях Гольдштейна и Пинкуса (Гольдштейн, 1973; Пинкус и Минахан, 1973). В Великобритании они стали известны благодаря их переработкам, сделанными Викери (1974; Спечт и Ви-кери, 1977) и Ульсоном (1978). Последовавшие за этим работы Сипорина (1975), а также Джемейн и Гиттермана (1980; Джемейн, 1979а), посвященные экосистемной теории, были опубликованы в США. Браун (1993) показывает, каким образом концепция границ и окружающей среды нашла применение в групповой работе. Эллиот (1993) считает, что системная теория может быть объединена с теорией социального развития (см. гл. 9) в целях применения последней в социальной работе индустриально развитых стран. Кабадаки (1995) показывает, каким образом изменения различных общественных структур со­относятся с развитием социальной работы.

Значение системной теории

Теория систем является одним из теоретических подходов, разработанных в качестве альтернативы психодинамической теории в 1970-е гг. Социологизм этой теории противостоит отсутствию в психодинамике адекватной трактовки понятия «социальное» в социальной работе. Кроме того, системная теория развивалась в то время, когда различные узкоспециализированные направле­ния социальной работы стали рассматриваться как элементы единой профес­сии. В США и Великобритании в 1950—1960-е гг. произошло слияние профес­сиональных организаций социальных работников. В Великобритании были


проведены централизация и реорганизация государственных агентств на мес­тах. Акцент в теории систем на целостности (Хэнсон, 1995) оказал огромное влияние на развитие социальной работы. Роберте (1990) считает эту теорию одним из интегральных концептуальных каркасов, появившихся впоследствии в социальной работе. Такие влиятельные теоретики, как Пинкус и Минахан (1974), а также Гольдштейн (1973) рассматривали свои концепции как «ин­тегральные» и «единые». Другой важной особенностью стало применение этой теории в семейной терапии, которая также получила значительное развитие в социальной работе в середине 1970-х гг. В данном случае системная теория является основной перспективой, поскольку она объясняет взаимодействие и взаимовлияние между членами семьи. Метод анализа групповых взаимоотно­шений также оказался полезным для работы в стационарных учреждениях (Пэйн, 1977; Афертон, 1989).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...