Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Попытайтесь проанализировать 2 глава




новорожденный - 1-10 дней;

грудной возраст - 10 дней - 1 год;

раннее детство - 1-3 года;

первое детство - 4-7 лет;

второе детство - 8-12 лет мальчики и 8-11 лет девочки;

подростковый возраст- 13-16 лет мальчики и 12-15 лет девочки;

юношеский возраст - 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки.

Периодизация70-80-х гг. с учетом акселерации в развитии личности (1; 7; 14; 20; 59; 83; 122):

новорожденный - до 10 дней;

младенческий - до 1 года;

дошкольный: ранний - 1-3 года, преддошкольный - 5 лет,

дошкольный - 5-6 (7) лет;

младший школьный - 7-11 лет (обучение в 1-3 классах) -

девочки 6-7 - 11 лет, мальчики 6-7 - 12 лет;

подростковый – 11-12 - 15-16 лет (обучение в 5 - 8/9 классах) -

девочки 11-15 лет, мальчики 12-16 лет;

юношеский – 15-16 - 20-21 лет (обучение в старших классах) -

девушки 15-20 лет, юноши 16-21 лет.

Л.С.ВЫГОТСКИЙ, 20 -е годы (21 с. 256):

кризис новорожденности;

младенческий возраст - 2 мес. - 1 год; кризис 1 года;

раннее детство - 1-3 года; кризис 3-х лет;

дошкольный возраст - 7 лет; кризис 7 лет;

школьный возраст - 8-12 лет; кризис 13 лет;

пубертатный возраст - 14-18 лет; кризис выпускника школы.

__________________________________________________________________

Проблемныевопросы

Чем, на Ваш взгляд, отличаются предложенные Вам периодизации возрастного развития личности?

Какие другие периодизации развития личности Вам известны?

Какая из предложенных в данном пособии периодизаций, на Ваш взгляд, может быть принята в практике воспитательной работы Вашей школы? Почему?

3. При анализе данной проблемы возникает вопрос: Почемунеобходимоизучатьвозрастныеособенностиразвитияличности, еслимызнаем, чтоееведущаяхарактеристика - индивидуальность? Несчитаетели Вы, что,организуявоспитательно - образовательныйпроцессв школе с позиции возрастного подхода, педагог не может учитывать индивидуальные особенности личности?

Какая из приведенных ниже точек зрения (гипотез) является, на Ваш взгляд, более обоснованной и может быть ответом на поставленный вопрос?

ГИПОТЕЗА 1: Развитие личности понимается прежде всего как развитие ее индивидуальности, которая выступает как следствие:

во - первых, природных индивидуальных различий (тип ВНД, типологических свойств и состояний личности);

во - вторых, индивидуальных вариантов условий жизнедеятельности и воспитания;

в-третьих, деление на возрастные периоды является условным, так как наблюдается большая вариативность в индивидуальном развитии личности;

в - четвертых, до настоящего времени нет четкой и единой периодизации возрастного развития.

Делается ВЫВОД: нет оснований для построения моделей возрастного развития, так как индивидуальные различия перекрывают их, потому в воспитании детей следует изучать только индивидуальность каждой личности.

ГИПОТЕЗА 2: Воспитательно-образовательный процесс в школе должен строиться прежде всего с учётом возрастных особенностей развития ребенка и подготавливать их "переход" на следующую ступень его личностного развития. Представители этой точки зрения считают, что можно выделить несколько общих закономерностей, характерных для индивидуального развития (1; 14; 59; 83; 85; 94; 104; 105; 114; 116), что дает основание размышлять о построении модели возрастного развития:

во - первых, учитываются параметры физическогоразвития. Для детей одного возраста характерны одни и те же характеристики, проявление и становление которых закономерно обусловлено всем ходом естественного развития физиологических процессов в организме ребенка;

во - вторых, психические новообразования, которые в каждом возрасте проявляются как типичные формы поведения личности, ее отношений с окружающим миром, также являются результатом социальной ситуации развития ребенка; каждая личность в процессе своего развития "проходит" последовательно все возрастные этапы и если мы видим, что типичные для данного возраста психические новообразования не проявляются, то фиксируем некоторые деформации в психическом и социальном развитии данной личности;

в - третьих, для каждого возраста можно наблюдать ведущиепротиворечия в развитии личности;

в - четвертых, детей одной возрастной группы привлекает тот или иной виддеятельности - игра, учеба, общение, который становится ведущим, в котором удовлетворяются их ведущие потребности и происходит их дальнейшее развитие;

в - пятых, детей каждой возрастной группы в целом объединяет и общность социальнойситуации их развития, которая, как мы выяснили ранее, выступает как совокупность внешних и внутренних условий развития.

Делается ВЫВОД: возрастная модель развития личности отражает наиболее существенныехарактеристикивозраста, объясняет причины их возникновения, обосновывает условия их формирования, показывает связь с предыдущим и последующим этапами развития личности, а потому модель развития личности, которая разрабатывается в психолого-педагогических науках, должна восприниматься нами каквариантобъективноВОЗМОЖНОГОНЕОБХОДИМОГО) развития, так как:

- в каждой модели возрастного развития отражены наиболее типичные, наиболее характерные физические, психические и социальные особенности возраста, которые проявляютсякак норма, к а к образецразвития, общие черты которого в той или иной форме свойственны каждому ребенку;

- возрастная модель развития личности отражает связь, последовательность этаповразвития, что дает возможность узнать о ведущих тенденциях развития личности. Это позволяет видеть перспективу развития личности, ориентироваться на формирование тех черт и качеств, которым принадлежит будущее в развитии на следующем этапе, что позволяет воспитателю создавать наиболее благоприятные условия, обусловливающие закономерный переход к следующей стадии;

- знание наиболее типичных черт и характеристик, составляющих норму возрастного развития применительно к каждой конкретной личности, позволяет выявить уровеньеё индивидуального развития. Так, если у того или иного ребенка формирование психических новообразований и, связанных с ними личностных качеств происходит иначе, можно говорить об отклонениях в развитии - опережении или задержке в развитии этих черт и характеристик;

- знание возрастной модели развития личности позволяет увидеть трудности, проблемы и противоречия, типичныеконфликты вразвитии, которые ещетолькомогутвызревать, так как обусловлены трудностями данного периода в жизнедеятельности ребенка (например, кризисные периоды и др.). Предвидеть - значит просто знать, что ожидает ребенка в будущем и готовить его к восприятию тех проблем, которые обусловлены естественным процессом его саморазвития; это значит создавать условия, которые помогут в определенной степени сгладить переживание ребенком трудностей и проблем его возрастного развития, устранить конфликты в общении со сверстниками и взрослыми;

- модель развития личности, определяя "норму" в проявлении ведущих характеристик, позволяет взрослому определить мерувозможностей детей разного возраста, что обусловливаетизменения в общении взрослых и детей, позволяет взрослому предъявлять в каждом возрасте наиболееоптимальныетребования, менятьстиль итактикуобщения.

__________________________________________________________________

Проблемныевопросы

Какая из данных точек зрения (гипотез) является, на Ваш взгляд, более обоснованной и может быть ответом на поставленный вопрос: Почемунужноизучатьвозрастныеособенностиразвитияличности? В каком соотношении, на Ваш взгляд, находятся возрастной и индивидуальный подходы в развитии личности?

_____________________________________________________________________________________________

 

Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

1. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ

 

1.1. Дошкольное детство как начальный этап развития личности…. 15

1.2. Показатели готовности ребенка к успешному переходу

на следующую ступень развития………………………………… 17

1.3.Психические новообразования в дошкольном детстве и

условия их успешного становления и развития………………… 20

 

1.1. Дошкольное детство - важнейший этап в развитии личности. Считается, что именно в этот период жизни закладываются основные характеристики, которые на последующих этапах возрастного развития становятся устойчивыми чертами характера, на ихоснове вызревают ведущие потребности и психические новообразования и младшего школьника, и подростка. По мнению многих психологов (Л.С. Выготский, Л.А. Люблинская, Э. Берн, М. Эриксон и многие другие), именно в этот период жизни закладываются такие личностно и общественно значимые качества, как доброжелательность, оптимизм, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, нравственные представления о стереотипах взрослого поведения, общая направленность личности и т.п.

В школу приходит ребенок с некоторыми уже сформировавшимися характеристиками личности - интеллектуальными, нравственными, эстетическими вкусами и интересами, жизненными представлениями и стереотипами. И не всегда эти личностные характеристики помогают овладению новым видом деятельности - учебной - и новой социальной позицией - позициейученика. Исследования психологов выявили разные уровни готовности дошкольников к обучению в школе, что по-разному определяет их дальнейший путь развития. И школьному учителю, как показывает Ваш опыт, нередко приходится прежде всего обращать внимание на формирование тех черт и характеристик, психологического состояния ребенка, которое называется ГОТОВНОСТЬЮКШКОЛЕ.

Дифференцированное обучение, получившее в настоящее время широкое распространение в массовой практике, во многом помогает решать эту проблему. Учитывая уровень готовности личности к школе, помочь каждому ученику максимально развить его интеллектуальный и духовный потенциал - главная задача дифференцированного подхода к обучению.

Дошкольный период развития осуществляется в семье и в детском саду, однако сегодня при многих общеобразовательных школах и гимназиях, городских и районных Центрах детства и Домах культуры организуются " воскресныешколы " длямалышей. Уже сегодня существуют одно-, двух- и трехгодичные "школы" для малышей четырех-шести лет, где опытные педагоги организуют образовательный процесс, пытаясь восполнить пробелы семейного и детсадовского воспитания в интеллектуальном, физическом, эстетическом и нравственном развитии малышей. Известен опытобщеобразовательныхшкол, где учителя начальных классов занимаются развитием своих будущих учеников в условиях "воскресной школы", выявляют особенности интеллектуального развития детей и на этой основе комплектуют классы.

Анализ многочисленных "школ" для малышей показывает, что на сегодняшний день нетЕДИНЫХ программ да и перечень самих учебных предметов (видовпознавательнойдеятельности), которые предлагаются детям, во всех "школах" разный. По-разному формулируются и задачи развития личности - одни обращают внимание на общее развитие ребенка, другие обеспокоены только подготовкой к школе (в основном интеллектуальной).

Какой быть «школе» для дошкольника? Чему его необходимо учить

до школы? Каким должен быть необходимый (разумный) перечень

«предметов» (видов познавательной деятельности) для детей?

Мы не считаем, что все эти "школы" должны иметь стандартные программы и работать по единому плану, так как работа с малышами, как известно, во многом зависит от ситуации и настроения малыша, уровня сформированности его познавательных процессов: речи, памяти, ощущений, восприятия, мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать). Да и название "учебных предметов" носит условный характер, так как на каждом занятии педагог вполне может развивать многие способности и стороны личности ребенка. Все зависит и от уровняквалификациипреподавателя, и видения им возможностей каждого вида познавательной деятельности в целях ОБЩЕГО и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО развития ребенка.

 

1.2. Однако многообразие подходов в организации образовательного процесса для дошкольников неисключает необходимости ориентироваться на конкретно сформулированные ПОКАЗАТЕЛИ готовности ребёнка к школе (18;19;27;28;30;31;36;43;62;65;70;79;81;84;88;93;106;112). Данные показатели выступают как ориентиры для выстраивания модели образовательного процесса, дают возможность оценитьполноту и целесообразность каждого вида деятельности, который предлагается ребенку в условиях данной "школы". Данные показатели отражают такое состояние физического, психического и социального развития ребенка, которое он ДОЛЖЕН ДОСТИЧЬ, благодаря усилиям образовательнойсреды, которая создается в "школе", семье, детском саду при условиисобственнойактивности самого ребенка.

Поскольку на процесс развития ребенка оказывают влияния многие факторы, то и уровень достижений у каждого ребенка будет иным. Образовательный процесс, который создается в условиях "воскресных школ" - это попытка, усилияпедагогов создать РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ, восполнить те пробелы в развитии дошкольника, которые не всегда удается избежать в повседневном общении и игровой деятельности ребенка и взрослого (как в условиях семьи, так и в детском саду).

Понятие «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ» включает в себя и общеобразовательный компонент, и социальный, и психический, и интеллектуальный, причем все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Данное понятие предполагает сформированность таких черт и характеристик, которые позволяют ребенку поднятьсянановуюступеньразвития. Три последующих этапа развития, как известно, протекают в условиях школы, а потому готовность к школе, во - первых, означает готовность ребенка принятьновыйсоциальныйстатусУЧЕНИКА, который даетемувозможностьпо - новомуощутитьсебя и своеположение, что дает толчок развитию таких личностных качеств, как ответственность, заботливость, потребность в самоутверждении, мотивов достижения и успеха. Во - вторых, термин "готовность к школе" предполагает такое физическое, психическое и социальное состояние личности, которое позволитейовладетьновымвидомдеятельности - УЧЕБНОЙ, которая должна теперь стать для нее ведущей, только при этом условии возможно дальнейшее развитие ребенка.

На основе многочисленных исследований психологов мы попытались составить ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ребенка с позиции его готовности к школе (к моменту поступления в школу).

Сформированность данных черт и характеристик определяет успешность перехода ребенка на новую ступень его личностного развития. Психолого-педагогическая характеристика содержит показатели социальной, психологической, интеллектуальной и двигательной готовности. Рассмотрим каждый компонент отдельно.

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ дают возможность оценить уровень сформированности мотивации и принятие новой для ребенка социальной позиции и деятельности.

1. Внутренняяпозиция дошкольника при поступлении в школу проявляется:

- в стремлении стать школьником;

- в проявлении интереса к школьной жизни, школе;

- в желании выполнять правила и обязанности школьника.

2. Познавательнаямотивация проявляется как:

- интерес к знаниям;

- желание учиться;

- осознание важности учебы (т. е. желание идти в школу основано не на внешних атрибутах, а на понимании познавательного значения школьной учебы);

- умение принимать школьные задания, т. е. выделять в учебных заданиях не их внешнюю (сюжетную или игровую) форму, а то, чему нужно научиться.

3. Коммуникативнаясторона в развитии личности дошкольника играет важное значение в овладении новой социальной ролью ученика и проявляется как:

- потребность в общении со сверстниками;

- умение подчинять свое поведение законам детских групп;

- способность принимать роль ученика, т. е. выполнять правила и обязанности школьника;

- умение слушать и выполнять требования взрослых и сверстников, обусловленные ролью ученика.

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

дошкольника проявляются в характеристиках развития эмоциональной и волевой сторон его личности.

1. Эмоциональнаяготовность проявляется как:

- ослабление непосредственных, импульсивных реакций на внешние требования и замечания, высказанные взрослым и сверстниками;

- уравновешенность эмоциональных состояний и настроений;

- способность анализировать и давать оценку своим поступкам и настроениям (естественно, в той форме и на том уровне, который характерен для нравственного и интеллектуального развития ребенка-дошкольника).

2. Волевыехарактеристики состояния готовности к школе проявляются в произвольности поведения личности:

- сознательно подчинять свои действия правилу;

- ориентироваться на заданную систему требований;

- внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предъявляемые в устной форме;

- самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу (сосредоточенность, самоконтроль, произвольные движения);

- умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ проявляется в наличии у ребенка более высокого уровня психического развития, который обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления и даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи во внутреннемплане. Интеллектуальное развитие дошкольника - это период наглядно - образного мышления, когда начинают проявляться некоторые формы абстрактного мышления. ПОКАЗАТЕЛЯМИ интеллектуальной готовности являются:

- богатый словарный запас;

- умение свободно пересказывать и выражать свои мысли;

- выделять главное в предметах окружающего мира;

- умение рассуждать;

- способность концентрировать и распределять внимание;

- способность устанавливать связи между явлениями и событиями;

- умение воспроизвести образец;

- возможность логического запоминания;

- умение выделять фигуру из множества других;

- речевая память;

- умение соотносить звуковой и зрительный ряды;

- способность к различению звуков, зрительных изображений;

- способность к зрительному запоминанию;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- способность к обобщению и классификации;

- развитое воображение;

- оперировать понятиями "больше-меньше";

- иметь представление о числе, звуке, цвете;

- уметь решать несложные задачи и др.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ характеризует уровень физического развития личности, который проявляется:

- в развитии мелких движений (моторики) и их координации;

- в координации движений руки и глаза (зрительной и двигательной активности).

Каждый возраст привносит что-то новое в физический, психический и социальный облик ребенка. Названные выше показатели готовности дошкольника к выполнению новых обязанностей и нового вида деятельности обеспечиваютуспешный " старт " школьнойжизни. А потому вся инновационная деятельность педагогических коллективов должна быть направлена на развитие и совершенствование этих личностных характеристик, так как именно наих основевызреваютпсихологическиеновообразования следующего этапа в развитии личности, именно сформированность данных черт и умений обеспечивает дошкольнику бесконфликтный переход в новую возрастную группу.

Однако опыт показывает, что употребление терминов "обучение", "урок", "познавательная деятельность" и др. применительно к воспитанию дошкольника до сих пор вызывает у многих родителей иронию или протест, что, безусловно, мешает созданию полноценной системы воспитания и обучения дошкольников. Зарубежный опыт и опытно-экспериментальные исследования в нашей стране (Д.Б.ЭЛЬКОНИН, В.В.ДАВЫДОВ, Л.А.ВЕНГЕР) еще в 70-е годы доказали целесообразность и нужность данного направления в системе образования.

Известный грузинский педагог Ш.А.АМОНАШВИЛИ писал, что «детство должно быть умным» (4).

Трудно с этим не согласиться. Обеспечить ребенку умное детство - это совсем не значит "засадить" его за парту и учить тому, чему учат уже в начальной школе. Исследования и отечественных, и зарубежных психологов и педагогов показывают специфику организации образовательного процесса какпоформе, так и посодержанию. И совсем неважно, где этот процесс будет организован - в подготовительной группе детского сада, в семье, "воскресной школе" при общеобразовательной школе или это будут специальные "школы" ("Радость", "Гармония", "Семицветик" и т. п.). Исследования психологов и педагогов показывают, что период дошкольного детства - это период его особойчувствительности к разным воздействиям мира, проявления его интереса к тому, что его окружает. Не случайно в этом возрасте ребенок задает много вопросов и сам пытается дать на них ответ. Задача воспитателя - поддержать детское любопытство и любознательность, так как на их основе совершенно естественно формируется познавательныйинтерес, который, как известно, является ведущим мотивом учебной деятельности школьника.

 

1.3. Полноценность развития дошкольника определяется показателями, которые характеризуют социальный, психологический, интеллектуальный и двигательный аспекты проявления личности. Все эти характеристики, как показывают исследования, могут быть сформированы только на базе основного психического новообразования дошкольного детства – умения играть: играть в сюжетно-ролевые игры (игры с правилами). Игра для дошкольника - зона актуального развития. Это то, что он умеет делать сейчас и самостоятельно (что, конечно, не исключает педагогического влияния со стороны воспитателя, привнесения в его маленький опыт осмысленности и целенаправленности действий).

Учебная деятельность для дошкольника - это зона ближайшего развития (21), ребенку еще предстоит овладеть этим видом деятельности, взрослый может стать ему в этом помощником. Потребность в учебной деятельности может проявиться у ребенка приусловии, когда игровая деятельность исчерпает себя в удовлетворении возрастающих интересов, способностей и умений личности, когда потребность в самоутверждении (самоактуализации) может проявиться только в новых условиях (видах деятельности). Игра должна исчерпать себя каквиддеятельности, который теперь является для ребенка слишкомпростым и непозволяет реализовать возросший уровень его умений и навыков. Таким образом, игровая деятельность в образовательном процессе остается ведущей, и на ее основе строится модель всех воспитательных влияний.

Переходным вариантом от зоныактуальногоразвития дошкольника к зонеегоближайшегоразвития является ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, которая сохраняетвсеусловияигровой деятельности, НО позволяет приобщать ребенка к новым знаниям, развивать новые интеллектуальные умения, формировать потребность в этих умениях и многое другое. В данном пособии нет необходимости пересказывать все то, что уже известно о данном виде игр и описывать их содержание. При желании ВЫ легко можете найти соответствующую методическую литературу. Но стоит еще раз повторить утверждения психологов, имеющиепринципиально важное значение для организации образовательного процесса для дошкольника: важнейшая предпосылка готовности ребенка к школе - это исчерпанность предыдущегопериодаразвития, ребенок долженуметьИГРАТЬ, игра как вид деятельности является ВЕДУЩИМ условиемегоразвития (21).

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Каким, на Ваш взгляд, должен быть образовательный процесс с детьми дошкольного возраста? Каковы особенности его организации?

 

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

2.1. Постановка проблемы……………………………………… 22

2.2. Социальная ситуация развития личности младшего

школьника. ………………………………………..………… 22

2.3. Психическое новообразование возраста – развитие

произвольных форм поведения…………………………….. 23

2.4. Личностное развитие младшего школьника

в теории Н.И.Непомнящей…………………………………. 26

2.5. Авторитет учителя - ведущее условие личностного

развития младшего школьника…………………………….. 31

2.1. При знакомстве с процессом развития личности младшего школьного возраста возникают вопросы:

Какие изменения происходят в развитии личности? Какие

психические новообразования вызревают в этот период развития?

Какие проблемы необходимо решать? C какими трудностями

сталкивается ребёнок в данный период своей жизни? На решение

каких проблем должны быть направлены усилия педагогического

коллектива школы? Чем конкретно может помочь развитию

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...